Автор: Лежанская Ольга Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №64 Населённый пункт: г. Белгород Наименование материала: статья Тема: Развитие речи дошкольников в игровой деятельности Раздел: дошкольное образование
Развитие речи дошкольников в игровой деятельности
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных
задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической
ситуации
за
последние
несколько
лет
свидетельствуют
о
ежегодном
увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с
этим
перед
педагогами
дошкольных
образовательных
учреждений
встал
вопрос
создания
оптимальных
психолого-педагогических
условий
для
полноценного речевого развития детей.
Решение
поставленных
задач
осуществляется
через
различные
мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников
педагогического процесса едина - поиск эффективных приемов повышения
качества
речевого
развития
детей.
Согласованность
в
действиях
воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и
эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным
учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Оснащение
группы
наглядным,
игровым
и
демонстрационным
материалом, обеспечивает более высокий уровень познавательного развития
детей и провоцирующий речевую активность. «В пустых стенах ребенок не
заговорит»…- писала Е.И. Тихеева.
В группе накоплен и систематизирован разнообразный практический
материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения
артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для
развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для
обогащения
словарного
запаса,
формирования
грамматического
строя,
связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.
Организация
работы
с
родителями,
направленная
на
формирование
правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым
условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение
педагогической
компетентности
родителей
в
вопросах
речевого
развития
ребенка может осуществляться через:
1. оформление информационного стенда для родителей;
2. консультации;
3. проведение конкурсов;
4. индивидуальные беседы с родителями;
5. мастер-классы;
6. показ открытых занятий по развитию речи и т.д.
Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре.
Игра
успокаивает,
лечит,
а
в
моем
случае
стимулирует
речь
детей.
В
обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они
строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия,
слова-признаки и т. д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок
рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет.Играющий
ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один,
манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская,
С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин считают игру ведущей деятельностью в
дошкольном
возрасте,
благодаря
которой
в
психике
ребенка
происходят
значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход
к новой, высшей стадии развития.
Именно
в
процессе
игры
как
ведущей
деятельности
возникают
основные
психические
новообразования
данного
возраста.
Из
своего
игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со
словом.Из
этого
вытекает,
как
важно
в
интересах
стимулирования
деятельности
детей
и
развития
их
языка
продуманно
организовать
их
игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы,
игрушки,
которые
будут
питать
эту
деятельность
и
на
основе
ею
обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.
Нет
ни
одной
игры,
которая
выдвигала
бы
столько
поводов
для
проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла - человек, член коллектива
маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь - игру в
слове.
Играя
в
куклы,
обслуживая
их,
дети
приобретают
ряд
навыков,
связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее
близкой и понятной.
Особого внимания к себе требуют подвижные игры. Разъяснение детям
правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения - уже
путь к развитию их языка. Надо отметить те игры, в которые включен
литературный
текст,
стишок,
предписывающий
то
или
другое
игровое
действие («У медведя во бору», «Лохматый пес» и др.). В течение игры стихи
прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются
много
раз.
Не
удивительно,
что
дети
быстро
запоминают
текст
стихотворения.
Преимущество
игры
перед
любой
другой
детской
деятельностью
заключается
в
том,
что
в
ней
ребенок
сам,
добровольно
подчиняется
определенным
правилам,
причем
именно
выполнение
правил
доставляет
максимальное удовольствие. Это делает поведение ребенка осмысленным и
осознанным.
Поэтому
игра
-
это
практически
единственная
область,
где
дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность и как
следствие, развить речь.
Подводя
итоги,
можно
сделать
вывод,
что
использование
игровых
технологий
в
педагогическом
процессе
дошкольного
образовательного
учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и
позволяет осуществлять текущую коррекцию речи дошкольников.