"Развитие музыкальности средствами современных технологий музыкально – эстетического воспитания дошкольников"
Автор: Фурлетова Елена Анатольевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ №14 Населённый пункт: Хабаровский край, г. Советская Гавань Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Развитие музыкальности средствами современных технологий музыкально – эстетического воспитания дошкольников" Раздел: дошкольное образование
В основе педагогического опыта лежат идеи Л.С. Выготского,
Б.М. Теплова, Т.Э. Тютюнниковой, Н.А. Ветлугиной, О.П.
Радыновой, А.М. Страунинг, С.Г. Альтшулера, С.В. Конкевич.
С 2014 года начато изучение методологии ТРИЗ , а затем
использование методов и приёмов в работе с дошкольниками
для развития музыкально-творческих способностей.
Раннее
мною
была
модифицирована
программа
Т.Э.
Тютюнниковой
«Элементарное
музицирование
с
дошкольниками» и обобщен педагогический опыт по теме
«Элементарное
музицирование
в
различных
формах
организации
музыкальной
деятельности
старших
дошкольников» в 2008 году, который был внесен в краевую
базу данных.
Проблемы
Результаты диагностики и наблюдения за детьми показали
различные затруднения и противоречия в педагогическом
процессе.
А
именно:
при
достаточно
высоких
основных
показателях развития музыкальности, памяти, мышления,
уровень развития воображения составил лишь -15%.
У
детей слабо формировались
исследовательские навыки,
исследовательский склад мышления, способность быстро
умение входить в новые предметные области. Они с трудом
анализирвали новые ситуации, ставить и решать нетиповые
проблемы. Часто у детей возникали трудности в умении
сравнивать
объекты
музыкального
мира
(музыкальные
произведения, музыкальные инструменты) по различным
показателям,
выделять
главное
и
второстепенное,
создавать свой вариант классификации по разнообразным
основаниям.
Цель:
Развитие музыкальности
детей средствами
элементарного
музицирования и ТРИЗ-
методологии
Задачи:
- обучать дошкольников простейшим элементам
музыкального языка и умению применять его на
практике;
- развивать импровизационное обращения детей со
знакомым материалом, использовать его по-своему;
- развивать индивидуальность детей, их способность к
импровизации, творчеству, умение фантазировать;
- развивать музыкальность в увлекательной
эстетической игре с инструментами;
- проявлять внимание к эмоциональному миру детей, их
способности к сопереживанию;
- воспитывать навыки общения и сотрудничества и
сотворчества в детском коллективе.
Педагогические условия
создание раскрепощённой, комфортной обстановки,
которая способствовала активной творческой
деятельности при обучении дошкольников
элементарному музицированию и методологии ТРИЗ
активное включение воспитателя группы в процесс
обучения элементарному музицированию;
применение элементарного музицирования и
методологии ТРИЗ в самостоятельной деятельности
дошкольников;
связь детского сада с семьёй по развитию у детей
музыкальных способностей и творческого
музыкального мышления.
Создание развивающей среды для развития
музыкальности
- текстовые материалы: речевые игры,
упражнения, пальчиковые игры, координационно-подвижные игры,
поэтические произведения;
- фонотека с записями классической, народной, современной музыки;
- детские музыкальные инструменты: самодельные музыкальные
инструменты, звуковысотные (металлофоны, ксилофоны, триолы, арфы,
аккордеон и другие); ударные (, кастаньеты, бубны, барабаны, ложки,
музыкальные палочки и другие). Были приобретены инструменты К.Орфа
(колокольчики, глокеншпили, маракасы, кабаса, бонго - бонго, деревянные
коробочки, тон блок, треугольники и др );
- набор демонстрационных картинок музыкальных инструментов;
- набор предметов для моделирования: ритма, длины звуков, метра;
- набор пейзажных картин русских художников "Времена года";
- дидактические игры и дидактические пособия;
- картотека музыкально дидактический игр по ТРИЗУ
-Таблица «Волшебная дорожка»
- таблица ММА (метод морфологического анализа);
- Круги Луллия;
Виды моделирования
речевое (различные возможности
голоса),
графическое (опора на зрительное
восприятие),
пространственное (рисование
руками в воздухе),
двигательное (в движении на месте
и по залу).
Творческие проявления:
Речевые упражнения;
Поэтическое музицирование ;
Координационно-подвижные игры и
упражнения;
Игра с инструментами;
Звучащие жесты;
Пальчиковая гимнастика.
Речевые игры
Поэтическое музицирование
Коммуникативные игры
Масажные
Ритмо- речевые игры
Игры с инструментами
Звучащие жесты
Пальчиковые игры
Методы методологии ТРИЗ
- виды прямой аналогии (по внешней форме,
по цвету, компонентная, функциональная);
- символическая;
- личная (эмпатия);
- ММА (метод морфологического анализа);
- МФО (метод фокальных объектов);
- нетрадиционные приёмы работы со сказкой;
- игры на развитие диалектического
мышления: "Хорошо - плохо", "Наоборот".
Вид морфологического анализа
- Круги Луллия
Два типа заданий:
1 тип: Найди реальное сочетание.
2 тип: Объясни необычное
сочетание
Система творческих заданий с
использованием кругов Луллия
В разделе «Слушание музыки» игра
«Определи настроение музыкального
произведения и отгадай, кто написал»
Цель: закрепить знания о произведениях, о
композиторах их создавших, развивать память,
воображение, ассоциативное мышление.
В разделе музыкально-ритмические движения
Игра «Сказочные герои»
Цель: Выполнить движение в
характере выпавшего героя»
В разделе игра на детских
музыкальных инструментах
Игра "Угадай инструмент»
Цель: Закреплять знания детей о музыкальных
инструментах, находить их по деталям,
различать по способу звукоизвлечения
(клавишный, духовой, струнный и т. д.)
Раздел «Творчество»
Игра«Времена года»
Цель: Развивать тембровое
чувство, ассоциативное мышление
Исполнительское творчество
Пособие «Музицируем»
Цель: Создание образа сказочного
героя с помощью тембров
музыкальных инструментов
Метод обучения составлению
рассказа об объекте по алгоритму
«Волшебная дорожка»
Активизирует словарный запас, дети учатся
размышлять, рассуждать о характере и
содержании музыкального произведения, о
выразительных средствах с небольшой
образной подсказкой
.
Метод активизации мышления
– Морфологическая таблица
С помощью признаков развивать интерес у
детей к восприятию музыкальных
произведений, закреплять умения детей
составлять рассказ о музыкальном
произведении.
Метод Синектика –
Незнакомое сделать знакомым, привычное – чуждым.
Прием: Эмпатии – личностного уподобления
– способности ребенка отождествлять себя с кем-либо
или чем-либо, уметь сопереживать объекту.
Метод Символическая аналогия
Графическая запись – символическое изображение отдельных
свойств звука (динамики, высоты, длительности, тембра), запись
простейшей музыки и озвучивание ее с помощью графических
символов.
Метод фокальных объектов
Активизирует мышления,
расширяет словарный запас у
детей.
Для развития диалектического
(творческого) мышления
Эффективны игры "Хорошо -
плохо", " "Нравится - не нравится",
"Польза - вред", а также игра
"Наоборот«
Символическая аналогия
Метод творческих заданий
«Угадай по описанию» Цель - учить
детей выделять признаки объектов,
по описанию определять объект.
Метод проб и ошибок
Врожденный метод мышления.
С детьми подбираем звучание музыкального
инструмента к какому-нибудь предмету или
явлению (шуршание листьев, тиканье часов,
музыка дождя, звон капели).
Итоговый мониторинг
Уровень развития музыкальности
Таким образом, результативность
деятельности по обеспечению
положительной динамики в
развитии музыкальности и
творческого мышления при
использовании технологий
элементарного музицирования по
системе К. Орфа и элементов ТРИЗ,
оптимальна.