Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе
Автор: Хуснуллина Чулпан Нургалиевна Должность: учитель татарского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №125" Советского района города Казани Населённый пункт: город Казань Наименование материала: статья Тема: Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе Раздел: начальное образование
Активизация учебной деятельности младших школьников в
образовательном процессе
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и
качества
учебного
процесса
является
активизация
познавательной
деятельности младших школьников. Её особая значимость состоит в том, что
учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не
только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения
ученика
к
самой
познавательной
деятельности.
Знания,
полученные
в
готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении
к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.
Я
обозначила
основную цель моей
педагогической
работы: создание
условий для активизации учебной деятельности младших школьников
посредством использования ИКТ в образовательном процессе .
Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи :
Способствовать
созданию
информационно-коммуникационной
среды
на уроках и во внеурочной деятельности;
Формировать
информационную
культуру,
информационную
грамотность, информационную компетентность ученика;
Формировать
учебную
мотивацию
и
интерес
к
преподаваемым
предметам;
Совершенствование
интеллектуальных
способностей
учащихся
и
положительный настрой к активной познавательной деятельности;
Повышение уровня обученности и качества знаний учащихся.
Согласно
педагогическому
словарю
“активность
личности” (от
лат.
аctivus
–
деятельный)
–
деятельностное
отношение
личности
к
миру,
способность
производить
общественно
значимые
преобразования
материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта
человечества;
проявляется
в
творческой
деятельности,
волевых
актах,
общении”.
Активность
познавательная
определяется
как
“деятельностное
состояние
личности,
которое
характеризуется
стремлением
к
учению,
умственному
напряжению
и
проявлению
волевых
усилий
в
процессе
овладения знаниями”.
При составлении опорного конспекта работа проходит так: учитель на
доске, дети в тетради. Обращаю внимание учеников, что условные знаки не
должны превращаться в рисунки и выполняются простым карандашом. На
каждом
уроке
наглядность:
карта,
грамзапись,
видеофильм,
презентация,
прослушиваются подготовленные сообщения. Когда работа закончена, даю
образец рассказа, который продолжают сильные ученики. Во время работы
нет пассивных! Проверка домашнего задания проходит и в парах. Выслушав
ответ, ученики оценивают друг друга, и эта оценка учитывается учителем при
выполнении
следующего
задания.
Если
ученик
не
согласен
с
мнением
товарища, он имеет право защитить свою оценку, ответив на дополнительный
вопрос. Такой приём позволяет проверить подготовку большего количество
учащихся, включить в активную деятельность и тех, кто по какой – то
причине не доучил. Дети не испытывают страха при проверке домашнего
задания, так как слабые могут отвечать с опорой на конспект. Все работают
активно и чувствуют себя на уроке спокойно. В классе есть ученики –
консультанты,
мои
помощники.
Во
время
самостоятельной
работы
над
составлением
конспекта
“Продолжи
сам!”,
помогают,
подсказывают,
проверяют выполненное задание. Такая работа проходит и в группах.
Младшие
школьники
отличаются
своей
любознательностью,
эмоциональностью, стремлением к поиску тайн. Говорю детям: “Посмотрите
вокруг, но не просто смотрите, а всматривайтесь, не просто слушайте, а
вслушивайтесь, и вы откроете для себя много нового, неизведанного, и ещё
больше полюбите край, в котором живёте!" Эти качества использую при
выполнении таких заданий как:
“ Гуляй да присматривайся ”
1. Какой снег тает быстрее: чистый или грязный? (1 кл.)
2. Какой формы бывают снежинки? (2 кл.)
3. Какое дерево первым начинает желтеть? Какие птицы улетают на юг
первыми? (3 кл., 4 кл.)
“ Проверяем народную примету ”.
1. Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима (1 кл.)
2. Осенью листья берез начнут желтеть с верхушки - весна ранняя, желтеют
снизу - поздняя (2кл.)
З. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету (З кл.)
4. Из берез течет много сока — к дождливому лету (4 кл.)
«Угадай букву» (1кл)
«Найди лишнее слово» (1 кл)
«Найди затерянный овощ» (1кл)
«В стране чудес» (3кл)
Таким образом, в результате применения ИКТ происходит личностное
развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На
уроках
наблюдается
сосредоточенность
учащихся,
напряженная
мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и
логично выражать свои мысли. Дети моего класса активны на уроках: ребята
сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают,
учатся логически мыслить. Учащиеся целеустремленны, с высокоразвитыми
общими способностями и эрудицией, готовые к самообразованию.
Список литературы
1. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю.
Коджаспиров, М., ИКЦ “МарТ; Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”.
2.
Шамова
Т.И.
Активизация
учения
школьников
/
Т.И.
Шамова.
–
М.,
Педагогика, 1982.
3.
Щукина
Г.И.
Активизация
познавательной
деятельности
учащихся
в
учебном процессе /Г.И. Щукина. – М., Просвещение, 1979.
3.
Педагогический
энциклопедический
словарь
/
Б.М.
Бим-Бад,
М.М.
Безруких,
В.А.
Болотов,
Л.С.Глебова
и
др.
–
М.,
Большая
Российская
энциклопедия, 2003.
4. Джозеф Корнелл. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми. –
ИСАР – Дальний Восток, 1999.
5.
Талызина
Н.Ф.
Формирование
познавательной
деятельности
младших
школьников: Книга для учителя /Н.Ф. Талызина. -М., Просвещение, 1982.
6. Журналы “Начальная школа”: № 1, 8, 12/1987, № 2/1998, З 5/1999, №
5/2000, № 4/2001.
7. Бондаревский. Воспитание интереса к знаниям. — Тула, 1968.
8.
Гарин
С.,
Новиков
С.Х.
Человек-листочек.
Энциклопедические
игры,
конкурсы, викторины. — Хабаровск, 1998.
9.
Минский
Е.М.
От
игры
к
знаниям:
Пособие
для
учителей.
—
М.:
Просвещение, 1982.