УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ "ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ "ЛЕКСИКА" 5 КЛАСС
Автор: Затонская Ирина Михайловна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ "Крепинская СШ" Населённый пункт: посёлок Крепинский Калачёвского района Волгоградской области Наименование материала: Конспект урока Тема: УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ "ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ "ЛЕКСИКА" 5 КЛАСС Раздел: полное образование
УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ
Тип урока: обобщающе-повторительный урок
Цели:
систематизировать знания по теме «Лексика»: повторить понятие о
лексике, как разделе науки о языке, с основными понятиями лексики
(лексика,
лексикон,
лексическое
значение,
однозначные
и
многозначные слова, прямое и переносное значение слов, синонимы,
омонимы, антонимы);
формировать
умение
определять
лексическое
значение
слов;
совершенствовать навыки работы со словарями;
воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию
словарного запаса русского языка.
Оборудование: красочно оформленная карта страны Лексика ,
мультимедийная презентация в программе Power Point.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
2.
Введение в тему урока.
- Сегодня у нас необычный урок, сегодня мы отправимся с вами в трудное,
но увлекательное путешествие. Задача нашего путешествия – побывать в
стране, о которой мы говорили на предыдущих уроках. Эта страна
называется Лексика .
(На доске карта-путеводитель страны ЛЕКСИКА, на ней указан наш
маршрут.)
Зеленый и таинственный
Средь моря остров спит.
И надо нам единственный
Путь выбрать, что лежит
Через моря Познания
На горы Мастерства,
Минуя очень топкие
Опасные места.
В стране далекой Лексике
Ищите те пути,
Которые вас к знаниям
Помогут привести
1
На доске карта-путеводитель, на ней указан наш маршрут. Но прежде чем
вы займёте места в воображаемом корабле, я познакомлю вас с некоторыми
правилами, которые надо выполнять. Вы должны быть дружными,
сообразительными, наблюдательными и быстро выполнять все задания.
Компасом будут служить ваши знания. Итак, в путь!
3.
Эвристическая беседа.
- Ребята, а вы помните, почему страна, куда мы отправляемся, называется
Лексикой? (Лексика(греч) – «лексис»- слова, выражения, оборот, относящий
ся к слову.)
Слайд 3. Лексика и лексикон.
Определение терминов « Лексика» и « лексикон».
-Что такое лексика? Что называется лексиконом? Как называется наука,
которая изучает лексику?
Русский язык очень богат словами, грамматическими формами для
выражения мыслей и их оттенков.
- Как вы думаете, сколько всего слов существует в русском языке?
(Количество слов в русском языке постоянно изменяется, поэтому назвать
точное число слов невозможно.)
- А сколько из них употребляет в своей речи человек? Каков объём его
лексикона? Лингвисты предполагают, что слов в языке около 1 миллиона. И
ведь это только предположение, так как сосчитать абсолютно все слова
современного русского языка никто не может – ни учёные, ни самый мощный
компьютер.
Слайд 4. «Возьмите на заметку»
И всё же некоторые цифры существуют. По подсчётам учёных, словарный
запас обычного человека составляет в среднем 3 тыс. слов, учёный-филолог
владеет 11 тыс. слов, а вот «Словарь языка Пушкина» содержит в себе 24 тыс.
слов.
- Где «собраны» все слова? (В словарях)
- Какие вы знаете словари? ( 1.Толковый словарь. 2. Орфографический
иностранных слов. 6. Фразеологический словарь )
- А какие толковые словари вам известны? Слайд 5.
Они есть во всех библиотеках. В словарях отражается богатство русского
языка, но оно создаётся не только большим количеством слов, а ещё и тем,
что в русском языке есть многозначные слова, слова с переносным
значением, слова, близкие по значению.
4. Создание проблемной ситуации.
- Чем же отличаются слова друг от друга? ( Слова отличаются лексическим
значением, о нём мы узнаём в толковом словаре.)
Слайд 6. Лексическое значение слова.
- Поскольку мы сегодня с вами путешествуем, попробуем определить
значение слова «путешественник» по толковому словарю. (Человек,
который путешествует.)
Задание : По лексическому значению определите, какое это слово.
Слайд 7 . (Диалог, библиотека, фонетика)
- Всем словам русского языка находится своё место в огромной стране,
название которой Лексика. Как и на любой другой карте, здесь есть
территориальное деление, и сегодня исследуем эти территории.
5. Игра с учащимися.
- Воды Великого океана омывают нашу страну, достичь её берегов можно
только морским путём. Мы приближаемся к бухте Однозначные и
Многозначные Слова.
Задание 1. Слайд 8
-Посмотрите на этикартинки.Каких животных вы видите? ( Жираф, тигр,
слон, лев)
- Есть ли среди этих слов многозначные? (Нет)
-Какие слова называются однозначными?
Слайды 9- 15. Задание «Угадай словечко » ( Игла, звезда, кнопка,
полотно). Запись словосочетаний в тетрадь. (Иголка для шитья, сосновая
иголка, иголки у ежа и т.д.)
- Какие же слова называются однозначными, а какие - многозначными?
Слайды 14- 16. Задание: Прочитайте выразительно, определите
многозначные слова. ( Тройка, колокольчик)
Задание 2.
- И вот перед нами земля. Слайд 17.
- Прочитайте предложения, определите, сколько значений у слова «земля».
А) После второго удара богатырь ушёл в землю по пояс. (Почва)
Б) Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. (Суша)
В) Земля совершает вращения вокруг Солнца. (Планета)
Г) За землю родную сложил голову буйную . ( Страна)
ФИЗМИНУТКА
Задание 3.
- Вот побывали мы с вами в бухте Многозначной . А теперь новое испытание.
Совершим путешествие по одному из островов.
Задание 4.
- Мы приплыли в следующую бухту. Слайд 18.
Записываем в тетрадь:
1.Языку учиться - всегда пригодится.
2.Чтобы не сказать лишнего, нужно прикусить язык.
3.Я больно прикусила язык.
4. Так вкусно, что язык проглотишь.
- В каком значении употребляется слово «язык» в 3-ем предложении? (В
прямом значении). А в 1-ом , 2-ом и 4-ом предложениях? ( В переносном
значении. Это слово многозначное.)
- Значит, мы в бухте Прямое и Переносное Значение слов.
- Что же такое прямое значение слова? ( Это основное лексическое значение
слова.)
-А переносное значение? (Это вторичное значение слова)
- Что даёт нам знание многозначных и однозначных слов, прямого и
переносного значения? ( Употребляя слова в различных значениях, мы
получаем возможность сделать нашу речь выразительной, красочной.)
- Какое определение существует для таких слов в литературе? ( Метафора)
- Давайте передохнём. Отгадайте загадки.
1.Какое ушко ничего не слышит? ( Ушко иглы)
2. Какой косой нельзя косить? (Девичьей, песчаной)
3.Из какого крана нельзя напиться? (Из подъёмного)
- На каком явлении построены эти шутливые вопросы? ( На явлении
омонимии.)
- Мы сделали привал у стен какого-то города. Но попадём мы в этот город,
если скажем, о каких ключах говорится в следующих строчках и как
называются эти слова.
Там, где нужен ключ обычный,
Не поможет ключ скрипичный.
И лесным ключом, поверь,
Не откроешь эту дверь.
Слайд 20.
1. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и
запирания замка.
2. Музыкальный термин
3. Родник.
-Что это за слова? (Омонимы )
Я – жилище для зверька,
Для сверчка и паучка.
Есть ещё и тёзка мой,
Редкостный зверёк пушной. (Норка)
-Найдите в толковом словаре ( в учебнике) слова-омонимы и выпишите их
( или зачитайте) ( по одному).
-Пора двигаться дальше. Впереди новая бухта, её название вы узнаете после
устного выполнения задания.
Задание 6. Закончите предложения:
В театре за актом следует акт,
А между ними нужен....(антракт).
На время дело прекратив,
Вдруг объявили...(перерыв).
В поле пахарь устал слишком,
Нужно сделать ...(передышку).
После урока непременно
Нужна ребятам...(перемена).
- Как называются такие слова? ( Синонимы)
Слайды 20-25
- Для чего они служат в речи? ( Синонимы широко используются в речи, в
произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей,
чтобы сделать нашу речь точной, выразительной и чтобы избежать
повторов, а также
объясняют значение неизвестных слов.)
Задание 7. Слайд 27.
-Вставьте в пропуски подходящий синоним:
старинный, старый, древний, ветхий
В музее посетители с любопытством рассматривали … римские
монеты.
Грустно звенел в полутемном зале … вальс.
На опушке леса путники заметили сильно покривившуюся …
лачужку.
Мы расстались с ним много лет тому назад, и я рад был
встретиться вновь со … приятелем.
Задание 8.
- Впереди последняя бухта – Антонимы. А что такое антонимы?
Слайды 31-35.
Подберите антонимы к словам:
Широкий- у зкий
твёрдый – мягкий
старый – новый
скучный – интересный -
бесполезный – ценный
неряшливый - аккуратный
-
Вот и закончилось наше путешествие по стране Лексика.
Оценки за урок.
Рефлексия.
–
Я узнал…
–
Было интересно…
–
Особенно понравилось…
–
Оказалось неожиданным…
–
Вызвало затруднение…
–
Было сложно…