Напоминание

"Развитие психомоторных возможностей одаренных детей через внеклассную работу"


Автор: Михайлова Ольга Ивановна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ "СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Надым
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: "Развитие психомоторных возможностей одаренных детей через внеклассную работу"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Надыма

Районный фестиваль-конкурс методических идей,

инновационных технологий

«

Надымский

педагог
:
практик
,
аналитик
,
исследователь
– 2015
»

Информационно-педагогический модуль

«Развитие психомоторных возможностей

одарённых детей через внеклассную

деятельность»
Автор: Михайлова Ольга Ивановна, учитель физической культуры высшей квалификационной категории

1. Тема инновационного педагогического опыта

«Развитие

психомоторных

возможностей

одаренных

обучающихся

через

внеклассную работу»

2. Источник изменений
По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых совершенствование процесса образования подрастающего поколения невозможно без целостного понимания психической и двигательной деятельности учащихся, а также глубокого изучения развития психики и моторики на всех этапах непрерывного образования (Б.Г. Ананьев, 1977; М.М. Кольцова, 1978; Г.А. Костюк, 1988; В.П. Зинченко, 1991; ЕЛ. Ильин, 2001; В.П. Озеров, 1995, 2002; и др.). В.П. Озеров (1976, 1993, 1989) вскрыл взаимосвязь психомоторных способностей с уровнем спортивно—технического мастерства спортсменов, возрастными особенностями психомоторики школьников. Еще столетие назад И.М. Сеченов и П.Ф. Лесгафт указали на важность проведения научных разработок, направленных на развитие психомоторных способностей человека, как единства его физической и психической сферы. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и способных детей, составляет одну из задач совершенствования системы образования. Так как развитие и воспитание одаренных детей решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса. Так, определение одаренности комитета по образованию в США – дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенциал к ним в любой из следующих областей т. е. –
психомоторные способности.
Психомоторные способности являются ядром двигательных способностей выступая как их когнитивно-моторный компонент, включающий сенсомоторные, перцептивные, интеллектуальные и нейро-динамические особенности, реализуемые как на произвольном. Так и на непроизвольном уровне. Одаренность как феномен проявляется в детстве. Она развивается с учетом возрастных и индивидуальных особенности личности, в чем мы и убеждаемся, работая с детьми, начиная с начального звена и заканчивая старшим звеном. Способности одаренности с возрастом могут проявляется или исчезать. Иногда это связано с тем, что возможен толчок в развитии, который способствует повышению работоспособности, а может быть иначе. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие
«признаки одаренности ребенка»:
1.Наличие спецефических стратегий деятельности. 2.Сформированность качественного своеобразного индивидуального стиля деятельности. 3.Особый тип организации знаний одаренного ребенка. 4.Своеобразный тип обучаемости. По критерию «вид деятельности» выделены следующие
виды одаренности:
- художественная; - академическая; - лидерская; - творческая; - интеллектуальная; -
психомоторная
Различают
критерии одаренности:

1
.

«Степень

сформированности

одаренности»
можно дифференцировать: - актуальную одаренность; - потенциальную одаренность 2.
«Форма проявления»
можно говорить о: - явной одаренности; - скрытой одаренности 3 .
«Широта проявлений в различных видах деятельности»
можно выделить: - общую одаренность; - специальную одаренность 4.
«Особенности возрастного развития»
можно дифференцировать: - раннюю одаренность; - позднюю одаренность
Одаренность в основном определяется
тремя взаимосвязанными параметрами: - опережающим развитием познания; - психологическим развитием; - физическими данными Ученые выделили несколько сфер проявления одаренности, в том числе и двигательную
(психомоторную)
сферу. Психомоторную одаренность можно назвать еще –
спортивная,
которая определяет исключительно спортивные способности. Эти способности тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений. Стандартизированные тесты на двигательное развитие позволяют оценивать различные параметры моторного развития: темп, координацию движений, скорость реакции.
3. Идея изменений
Развитие психомоторных возможностей одарённых детей как средство обеспечения гармоничного формирования личности детей и укрепления их психического здоровья. В основу идеи развития психомоторных возможностей одарённых детей положено шесть принципов:  принцип учета потенциальных возможностей ребенка. В педагогическом и социальном плане более важным является не те физические возможности, которые демонстрирует ребенок на сегодняшний день, а то, что следует ожидать от него в будущем;  принцип комплексного оценивания. Вывод о психомоторной одаренности ребенка может быть сделан на основе оценки целого спектра способностей (умственных, творческих, двигательных);  принцип долговременности. Обследование детей с психомоторной одаренностью должно быть длительным, а его организация – поэтапной;  принцип участия различных специалистов. В диагностическом обследовании одаренных детей должны участвовать педагоги, психологи, врачи, кроме того, родители и дети. Только сопоставление всех полученных данных может дать объективную картину;  принцип опоры на экологически валидные методы диагностики. К экологически валидным методам диагностики детской одаренности относят методы оценки «реального» поведения в повседневной деятельности ребенка, а не в искусственных, специально создаваемых условиях;  принцип участия детей в оценке собственной психомоторной одаренности. Реализация этого принципа в работе с учащимися может включать в себя рефлексию и анализ ребенком собственного двигательного опыта, оценку выполненных им двигательных заданий.

4. Концепция изменений



4.1. Актуальность темы.
Сейчас многие специалисты психологи занимаются темой одаренности детей. Тема одаренных детей полностью не раскрыта и интересует многих педагогов работающих с такими детьми. На современном этапе развития общества одной из актуальнейших проблем является исследование развития способностей, индивидуальных качеств и возможностей личности ребенка. Актуальность проблемы формирования психомоторики и интеллектуальных способностей связана еще и с такими глобальными педагогическими проблемами, как неразрывность обучения и развития, психологическое обеспечение содержания учебных программ в школе, закономерности усвоения знаний и двигательных навыков (Г.А. Костюк, 1988; А.А. Бодалев, 1984; А.В. Запорожец, 1967, 1986). Личность с разной эффективностью концентрирует в себе ценности физической культуры и спорта. Одним из факторов успеха является одаренность обучающихся через внеклассную работу в общеобразовательном учреждении, которая рассматривается как степень выраженности таланта. Речь идет о качестве овладения движениями, их комбинациях в меняющихся условиях, обогащении двигательным фондом. Критерии оценки этого процесса зависят от цели, содержания, формы и методов занятий, типов образовательных учреждений, структурного уровня (спорт высших достижений, массовый, для лиц с отклонениями в здоровье и др.), способов организации, объективных и субъективных факторов.
4.2. Новизна
Новизна работы состоит в комплексном изучении и анализе интеллектуальных и психомоторных способностей одаренных детей, а также в том, что разработана и внедрена в практику учебно-воспитательного процесса программа спортивной секции «Общая физическая подготовка» для учащихся 5-8 классов, которая включает в себя психомоторные упражнения, игры и задания для учащихся.
4.3. Ожидания
В результате реализации программы секции учащиеся овладеют следующими двигательными умениями, навыками и способностями: 
в

спортивных

играх:
способность играть спортивные игры по упрощенным правилам; 
физическая

подготовленность:
должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей, с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся. 
способы физкультурно- оздоровительной деятельности:
самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений; 
способы

спортивной

деятельности:
у ч а с т в о ват ь в с о р е в н о ва н и я х в легкоатлетических видах: бег 60м, прыжок в длину и высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях спортивных игр: мини-футбол, баскетбол, волейбол;

правила поведения на занятиях физическими упражнениями:
соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
5. Условия реализации изменений
Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь: 1. Щиты с кольцами – 2 комплекта. 2. Щиты тренировочные с кольцами – 4 шт. 3. Стойки для обводки – 6 шт. 4. Гимнастическая стенка – 6 пролетов. 5. Гимнастические скамейки – 4 шт. 6. Гимнастические маты – 6 шт. 7. Скакалки – 20 шт. 8. Мячи набивные 1кг, 2кг – 10 шт. 9. Мячи баскетбольные – 20 шт. 10. Мячи волейбольные – 20 шт. 11. Мячи футбольные – 20 шт. 12. Рулетка – 2шт. 13.Теннисные мячи – 20 шт. Важными условиями для достижения спортивных результатов спортсменов являются четкие ценностно-смысловые координаты, целостная система социального воспитания, педагогическое мастерство тренеров, организация учебно-тренировочных занятий и соревнований на принципах спортивной этики.
6. Описание опыта



Основная цель внеклассных форм занятий состоит в том,
чтобы на основе интересов и склонностей обучающихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить их регулярным тренировкам. Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением
основных задач,
направленных: - на укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию; - обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; - развитие двигательных и координационных способностей; - приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта; - воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями; - содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности. К внеклассной работе по физической культуре относятся: спортивные секции по различным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, легкая атлетика), спортивные кружки, группы ОФП и т.п.
Развивать психомоторные особенности только в рамках урока недостаточно, потому что программа имеет определённые знания, умения и навыки, необходим более высокий уровень подготовленности. Мы решаем эту проблему через поэтапную работу с одаренными детьми.
1 этап – урок физической культуры,
где учитель определяет способности обучающихся по физической подготовке к данным видам спорта через тесты (набор в группу). Ежегодно проводится системный мониторинг успешности обучения и воспитании одаренных детей, где обрабатываются результаты тестирования (рост или снижение). Например, 2014/2015 уч.г. и 2015/2016 уч.г.– тестирование обучающихся по видам:
2014/2015 2015/2016
Челночный бег Прыжок в длину Челночный бег Прыжок в длину 3*10м с места 3*10м с места Сухоруков А. 7Бкл. 7,3 240 7,2 (+0,1) 254 (+14см) Малышенко Н. 8Бкл. 7,8 195 7,5(+0,3) 208 (+13см) Ильина Д. 7Акл. 7,5 198 7,3 (+0,2) 211 (+13см)
2 этап – переход от урока физической культуры к внеклассной работе
(занятия в спортивных секциях, группах ОФП), где обучающиеся на учебно- тренировочных занятиях получают двигательные умения и навыки, технико-тактические действия в спортивных видах.
3 этап – отбор и индивидуальная работа
со спортивно одаренными детьми для достижения высоких результатов и выступления в соревнованиях высокого ранга. Подготовка обучающихся к олимпиаде по физической культуре (школьный, муниципальный и региональный этапы). Проводятся регулярнее тренировочные занятия по видам спорта, олимпиадные задания – практика и теория, самостоятельные занятия физическими упражнениями. В процессе реализации программы систематически оценивается реакция учащихся на предлагаемую нагрузку, осуществляется контроль за самочувствием, признаками утомления и перенапряжения, а также сформируются у учащихся необходимые умения и навыки по отношению к спортивной одежде, обуви, гигиене, режиму дня, питанию, по технике безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья.
7. Результат изменений
Каждый год список одаренных детей пополняется, на смену старшему поколению подрастают молодые спортивные ребята, например, в этом году в него вошли:
Сухоруков

Антон
, ученик 8кл., 2008/2009уч.г.- победитель школьной олимпиады по физической культуре; - победитель муниципальной спартакиады школьников по баскетболу среди 6-7кл.; 2009/2010уч г. – призер школьной олимпиады по физической культуре; - победитель муниципальной спартакиады школьников в зимнем троеборье среди 6-7кл.; - победитель муниципальной спартакиады школьников в общекомандном зачете в зимнем троеборье среди 6-7кл.; - победитель муниципальной спартакиады школьников в общекомандном зачете по баскетболу среди 6-7кл.; - победитель муниципальной спартакиады школьников в общекомандном зачете в летнем троеборье среди 6-7кл;
- призер муниципальной спартакиады школьников в общекомандном зачете по волейболу среди 6-7кл.; Дополнительное образование в образовательном учреждении – секция по ОФП, в городе – баскетбол СК «Молодость».
Ильина Дарья
, ученица 8кл., 2009/2010уч.г. - призер школьной олимпиады по физической культуры; - победитель муниципальной спартакиады школьников в зимнем троеборье среди 6-7кл.; - победитель муниципальной спартакиады школьников в общекомандном зачете в зимнем троеборье среди 6-7кл;
-
призер муниципальной спартакиады школьников в общекомандном зачете по баскетболу среди 6-7кл.; - победитель муниципальной спартакиады школьников в общекомандном зачете в летнем троеборье среди 6-7кл; 2010/2011уч.г. – победитель всероссийской школьной олимпиады по физической культуре среди 8кл.; - победитель муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре среди 8кл. - призер муниципальной спартакиады школьников в общекомандном зачете в легкоатлетической эстафете среди 10-11кл. 2011/2012уч.г. -
участник регионального этапа
всероссийской олимпиады школьников по физической культуры среди 9кл. Дополнительное образование в образовательном учреждении – секция по ОФП, в городе – художественная гимнастика СК «Молодость».


Землинский Антон
, ученик 8кл., 2009/2010уч.г. – победитель муниципальной спартакиады школьников в общекомандном зачете в зимнем троеборье среди 6-7кл.; - призер муниципальной спартакиады школьников в летнем троеборье среди 6-7кл.; - победитель муниципальной спартакиады школьников в общекомандном зачете в летнем троеборье среди 6-7кл - призер муниципальной спартакиады школьников в общекомандном зачете по волейболу среди 6-7кл.; 2010/2011уч.г.- победитель всероссийской школьной олимпиады по физической культуре среди 8кл.; - победитель муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре среди 8кл. Дополнительное образование в образовательном учреждении – секция по ОФП, в городе – бокс.


Еремин Кирилл
, ученик 7Акл., 2011/ 2012уч.г. - победитель всероссийской школьной олимпиады по физической культуре среди 7кл.; - призер муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре среди 7кл.; - победитель муниципальной спартакиады школьников по плаванию среди 6-7кл.; - победитель Всероссийских Президентских состязаний среди 7-х кл. Надымский район; - победитель муниципальной спартакиады школьников по мини-футболу среди 6-7кл.; - победитель муниципальной спартакиады школьников по баскетболу среди 6-7кл.; - призер муниципальной спартакиады школьников в зимнем троеборье среди 6-7кл.; - призер муниципальной спартакиады школьников в летнем троеборье среди 6-7кл.;
- призер муниципальной спартакиады школьников в легкоатлетической эстафете среди 6- 7кл.; муниципальной спартакиады школьников по плаванию среди 6-7кл. Дополнительное образование в образовательном учреждении – секция по ОФП, в городе – плавание СК «Молодость
Мазуров

Александр
, ученик 7Акл., 2011/2012уч.г. - призер муниципальной спартакиады школьников по плаванию среди 6-7кл.; - победитель муниципальной спартакиады школьников по мини-футболу среди 6-7кл.; - победитель муниципальной спартакиады школьников по баскетболу среди 6-7кл.; - призер муниципальной спартакиады школьников в зимнем троеборье среди 6-7кл.; - призер муниципальной спартакиады школьников в летнем троеборье среди 6-7кл.; - призер муниципальной спартакиады школьников в легкоатлетической эстафете среди 6- 7кл. Дополнительное образование в образовательном учреждении – секция по ОФП, в городе – плавание СК «Молодость


Согришин

Антон,
ученик 7Акл., 2011/2012уч.г. - победитель муниципальной спартакиады школьников по мини-футболу среди 6-7кл.; - победитель муниципальной спартакиады школьников по баскетболу среди 6-7кл.; - призер муниципальной спартакиады школьников в зимнем троеборье среди 6-7кл.; - призер муниципальной спартакиады школьников в летнем троеборье среди 6-7кл.; - призер муниципальной спартакиады школьников в легкоатлетической эстафете среди 6- 7кл. Дополнительное образование в образовательном учреждении – секция по ОФП, в городе – футбол СК «Молодость.
Результаты спортивных достижений школьников МОУ «СОШ № 1 с углублённым

изучением отдельных предметов»

-

Региональный

этап
всероссийской олимпиады школьников по физической культуре, один участник, призер, 2011г. -
Региональный

этап
всероссийской олимпиады школьников по физической культуре, 1участник, участие, 2012г. -
Муниципальный

этап
всероссийской олимпиады школьников по физической культуре, 8 участников, три победителя, два призера, 2010г. -
Муниципальный

этап
всероссийской олимпиады школьников по физической культуре, 8 участников, один победитель, 2011г. -
Муниципальная
Спартакиада школьников среди 6-7 классов,45 участников, первое место, 2010г. Мини-футбол, 10 участников - третье место; зимнее троеборье, 10 участников – общекомандное первое место, два победителя; баскетбол (юноши), 10 участников – первое место; баскетбол (девушки), 10 участников – второе место; плавание, 8 участников – общекомандное первое место, один победитель, одно второе и одно третье место; летнее троеборье, 10 участников – общекомандное первое место, одно второе место; волейбол, 12 участников – первое место.
- Муниципальная
Спартакиада школьников среди 6-7 классов,39участников, первое место, 2011г. Зимнее троеборье, 10 участников – общекомандное первое место, одно первое и одно третье место; баскетбол (юноши), 10 участников – первое место; баскетбол (девушки), 10 участников – второе место; плавание, 8 участников – общекомандное первое место, одно
первое и одно третье место; летнее троеборье, 10 участников – общекомандное первое место, одно третье место; легкоатлетическая эстафета, 9 участников – второе место. -
Муниципальная
Спартакиада школьников среди 6-7 классов,42 участника, первое место, 2012г. Шахматы,8 участников – общекомандное первое место, четыре первых мест; зимнее троеборье, 10 участников – общекомандное второе место; мини-футбол, 10 участников – первое место; баскетбол(юноши), 10 участников – первое место; баскетбол (девушки), 10 участников – второе место; летнее троеборье, 10 участников – общекомандное второе место, одно второе место и одно третье; плавание, 8 участников – общекомандное первое место, одно первое, два вторых и два третьих места; легкоатлетическая эстафета, 9 участников – второе место.
- Муниципальный
этап всероссийских соревнований «Президентские состязания», одно первое место, 2011г.
- Муниципальный
этап всероссийских соревнований «Президентские спортивные игры», 20 участников, четвертое место, 2012г. Легкая атлетика (девушки),10 участников – общекомандное третье место, одно третье место; плавание, 20 участников – общекомандное первое место, одно первое место, два третьих места. -
Муниципальный
турнир по мини-футболу среди юношеских команд 1995-1996г.г.р. средних общеобразовательных школ Надымского района в рамках Общероссийского проекта «Мини-футбол в школу», 10 участников, третье место,2009г. -
Муниципальный
турнир по мини-футболу среди юношеских команд 1997-1998г.г.р. средних общеобразовательных школ Надымского района в рамках Общероссийского проекта «Мини-футбол в школу», 10 участников, третье место, 2009г. -
Муниципальный
турнир по мини-футболу среди юношеских команд 1994-1995г.г.р. средних общеобразовательных школ Надымского района в рамках Общероссийского проекта «Мини-футбол в школу», 10 участников, третье место, 2009г. -
Муниципальный
турнир по мини-футболу среди юношеских команд 1997-1998г.г.р. средних общеобразовательных школ Надымского района в рамках Общероссийского проекта «Мини-футбол в школу», 10 участников, второе место, 2011г. -
Муниципальные
соревнования по плаванию «Каждый умеет плавать», 59 участников, четыре первых места, четыре вторых места, два третьих места, 2011/2012г.г.
- Муниципальный этап
всероссийской олимпиады школьников по физической культуре – 8 участников/два победителя, один призёр, 2013 г. -
Муниципальный этап
всероссийской олимпиады школьников по физической культуре – 4 участника/один призёр, 2014 г. -
Муниципальный этап
всероссийских соревнований школьников по мини-футболу среди юношей в рамках Общероссийского проекта «Мини-футбол в школу»- два I места, два II места, в номинации лучший игрок – 3 участника, 2013 г. -
Муниципальный этап
всероссийских соревнований школьников по мини-футболу среди юношей в рамках Общероссийского проекта «Мини-футбол в школу»- три I места, одно III место, в номинации лучший игрок – 5 участников, 2014 г. -
Муниципальный этап
всероссийских соревнований школьников спортивных игр «Президентские спортивные игры» – три I места, семь II мест, одно III место, 2014 г. -
Муниципальный

этап
всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» - два I места, одно II место, 2014 г. -
IV районный турнир
по плаванию «Каждый умеет плавать» среди обучающихся общеобразовательных организаций системы образования Надымского района в рамках 1 этапа – три I места, два – II места, 2014г. -
Муниципальные соревнования
по плаванию III этап Акватурнира «БЭМС» среди обучающихся 5-11 классов V районного турнира «Каждый умеет плавать», - два I места, одно III место, 2015 г.
-
Муниципальный турнир
МБУФК «СОК»ОЛИМП» по мини-футболу в возрастной группе 2001-2004 гг. р, «Молодежь против наркотиков», одно I место, два III места.(2005- 2007 гг. р., 1997-2000 гг. р.), 2015 г. -
Муниципальный этап
всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания», одно I место, одно II место, два III места, 2015 г. -
II Открытый фестиваль
волейбола посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Газпром трансгаз Югорск, одно третье место, 2015 г. -
Районная
легкоатлетическая эстафета посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «ВИВАТ ПОБЕДА!», одно II место, два III места, 2015 г. -
Муниципальный этап
Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры» - пять I места, одно II место, одно III место, 2015 г. -
Муниципальны
е соревнования по велокроссу посвященные Дню Трезвости Управления по физической культуре и спорту Администрации МО Надымский район, одно III место, 2015 г. У школы есть будущее в этом направлении, хотелось бы, чтобы таких детей было больше. Учителю необходимо формировать у обучающихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий и своим личным примером я приобщаю обучающихся к здоровому образу жизни, участие в легкоатлетическом забеге в рамках праздника творчества, спорта и здоровья «Да здравствует жизнь!».


В раздел образования