Напоминание

"Хронотопический анализ музыкального произведения на примере разбора прелюдии К.Дебюсси "Девушка с волосами цвета льна"


Автор: Кузьменко Марина Павловна
Должность: преподаватель МТДиФ
Учебное заведение: Московское военно-музыкальное училище
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Хронотопический анализ музыкального произведения на примере разбора прелюдии К.Дебюсси "Девушка с волосами цвета льна"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





«Хронотопический анализ музыкального произведения

на примере разбора прелюдии К.Дебюсси «Девушка с

волосами цвета льна»
Одним из способов анализа музыкального произведения является исследование ее пространственных и временных характеристик – хронотопический анализ. Музыка является временным видом искусства, музыкальное произведение живет во времени – здесь и сейчас – и этим отличается от других (пространственных) видов искусства (например, живописи). Временной характер музыкального произведения имеют его элементы, как, например, ритмизованные последовательности музыкальных интонаций, чередования тем, последовательность разделов и частей цикла. Каждый из этих элементов и их взаимодействие во времени и акустическом пространстве и есть, так называемый, хронотоп (термин ввел в обиход М.М. Бахтин) – первичный, фазовый или целостный. Кроме того, понятие хронотопа – сложившейся в произведении устойчивой пространственно-временной модели – всегда связано с субъективными переживаниями композитора и исполнителя. Причем, каждый раз, каждое новое исполнение музыкального произведения имеет свои индивидуальные особенности интонирования, звуковой динамики и темпо- ритма, зависящие от психофизиологического состояния исполнителя, акустики зала, технических возможностей инструмента. Но полная структура музыкального произведения, с точки зрения хронотопического анализа, складывается только при условии интенсивной работы сознания слушателя, способного воспринять исполнение интерпретатора, посредством музыкальных средств выразительности передающего замысел композитора. Я выбрала прелюдию К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна» из первой тетради «Прелюдий» в качестве примера хронотопического анализа музыкального произведения, так как музыкальный язык композитора- импрессиониста К.Дебюсси сложен своей переменчивостью движения, богатством гармонических красок и, следовательно, богат яркими, выразительными пространсвенно-временными решениями. Прелюдия «Девушка с волосами цвета льна» К. Дебюсси является одной из лучших лирических страниц первой тетради «Прелюдий». Она относится к довольно редкому у Дебюсси жанру музыкально- психологического портрета. В цикле она находится между прелюдиями «Что видел западный ветер» и «Прерванная серенада». Нетрудно заметить, что обе эти прелюдии событийны, активны по музыке, а в «Девушке…» только один образ, но он настолько тонок, психологичен, что пьеса буквально пленяет
слушателя задумчивостью лирического напева, простотой гармонизации, мягкостью звучания. Благодаря всем этим качествам, прелюдия принадлежит к числу самых популярных произведений композитора. Интересным фактом является то, что источником вдохновения для написания этой прелюдии стала песенка Леконта де Лиля того же названия: Кто в поле с викой и овсами С утра поет под звон стрекоз? Краса с льняными волосами, Чей рот свежей пурпурных роз. Любовь пронзает небосвод И вместе с птицами поет. О, этих алых губ приманка И нежный голоса гобой! Давай присядем на полянку, Моя прелестница, с тобой. Любовь пронзает небосвод И вместе с птицами поет. Не говори мне "нет", прошу я, И "да", прошу, не говори! Дари мне сладость поцелуя И взгляд пленительный дари! Любовь пронзает небосвод И вместе с птицами поет. Прощайте, лани, куропатки! Меня пленяет благодать, Волос вдыхая запах сладкий, Уста любимой целовать! Любовь пронзает небосвод И вместе с птицами поет.
Метод хронотопического анализа фортепианных произведений предполагает детальное рассмотрение всех параметров пространственно- временного процесса музыкального произведения, позволяет ощутить все тонкости фортепианной фактуры. Прелюдию можно разделить на три раздела. Первый раздел занимает 11 тактов и состоит из двух предложений повторного строения. Второй раздел занимает 16 тактов. Это развивающая часть. И, наконец, третий раздел (12 тактов) представляет собой репризу, где синтезируются мотивы из обоих предыдущих разделов. Теперь необходимо установить количество процессуальных фаз – хронотопов. Стоит заметить, что так как хронотопическая структура музыкального произведения связана с музыкальным синтаксисом (деление на мотивы, фразы, предложения и т.д.), ей присуща многоуровневость. Итак, структурные уровни формы будут соотвествовать слудующим хронотопам: 1. первичный хронотоп – небольшая синтаксическая единица (в данном случае это первая фраза (1 – 4 такты)); 2. фазовый хронотоп – более крупный раздел, период. В прелюдии «Девушка с волосами цвета льна» выделяет три фазовых хронотопа – 1 – 11 тт.(такты)., 12 – 27 тт., 28 – 39 тт.; 3. целостный хронотоп охватывает все произведение и имеет свои характеристики. Рассмотрим подробнее каждый из уровней хронотопической структуры пьесы. Первичный хронотоп. Прежде всего, в выбранном первичном хронотопе устанавливаем исходные параметры фактурного поля: мелодия проводится одноголосно в диапазоне септаккорда VI ступени es – ges – b – des. Этот начальны рисунок мелодии определяет две тональных опоры: на верхнем – des и на нижнем – es. Соотвественно этому, музыка и в дальнейшем нередко будет отклоняться от основной тональности Ges-dur в Es-dur. В последнем такте первичного хронотопа появляются аккорды сопровождения, то есть гомофонно-гармонический склад. Но музыкальная ткань здесь все равно остается предельно прозрачной и ясной. Стоит обратить внимание на ритмический рисунок «восьмая и две шестнадцатых». На нем основан не только первичный фазовый хронотоп, но и все мелодическое развитие пьесы. Первый фазовый хронотоп.
Именно на уровне фазового хронотопа уже больше всего проявляются изменения как в пространственной, так и во временной координате. Изменения происходят по двум позициям. Первая связана с диапазоном, который может расширяться или сужаться, вторая – с понятиями «сгущения» или «разрежения» фактурного поля. В разбираемой прелюдии на данном этапе мы замечаем фактурное развитие, связанное с уплотнением музыкальной ткани сразу на несколько голосов уже в 5-6 тактах. За счет этого происходит и расширение диапазона (3 октавы). Затем в верхнем голосе опять звучит первоначальный мотив, но уже в сопровождении мягких септаккордов, изменяющих гармонию и окраску этой мелодии. Таким образом, первый фазовый хронотоп является мобильным, фактурное поле расширяется и сгущается. Второй фазовый хронотоп. Второй фазовый хронотоп совпадает со средним разделом пьесы. Новых тем здесь не возникает. Развитие получает основной мотив первой части и его ритмическая основа. Зато изменения фактуры очень интенсивны и разнообразны. Мы встретим здесь и гомофонно-гармонический склад фактуры, и тянущийся органный пункт, и параллельное движение квартсекстаккордов, квинт и кварт, что очень характерно для музыки Дебюсси. Новым также является удвоенное в октаву параллельное движение по звукам пентатоники Es-dur (20-21 тт.) и ритмическая фигура с триолью (22-23 тт.). Фактурное поле в этом хронотопе расширяется еще больше – максимальный диапазон звучания здесь достигает уже четырех октав. Говоря о свойствах глубинной координаты в этом хронотопе, можно отметить, что фактурное поле сгущается, уплотняется. Это особенно хорошо видно в 20-27 тактах, где дополнительное развитие получает средний голос, отмеченный автором и динамически. Все это также делает второй фазовый хронотоп мобильным, а музыке придает движение, легкость, переменчивость – качества, так напоминающие дуновение теплого летнего ветерка! Наконец, третий фазовый хронотоп. В смысле структурного раздела прелюдии этот фазовый хронотоп совпадает с третьим разделом – репризой. Основная особенность репризы в этой прелюдии состоит в том, что по композиционному замыслу она является «тихой» кульминацией. Драматизм этой композиционной вершины заключается в том, что она звучит на динамическом нюансе pp, длинных
педальных звуках и субдоминантовом органном пункте. Все это делает мелодию еще более хрупкой, неуловимой, словно «в дымке». При этом диапазон фактурного поля становится максимальным в рамках данной пьесы (больше четырех октав), а плотность, напротив, разреженной (между регистрами образуется огромное пространство, заполняемое обертоновыми вибрациями). Что касается мелодии, в этом разделе она звучит на октаву выше и имеет некоторые ритмические изменения: 1) на четверть удлиняется первый звук мелодии (это дает возможность истаять первому звуку так, чтобы продолжение прозвучало наиболее нежно и тонко), 2) в конце фразы автор выписывает замедление, но не с помощью ремарок, а ритмически (31-32 тт.). Эти изменения временной координаты в репризе говорят о подвижности хронотопа в целом. Реприза, или третий фазовый хронотоп, является еще и синтезирующим разделом пьесы в том смысле, что здесь слышны мотивные элементы как из первого, так и из второго разделов. В тактах 33-34, например, вновь звучат параллелизмы квартсекстаккордов из второго фазового хронотопа. Далее опять же параллельное движение кварт вверх по звукам пентатоники (35 такт). После движение постепенно успокаивается, останавливается. Остаются слышны только отдельные звуки основной тональности, взятые через паузы на фоне парящего трезвучия тональности Ges-dur. В самых последних тактах прелюдии мы встречаем интересную запись, характерную для стиля фортепианного письма К. Дебюсси – лиги через паузы (38-39 тт.). Конечно, это невозможно сделать без педали, так как имеется ввиду, что звуки должны тянуться, парить, создавая атмосферу и вовлекая в эту «игру красок» обертоновые звуки инструмента. Целостный хронотоп. Делая вывод о целостном хронотопе, можно сказать, что он является стабильным, так как в пьесе развивается один образ, повторяются мотивные элементы и ритмические фигуры, нет резких различий в динамике. Но внутреннее заполнение – фазовые хронотопы – мобильны, подвижны по своей пространственной координате. Благодаря этим качествам, пьеса, этот лирический, нежный портрет, так проста и ненавязчива по звучанию, но, одновременно с этим, так интересна и привлекательна как для исполнителя, так и для слушателя. Она является подлинным шедевром импрессионизма, в котором воплотились наиболее характерные черты фортепианного стиля К. Дебюсси.

Список используемой литературы:
Астахова О.А. «Музыкальный хронотоп», Москва, 2003 г. Астахова О.А. «Практическое пособие по хронотопическому анализу», Москва, 2008 г. Мартынов И. «Клод Дебюсси», Москва 1964 г.



В раздел образования