Нетрадиционные методы работы с детьми ЗПР, направленные на развитие речи
Автор: Галиакбарова Эльвира Галимовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБОУ СОШ №5 Населённый пункт: г. Сургут, Тюменская область Наименование материала: Статья Тема: Нетрадиционные методы работы с детьми ЗПР, направленные на развитие речи Раздел: среднее профессиональное
Нетрадиционные приёмы работы с детьми ЗПР, направленные на развитие речи.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают ум ребёнка. Другими словами, чем
больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В. Сухомлинский.
В последние годы увеличилось количество детей с задержкой психического развития.
Для преодоления имеющихся у них трудностей необходимо проведение комплексной
психокоррекционной работы.
Одним из составляющих элементов такой работы является
кинезиологическая коррекция.
Кинезиология –наука о развитии умственных способностей
посредством определённых упражнений. Эти упражнения позволяют создать новые
нейронные сети и улучшить межполушарные взаимодействие, которое является основой
развития интеллекта.
Кинезиологические упражнения или Гимнастика мозга разработаны в 1970х годах
американским доктором Полом Денисоном в центре группового обучения для
неуспевающих «Долина» в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и
взрослым. Денисон разработал систему быстрых, простых движений, приносящих пользу
каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она
в отношении детей, диагностированных как «неспособных к обучению».
В 1987 году результаты ГМ были оценены экспериментально. В этом эксперименте
принимали участие 19 учеников специальной школы. Каждый ученик делал упражнения
ГМ по 10-15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их
успеваемость повысилась на 50%.
ГМ начали применять в России с 1990 года в Москве, Иркутске, Рязани.
С 2004 года под руководством Ирины Константиновны Чобану стало развиваться
отечественное направление кинезиологии, не имеющее аналогов за рубежом -
психотерапевтическая кинезиология. Она включает в себя две части: работу со стрессом и
работу с личностью.
Приведу некоторые упражнения.
Сначала согреем ладони.
1.
«Думающий колпак».
Двумя пальцами беремся за ушки. Большой палец сзади, а указательный спереди.
Массажируя, тянем ушки, как бы выворачивая назад. В это время растягивается весь
позвоночник.
Выполняем 5 раз.
2. «Кнопки мозга».
Два пальца левой руки лежат на ямочках под первым ребром. Вторая рука на пупке.
Логопед рисует ручкой в воздухе круг по часовой стрелке и дети следят глазами за ручкой,
проговаривая гласные звуки.
При выполнении этого упражнения нормализуется давление, улучшается зрение.
3. «Крюки»
Одна нога впереди. Руки вытянуты вперёд. Соединяем ладони. Поворачиваем руки и
держим в области грудины. Взгляд направлен вверх, язык прижат к нёбу. В это время
уходят страхи и стресс.
Вторая половина этого упражнения: ноги на ширине плеч. Руки лодочкой внизу. Взгляд
направлен вниз.
В своей работе я применяю элементы Нейробики - раскрашивание и рисование двумя
руками одновременно.
Нейробика-это комплекс упражнений, которые способствуют улучшению памяти. Дают
дополнительную энергию и повышают способность нашего мозга к любой работе в любом
возрасте.
Нейробику по праву можно считать аэробикой для человеческого мозга. Да и само слово «
нейробика» состоит из слов «нейрон» и «аэробика» для нейронов мозга. Для
поддержания высокой работоспособности нашему мозгу необходима зарядка. Создатель
этого комплекса упражнений профессор нейробиологии Лоуренс Кац (США).
Раскрашивание и рисование двумя руками одновременно способствует улучшению
памяти, внимания, пространственных представлений, мелкую моторику, снижает
утомляемость.
Провожу такие упражнения:
1.Выберите два любых листочка и раскрасьте двумя руками.
2.Рисуем двумя руками. Я рисую и комментирую.
-Однажды солнечным осенним утром по тропинке мы пошли в лес. В лесу растет елка,
береза, сосна. Под берёзой лежат опавшие листья. Под сосной растет боровик. Мы
набрали целую корзину грибов и пошли домой.
Одной из нетрадиционных технологий является Су –Джок терапия, которая была
разработана южнокорейским учёным и профессором Пак Чжэ
Ву. В переводе с
корейского обозначает Су- кисть, Джок- стопа. Этот метод основан на том, что
каждому
органу
человеческого
тела
соответствуют
биоактивные
точки,
расположенные на кистях и стопах.
Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов.
Массаж колючим шариком и специальным колечком:
- нормализует мышечный тонус (что особенно важно для детей с особенными
потребностями);
- активизирует межполушарное взаимодействие, синхронизирует работу обоих
полушарий мозга;
- стимулирует речевые области в коре головного мозга;
- повысит энергетический уровень ребенка, развивает тактильную чувствительность,
познавательную активность ребенка.
Песок — это удивительный источник энергии. И материал, который может заворожить
даже взрослого человека, не говоря уже о ребенке.
Поэтому применение песочной терапии в работе с
детьми ЗПР позволяет реализовать
задачи на всех этапах коррекционной работы.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих
занятиях.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое,
экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как
основа
«ручного
интеллекта».
Соприкасаясь
пальцами
с
песком,
ваши
нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его
работу.
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все
познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также
речь и моторика.
В-четвертых,
совершенствуется
предметно-игровая
деятельность,
что
в
дальнейшем
способствует
развитию
сюжетно-ролевой
игры
и
коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию,
что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Упражнения с песком.
«Поиск игрушки».
Ребенок
ищет
в
песке
спрятанный
предмет.
Потом
подбирает
к
этому
предмету
прилагательные или глаголы, составляет предложение.
«Поиск буквы»
Закрытыми глазами на ощупь определяет букву. Называет слова на этот звук в начале, в
середине или в конце слова.
«Выкладывание из ракушек фигур»
Составление предложения, используя две игрушки. Со временем задания усложняются,
игрушек становится все больше.
«Создание своей истории»
Ребенок, используя миниатюрные игрушки, создаёт какую-то историю, сказку.