Корригирующая гимнастика на массажной дорожке и циркулярный душ, как эффективный педагогический прием реализации здоровьесбережения дошкольников
Автор: Маркелова Ольга Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 33 Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Корригирующая гимнастика на массажной дорожке и циркулярный душ, как эффективный педагогический прием реализации здоровьесбережения дошкольников Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №33
Г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА НА МАССАЖНОЙ ДОРОЖКЕ
И ЦИРКУЛЯРНЫЙ ДУШ, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ РЕАЛИЗАЦИИ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
АВТОР:
МАРКЕЛОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА,
ВОСПИТАТЕЛЬ,
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
КАТЕГОРИЯ
2016 г.
Содержание
1.
Актуальность
2.
Методика проведения оздоровительной процедуры
3.
Технические характеристики циркулярного душа
4.
Мониторинг заболеваемости детей, диаграммы
Актуальность
В
действующем
Законе
“Об
образовании”
первоочередной
задачей
является «здоровье человека и свободное развитие личности».
Приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения
является
создание
условий,
гарантирующих
формирование
и
укрепление
здоровья воспитанников.
Развитие
физических
качеств,
двигательной
активности
и
становление
физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика,
массаж
и
самомассаж,
профилактика
плоскостопия
и
формирование
правильной
осанки,
оздоровительные
процедуры
в
водной
среде
(душе,
бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической
активности и заботе о здоровье и реализация этих технологий осуществляется
специалистом по физическому воспитанию, медицинскими работниками и
воспитателями
в
специально
организованных
условиях
оздоровительной
работы.
Чудодейственная сила водных процедур человечеству известна издревле.
Со временем лечение с помощью воды совершенствовалось, появлялись новые
методики, использовалась современная аппаратура. И теперь мы научились
извлекать
максимум
пользы
от
водных
процедур.
Одной
из
самых
удивительных, приятных и полезных процедур оказался циркулярный душ,
который
пользуется
огромным
спросом
в
практике
оздоровительных
учреждений:
в
SPA-салонах,
санаториях
и
профилакториях.
Более
того,
многие пытаются эту возможность использовать в домашних условиях, для
чего
устанавливают
гидробоксы
со
специальным
оборудованием
для
гидромассажа. Использование циркулярного душа в детском саду является
новаторством.
Методика проведения оздоровительной процедуры
Одной
из
самых
эффективных
методик,
проводимых
в
детском
саду,
является
оздоровительный
комплекс
«Корригирующая
гимнастика
на
массажной дорожке и циркулярный душ».
Специально для этого было оборудовано помещение с душевыми кабинами,
заказаны и установлены душевые боксы.
Данный
оздоровительно
-
профилактический
комплекс
рекомендован
практически
здоровым
детям.
Он
способствует
улучшению
обменных
процессов,
повышает
устойчивость
организма
к
неблагоприятным
воздействиям внешней среды, закаливает детей и создает положительный
эмоциональный настрой на весь день.
Комплекс
состоит
из
двухнедельного
цикла
занятий
(каждый
день,
за
исключением
субботы
и
воскресения)
с
подгруппой
детей
старших
и
подготовительных
к
школе
групп.
Он
проводится
под
руководством
воспитателя по ФК и медицинской сестры.
Упражнения дети выполняют, оставшись в одних трусиках.
Сначала дети ходят и бегают по массажным коврикам 1-2 мин., затем, под
руководством
воспитателя
по
ФК,
выполняют
комплекс
упражнений
корригирующего
характера,
направленный
на
профилактику
нарушения
осанки
и
плоскостопия.
Корригирующая
гимнастика
включает
5
–
6
упражнений, каждое из которых выполняется по 3 – 4 раза. Заканчивается
комплекс самомассажем голеней и стоп.
После выполнения упражнений, дети надевают резиновые шапочки и заходят в
душевую кабину для гидромассажа. Стоя в ванне, дети подставляют под струйки воды
разные
части
тела:
спину,
стопы
ног,
ладони
рук
и
т.д.
Продолжительность
гидромассажа 3 – 5 минут.
После выхода из ванны, дети ходят по массажным коврикам (проходит воздушное
обсыхание тела), а затем растирают тело и ноги массажерами надевают сухие трусики,
одежду и идут в свою группу. Общее время комплекса составляет 12 – 15 минут.
Технические характеристики
циркулярного душа
Циркулярный
душ
осуществляется
в
специальном
боксе,
который
оборудован
трубками для подачи воды в вертикальном и горизонтальном положении со всех
сторон бокса. Вода подается под сильным напором, примерно 1,5 атм., и множество
струек со всех сторон оказывают гидромассажное воздействие на кожу и тело ребенка.
Технические
характеристики
этой
методики
предполагают
использование
различных
температур
воды,
чтобы
позволить
добиться
желаемого
эффекта
в
зависимости от цели и показаний. За температурным режимом следят медицинские
работники.
Струйки
воды
при
попадании
на
кожу
ощущаются
в
виде
легкого
покалывания, которое воспринимается не болезненно, а даже приятно. При этом в
процессе
гидромассажа
происходит
воздействие
на
всю
поверхность
тела
одновременно. По сути, эта методика обеспечивает позитивное воздействие пресной
воды на человека, позволяя ему восстановить свое здоровье и общее самочувствие.
Самое важное – это общеукрепляющее влияние на организм, которое способствует
тонусу иммунной системы, повышению эмоционального состояния и обмена веществ,
регуляции сна, устранению нервных стрессов и раздражительности. Циркулярный душ
заставляет кровь перераспределяться
к внутренним органам, при этом усиливается
выведение токсинов, шлаков, свободных радикалов.
Мониторинг заболеваемости детей 5 группы
Год/
месяц
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
Итого
Случаи заболеваемости / %
2013-
2014 гг.
23/
3,8%
78/
10,9%
70/
10,7%
51/
7,8%
27/
5,1%
132/
21,2%
125/
20,1%
23/
3,4%
529/
11,6%
2014-
2015 гг.
43/
8,1%
24/
4,2%
45/
9%
21/
3,8%
6/
1,4%
30/
5,7%
22/
4,2%
35/
6,6%
226/
5,4%
Заболеваемость детей 5 группы (списочный состав 25 детей) снизилась
на 6,2%.
Мониторинг заболеваемости детей 11 группы
Год/
месяц
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
Итого
Случаи заболеваемости / %
2013-
2014 гг.
37/
6,6%
83/
12,8%
85/
14,4%
27/
4,6%
29/
5,9%
51/
9,1%
34/
6%
43/
6,9%
389/
8,5%
2014-
2015 гг.
42/
7,6%
61/
10,6%
24/
4,8%
8/
1,5%
18/
4,2%
15/
3%
19/
3,7%
19/
3,7%
206/
5%
Заболеваемость детей 11(группы списочный состав 24 ребенка) снизилась
на 3,5%.
Опираясь на статистический мониторинг здоровья
детей,
вносятся
необходимые
поправки
в
интенсивность
технологических
воздействий,
обеспечивается индивидуальный подход к каждому ребенку.
Диаграммы по выявлению плоскостопия у детей 5 группы
2013-2014 г. 2014-2015 г.
Диаграммы по выявлению плоскостопия у детей 11 группы
2013-2014 г. 2014-2015 г.
Применение
в
работе
дошкольного
учреждения
здоровьесберегающих
технологий
повышает
результативность
воспитательно-образовательного
процесса,
формирует
у
педагогов,
детей
и
их
родителей
ценностные
ориентации,
направленные
на
сохранение
и
укрепление
здоровья
воспитанников.