"Кирпичная кладка по однорядной (цепной) системе перевязки швов"
Автор: Черепенина Алевтина Дмитриевна Должность: мастер производственного обучения Учебное заведение: ГПОУ ЯО Ярославский политехнический колледж № 24 Населённый пункт: г. Ярославль Наименование материала: методическая разработка Тема: "Кирпичная кладка по однорядной (цепной) системе перевязки швов" Раздел: среднее профессиональное
«Кирпичная кладка по однорядной (цепной) системе перевязки швов»
Качество профессиональной подготовки будущих рабочих может быть обеспечено в
результате организации учебно-воспитательного процесса на основе использования
достижений науки и педагогического опыта.
На основе обобщения педагогического и производственного опыта требований общих
положений педагогики и методики изучения программного материала на примере темы
«Кирпичная кладка по однорядной (цепной) системе перевязки швов, показаны
основанные пути и направления работы мастера производственного обучения при
подготовке к занятиям по изучению очередной темы.
Общая характеристика процесса производственного обучения.
Производственное обучение является одной из двух взаимосвязанных сторон
профессионального обучения – теоретического и профессионального. Суть этого обучения
заключается в практическом овладении обучающимися конкретной профессией,
вооружении их системой знаний. Трудовых навыков и умений, необходимых для
выполнения работ по конкретной профессии на уровне определенной квалификации с
надлежащей производительностью труда.
Сложность производственного обучения состоит в следующем:
1. Значительные трудности у мастера производственного обучения вызывает отбор
элементов для формирования умений и навыков. Необходимых для выполнения трудовых
движений, приемов, операций из содержания программного материала и определений их
места в системе уроков в соответствии с известными дидактическими принципами
обучения.
2. В определении темы урока и ее учебно-воспитательной цели.
3. В умении отбирать необходимые знания из общеобразовательных предметов,
предметов общетехнического и профессионального блоков для реализации их в
обосновании формируемых движений, приемов, операций т выполнения комплексных
работ.
4. В выделении и реализации вопросов воспитательного характера.
Трудовая операция – это законченная часть технологического процесса, осуществляемая
при помощи однотипных инструментов, приспособлений и сочетания трудовых приемов,
например: расстилание раствора, установка порядовок, разверстка кирпича, расшивка
швов и др. Каждая трудовая операция выполняется с помощью сочетания трудовых
приемов.
Прием – законченное действие рабочего, имеющего определенную частную цель,
например, укладка кирпича на раствор, колка кирпича и т.п.
В соответствии с задачами производственного обучения приемы подразделяются на
приемы планирования, подготовки, исполнительные, контроля и обслуживания
Качество выполнения операции в конечном итоге определяется правильностью
выполнения всех составляющих ее приемов, которые в свою очередь складываются из
сочетания определенных трудовых движений.
С точки зрения анализа трудовой деятельности рабочего производственное обучение
есть практическое изучение трудовых операций, приемов. Трудовых движений и их
сочетание в едином трудовом процессе.
Анализируя тему, необходимо четко определить ее задачи и цели, связь с предметами
теоретического блока и, прежде всего, со спецтехнологией и материаловедением.
Тема «Кирпичная кладка по однорядной(цепной) системе перевязки швов изучается в 1
полугодии 1 курса в условиях учебно-производственных мастерских.
Учебный материал темы предусматривает ознакомление обучающихся с
конструктивными особенностями кирпичной кладки по однорядной системе перевязки
швов., с операциями и приемами выполняемыми при этой кладке, а также с необходимыми
инструментами и приспособлениями.
Основными учебными задачами, решаемыми при изучении темы являются:
- формирование умения пользоваться необходимыми инструментами, приспособлениями и
инвентарем при производстве каменной кладки;
- выполнение приемов кладки вприжим, вприсык, вприсык с подрезкой раствора,
вполуприсык;
- обучение технологической последовательности выполнения операций по кладке стен в
0,5; 1; 1,5; 2,5 кирпича;
- обучение технологической последовательности выполнения операций по кладке цглов в
1; 1,5; 2,5 кирпича;
- обучение технологической последовательности выполнения операций по кладке
простенков с четвертями и без четвертей, ограничений, примыканий, пересечений;
-обучение приемами рубки кирпича;
- организация рабочего места по типовым схемам;
- ознакомление с организацией работ в самом звене.
Характерной особенностью изучения содержания данной темы является то, что с нее
начинается практическое освоение операций, приемов и движений трудового процесса,
реализуемых в кирпичной кладке. Эта тема закладывает фундамент будущего мастерства
обучающихся.
В результате изучения темы обучающиеся должны получить умения в выполнении
следующих операций, прудовых приемов и действий:
- расстилание раствора при кладке тычковых и ложковых рядов внутренней и наружной
версты;
- раскладка кирпича при кладке тычковых и ложковых рядов наружной и внутренней
версты;
- укладка кирпича на раствор способами вприжим, вприсык, вполуприсык;
- приемы и правила проверки качества заполнения швов;
- приемы и правила закладки углов стены;
- приемы и правила проверки вертикальности и горизонтальности кладки углов.
Обучающиеся должны ознакомиться с допускаемыми отклонениями при кладке
кирпичных стен, применяемыми инструментами и их количеством на звено, организацией
работы в звене.
Одновременно при формирование вышеуказанных умений должны решаться и
воспитательные задачи:
- формирование у обучающихся умения подготовить и спланировать выполняемый
трудовой процесс;
- воспитание бережного отношения к содержанию инструмента;
- формирование требовательности к соблюдению технологической дисциплины;
- воспитание навыков самоконтроля.
Перспективно-тематическое планирование является одной из важнейших сторон
научной организации педагогического труда. Сущность этого планирования состоит в
том, что мастер заранее разрабатывает и фиксирует систему уроков по производственному
обучению, а это позволяет хорошо продумать и педагогически обосновать рациональное
построение учебных занятий, заблаговременно подготовиться к их проведению.
Составление плана состоит из трех этапов.
Методическая подготовка заключается в изучении программы производственного
обучения, т.е. внутренней логической структуры программы в целом и связи между
темами (внутрипредметные связи; установление взаимосвязи материала программы с
другими предметами – межпредметные связи); выявление основных форм и методов
учебной работы с обучающимися на уроках.
Организационно-техническая подготовка состоит в систематизации мастером
производственного обучения всех необходимых дидактических средств обучения
(наглядные пособия, кинофильмы, карты письменного инструктирования, карточки-
задания и др.)
Личная подготовка состоит в ознакомлении (по плану самообразования) с имеющейся
методической и технической литературой по материалу темы, в анализе и систематизации
своего личного опыта.
Вся тема «Кирпичная кладка по однорядной (цепной) системе перевязки швов» может
быть разделена на две части. Первая – «Кладка стен и углов толщиной в 0,5; 1; 2; 2,5
кирпича по однорядной системе перевязки швов». Вторая часть – «Кладка ограничений,
примыканий и пересечений стен толщиной в 1; 1,5; 2; 2,5 кирпича».