Напоминание

"Кирпичная кладка по однорядной (цепной) системе перевязки швов"


Автор: Черепенина Алевтина Дмитриевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГПОУ ЯО Ярославский политехнический колледж № 24
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Кирпичная кладка по однорядной (цепной) системе перевязки швов"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Производственное обучение

Каменные работы

Особенности изучения темы

«Кирпичная кладка по однорядной (цепной) системе перевязки швов»
Качество профессиональной подготовки будущих рабочих может быть обеспечено в результате организации учебно-воспитательного процесса на основе использования достижений науки и педагогического опыта. На основе обобщения педагогического и производственного опыта требований общих положений педагогики и методики изучения программного материала на примере темы «Кирпичная кладка по однорядной (цепной) системе перевязки швов, показаны основанные пути и направления работы мастера производственного обучения при подготовке к занятиям по изучению очередной темы. Общая характеристика процесса производственного обучения. Производственное обучение является одной из двух взаимосвязанных сторон профессионального обучения – теоретического и профессионального. Суть этого обучения заключается в практическом овладении обучающимися конкретной профессией, вооружении их системой знаний. Трудовых навыков и умений, необходимых для выполнения работ по конкретной профессии на уровне определенной квалификации с надлежащей производительностью труда. Сложность производственного обучения состоит в следующем: 1. Значительные трудности у мастера производственного обучения вызывает отбор элементов для формирования умений и навыков. Необходимых для выполнения трудовых движений, приемов, операций из содержания программного материала и определений их места в системе уроков в соответствии с известными дидактическими принципами обучения. 2. В определении темы урока и ее учебно-воспитательной цели. 3. В умении отбирать необходимые знания из общеобразовательных предметов, предметов общетехнического и профессионального блоков для реализации их в обосновании формируемых движений, приемов, операций т выполнения комплексных работ. 4. В выделении и реализации вопросов воспитательного характера. Трудовая операция – это законченная часть технологического процесса, осуществляемая при помощи однотипных инструментов, приспособлений и сочетания трудовых приемов, например: расстилание раствора, установка порядовок, разверстка кирпича, расшивка швов и др. Каждая трудовая операция выполняется с помощью сочетания трудовых приемов. Прием – законченное действие рабочего, имеющего определенную частную цель, например, укладка кирпича на раствор, колка кирпича и т.п. В соответствии с задачами производственного обучения приемы подразделяются на приемы планирования, подготовки, исполнительные, контроля и обслуживания Качество выполнения операции в конечном итоге определяется правильностью выполнения всех составляющих ее приемов, которые в свою очередь складываются из сочетания определенных трудовых движений. С точки зрения анализа трудовой деятельности рабочего производственное обучение есть практическое изучение трудовых операций, приемов. Трудовых движений и их сочетание в едином трудовом процессе. Анализируя тему, необходимо четко определить ее задачи и цели, связь с предметами теоретического блока и, прежде всего, со спецтехнологией и материаловедением. Тема «Кирпичная кладка по однорядной(цепной) системе перевязки швов изучается в 1 полугодии 1 курса в условиях учебно-производственных мастерских.
Учебный материал темы предусматривает ознакомление обучающихся с конструктивными особенностями кирпичной кладки по однорядной системе перевязки швов., с операциями и приемами выполняемыми при этой кладке, а также с необходимыми инструментами и приспособлениями. Основными учебными задачами, решаемыми при изучении темы являются: - формирование умения пользоваться необходимыми инструментами, приспособлениями и инвентарем при производстве каменной кладки; - выполнение приемов кладки вприжим, вприсык, вприсык с подрезкой раствора, вполуприсык; - обучение технологической последовательности выполнения операций по кладке стен в 0,5; 1; 1,5; 2,5 кирпича; - обучение технологической последовательности выполнения операций по кладке цглов в 1; 1,5; 2,5 кирпича; - обучение технологической последовательности выполнения операций по кладке простенков с четвертями и без четвертей, ограничений, примыканий, пересечений; -обучение приемами рубки кирпича; - организация рабочего места по типовым схемам; - ознакомление с организацией работ в самом звене. Характерной особенностью изучения содержания данной темы является то, что с нее начинается практическое освоение операций, приемов и движений трудового процесса, реализуемых в кирпичной кладке. Эта тема закладывает фундамент будущего мастерства обучающихся. В результате изучения темы обучающиеся должны получить умения в выполнении следующих операций, прудовых приемов и действий: - расстилание раствора при кладке тычковых и ложковых рядов внутренней и наружной версты; - раскладка кирпича при кладке тычковых и ложковых рядов наружной и внутренней версты; - укладка кирпича на раствор способами вприжим, вприсык, вполуприсык; - приемы и правила проверки качества заполнения швов; - приемы и правила закладки углов стены; - приемы и правила проверки вертикальности и горизонтальности кладки углов. Обучающиеся должны ознакомиться с допускаемыми отклонениями при кладке кирпичных стен, применяемыми инструментами и их количеством на звено, организацией работы в звене. Одновременно при формирование вышеуказанных умений должны решаться и воспитательные задачи: - формирование у обучающихся умения подготовить и спланировать выполняемый трудовой процесс; - воспитание бережного отношения к содержанию инструмента; - формирование требовательности к соблюдению технологической дисциплины; - воспитание навыков самоконтроля. Перспективно-тематическое планирование является одной из важнейших сторон научной организации педагогического труда. Сущность этого планирования состоит в том, что мастер заранее разрабатывает и фиксирует систему уроков по производственному обучению, а это позволяет хорошо продумать и педагогически обосновать рациональное построение учебных занятий, заблаговременно подготовиться к их проведению. Составление плана состоит из трех этапов. Методическая подготовка заключается в изучении программы производственного обучения, т.е. внутренней логической структуры программы в целом и связи между темами (внутрипредметные связи; установление взаимосвязи материала программы с
другими предметами – межпредметные связи); выявление основных форм и методов учебной работы с обучающимися на уроках. Организационно-техническая подготовка состоит в систематизации мастером производственного обучения всех необходимых дидактических средств обучения (наглядные пособия, кинофильмы, карты письменного инструктирования, карточки- задания и др.) Личная подготовка состоит в ознакомлении (по плану самообразования) с имеющейся методической и технической литературой по материалу темы, в анализе и систематизации своего личного опыта. Вся тема «Кирпичная кладка по однорядной (цепной) системе перевязки швов» может быть разделена на две части. Первая – «Кладка стен и углов толщиной в 0,5; 1; 2; 2,5 кирпича по однорядной системе перевязки швов». Вторая часть – «Кладка ограничений, примыканий и пересечений стен толщиной в 1; 1,5; 2; 2,5 кирпича».


В раздел образования