Напоминание

Особенности проявления воображения


Автор: Петрова Анна Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 69
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Особенности проявления воображения
Раздел: среднее образование





Назад





Особенности проявления воображения
По мнению многих ученых, психологов воображение развивалось у человека в процессе трудовой деятельности. Труд, на их взгляд, источник не только возникновения воображения, но и постоянное средство его совершенствования и развития. Усложнение форм труда в процессе развития человеческого общества, постоянное совершенствование средств труда и орудий производства, возникновение и развитие новых форм трудовой деятельности, предъявляло, и предъявляет, все новые и повышенные требования к воображению человека и тем содействует его развитию. Отметим некоторые изменения и преобразования представлений в процессе воображения, то есть функции воображения: 1. Вычисление из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства, а также мысленное представление в воображении этого элемента или свойства отдельно от предмета, которому они принадлежат. Например, представление формы каменного орудия как пригодного для резания, другой – как колющий. 2. Соединение в своем воображении вычлененных элементов и их свойств и создание таким путем их мысленного образа, представлении нового, не существовавшего ранее в природе предмета. Например, копья; мысленное наделение этого предмета свойствами поражения цели (метания, удара, укола) и в связи с этим предания особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик, тяжелое копье). 3. Мысленное усиление какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристики объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца). 4. Перенос с этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы). 5. Мысленное ослабление какого-либо свойства или качества предмета, приводящие к построению контрастного образа, наделенного свойствами прямо противоположными исходным (многие персонажи народного эпоса, сказок). 6. Слияние двух или нескольких образов в новый единый, целостный образ (сфинкс у древних египтян, человек-бык у сирийцев, кентавр у древних греков). 7. Создание нового образа в результате обобщение черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (литературные персонажи, как выразители типичных черт своего класса и эпохи: Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и другие). Воображение представляет собой одно из субъективно самых ярких психических явлений, где качество психического как идеального, проявляется наиболее отчетливо. В этом плане воображение, кажется, совершенной противоположностью органическому как материальному. И тем удивительнее факты, говорящие о том, что воображение и органические процессы тесным образом взаимосвязаны. У людей с достаточно богатой фантазией в результате сильно развитого воображения могут изменяться органические процессы; например, появляются признаки, которые сопровождают те или иные эмоции (учащение пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота и т.п.). Они имеют место
тогда, когда человек представляет себе какую-либо ситуацию, например, несущую в себе угрозу для него. Физиологические реакции на психологические состояния, связанные с воображением, следует рассматривать как вполне нормальное явление. Непроизвольное проявление движений, связанных соответствующими эмоциями (мимика, жесты, пантомима), широко используются людьми в невербальном общении. Подсознательно, замечая их, мы судим об эмоциональном состоянии другого, лучше понимая его, и выбираем правильные реакции на его действия. Идеомоторным актом помимо сферы повседневного общения пользуются артисты эстрады, так называемые «экстрасенсы», угадывающие мысли людей по невольно производимыми ими движениям. Особую значимость вызывает связь сновидений с органическим состоянием. По исследованиям наш мозг продолжает работу во время сна, вовлекая в свою деятельность практически все органические структуры, связанные с психологическими процессами: восприятием, вниманием, памятью, мышлением и речью. Но это обычно происходит на уровне подсознания, на фоне тормозного влияния, оказываемого ретикулярной информацией на кору головного мозга человека. Факт припоминания сновидения, несомненно, говорит нам о том, что во сне активным образом работает память. Тем самым, можно проследить тесную связь воображения не только с органическими процессами, но и с познавательными процессами. И.П.Фарман в своей книге «Воображение в структуре познания» подробно, рассматривает какое содержание, вкладывает Гегель в понятие воображение и какое его место в структуре познания. Философ говорит, именно, о силе воображения, употребляет термин Einbidungskraft (представление, фантазия, выдумка: с немецкого активность, действенность). Гегельская схема познания начинается с созерцания, а завершается понятием мышления. Место воображения - это представление, которое принадлежит познанию. Причем, представление характеризуется активной рефлективной деятельностью «Я». Гегель для раскрытия этого понятия видел три ступени: припоминание (erinnerung), состоящее в непроизвольном воспроизведении уже известного нам содержания и носящее образный характер; сила воображения и память. Воображение исходит и во многом зависит от впечатлений (passio), которые могут быть сиюминутными, а могут храниться в памяти. По природе своей они составляют часть мысленного суждения и занимают то, что обозначают. Такое понимание воображения восходит, в частности, к стоикам, которые придавали большое значение учению о представлении и ощущении, отмечая, что представление является мерилом, при помощи которого познается истинность вещей. Действительно, сначала появляется представление, а затем мышление, способное выражать то, что вызвано представлением, и передавать его с помощью речи, утверждал Диоген Лаэртий. Выявлял сходство и различие между представлением и воображением. Стоики отмечали, что воображение – это видимость мысли, как это бывает в сновидениях, а представление – это отпечаток, след, знак от существующего, который не может возникнуть от несуществующего. В том же духе, высказывался и крупнейший армянский философ Давид Анахт (Y-YI В): «Ощущение есть частичное знание данной вещи». Воображение и представление являются, по его мнению, неразрывными компонентами единого творческого процесса. Он пишет: «Когда мастер желает что-нибудь создать, приступает к делу, он создает первым долгом в себе самом представление о вещи, а потом только выполняет ее».
Гегель развертывает все упомянутые здесь соотношения. Он доказывает, что сила воображения может быть воспроизводящей (вызывать образы и заставлять их вступать в сферу наличного бытия) и в этом значении иметь характер чисто формальной деятельности. В качестве определяющей черты воспроизводящего воображения Гегель отмечает, что в отличие от мыслей, которые тоже могут воспроизводиться, сила воображения имеет дело не с нами, а лишь с образом. Они вызываются произвольно и без помощи непосредственного созерцания. И в этом также их отличие от сходных мыслительных процессов, в частности от простого припоминания, нуждающегося в некотором наличном созерцании. Воображение самостоятельное, в то время как припоминание допускает непроизвольное появление образов. Сила воображения может выступать деятельность ассоциированных образов, т.е. деятельность более высокого развития, чем простое воспроизведение, а именно связанная с отнесением образов друг другу поведением единичных представлений под всеобщее. В этом смысле она перестает быть только формальным припоминанием и становиться припоминанием, затрагивающим содержание. Согласно Гегелю, сила воображения мысляще относится к предмету созерцания – выделяет всеобщее в нем – и придает ему определение, которому присуще «Я». Наконец, сила воображения на уровне сознания выполняет функцию отождествления всеобщих представлений с тем, что есть особенного в образе, и тем самым дает нам образное наличие бытия. Это чувственное наличие бытия имеет двоякую форму – символа и знака, так что эта ступень охватывает символизирующую и означающую фантазию, а она уже есть переход к памяти. Третья ступень представления – память, в которой, с одной стороны, знак припоминается, осознается, с другой стороны, этому осознанию дается форма чего-то внешнего, механического. На этом пути порождается и единство субъективного и объективного, образующее переход к мышлению как таковому. Так, Гегель создает своеобразный мыслительный контекст вокруг понятия воображения, которое также выступает как необычайно богатое ассоциациями. Воображение раскрывается с разных сторон, ему даются не только философские, но и психологические и эстетические характеристики, так что оно выступает как всеобщий акт познания. Такой подход во многом предвосхитил исследования проблемы воображения и гуманитарных наук со второй половины XIX века и по наши дни. Следовательно, исследуя вопрос об особенностях проявления воображения, мы узнаем об уникальных явлениях, связях воображения с познавательными и физиологическими процессами.

Литература
1 Введение в психологию под редакцией А. В. Петровского – Москва. Издательский центр Академия, 1998-496 с. 2.В ыгод ский Л.С . В ооб ражение и т ворч е ст во в д ет ском в о з р а с т е : Психологический очерк: Книга для учителя. Учебное 3-е издание. Москва. Просвещение, 1991-93с. 3.Гамезо М.В. Возрастная и педагогиче ская психология. – Мо с к ва : Просвещение, 2006 – 256 с. 4.Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения. Москва. Наука, 1975. 5.Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познание. Изд. Московского Государственного Университета, 1989. 6 . Л и т в и н о в В . П р а вд а в о о б р а ж е н и я : [ о п с и хо л о г и и т в о р ч е с т в а ] . Литературное обозрение, 1987 - №2 7.Методика определения уровня воображения // Психология от А до Я – М. 2000 – 320 с. 8.Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2005 – 456 с. 9.Немов Р.С. Психология: Учебные пособия для учащихся педагогических училищ, студентов педагогических институтов и работников системы подготовки, повышение квалификации и переподготовки педагогических кадров. – М., Просвещение, 2005 – 470 с. 10.Общая психология. Под редакцией профессора Крутецкого В.А. Москва. Просвещение, 1989. 11.Общая психология. Учебное пособие для студентов педагогиче ских институтов // Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградова А.Д. и др. – 2004 – 389 с. 12.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Россия Ан. Российский фонд культуры – 3-е изд., стереотипное – Москва Ф36, 1996 – 928с. 1 3 . П е т р о в с к и й А . В . , Я р о ш е в с к и й М . Г. У ч е б н и к д л я в ы с ш и х педагогических учебных заведений. Москва. Издательский центр Академия, 2001. 14.Реан А.А., Бордовский Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика- 2002 – 345 с . 15.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие. Москва. Учпедгиз, 1940. 16.Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. Академия развития, 1996 – 240 с. 17.Фарман И.П. Воображение в структуре познания; Ред. В.С. Швырев, рец. - Москва: Языки русской культуры, 1999.


В раздел образования