Напоминание

Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе


Автор: Хуснуллина Чулпан Нургалиевна
Должность: учитель татарского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №125" Советского района города Казани
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе
Раздел: начальное образование





Назад





Активизация учебной деятельности младших школьников в

образовательном процессе
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности младших школьников. Её особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Я обозначила основную
цель
моей педагогической работы:
создание

условий для активизации учебной деятельности младших школьников

посредством использования ИКТ
в образовательном процессе
.
Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи
:
 Способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности;  Формировать информационную культуру, информационную грамотность, информационную компетентность ученика;  Формировать учебную мотивацию и интерес к преподаваемым предметам;  Совершенствование интеллектуальных способностей учащихся и положительный настрой к активной познавательной деятельности;  Повышение уровня обученности и качества знаний учащихся. Согласно педагогическому словарю “активность личности” (от лат. аctivus – деятельный) – деятельностное отношение личности к миру,
способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении”. Активность познавательная определяется как “деятельностное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями”. При составлении опорного конспекта работа проходит так: учитель на доске, дети в тетради. Обращаю внимание учеников, что условные знаки не должны превращаться в рисунки и выполняются простым карандашом. На каждом уроке наглядность: карта, грамзапись, видеофильм, презентация, прослушиваются подготовленные сообщения. Когда работа закончена, даю образец рассказа, который продолжают сильные ученики. Во время работы нет пассивных! Проверка домашнего задания проходит и в парах. Выслушав ответ, ученики оценивают друг друга, и эта оценка учитывается учителем при выполнении следующего задания. Если ученик не согласен с мнением товарища, он имеет право защитить свою оценку, ответив на дополнительный вопрос. Такой приём позволяет проверить подготовку большего количество учащихся, включить в активную деятельность и тех, кто по какой – то причине не доучил. Дети не испытывают страха при проверке домашнего задания, так как слабые могут отвечать с опорой на конспект. Все работают активно и чувствуют себя на уроке спокойно. В классе есть ученики – консультанты, мои помощники. Во время самостоятельной работы над составлением конспекта “Продолжи сам!”, помогают, подсказывают, проверяют выполненное задание. Такая работа проходит и в группах. Младшие школьники отличаются своей любознательностью, эмоциональностью, стремлением к поиску тайн. Говорю детям: “Посмотрите вокруг, но не просто смотрите, а всматривайтесь, не просто слушайте, а вслушивайтесь, и вы откроете для себя много нового, неизведанного, и ещё
больше полюбите край, в котором живёте!" Эти качества использую при выполнении таких заданий как: “
Гуляй да присматривайся
” 1. Какой снег тает быстрее: чистый или грязный? (1 кл.) 2. Какой формы бывают снежинки? (2 кл.) 3. Какое дерево первым начинает желтеть? Какие птицы улетают на юг первыми? (3 кл., 4 кл.) “
Проверяем народную примету
”. 1. Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима (1 кл.) 2. Осенью листья берез начнут желтеть с верхушки - весна ранняя, желтеют снизу - поздняя (2кл.) З. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету (З кл.) 4. Из берез течет много сока — к дождливому лету (4 кл.)
«Угадай букву» (1кл)

«Найди лишнее слово» (1 кл)

«Найди затерянный овощ» (1кл)

«В стране чудес» (3кл)
Таким образом, в результате применения ИКТ происходит личностное развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Дети моего класса активны на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. Учащиеся целеустремленны, с высокоразвитыми общими способностями и эрудицией, готовые к самообразованию.

Список литературы
1. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, М., ИКЦ “МарТ; Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”. 2. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М., Педагогика, 1982. 3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе /Г.И. Щукина. – М., Просвещение, 1979. 3. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад, М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С.Глебова и др. – М., Большая Российская энциклопедия, 2003. 4. Джозеф Корнелл. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми. – ИСАР – Дальний Восток, 1999. 5. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя /Н.Ф. Талызина. -М., Просвещение, 1982. 6. Журналы “Начальная школа”: № 1, 8, 12/1987, № 2/1998, З 5/1999, № 5/2000, № 4/2001. 7. Бондаревский. Воспитание интереса к знаниям. — Тула, 1968. 8. Гарин С., Новиков С.Х. Человек-листочек. Энциклопедические игры, конкурсы, викторины. — Хабаровск, 1998. 9. Минский Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1982.


В раздел образования