Напоминание

"Развитие музыкальности средствами современных технологий музыкально – эстетического воспитания дошкольников"


Автор: Фурлетова Елена Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №14
Населённый пункт: Хабаровский край, г. Советская Гавань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие музыкальности средствами современных технологий музыкально – эстетического воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Развитие музыкальности средствами

современных технологий музыкально –

эстетического воспитания дошкольников»

Музыкальный руководитель МБДОУ № 14 г.

Советская Гавань Фурлетова Елена Анатольевна

В основе педагогического опыта лежат идеи Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Т.Э. Тютюнниковой, Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, А.М. Страунинг, С.Г. Альтшулера, С.В. Конкевич. С 2014 года начато изучение методологии ТРИЗ , а затем использование методов и приёмов в работе с дошкольниками для развития музыкально-творческих способностей. Раннее мною была модифицирована программа Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» и обобщен педагогический опыт по теме «Элементарное музицирование в различных формах организации музыкальной деятельности старших дошкольников» в 2008 году, который был внесен в краевую базу данных.

Проблемы
Результаты диагностики и наблюдения за детьми показали различные затруднения и противоречия в педагогическом процессе. А именно: при достаточно высоких основных показателях развития музыкальности, памяти, мышления, уровень развития воображения составил лишь -15%. У детей слабо формировались исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро умение входить в новые предметные области. Они с трудом анализирвали новые ситуации, ставить и решать нетиповые проблемы. Часто у детей возникали трудности в умении сравнивать объекты музыкального мира (музыкальные произведения, музыкальные инструменты) по различным показателям, выделять главное и второстепенное, создавать свой вариант классификации по разнообразным основаниям.

Цель:

Развитие музыкальности

детей средствами

элементарного

музицирования и ТРИЗ-

методологии


Задачи:
- обучать дошкольников простейшим элементам музыкального языка и умению применять его на практике; - развивать импровизационное обращения детей со знакомым материалом, использовать его по-своему; - развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать; - развивать музыкальность в увлекательной эстетической игре с инструментами; - проявлять внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию; - воспитывать навыки общения и сотрудничества и сотворчества в детском коллективе.

Педагогические условия
создание раскрепощённой, комфортной обстановки, которая способствовала активной творческой деятельности при обучении дошкольников элементарному музицированию и методологии ТРИЗ активное включение воспитателя группы в процесс обучения элементарному музицированию; применение элементарного музицирования и методологии ТРИЗ в самостоятельной деятельности дошкольников; связь детского сада с семьёй по развитию у детей музыкальных способностей и творческого музыкального мышления.

Создание развивающей среды для развития

музыкальности
- текстовые материалы: речевые игры, упражнения, пальчиковые игры, координационно-подвижные игры, поэтические произведения; - фонотека с записями классической, народной, современной музыки; - детские музыкальные инструменты: самодельные музыкальные инструменты, звуковысотные (металлофоны, ксилофоны, триолы, арфы, аккордеон и другие); ударные (, кастаньеты, бубны, барабаны, ложки, музыкальные палочки и другие). Были приобретены инструменты К.Орфа (колокольчики, глокеншпили, маракасы, кабаса, бонго - бонго, деревянные коробочки, тон блок, треугольники и др ); - набор демонстрационных картинок музыкальных инструментов; - набор предметов для моделирования: ритма, длины звуков, метра; - набор пейзажных картин русских художников "Времена года"; - дидактические игры и дидактические пособия; - картотека музыкально дидактический игр по ТРИЗУ -Таблица «Волшебная дорожка» - таблица ММА (метод морфологического анализа); - Круги Луллия;

Принцип интеграции

образовательных областей
« Художественно-эстетическое развитие», « Речевое развитие», « Познавательное развитие», « Социально-коммуникативное развитие», « Физическое развитие».

Методы обучения

метод моделирования

музыкального языка;

метод активации

творческих проявлений.


Виды моделирования
речевое (различные возможности голоса), графическое (опора на зрительное восприятие), пространственное (рисование руками в воздухе), двигательное (в движении на месте и по залу).

Творческие проявления:
Речевые упражнения; Поэтическое музицирование ; Координационно-подвижные игры и упражнения; Игра с инструментами; Звучащие жесты; Пальчиковая гимнастика.

Речевые игры


Поэтическое музицирование


Коммуникативные игры


Масажные


Ритмо- речевые игры


Игры с инструментами


Звучащие жесты


Пальчиковые игры


Методы методологии ТРИЗ
- виды прямой аналогии (по внешней форме, по цвету, компонентная, функциональная); - символическая; - личная (эмпатия); - ММА (метод морфологического анализа); - МФО (метод фокальных объектов); - нетрадиционные приёмы работы со сказкой; - игры на развитие диалектического мышления: "Хорошо - плохо", "Наоборот".

Вид морфологического анализа

- Круги Луллия
Два типа заданий: 1 тип: Найди реальное сочетание. 2 тип: Объясни необычное сочетание

Система творческих заданий с

использованием кругов Луллия
В разделе «Слушание музыки» игра «Определи настроение музыкального произведения и отгадай, кто написал» Цель: закрепить знания о произведениях, о композиторах их создавших, развивать память, воображение, ассоциативное мышление.

В разделе музыкально-ритмические движения
Игра «Сказочные герои» Цель: Выполнить движение в характере выпавшего героя»

В разделе игра на детских

музыкальных инструментах
Игра "Угадай инструмент» Цель: Закреплять знания детей о музыкальных инструментах, находить их по деталям, различать по способу звукоизвлечения (клавишный, духовой, струнный и т. д.)

Раздел «Творчество»
Игра«Времена года» Цель: Развивать тембровое чувство, ассоциативное мышление

Исполнительское творчество
Пособие «Музицируем» Цель: Создание образа сказочного героя с помощью тембров музыкальных инструментов

Метод обучения составлению

рассказа об объекте по алгоритму

«Волшебная дорожка»
Активизирует словарный запас, дети учатся размышлять, рассуждать о характере и содержании музыкального произведения, о выразительных средствах с небольшой образной подсказкой .

Метод активизации мышления

– Морфологическая таблица
С помощью признаков развивать интерес у детей к восприятию музыкальных произведений, закреплять умения детей составлять рассказ о музыкальном произведении.

Метод Синектика –
Незнакомое сделать знакомым, привычное – чуждым. Прием: Эмпатии – личностного уподобления

способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту.

Метод Символическая аналогия
Графическая запись – символическое изображение отдельных свойств звука (динамики, высоты, длительности, тембра), запись простейшей музыки и озвучивание ее с помощью графических символов.

Метод фокальных объектов
Активизирует мышления, расширяет словарный запас у детей.

Для развития диалектического

(творческого) мышления
Эффективны игры "Хорошо - плохо", " "Нравится - не нравится", "Польза - вред", а также игра "Наоборот«

Символическая аналогия


Метод творческих заданий
«Угадай по описанию» Цель - учить детей выделять признаки объектов, по описанию определять объект.

Метод проб и ошибок
Врожденный метод мышления. С детьми подбираем звучание музыкального инструмента к какому-нибудь предмету или явлению (шуршание листьев, тиканье часов, музыка дождя, звон капели).

Итоговый мониторинг
Уровень развития музыкальности
Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики в развитии музыкальности и творческого мышления при использовании технологий элементарного музицирования по системе К. Орфа и элементов ТРИЗ, оптимальна.


В раздел образования