Организация ученического коллектива на коллективное творческое дело
Автор: Латухина Елена Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ № 3 Населённый пункт: село Алакуртти, Мурманская область Наименование материала: статья Тема: Организация ученического коллектива на коллективное творческое дело Раздел: начальное образование
Организация ученического коллектива на коллективное творческое дело.
Каждый человек, который так или иначе причастен к детскому
коллективу, ответственен за будущее того или иного ребёнка, поэтому я считаю,
что в учебно-воспитательной работе учителя самое главное:
- чтобы ребёнок не терял веры в свои силы;
- не стеснялся сомневаться;
- не чувствовал, что у него что-то не получается;
- отстаивал своё мнение,
- чтобы ребёнок свободно размышлял вслух;
- чтобы думал, анализировал, доказывал, спорил.
Для достижения всех этих целей, надо формировать у учащихся такие
черты характера, как трудолюбие, организованность, усидчивость, упорство в
достижении поставленной цели. В развитии ребенка надо выделить две
стороны: 1) развитие ума, воли, чувства школьника, 2) наблюдательность,
быстрая ориентировка в ситуации.
Я считаю, что самым важным, самым главным в учебно-воспитательном
процессе являются два “кита”: самостоятельность и коллективизм. Именно на
этих двух “китах” я строю свой учебно-воспитательный процесс.
Самостоятельность учащихся и чувство коллективизма - это две цели, к
которым мы стремимся с воспитанниками при организации классного
ученического самоуправления.
Чему служит ученическое самоуправление класса? Все учащиеся,
выполняющие систематически общественные поручения, отличаются
повышенным интересом к учению, инициативой и активным участием в жизни
1
коллектива, самостоятельностью, сознательностью. Чтобы научить детей
сотрудничать, я решаю несколько задач: 1)создаю у детей мотивацию
взаимодействия, направленность на совместную работу; 2) обучаю детей
правилам, которые помогут им правильно взаимодействовать; 3) обеспечиваю
детям опыт совместной деятельности. Решая эти задачи, я систематически
организовываю коллективную деятельность детей. Чтобы дети не поссорились,
не получили стойкого отвращения друг к другу и к совместной работе,
организация их взаимодействия должна осуществляться по определенным
правилам.
Наиболее эффективны для развития навыков сотрудничества так
называемые малые группы. В них каждый ребенок будет включен в работу,
поступки и взаимоотношения всех членов группы будут на виду. Деятельность,
которую дети осуществляют в группе, должна быть творческой. Именно такой
вид деятельности создает благоприятные условия для обучения детей
взаимодействию и сотрудничеству.
В ходе работы ученического самоуправления сами учащиеся становятся
помощниками классного руководителя в воспитательной работе, в чем и
заключается сотрудничество между учителем и учащимися. В самоуправлении
каждый учащийся одновременно является и руководителем, и исполнителем, от
классного руководителя требуется оптимальное педагогическое руководство.
Учитываются и поощряются любые попытки проявить инициативу и
творчество. Ученическое самоуправление должно быть игрой, которая должна
служить воспитанию детей. Игра - это “мостик”, который способствует
учителю формировать в ребенке необходимые черты характера. Поэтому в
своей работе я использую нетрадиционные формы проведения воспитательных
мероприятий: утренники, экскурсии и походы, викторины и конкурсы.
Использование компьютерной поддержки тоже повышает интерес детей к
мероприятиям.
2
Главный принцип в моей работе лишь любящий взрослый - центр
существования ребенка. Я стараюсь дать каждому ученику частицу своей
теплоты и доброты, чтобы он мог почувствовать себя любимым. Свою задачу
вижу в том, чтобы создать условия, при которых каждый ученик получает
возможность развивать свое умение учиться. Для этого я постоянно ищу новые
формы и методы организации деятельности детей.
Права участников:
- выбирать дело себе по душе;
- участвовать в выборе, проведении и обсуждении КТД;
- высказывать свое мнение, смело отстаивать свои позиции;
- использовать КТД для воплощения своих идей;
- обращаться за помощью к взрослым, если в этом есть необходимость.
Обязанности участников:
- прилежно учиться, познавать окружающий мир;
- воспитывать в себе трудолюбие, честность, ответственность;
- уважать старших, учителей, родителей, с почтением относиться к пожилым;
-помогать младшим, передавать им свои знания;
- любить и уважать традиции коллектива, школы, страны, в которой ты живешь.
К формам коллективной творческой деятельности во вне-учебное время
относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений
(ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный
анализ и другие.
Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела
(КТД), организация которых предусматривает шесть стадий.
Первая стадия — предварительная работа. Педагоги, взрослые
устанавливают место предстоящего КТД в воспитательной работе, планируемой
3
на новый период с данным коллективом, определяют конкретные
воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть
предложены на выбор детям, продумывают способы проведения своих
замыслов, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь
перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого
участника. Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда? При этом взрослые не
диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с учащимися.
Вторая стадия — коллективное планирование. Теперь действуют сами
дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах,
звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом
обеспечивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие,
уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит
дополнительные «задачи на размышление». Завершается поиск выбором совета
дела.
Третья стадия — коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет
дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем
организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника.
Подготовка может идти по группам.
Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не
включаются в практическую работу. Бывает так, что в самом начале некоторые
ученики увлекаются, а потом быстро охладевают к делу, так как не приобрели
еще умения преодолевать трудности. Поэтому велика роль взрослого, старшего
товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не
допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детей к
целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в
осуществлении общего замысла. Как? Может увлечь добрым сюрпризом или
заинтересовать «трудного» секретным договором с ним.
4
Оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты можешь
это сделать». В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения
работы, дает совет по использованию источников для поиска.
Четвертая стадия — проведение КТД, подведение итогов подготовки. На
этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с
учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Школьники в
разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и
подготовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во
время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует
также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни.
Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для которых оно
организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить
неудавшиеся моменты.
Пятая стадия — коллективное подведение итогов КТД. Это может быть
общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД, или по группам. Каждый
высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные
стороны подготовки и проведения КТД.
Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД может
осуществляться и другими средствами: опросом, заполнением анкеты через
стенгазету, творческими отчетами. Главное, чтобы каждый участвовал в
размышлении об опыте (своем собственном и своих товарищей) проведенных
КТД, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать
более сложные, чем прежде, задачи-вопросы. Школьники учатся вырабатывать
общественное мнение, создавать добрые традиции.
Шестая стадия — ближайшее последействие КТД. На общем сборе в
анкете дети и взрослые высказали предложения, поделились своими
впечатлениями, переживаниями. Говорили о том, чему научились. Педагогу все
5
это надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно,
что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения,
закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов
КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно
приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на
итоговом сборе. Намечается программа последовательных действий,
определяются новые дела.
Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они
постоянно рождаются в работе объединений, использующих эту методику.
Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые приемы, которые
используются почти на всех стадиях КТД. Прежде всего, невозможно начать
поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи.
Важно, чтобы она была определена самими детьми. А для того, чтобы она была
предложена школьниками, нужно создание специальных ситуаций. Если задача
поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и
понятна детям. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны
для решения, определяется методика организации коллективной работы.
Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях
проведения коллективных творческих дел, — это создание микроколлективов,
групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого
задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может
идти с учетом пожеланий, интересов, способностей учащихся или по
случайному принципу (с помощью считалки, жребия).
Другим необходимым приемом этой методики является «мозговая атака»,
когда школьники в группах через обмен индивидуальными мнениями ищут
наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки»
может создаваться «банк идей», то есть набор возможных идей решения
проблемы или задачи.
6
Часто используется еще один прием — отбор идей, когда нужно из
множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор
этих идей может осуществляться с помощью голосования или естественным
путем, то есть участники поиска выбирают характер, форму своего участия
реальным добровольным действием.
Когда выбор осуществить сложно, используется еще один прием —
защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив защищает свой
вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное
решение.
Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД,
педагогу необходимо соблюдать определенные условия. Во-первых, нельзя
нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении
любого КТД, допускать изменения позиции, роли, которая определена педагогу
как старшему товарищу. Во-вторых, подготовка и проведение любого КТД
требует того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт
предшествующих дел. В-третьих, необходимо учитывать опыт и знания
учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе; ранее используемые
формы. КТД — лишь один из компонентов общей системы средств воспитания.
Важнейшим условием является реализация и развитие идеи заботы о себе, друг
друге, родителях, близких людях, окружающем мире.
Коллективное творческое дело — это уникальное и в то же время
естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть
положено в основу всей деятельности коллектива. Как педагогическая
технология коллективная творческая деятельность или отдельные ее элементы
могут быть использованы педагогами и учащимися при подготовке и
проведении различных форм работы.
7
8