Напоминание

Индивидуальная работа с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационного центра


Автор: Острая Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ СО СРЦ "Возвращение" г. Саратова
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: Индивидуальная работа с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационного центра
Раздел: дополнительное образование





Назад





Статья воспитателя ГБУ СО СРЦ «Возвращение» г. Саратова Е.М.

Острой на тему:

«Организация

педагогической

деятельности

в

с о ц и а л ь н о -

реабилитационном

центре

с

учётом

индивидуальных

особенностей

клиентов».
Проблема формирования готовности к социальной реадаптации девиантных подростков стоит остро перед всем педагогическим коллективом СРЦ. Особенно трудно в период нестабильности в обществе оказалось подросткам. Среди них усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жесткость и агрессивность. Резко возросла детская преступность. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах. Вопросы коррекции поведения имеют особое значение в подростково- юношеском возрасте и отличаются своей спецификой. Одной из составляющих в воспитательном процессе являет ся
индивидуально-воспитательная

работа
. Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации. Для умелого прогнозирования воспитательного процесса, достижения определенного уровня воспитанности подростков с девиантным поведением необходимо изучить и знать причины их поступков, научиться управлять их поведением. Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности.

Под

индивидуально-воспитательной

работой

понимается
система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому подростку, направленная на максимально целесообразный учет его возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях всестороннего развития.
Система индивидуальной воспитательной работы
включает в себя:  Субъекта деятельности (педагога) и объекта индивидуальной воспитательной работы (конкретного воспитанника)  Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы;  Планирование  Изучение и учет индивидуальных особенностей подростков.  Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого- педагогического воздействия для формирования у воспитанника положительных качеств и их развития.  Обучение практике индивидуальной воспитательной работы;  Контроль, коррекция воспитательных воздействий. Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются:  на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых сторон;  осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов психолого-педагогического воздействия в целях формирования у подростка необходимых положительных качеств и их дальнейшего развития, оказания помощи в выявлении причин имеющихся у них недостатков;  систематических анализ достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна.

Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы:
1. Обеспечить психолого-социальную реабилитацию детей и подростков через коррекцию, обучение и воспитание. 2. Создать психолого-социальные условия для успешной адаптации воспитанников. 3. Выявление психологических и социальных причин нарушения межличностных отношений воспитанников. 4. Организация и проведение мероприятий по коррекции искаженных нравственных представлений воспитанников, отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы, характерологических особенностей личности: o Изучение личностных особенностей несовершеннолетних. Диагностика и коррекция отклонений в личностном развитии (тревожность, агрессивность, и другие девиации). o Коррекция чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, стабилизация самооценки. o Помощь в преодоление проблем, связанных с особенностями подросткового возраста. o Помощь в овладении методами самовоспитания, развития самостоятельности. o Развитие форм, средств и способов общения. o Работа по преодолению детских поведенческих проявлений в раннем юношеском возрасте. o Помощь в преодолении и профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания, алкоголизация) последствий девиантного поведения.

Основные принципы индивидуальной воспитательной работы:
1. Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге. 2. Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными. 3. Органически сочетаться с уважением к воспитанникам 4. Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные каче ства. Критика должна б ы т ь принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность. 5. Подход к подростку должен быть с “оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него. 6. Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств в решении воспитательных задач. 7. Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника. 8. Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости; 9. Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка. 10. Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.
Методы и формы индивидуальной воспитательной работы.
Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью формирования необходимых качеств. Индивидуальная воспитательная работа в учреждении ведется по следующим
направлениям:
1. Изучение личного дела. 2. Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе. В ходе беседы
желательно не делать каких-либо записей (допускается записать адрес, данные о родственниках, родителях). 3. Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности. 4. Психологическое изучение и рекомендации по совме стной воспитательной работе с подростком. 5. Использование наказаний: порицание, выговор, лишение увеселительных мероприятий, обсуждение на пс ихолого- педагогическом консилиуме. 6. Учет нарушений поведения. 7. Немедленное реагирование на нарушения поведения. 8. Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, экскурсионная поездка. 9. Использование экрана самоорганизации. 10. Групповые коррекционные психологические и воспитательные занятия. 11. Шефская работа: работа в парах. 12. Вовлечение в занятия по интересам (кружковая работа). 13. Моделирование проблемных ситуаций. 14. Использование критики. 15. Коллективные творческие дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга. 16. Обучение конкретным социальным навыкам (практические занятия). 17. Воспитание успехом.

Индивидуальная

работа

с

воспитанниками

в

ГБУ

СО

СРЦ

«Возвращение».
В нашем социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних ведётся коррекционно-развивающая работа с использованием технологий дифференциации и индивидуализации педагогического процесса. С детьми, поступающими в СРЦН, ведётся следующая индивидуальная работа: 1. Сразу при поступлении ребёнка проводится комплексная диагностика. На основании данных исходной диагностики составляется индивидуальная программа реабилитации на каждого ребёнка, которая утверждается на заседании консилиума. 2. Каждый месяц проводится текущий мониторинг и анализ выполнения индивидуальной программы, на основании промежуточной диагностики даются рекомендации к продлению и корректировке программы; вносятся изменения и дополнения в программу, которые утверждаются на промежуточных консилиумах каждые 3 месяца. 3. При завершении программы реабилитации и выбытии ребёнка проводится итоговая диагностика, и даются рекомендации к дальнейшей работе уже вне учреждения. 4. Вся коррекционно-реабилитационная работа отражена в карте индивидуальной реабилитации воспитанника, которая заводится на каждого ребёнка при поступлении. В индивидуальную карту заносятся результаты диагностик всех специалистов (исходных, промежуточных, итоговых), программы реабилитации несовершеннолетнего и их реализация, итоги коррекционной работы и рекомендации по дальнейшей реабилитации. В индивидуальной карте результаты диагностик воспитателя и, составленная воспитателем, индивидуальная программа педагогической реабилитации заносятся в психолого-педагогический блок листов диагностики и
индивидуальной программы социальной реабилитации, утверждённой на консилиуме. В карте индивидуальной реабилитации каждого воспитанника обязательно имеется
карта

педагогической

реабилитации,
где отражена работа воспитателей с воспитанником по подпрограммам комплексной программы «Возвращение». В карту педагогической реабилитации вносится дата проведения, название и форма проведения занятия каждого воспитателя. Также в карте индивидуальной реабилитации каждого воспитанника воспитателем с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и проведённой индивидуальной работы с ним заполняются: - листы анализа педагогической реабилитации с текущим мониторингом (каждый месяц и 1 раз в три месяца с рекомендациями к консилиуму), - листы учёта проведения кружковой работы, - листы учёта проведения досуговых мероприятий. Индивидуальная работа с воспитанниками отражена в ежедневных
календарных планах воспитателей.
В социально-реабилитационном центре разновозрастные группы детей. В соответствии с этим воспитателем разработаны коррекционно-развивающие программы: для разновозрастной группы воспитанников. Цели и методы реализации каждой из программ дифференцированы в зависимости от возраста детей. В работе с группой воспитанников рекомендуется дифференциация  по возрасту – деление на возрастные подгруппы на занятиях: от 3 до 6 лет и от 7 до 10 лет (младшая группа), с 11 до 14 и с 15 до 18 лет (старшая группа)  по уровню развития (интеллектуального, физического, психического, эмоционально-волевого) – дифференциация целей и задач на занятиях для разных групп детей, распределение заданий адекватно способностям детей, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности
воспитанников, создание ситуации успеха путём посильных трудовых поручений; адекватного возможностям ребёнка, распределению ролей в ролевых играх и т.д.
Содержательная

основа

уровневой

дифференциации
– н а л и ч и е нескольких вариантов программы, отличающихся глубиной и объемом материала. Воспитанникам предлагается усвоить адекватную программу (вариант). Исключается уравниловка и усреднение детей; создаются щадящие условия для слабых; появляется возможность более эффективно работать с трудными детьми, плохо адаптирующимися к общественным нормам; повышается уровень Я-концепции ребёнка: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать успех, избавиться от комплекса неполноценности. На
индивидуальных занятиях с

более

сильными
и способными детьми готовятся, в том числе, работы на конкурсы городского, областного и всероссийского уровней.
Индивидуальный

подход

к

детям

с

расстройством

эмоционально-

волевой сферы, поведенческими нарушениями, ЗПР и т.д.
проявляется в том, чтобы: на ранних стадиях с помощью медико-психологической и социально-педагогической диагностики выявить первичное нарушение в развитии; начать применять специальное обучение и психолого- педагогическую поддержку сразу же после диагностики; проводить реабилитацию по индивидуальной программе; регулярно контролировать, проводить мониторинг хода развития в процессе абилитации и реабилитации; особым образом организовать образовательную среду и жизненное пространство, адекватное нарушению. Результаты диагностик специалистов и медицинские диагнозы заносятся в протокол консилиума, который проводится по результатам адаптационного периода. Опираясь на данные консилиума, воспитатель планирует индивидуальную работу с воспитанником, в соответствии с его особенностями и потребностями.
Педагог реализует различные виды педагогической поддержки детей с
педагогической запущенностью, задержкой психического развития:
 адаптация содержания - очищение материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;  одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;  оптимальность темпа;  ориентация на более ранний возраст (в школу с 8 – 9 лет);  преобладание игровой деятельности (обучение в игре). Воспитание детей
с умственной отсталостью
ведётся через формирование положительных привычек (доведение до уровня автоматизма культурно- гигиенических навыков, самообслуживания, соблюдение режима и элементарных социальных норм поведения). В работе с детьми
с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
воспитателем применяются следующие методы:  при групповом взаимодействии ребёнок рядом с воспитателем,  постоянный контроль,  отсутствие лишних, отвлекающих раздражителей,  смена видов деятельности,  для умственной деятельности – составная деятельность: слушание + практическое занятие (рисование, лепка, аппликация, опыт и т.д.),  предоставление возможности выплеска энергии,
 п о х в а л а п р и ф о р м и р о в а н и и н о р м п о в е д е н и я . С д е т ь м и
с

задержкой

речевого

развития
(плохо говорящими) проводятся дополнительные игры и занятия на развитие речи, обогащение словаря, классификацию, ведётся совместная работа с логопедом и дефектологом. С
агрессивными детьми
педагог может проводить игры  на приемлемый выход агрессии, негативных эмоций «Мешочек крика», « Нарисуй «врага», свой гнев» (смять, порвать листок) и др.,  игры с водой, песком, глиной и др., направленные на снятие физического напряжения ребёнка, релаксацию с помощью музыки, звуков природы, чтения сказок, п р о с л у ш и в а н и е к о л ы б е л ь н ы х п е с е н п е р е д с н о м . С д е т ь м и
с

нарушениями

здоровья:

с

заболеваниями

опорно-

двигательной

системы
проводятся дополнительные занятия на предупреждение дальнейшего развития плоскостопия, нарушения осанки – корригирующая гимнастика, уменьшается силовая нагрузка на стопы и позвоночник при физкультурных кружковых занятиях и играх; 
с заболеваниями ЛОР-органов
проводятся индивидуальные занятия по формированию навыков профилактики простудных заболеваний (самомассажа, точечного массажа, закаливания и т.д.); 
детям

с

заболеваниями

сердечно-сосудистой
системы и другими хроническими заболеваниями, которым противопоказана излишняя физическая нагрузка, ограничиваются физические нагрузки в подвижных и спортивных играх, в физкультурных кружковых занятиях и трудовых поручениях даются индивидуальные задания; 
детям с патологиями зрения
проводится дополнительно гимнастика для глаз, у них дозированная зрительная нагрузка, демонстрационный материал на занятиях без лишних деталей, имеет яркий цвет (красный,
оранжевый, жёлтый, зелёный), чёткий контур, контрастный по отношению к фону, размер не менее 15 – 20 см., раздаточный материал – не менее 5 см., обеспечивается достаточная освещённость в группе. Вся индивидуальная работа с различными категориями детей отражена в ежедневных календарных планах воспитателя.


В раздел образования