Автор: Линник Ирина Васильевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ БСОШ №5 Населённый пункт: с. Кавалерское, Усть-Большерецкий район, Камчатский край Наименование материала: конспект урока русского языка Тема: "Буквы Е и И в приставках отрицательных наречий" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Большерецкая средняя общеобразовательная школа № 5
Урок русского языка в 7 классе
ТЕМА:
«Буквы Е и И в приставках отрицательных наречий»
Учитель русского языка и литературы
Линник Ирина Васильевна
с. Кавалерское
Тема урока:
«Буквы Е и И в приставках отрицательных наречий»
Цели урока:
- формирование орфографического навыка различия на письме гласных Е и И
в приставках отрицательных наречий;
- совершенствование речевых навыков учащихся в связи с использованием
отрицательных наречий в речи;
- развитие познавательной активности учащихся на основе синтезирования и
алгоритмизации.
Ход урока:
1). Слово учителя . Жили в стране Орфография наречия, которые всё
отрицали. Жили, как полагается, каждый в своём доме. Но не захотели они
подчиняться законам своей страны и в один прекрасный день переселились
из своих домов, перепугались.
Сгруппируйте данные словосочетания с отрицательными наречиями так, как
этого требуют законы Орфографии.
Негде взять; некуда идти; нигде не взял; ниоткуда не ждал; неоткуда ждать;
некогда писать; никогда не писал; никуда не пошёл.
Проверьте:
Негде взять; Нигде не взял;
Некуда идти; Ниоткуда не ждал;
Неоткуда ждать; Никогда не писал;
Некогда писать; Никуда не пошёл.
- Как образованы данные наречия? Какая гласная пишется в приставках?
Сформулируйте тему и цель урока.
- Выделите в записанных наречиях приставки и поставьте ударение. От чего
зависит выбор гласной в приставке? Сформулируйте правило. Проверьте
правильность выбора по учебнику, у какой части аналогичное правило? Есть
ли разница? (Сравните: ниоткуда не ждал – ни от чего не зависел).
Разберите по составу слово НИОТУДА
Вывод: отрицательные наречия в отличие от местоимений не употребляются
с предлогом.
2 )Работа над осознанием орфографического правила.
Составление алгоритма:
1.Выдели приставку
2.Поставь ударение
Вывод: под ударением – Не, без ударения – НИ.
3)Закрепление материала. Работа в группах:
Первая группа работает самостоятельно. Вторая группа, рассуждая по
алгоритму, работает с учителем.
По окончании работы проверяем задание у первой группы и переходим к
комплексному анализу текста (текст на партах у учащихся).
Есть в Москве, в саду у кремлёвской стены, могила, возле которой всегда
много людей.
(Н…)когда (не) гаснет над ней посреди гранитной (пяти)угольной звезды
огонь. (Ни)когда (не)увидишь тут увя..ших цветов. Всегда лежат свежие,
(не)давно принесённые. Бережно уложе(н,нн)ы букеты и цветы.
(Н…)кто (не)знает, как звали человека, который похоронен здесь. Но все
знают, что он храбро сражался, и помнят, за что погиб этот (не)известный
солдат.
Л. Кассиль
Задания:
1.Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте.
2.Определите тему и идею текста.
3.Выпишите слова с пропущенными орфограммами, укажите часть речи,
объясните правописание.
4.Найдите 2 слова, в которых звуков больше, чем букв.
5.Найдите предложение с причастным оборотом, объясните постановку
знаков препинания.
6.Укажите наречия – антонимы.
4).Работа по совершенствованию речевых навыков учащихся, выяснение
роли отрицательных наречий с приставкой НИ-.
Задание: восстановить авторский текст, вставив отрицательные наречия и
местоимения.
Выяснить роль отрицательных наречий с приставкой НИ- в тексте.
Назвать автора и художественное произведение.
Текст:
Обе ноги у Алексея ------------ не годились, боль становилась нестерпимой.
Лётчик пробовал ползти на локтях, но это было неудобно. Помощи ждать
------------- и----------. Алексей полз, невзирая на боль, не жалея сил, -------------
не отдыхая.
5).Итог урока. Контроль.
Нигде, нисколько, нипочём, некуда, негде, никогда, ничуть, неоткуда, никак,
несколько, некогда.
6)Домашнее задание