"Развитие психомоторных возможностей одаренных детей через внеклассную работу"
Автор: Михайлова Ольга Ивановна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МОУ "СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов" Населённый пункт: ЯНАО, г. Надым Наименование материала: Педагогический опыт Тема: "Развитие психомоторных возможностей одаренных детей через внеклассную работу" Раздел: дополнительное образование
деятельность»
Автор:
Михайлова Ольга Ивановна,
учитель физической культуры
высшей квалификационной
категории
1. Тема инновационного педагогического опыта
«Развитие
психомоторных
возможностей
одаренных
обучающихся
через
внеклассную работу»
2. Источник изменений
По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых совершенствование процесса
образования подрастающего поколения невозможно без целостного понимания психической
и двигательной деятельности учащихся, а также глубокого изучения развития психики и
моторики на всех этапах непрерывного образования (Б.Г. Ананьев, 1977; М.М. Кольцова,
1978; Г.А. Костюк, 1988; В.П. Зинченко, 1991; ЕЛ. Ильин, 2001; В.П. Озеров, 1995, 2002; и
др.). В.П. Озеров (1976, 1993, 1989) вскрыл взаимосвязь психомоторных способностей с
уровнем
спортивно—технического
мастерства
спортсменов,
возрастными
особенностями
психомоторики школьников.
Еще столетие назад И.М. Сеченов и П.Ф. Лесгафт указали на важность проведения
научных разработок, направленных на развитие психомоторных способностей человека, как
единства его физической и психической сферы.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и способных детей, составляет
одну из задач совершенствования системы образования. Так как развитие и воспитание
одаренных детей решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества,
обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса.
Так, определение одаренности комитета по образованию в США – дети, склонные к
высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенциал к ним в
любой из следующих областей т. е. – психомоторные способности.
Психомоторные способности являются ядром двигательных способностей выступая как
их
когнитивно-моторный
компонент,
включающий
сенсомоторные,
перцептивные,
интеллектуальные и нейро-динамические особенности, реализуемые как на произвольном.
Так и на непроизвольном уровне.
Одаренность как феномен проявляется в детстве. Она развивается с учетом возрастных
и индивидуальных особенности личности, в чем мы и убеждаемся, работая с детьми, начиная
с начального звена и заканчивая старшим звеном. Способности одаренности с возрастом
могут проявляется или исчезать. Иногда это связано с тем, что возможен толчок в развитии,
который способствует повышению работоспособности, а может быть иначе.
Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок»
следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка»:
1.Наличие спецефических стратегий деятельности.
2.Сформированность качественного своеобразного индивидуального стиля деятельности.
3.Особый тип организации знаний одаренного ребенка.
4.Своеобразный тип обучаемости.
По критерию «вид деятельности» выделены следующие
виды одаренности: - художественная;
- академическая;
- лидерская;
- творческая;
- интеллектуальная;
- психомоторная
Различают критерии одаренности:
1 .
«Степень
сформированности
одаренности»
можно
дифференцировать:
-
актуальную одаренность;
- потенциальную одаренность
2. «Форма проявления» можно говорить о:
- явной одаренности;
- скрытой одаренности
3 . «Широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:
- общую одаренность; - специальную одаренность
4. «Особенности возрастного развития» можно дифференцировать:
- раннюю одаренность;
- позднюю одаренность
Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами:
- опережающим развитием познания;
- психологическим развитием;
- физическими данными
Ученые выделили несколько сфер проявления одаренности, в том числе и двигательную
(психомоторную) сферу.
Психомоторную одаренность можно назвать еще – спортивная, которая определяет
исключительно спортивные способности. Эти способности тесно связаны со скоростью,
точностью и ловкостью движений. Стандартизированные тесты на двигательное развитие
позволяют
оценивать
различные
параметры
моторного
развития:
темп,
координацию
движений, скорость реакции.
3. Идея изменений
Развитие психомоторных возможностей одарённых детей как средство обеспечения
гармоничного формирования личности детей и укрепления их психического здоровья.
В основу идеи развития психомоторных возможностей одарённых детей положено
шесть принципов:
принцип
учета
потенциальных
возможностей
ребенка.
В
педагогическом
и
социальном
плане
более
важным
является
не
те
физические
возможности,
которые
демонстрирует ребенок на сегодняшний день, а то, что следует ожидать от него в будущем;
принцип комплексного оценивания. Вывод о психомоторной одаренности ребенка
может быть сделан на основе оценки целого спектра способностей (умственных, творческих,
двигательных);
принцип
долговременности.
Обследование
детей
с
психомоторной
одаренностью
должно быть длительным, а его организация – поэтапной;
принцип
участия
различных
специалистов.
В
диагностическом
обследовании
одаренных детей должны участвовать педагоги, психологи, врачи, кроме того, родители и
дети. Только сопоставление всех полученных данных может дать объективную картину;
принцип
опоры
на
экологически
валидные
методы
диагностики.
К
экологически
валидным методам диагностики детской одаренности относят методы оценки «реального»
поведения
в
повседневной
деятельности
ребенка,
а
не
в
искусственных,
специально
создаваемых условиях;
принцип
участия
детей
в
оценке
собственной
психомоторной
одаренности.
Реализация этого принципа в работе с учащимися может включать в себя рефлексию и анализ
ребенком
собственного
двигательного
опыта,
оценку
выполненных
им
двигательных
заданий.
4. Концепция изменений
4.1. Актуальность темы.
Сейчас многие специалисты психологи занимаются темой одаренности детей. Тема
одаренных детей полностью не раскрыта и интересует многих педагогов работающих с
такими детьми. На современном этапе развития общества одной из актуальнейших проблем
является исследование развития способностей, индивидуальных качеств и возможностей
личности ребенка.
Актуальность
проблемы
формирования
психомоторики
и
интеллектуальных
способностей
связана
еще
и
с
такими
глобальными
педагогическими
проблемами,
как
неразрывность
обучения
и
развития,
психологическое
обеспечение
содержания
учебных
программ в школе, закономерности усвоения знаний и двигательных навыков (Г.А. Костюк,
1988; А.А. Бодалев, 1984; А.В. Запорожец, 1967, 1986).
Личность
с
разной
эффективностью
концентрирует
в
себе
ценности
физической
культуры и спорта. Одним из факторов успеха является одаренность обучающихся через
внеклассную
работу
в
общеобразовательном
учреждении,
которая
рассматривается
как
степень выраженности таланта.
Речь
идет
о
качестве
овладения
движениями,
их
комбинациях
в
меняющихся
условиях, обогащении двигательным фондом. Критерии оценки этого процесса зависят от
цели,
содержания,
формы
и
методов
занятий,
типов
образовательных
учреждений,
структурного уровня (спорт высших достижений, массовый, для лиц с отклонениями в
здоровье и др.), способов организации, объективных и субъективных факторов.
4.2. Новизна
Новизна работы состоит в комплексном изучении и анализе интеллектуальных и
психомоторных способностей одаренных детей, а также в том, что разработана и внедрена в
практику
учебно-воспитательного
процесса
программа
спортивной
секции
«Общая
физическая подготовка» для учащихся 5-8 классов, которая включает в себя психомоторные
упражнения, игры и задания для учащихся.
4.3. Ожидания
В
результате
реализации
программы
секции
учащиеся
овладеют
следующими
двигательными умениями, навыками и способностями:
в
спортивных
играх:
способность
играть
спортивные
игры
по
упрощенным
правилам;
физическая
подготовленность:
должна
соответствовать,
как
минимум,
среднему
уровню показателей развития основных физических способностей, с учетом региональных
условий и индивидуальных возможностей учащихся.
способы физкультурно- оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять
упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать
правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;
способы
спортивной
деятельности:
у ч а с т в о ват ь
в
с о р е в н о ва н и я х
в
легкоатлетических видах: бег 60м, прыжок в длину и высоту с разбега, метание, бег на
выносливость;
участвовать
в
соревнованиях
спортивных
игр:
мини-футбол,
баскетбол,
волейбол;
правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы
поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать
друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую
подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
5. Условия реализации изменений
Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:
1. Щиты с кольцами – 2 комплекта.
2. Щиты тренировочные с кольцами – 4 шт.
3. Стойки для обводки – 6 шт.
4. Гимнастическая стенка – 6 пролетов.
5. Гимнастические скамейки – 4 шт.
6. Гимнастические маты – 6 шт.
7. Скакалки – 20 шт.
8. Мячи набивные 1кг, 2кг – 10 шт.
9. Мячи баскетбольные – 20 шт.
10. Мячи волейбольные – 20 шт.
11. Мячи футбольные – 20 шт.
12. Рулетка – 2шт.
13.Теннисные мячи – 20 шт.
Важными условиями для достижения спортивных результатов спортсменов являются
четкие
ценностно-смысловые
координаты,
целостная
система
социального
воспитания,
педагогическое
мастерство
тренеров,
организация
учебно-тренировочных
занятий
и
соревнований на принципах спортивной этики.
6. Описание опыта
Основная цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы на основе
интересов и склонностей обучающихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал
двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достигнуть более высокого
уровня
развития
двигательных
способностей,
нравственных
качеств,
приобщить
их
регулярным тренировкам.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением основных задач,
направленных:
- на укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развитие двигательных и координационных способностей;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
-
воспитание
потребности
и
умения
самостоятельно
заниматься
физическими
упражнениями;
- содействие воспитанию
нравственных и волевых качеств, развитие психических
процессов и свойств личности.
К внеклассной работе по физической культуре относятся: спортивные секции по
различным
видам
спорта
(футбол,
баскетбол,
волейбол,
легкая
атлетика),
спортивные
кружки, группы ОФП и т.п.
Развивать психомоторные особенности только в рамках урока недостаточно, потому что
программа имеет определённые знания, умения и навыки, необходим более высокий уровень
подготовленности. Мы решаем эту проблему через поэтапную работу с одаренными детьми.
1 этап – урок физической культуры, где учитель определяет способности обучающихся
по физической подготовке к данным видам спорта через тесты (набор в группу). Ежегодно
проводится системный мониторинг успешности обучения и воспитании одаренных детей, где
обрабатываются результаты тестирования (рост или снижение).
Например, 2014/2015 уч.г. и 2015/2016 уч.г.– тестирование обучающихся по видам:
2014/2015 2015/2016
Челночный бег Прыжок в длину Челночный бег Прыжок в длину
3*10м с места 3*10м с места
Сухоруков А. 7Бкл. 7,3 240 7,2 (+0,1) 254 (+14см)
Малышенко Н. 8Бкл. 7,8 195 7,5(+0,3) 208 (+13см)
Ильина Д. 7Акл. 7,5 198 7,3 (+0,2) 211 (+13см)
2 этап – переход от урока физической культуры к внеклассной работе (занятия в
спортивных секциях, группах ОФП), где обучающиеся на учебно- тренировочных занятиях
получают
двигательные
умения
и
навыки,
технико-тактические
действия
в
спортивных
видах.
3 этап – отбор и индивидуальная работа со спортивно одаренными детьми для
достижения высоких результатов и выступления в соревнованиях высокого ранга. Подготовка
обучающихся
к
олимпиаде
по
физической
культуре
(школьный,
муниципальный
и
региональный
этапы).
Проводятся
регулярнее
тренировочные
занятия
по
видам
спорта,
олимпиадные
задания
–
практика
и
теория,
самостоятельные
занятия
физическими
упражнениями.
В процессе реализации программы систематически оценивается реакция учащихся на
предлагаемую нагрузку, осуществляется контроль за самочувствием, признаками утомления
и перенапряжения, а также сформируются у учащихся необходимые умения и навыки по
отношению
к
спортивной
одежде,
обуви,
гигиене,
режиму
дня,
питанию,
по
технике
безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья.
7. Результат изменений
Каждый год список одаренных детей пополняется, на смену старшему поколению
подрастают молодые спортивные ребята, например, в этом году в него вошли: Сухоруков
Антон ,
ученик
8кл., 2008/2009уч.г.-
победитель
школьной
олимпиады
по
физической
культуре;
- победитель муниципальной спартакиады школьников по баскетболу среди 6-7кл.;
2009/2010уч г. – призер школьной олимпиады по физической культуре;
- победитель муниципальной спартакиады школьников в зимнем троеборье среди 6-7кл.;
- победитель муниципальной спартакиады школьников в общекомандном зачете в зимнем
троеборье среди 6-7кл.;
-
победитель
муниципальной
спартакиады
школьников
в
общекомандном
зачете
по
баскетболу среди 6-7кл.;
- победитель муниципальной спартакиады школьников в общекомандном зачете в летнем
троеборье среди 6-7кл;
- призер муниципальной спартакиады школьников в общекомандном зачете по волейболу
среди 6-7кл.;
Дополнительное образование в образовательном учреждении – секция по ОФП, в городе
– баскетбол СК «Молодость».
Ильина Дарья , ученица 8кл., 2009/2010уч.г. - призер школьной олимпиады по физической
культуры;
- победитель муниципальной спартакиады школьников в зимнем троеборье среди 6-7кл.;
- победитель муниципальной спартакиады школьников в общекомандном зачете в зимнем
троеборье среди 6-7кл;
- призер муниципальной спартакиады школьников в общекомандном зачете по баскетболу
среди 6-7кл.;
- победитель муниципальной спартакиады школьников в общекомандном зачете в летнем
троеборье среди 6-7кл;
2010/2011уч.г. – победитель всероссийской школьной олимпиады по физической
культуре среди 8кл.;
- победитель муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической
культуре среди 8кл.
-
призер
муниципальной
спартакиады
школьников
в
общекомандном
зачете
в
легкоатлетической эстафете среди 10-11кл.
2011/2012уч.г. - участник регионального этапа всероссийской олимпиады школьников
по физической культуры среди 9кл.
Дополнительное образование в образовательном учреждении – секция по ОФП, в городе
– художественная гимнастика СК «Молодость».
Землинский Антон ,
ученик
8кл., 2009/2010уч.г. – победитель муниципальной
спартакиады школьников в общекомандном зачете в зимнем троеборье среди 6-7кл.;
- призер муниципальной спартакиады школьников в летнем троеборье среди 6-7кл.;
- победитель муниципальной спартакиады школьников в общекомандном зачете в летнем
троеборье среди 6-7кл
- призер муниципальной спартакиады школьников в общекомандном зачете по волейболу
среди 6-7кл.;
2010/2011уч.г.- победитель всероссийской школьной олимпиады по физической культуре
среди 8кл.;
- победитель муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической
культуре среди 8кл.
Дополнительное образование в образовательном учреждении – секция по ОФП, в городе
– бокс.
Еремин Кирилл , ученик 7Акл., 2011/ 2012уч.г. - победитель всероссийской школьной
олимпиады по физической культуре среди 7кл.;
- призер муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической
культуре среди 7кл.;
- победитель муниципальной спартакиады школьников по плаванию среди 6-7кл.;
- победитель Всероссийских Президентских состязаний среди 7-х кл. Надымский район;
- победитель муниципальной спартакиады школьников по мини-футболу среди 6-7кл.;
- победитель муниципальной спартакиады школьников по баскетболу среди 6-7кл.;
- призер муниципальной спартакиады школьников в зимнем троеборье среди 6-7кл.;
- призер муниципальной спартакиады школьников в летнем троеборье среди 6-7кл.;
- призер муниципальной спартакиады школьников в легкоатлетической эстафете среди 6-
7кл.;
муниципальной спартакиады школьников по плаванию среди 6-7кл.
Дополнительное образование в образовательном учреждении – секция по ОФП, в городе
– плавание СК «Молодость
Мазуров
Александр ,
ученик
7Акл., 2011/2012уч.г. -
призер муниципальной
спартакиады школьников по плаванию среди 6-7кл.;
- победитель муниципальной спартакиады школьников по мини-футболу среди 6-7кл.;
- победитель муниципальной спартакиады школьников по баскетболу среди 6-7кл.;
- призер муниципальной спартакиады школьников в зимнем троеборье среди 6-7кл.;
- призер муниципальной спартакиады школьников в летнем троеборье среди 6-7кл.;
- призер муниципальной спартакиады школьников в легкоатлетической эстафете среди 6-
7кл.
Дополнительное образование в образовательном учреждении – секция по ОФП, в городе
– плавание СК «Молодость
Согришин
Антон,
ученик
7Акл., 2011/2012уч.г.
-
победитель
муниципальной
спартакиады школьников по мини-футболу среди 6-7кл.;
- победитель муниципальной спартакиады школьников по баскетболу среди 6-7кл.;
- призер муниципальной спартакиады школьников в зимнем троеборье среди 6-7кл.;
- призер муниципальной спартакиады школьников в летнем троеборье среди 6-7кл.;
- призер муниципальной спартакиады школьников в легкоатлетической эстафете среди 6-
7кл.
Дополнительное образование в образовательном учреждении – секция по ОФП, в городе
– футбол СК «Молодость.
Результаты спортивных достижений школьников МОУ «СОШ № 1 с углублённым
изучением отдельных предметов»
-
Региональный
этап всероссийской
олимпиады
школьников
по
физической
культуре, один участник, призер, 2011г.
-
Региональный
этап
всероссийской
олимпиады
школьников
по
физической
культуре, 1участник, участие, 2012г.
-
Муниципальный
этап
всероссийской
олимпиады
школьников
по
физической
культуре, 8 участников, три победителя, два призера, 2010г.
-
Муниципальный
этап
всероссийской
олимпиады
школьников
по
физической
культуре, 8 участников, один победитель, 2011г.
- Муниципальная Спартакиада школьников среди 6-7 классов,45 участников, первое
место, 2010г. Мини-футбол, 10 участников - третье место; зимнее троеборье, 10 участников –
общекомандное первое место, два победителя; баскетбол (юноши), 10 участников – первое
место;
баскетбол
(девушки),
10
участников
–
второе
место;
плавание,
8
участников
–
общекомандное первое место, один победитель, одно второе и одно третье место; летнее
троеборье, 10 участников – общекомандное первое место, одно второе место; волейбол, 12
участников – первое место.
- Муниципальная Спартакиада школьников среди 6-7 классов,39участников, первое
место, 2011г. Зимнее троеборье, 10 участников – общекомандное первое место, одно первое
и одно третье место; баскетбол (юноши), 10 участников – первое место; баскетбол (девушки),
10 участников – второе место; плавание, 8 участников – общекомандное первое место, одно
первое и одно третье место; летнее троеборье, 10 участников – общекомандное первое место,
одно третье место; легкоатлетическая эстафета, 9 участников – второе место.
-
Муниципальная Спартакиада школьников среди 6-7 классов,42 участника, первое
место, 2012г. Шахматы,8 участников – общекомандное первое место, четыре первых мест;
зимнее
троеборье,
10
участников
–
общекомандное
второе
место;
мини-футбол,
10
участников – первое место; баскетбол(юноши), 10 участников – первое место; баскетбол
(девушки), 10 участников – второе место; летнее троеборье, 10 участников – общекомандное
второе место, одно второе место и одно третье; плавание, 8 участников – общекомандное
первое место, одно первое, два вторых и два третьих места; легкоатлетическая эстафета, 9
участников – второе место.
- Муниципальный этап всероссийских соревнований «Президентские состязания»,
одно первое место, 2011г.
- Муниципальный этап всероссийских соревнований «Президентские спортивные
игры», 20 участников, четвертое место, 2012г. Легкая атлетика (девушки),10 участников –
общекомандное третье место, одно третье место; плавание, 20 участников – общекомандное
первое место, одно первое место, два третьих места.
- Муниципальный турнир по мини-футболу среди юношеских команд 1995-1996г.г.р.
средних общеобразовательных школ Надымского района в рамках Общероссийского проекта
«Мини-футбол в школу», 10 участников, третье место,2009г.
- Муниципальный турнир по мини-футболу среди юношеских команд 1997-1998г.г.р.
средних общеобразовательных школ Надымского района в рамках Общероссийского проекта
«Мини-футбол в школу», 10 участников, третье место, 2009г.
- Муниципальный турнир по мини-футболу среди юношеских команд 1994-1995г.г.р.
средних общеобразовательных школ Надымского района в рамках Общероссийского проекта
«Мини-футбол в школу», 10 участников, третье место, 2009г.
- Муниципальный турнир по мини-футболу среди юношеских команд 1997-1998г.г.р.
средних общеобразовательных школ Надымского района в рамках Общероссийского проекта
«Мини-футбол в школу», 10 участников, второе место, 2011г.
-
Муниципальные соревнования
по
плаванию
«Каждый
умеет
плавать»,
59
участников, четыре первых места, четыре вторых места, два третьих места, 2011/2012г.г.
- Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по физической культуре – 8
участников/два победителя, один призёр, 2013 г.
-
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по физической культуре – 4
участника/один призёр, 2014 г.
-
Муниципальный этап всероссийских соревнований школьников по мини-футболу среди
юношей в рамках Общероссийского проекта «Мини-футбол в школу»- два I места, два II места, в
номинации лучший игрок – 3 участника, 2013 г.
-
Муниципальный этап всероссийских соревнований школьников по мини-футболу среди
юношей в рамках Общероссийского проекта «Мини-футбол в школу»- три I места, одно III место, в
номинации лучший игрок – 5 участников, 2014 г.
-
Муниципальный этап всероссийских
соревнований школьников спортивных игр
«Президентские спортивные игры» – три I места, семь II мест, одно III место, 2014 г.
-
Муниципальный
этап
всероссийских
спортивных
соревнований
школьников
«Президентские состязания» - два I места, одно II место, 2014 г.
-
IV районный турнир по плаванию «Каждый умеет плавать» среди обучающихся
общеобразовательных организаций системы образования Надымского района в рамках 1 этапа – три I
места, два – II места, 2014г.
-
Муниципальные соревнования по плаванию III этап Акватурнира «БЭМС» среди
обучающихся 5-11 классов V районного турнира «Каждый умеет плавать», - два I места, одно
III место, 2015 г.
-
Муниципальный турнир МБУФК «СОК»ОЛИМП» по мини-футболу в возрастной
группе 2001-2004 гг. р, «Молодежь против наркотиков», одно I место, два III места.(2005-
2007 гг. р., 1997-2000 гг. р.), 2015 г.
-
Муниципальный этап всероссийских спортивных соревнований школьников
«Президентские состязания», одно I место, одно II место, два III места, 2015 г.
- II Открытый фестиваль волейбола посвященный 70-летию Победы в Великой
Отечественной Газпром трансгаз Югорск, одно третье место, 2015 г.
- Районная легкоатлетическая эстафета посвященная 70-летию Победы в Великой
Отечественной войне «ВИВАТ ПОБЕДА!», одно II место, два III места, 2015 г.
-
Муниципальный этап Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские
спортивные игры» - пять I места, одно II место, одно III место, 2015 г.
- Муниципальны е соревнования по велокроссу посвященные Дню Трезвости Управления по
физической культуре и спорту Администрации МО Надымский район, одно III место, 2015 г.
У школы есть будущее в этом направлении, хотелось бы, чтобы таких детей было больше. Учителю
необходимо формировать у обучающихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям
физическими упражнениями, учить способам творческого применения полученных знаний, умений и
навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния
здоровья,
самостоятельных
занятий
и
своим
личным
примером
я
приобщаю
обучающихся
к
здоровому образу жизни, участие в легкоатлетическом забеге в рамках праздника творчества, спорта и
здоровья «Да здравствует жизнь!».