Индивидуальная работа с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационного центра
Автор: Острая Елена Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБУ СО СРЦ "Возвращение" г. Саратова Населённый пункт: г. Саратов Наименование материала: Статья Тема: Индивидуальная работа с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационного центра Раздел: дополнительное образование
Статья воспитателя ГБУ СО СРЦ «Возвращение» г. Саратова Е.М.
Острой на тему:
«Организация
педагогической
деятельности
в
с о ц и а л ь н о -
реабилитационном
центре
с
учётом
индивидуальных
особенностей
клиентов».
Проблема формирования готовности к социальной реадаптации девиантных
подростков
стоит
остро
перед
всем
педагогическим
коллективом
СРЦ.
Особенно трудно в период нестабильности в обществе оказалось подросткам.
Среди
них
усилился
нигилизм,
демонстративное
и
вызывающее
по
отношению
к
взрослым
поведение,
чаще
и
в
крайних
формах
стали
проявляться
жесткость
и
агрессивность.
Резко
возросла
детская
преступность.
Рост
подростковой
преступности
увеличивается
темпами,
заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных
группах.
Вопросы
коррекции
поведения
имеют
особое
значение
в
подростково-
юношеском возрасте и отличаются своей спецификой.
Одной
из
составляющих
в
воспитательном
процессе
являет ся
индивидуально-воспитательная
работа .
Индивидуальный
подход
в
воспитательной
работе
–
это
не
простое
общение
с
детьми,
это
педагогической
искусство,
педагогическое
мастерство.
Правильно
организованная
индивидуальная
работа
способствует
формированию
нравственной культуры, способности к самоорганизации.
Для
умелого
прогнозирования
воспитательного
процесса,
достижения
определенного уровня воспитанности подростков с девиантным поведением
необходимо изучить и знать причины их поступков, научиться управлять их
поведением. Успех в воспитательной работе зависит во многом от того,
сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ
к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера,
психологические
особенности,
жизненный
опыт,
помочь
раскрыть
и
реализовать свои возможности.
Под
индивидуально-воспитательной
работой
понимается
система
психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому подростку,
направленная
на
максимально
целесообразный
учет
его
возрастных,
социальных
и
индивидуально-психологических
особенностей
в
целях
всестороннего развития.
Система индивидуальной воспитательной работы включает в себя:
Субъекта
деятельности
(педагога)
и
объекта
индивидуальной
воспитательной работы (конкретного воспитанника)
Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы;
Планирование
Изучение и учет индивидуальных особенностей подростков.
Выбор
оптимальных
форм,
методов
и
приемов
психолого-
педагогического
воздействия
для
формирования
у
воспитанника
положительных качеств и их развития.
Обучение практике индивидуальной воспитательной работы;
Контроль, коррекция воспитательных воздействий.
Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются:
на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей
воспитанников,
изучения
его
личностных
качеств,
его
сильных
и
слабых сторон;
осуществляется
выбор
оптимальных
форм,
методов,
приемов
психолого-педагогического
воздействия
в
целях
формирования
у
подростка
необходимых
положительных
качеств
и
их
дальнейшего
развития, оказания помощи в выявлении причин имеющихся у них
недостатков;
систематических анализ достигнутых результатов в целях коррекции
индивидуального
воздействия
или
его
видоизменения,
когда
работа
недостаточно эффективна.
Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы:
1.
Обеспечить психолого-социальную реабилитацию детей и подростков
через коррекцию, обучение и воспитание.
2.
Создать
психолого-социальные
условия
для
успешной
адаптации
воспитанников.
3.
Выявление
психологических
и
социальных
причин
нарушения
межличностных отношений воспитанников.
4.
Организация
и
проведение
мероприятий
по
коррекции
искаженных
нравственных представлений воспитанников, отклонений в развитии
эмоционально-волевой
сферы,
характерологических
особенностей
личности:
o
Изучение
личностных
особенностей
несовершеннолетних.
Диагностика и коррекция отклонений в личностном развитии
(тревожность, агрессивность, и другие девиации).
o
Коррекция
чувства
неполноценности,
неуверенности
в
своих
силах, стабилизация самооценки.
o
Помощь
в
преодоление
проблем,
связанных
с
особенностями
подросткового возраста.
o
Помощь
в
овладении
методами
самовоспитания,
развития
самостоятельности.
o
Развитие форм, средств и способов общения.
o
Работа по преодолению детских поведенческих проявлений в
раннем юношеском возрасте.
o
Помощь
в
преодолении
и
профилактике
вредных
привычек
(курение, токсикомания, наркомания, алкоголизация) последствий
девиантного поведения.
Основные принципы индивидуальной воспитательной работы:
1.
Повседневное
внимание
каждому
подростку,
сочетаемое
с
высокой
требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге.
2.
Все
требования
должны
быть
конкретными,
понятными
и
определенными.
3.
Органически сочетаться с уважением к воспитанникам
4.
Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора
на
его
положительные
каче ства.
Критика
должна
б ы т ь
принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но
не личность.
5.
Подход
к
подростку
должен
быть
с
“оптимистической
гипотезой”,
глубокой верой в него.
6.
Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей
и средств в решении воспитательных задач.
7.
Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.
8.
Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при
необходимости;
9.
Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка.
10. Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.
Методы и формы индивидуальной воспитательной работы.
Методы
воспитательного
воздействия
–
это
конкретные
пути
и
способы
достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов
воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью формирования
необходимых качеств.
Индивидуальная воспитательная работа в учреждении ведется по следующим
направлениям:
1.
Изучение личного дела.
2.
Ознакомительная
беседа.
В
ходе
беседы
необходимо
показать
дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес,
поощрять
стремление
подростка
рассказать
о
себе.
В
ходе
беседы
желательно не делать каких-либо записей (допускается записать адрес,
данные о родственниках, родителях).
3.
Непосредственное
изучение
осуществляется
в
ходе
беседы,
наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.
4.
Психологическое
изучение
и
рекомендации
по
совме стной
воспитательной работе с подростком.
5.
Использование
наказаний:
порицание,
выговор,
лишение
увеселительных
мероприятий,
обсуждение
на
пс ихолого-
педагогическом консилиуме.
6.
Учет нарушений поведения.
7.
Немедленное реагирование на нарушения поведения.
8.
Использование
поощрений:
благодарность,
похвальная
грамота,
экскурсионная поездка.
9.
Использование экрана самоорганизации.
10.
Групповые
коррекционные
психологические
и
воспитательные
занятия.
11. Шефская работа: работа в парах.
12. Вовлечение в занятия по интересам (кружковая работа).
13. Моделирование проблемных ситуаций.
14. Использование критики.
15. Коллективные творческие дела: трудовые дела, культурно-массовые
мероприятия, проведение досуга.
16. Обучение конкретным социальным навыкам (практические занятия).
17. Воспитание успехом.
Индивидуальная
работа
с
воспитанниками
в
ГБУ
СО
СРЦ
«Возвращение».
В
нашем
социально-реабилитационном
центре
для
несовершеннолетних
ведётся
коррекционно-развивающая
работа
с
использованием
технологий
дифференциации и индивидуализации педагогического процесса.
С
детьми,
поступающими
в
СРЦН,
ведётся
следующая
индивидуальная
работа:
1. Сразу при поступлении ребёнка проводится комплексная диагностика.
На основании данных исходной диагностики составляется индивидуальная
программа
реабилитации
на
каждого
ребёнка,
которая
утверждается
на
заседании консилиума.
2. Каждый месяц проводится текущий мониторинг и анализ выполнения
индивидуальной
программы,
на
основании
промежуточной
диагностики
даются рекомендации к продлению и корректировке программы; вносятся
изменения
и
дополнения
в
программу,
которые
утверждаются
на
промежуточных консилиумах каждые 3 месяца.
3. При завершении программы реабилитации и выбытии ребёнка проводится
итоговая диагностика, и даются рекомендации к дальнейшей работе уже вне
учреждения.
4.
Вся
коррекционно-реабилитационная
работа
отражена
в
карте
индивидуальной реабилитации воспитанника, которая заводится на каждого
ребёнка при поступлении.
В
индивидуальную
карту
заносятся
результаты
диагностик
всех
специалистов
(исходных,
промежуточных,
итоговых),
программы
реабилитации несовершеннолетнего и их реализация, итоги коррекционной
работы и рекомендации по дальнейшей реабилитации.
В индивидуальной карте результаты диагностик воспитателя и, составленная
воспитателем,
индивидуальная программа педагогической
реабилитации
заносятся
в
психолого-педагогический
блок
листов
диагностики
и
индивидуальной
программы
социальной
реабилитации,
утверждённой
на
консилиуме.
В карте индивидуальной реабилитации каждого воспитанника обязательно
имеется карта
педагогической
реабилитации,
где
отражена
работа
воспитателей с воспитанником по подпрограммам комплексной программы
«Возвращение».
В
карту
педагогической
реабилитации
вносится
дата
проведения, название и форма проведения занятия каждого воспитателя.
Также
в
карте
индивидуальной
реабилитации
каждого
воспитанника
воспитателем
с
учётом
индивидуальных
особенностей
ребёнка
и
проведённой индивидуальной работы с ним заполняются:
-
листы
анализа
педагогической
реабилитации
с
текущим
мониторингом
(каждый месяц и 1 раз в три месяца с рекомендациями к консилиуму),
- листы учёта проведения кружковой работы,
- листы учёта проведения досуговых мероприятий.
Индивидуальная
работа
с
воспитанниками
отражена
в
ежедневных
календарных планах воспитателей.
В социально-реабилитационном центре разновозрастные группы детей. В
соответствии с этим воспитателем разработаны коррекционно-развивающие
программы: для разновозрастной группы воспитанников.
Цели
и
методы
реализации
каждой
из
программ
дифференцированы
в
зависимости от возраста детей.
В работе с группой воспитанников рекомендуется дифференциация
по возрасту – деление на возрастные подгруппы на занятиях: от 3 до 6 лет
и от 7 до 10 лет (младшая группа), с 11 до 14 и с 15 до 18 лет (старшая
группа)
по
уровню
развития
(интеллектуального,
физического,
психического,
эмоционально-волевого) – дифференциация целей и задач на занятиях для
разных
групп
детей,
распределение
заданий
адекватно
способностям
детей,
как
на
занятиях,
так
и
в
самостоятельной
деятельности
воспитанников,
создание
ситуации
успеха
путём
посильных
трудовых
поручений; адекватного возможностям ребёнка, распределению ролей в
ролевых играх и т.д.
Содержательная
основа
уровневой
дифференциации
–
н а л и ч и е
нескольких
вариантов
программы,
отличающихся
глубиной
и
объемом
материала.
Воспитанникам
предлагается
усвоить
адекватную
программу
(вариант).
Исключается уравниловка и усреднение детей; создаются
щадящие условия для слабых; появляется возможность более эффективно
работать
с
трудными
детьми,
плохо
адаптирующимися
к
общественным
нормам; повышается уровень Я-концепции ребёнка: сильные утверждаются в
своих
способностях,
слабые
получают
возможность
испытать
успех,
избавиться от комплекса неполноценности. На индивидуальных занятиях с
более
сильными и способными детьми готовятся, в том числе, работы на
конкурсы городского, областного и всероссийского уровней.
Индивидуальный
подход
к
детям
с
расстройством
эмоционально-
волевой сферы, поведенческими нарушениями, ЗПР и т.д. проявляется в
том,
чтобы:
на
ранних
стадиях
с
помощью
медико-психологической
и
социально-педагогической
диагностики
выявить
первичное
нарушение
в
развитии;
начать
применять
специальное
обучение
и
психолого-
педагогическую
поддержку
сразу
же
после
диагностики;
проводить
реабилитацию
по
индивидуальной
программе;
регулярно
контролировать,
проводить мониторинг хода развития в процессе абилитации и реабилитации;
особым
образом
организовать
образовательную
среду
и
жизненное
пространство, адекватное нарушению. Результаты диагностик специалистов
и
медицинские
диагнозы
заносятся
в
протокол
консилиума,
который
проводится по результатам адаптационного периода. Опираясь на данные
консилиума,
воспитатель
планирует
индивидуальную
работу
с
воспитанником, в соответствии с его особенностями и потребностями.
Педагог
реализует
различные
виды
педагогической
поддержки
детей
с
педагогической запущенностью, задержкой психического развития:
адаптация содержания - очищение материала от сложных подробностей и
излишнего многообразия;
одновременное
подключение слуха,
зрения,
моторики,
памяти
и
логического мышления в процессе восприятия материала;
оптимальность темпа;
ориентация на более ранний возраст (в школу с 8 – 9 лет);
преобладание игровой деятельности (обучение в игре).
Воспитание детей с умственной отсталостью ведётся через формирование
положительных
привычек
(доведение
до
уровня
автоматизма
культурно-
гигиенических
навыков,
самообслуживания,
соблюдение
режима
и
элементарных социальных норм поведения).
В работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
воспитателем применяются следующие методы:
при групповом взаимодействии ребёнок рядом с воспитателем,
постоянный контроль,
отсутствие лишних, отвлекающих раздражителей,
смена видов деятельности,
для
умственной
деятельности
–
составная
деятельность:
слушание
+
практическое занятие (рисование, лепка, аппликация, опыт и т.д.),
предоставление возможности выплеска энергии,
п о х в а л а
п р и
ф о р м и р о в а н и и
н о р м
п о в е д е н и я .
С
д е т ь м и с
задержкой
речевого
развития
(плохо
говорящими)
проводятся дополнительные игры и занятия на развитие речи, обогащение
словаря,
классификацию,
ведётся
совместная
работа
с
логопедом
и
дефектологом.
С агрессивными детьми педагог может проводить игры
на приемлемый выход агрессии, негативных эмоций «Мешочек крика», «
Нарисуй «врага», свой гнев» (смять, порвать листок) и др.,
игры с водой, песком, глиной и др., направленные на снятие физического
напряжения ребёнка,
релаксацию
с
помощью
музыки,
звуков
природы,
чтения
сказок,
п р о с л у ш и в а н и е
к о л ы б е л ь н ы х
п е с е н
п е р е д
с н о м .
С
д е т ь м и с
нарушениями
здоровья:
с
заболеваниями
опорно-
двигательной
системы
проводятся
дополнительные
занятия
на
предупреждение дальнейшего развития плоскостопия, нарушения осанки –
корригирующая
гимнастика,
уменьшается
силовая
нагрузка
на
стопы
и
позвоночник при физкультурных кружковых занятиях и играх;
с заболеваниями ЛОР-органов проводятся индивидуальные занятия по
формированию
навыков
профилактики
простудных
заболеваний
(самомассажа, точечного массажа, закаливания и т.д.);
детям
с
заболеваниями
сердечно-сосудистой системы
и
другими
хроническими
заболеваниями,
которым
противопоказана
излишняя
физическая нагрузка, ограничиваются физические нагрузки в подвижных
и спортивных играх, в физкультурных кружковых занятиях и трудовых
поручениях даются индивидуальные задания;
детям с патологиями зрения проводится дополнительно гимнастика для
глаз,
у
них
дозированная
зрительная
нагрузка,
демонстрационный
материал на занятиях без лишних деталей, имеет яркий цвет (красный,
оранжевый, жёлтый, зелёный), чёткий контур, контрастный по отношению
к фону, размер не менее 15 – 20 см., раздаточный материал – не менее 5
см., обеспечивается достаточная освещённость в группе.
Вся индивидуальная работа с различными категориями детей отражена в
ежедневных календарных планах воспитателя.