Напоминание

"Дорога жизни" - память нашего сердца


Автор: Зегря Лариса Николаевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: ГБОУ Центр образования №633
Населённый пункт: г. Сакнкт Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Дорога жизни" - память нашего сердца
Раздел: среднее образование





Назад





«Дорого жизни» – дорога нашей памяти»

День Победы
Методическая разработка внеклассного мероприятия (виртуальная экскурсия) Подготовила Зегря Лариса Николаевна учитель русского языка и литературы ГБОУ Центр образования №633 Санкт Петербург 2016 "Дорога Жизни" сегодня - это официальное название шоссе А128 Санкт- Петербург – Морье представляет комплекс: 7 монументов, 46 памятных столбов на шоссе и 56 - на жд
"Дорога жизни" – легендарная военная магистраль, ставшая в 1960-х годах дорогой памятником. "Дорога жизни" начинается от Ржевки – исторического района Петербурга на левом берегу реки Большая Охта. Здесь находится огромный Ржевский полигон, на котором испытывались артиллерийские орудия, изготавливавшиеся на Обуховском сталелитейном заводе. Вдоль трассы стоят бетонные обелиски с обозначением каждого километра и надписью "Дорога жизни"
1 км
Первый обелиск – памятник на Ржевке девушкам-регулировщицам, которые в годы войны управляли движением и рассредоточением машин. Название «Ржевка» происходит от Ржевской слободы, возникшей в 1730-х годах и названной по имени владельца земли капитана Ржевского. В середине XIX века в этом селении было около двадцати дворов. Существующие ныне Ржевская площадь и Ржевская улица ведут свои названия от Ржевской слободы. Название Ржевка также носит станция на Ириновской линии Октябрьской железной дороги и аэропорт. От железнодорожной станции берёт начало мемориальная трасса Ржевский коридор — памятник Героической обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. На железнодорожную станцию с «Большой земли» по «Дороге жизни» прибывал транспорт с продовольствием, медикаментами, боеприпасами. Первые семь километров пути от Станции к центру города были названы — Ржевским коридором. По этому пути в годы Блокады грузовики и специальные локомотивы-трамваи развозили груз до распределительных пунктов осаждённого Ленинграда. 2км Каштановая аллея второй км 6 мая 2016. В полдень на территории воинской части «Ржевский полигон» (неподалеку от стелы, обозначающей въезд в Петербург) прошел торжественный митинг. А потом здесь посалили 71 каштан в честь 71 первой годовщины Победы.
3км
(1968)– березовая роща, деревья в которой повязаны красными платками в память о погибших ленинградских детях. Здесь же расположены монумент "Цветок жизни" и аллея Дружбы, посвященные воинским и трудовым подвигам ленинградских пионеров-героев. Бетонные плиты на возвышении –
это листки из блокадного дневника Тани Савичевой. Во имя жизни и против войны детям – юным героям Ленинграда 1941-1944 Цветок жизни - отклоненные плиты Дневник Тани Савичевой - 9 каменных страниц.
4 км
Ржевский полигон (1853г) самый крупный не только Российской империи, но в СССР. 76000 га Койранкангас. Известно тем, что в годы массовых репрессий в СССР в 1920-х — 1930-х годах служило местом массовых расстрелов политзаключённых, и, наряду с Левашовской Пустошью, — местом их тайного захоронения. В частности, в ноябре 1937 г. по приговорам спецтройки при УНКВД по Ленинградской области здесь были расстреляны политзаключённые Соловецкого Лагеря Особого Назначения, специально этапированные в Ленинград для расстрела. Ряд исследователей полагают, что именно здесь был расстрелян русский философ Павел Флоренский и поэт Николай Гумилев. Первым расстрелы в Койранкангасе описал финский писатель Юхани Конкка, в вышедшем в 1958 году в Финляндии автобиографическом романе «Огни Петербурга». Очевидец событий, выросший в соседней ингерманландской деревне Конколово, писал: …траншеи на Койранкангасе были выкопаны в 1919-м, на случай каких-то боёв, потом заброшены, но ненадолго. Чекисты решили использовать их под могилы. Место удобное: дорога из Питера хорошо накатана, можно привозить людей прямо к краю ям. К тому же лёгкие, песчаные почвы «кангаса» хорошо берутся лопатой, легче, чем тяжёлый грунт в районе посёлка Ковалёво, близ Ириновской железной дороги, где поначалу производились расстрелы В России о массовых расстрелах в Койранкангасе стало известно из рассказов немногих уцелевших жителей окрестных деревень — ингерманландских финнов, которые в начале войны были депортированы в Сибирь, но впоследствии смогли вернуться на родину. Их свидетельства собрал краевед Алексей Викторович Крюков. По свидетельствам бывших жителей деревень Киурумяки, Конколово и Лепсари, расстрелы в Койранкангасе происходили с конца 1920-х годов и вплоть до Великой Отечественной войны. Иногда каждые сутки, по ночам в Койранкангас приезжали машины и слышались выстрелы. Днём местные
жители находили свежие могилы, разбросанные вещи убитых и выкопанные дикими животными останки убитых. Описаны несколько случаев спасения, когда раненые смогли выбраться из общей могилы. Протоиерей Вячеслав Харинов, окормляющий участников поискового движения в Санкт-Петербурге, отмечает: «Как правило, это были лучшие люди нашего Отечества. Их жизни были украдены только за то, что они имели офицерское звание, священнический сан или дворянское происхождение» и не вписывались в новые порядки жизни Ежегодно, начиная с 2010 года, в октябре месяце в Койранкангасе проходит панихида по жертвам массовых репрессий.
5 км
"Балтийские крылья" - это памятник, посвященный морским летчикам, защищавшим Ленинград и Дорогу жизни. В этой местности был аэродром авиации балтийского флота 1941-1943 гг Летчики жили в родовом поместье Приютино. Аэродром строился, когда Ленинград был уже в блокаде. Взлетно – посадочная полоса была длиной 900 м и шириной 40ми проходила от Приютино в сторону Ржевки, почти до самой жд. Там был старый лес, в нем маскировались самолеты. Было совершено 6892 вылета и сбито 240 фашист самолетов. 14- ти летчикам присвоено звание Героя Сов. Союза. Второй аэродром был в Углово(1939г). Оба представляли воздушный коридор ДЖ . В воздушных сражениях на Ленинградском фронте молодой 22-летний летчик- истребитель Илья Шишкань приобрёл профессиональную зрелость и славу. За время Великой Отечественной войны он совершил более 400 боевых вылетов, 36 раз летал он в тыл немцев. Участвовал почти в 100 воздушных схватках с врагом, сбил 16 немецких самолётов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 января 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Шишканю Илье Миновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 816). 21 июня 1943 года самолет старшего лейтенанта И. Шишканя был сбит в воздушном бою. Летчику удалось покинул горящий самолет с поврежденным парашютом, но при приземлении И. Шишкань разбился. Похоронен на братском кладбище Румболовской горе в г . Всеволожске

10 километр
(1967) Дороги жизни, у подножья Румболовской горы, установлен памятник "Дуб и лавр": листья дуба олицетворяют силу, лавра – славу, а желудь – символ продолжения жизни. У обелиска – стела со стихами знаменитой Ольги Берггольц: Дорогой жизни шел к нам хлеб, Дорогой дружбы многих к многим. Еще не знают на земле Страшней и радостней дороги Ленинград был взят в блокаду 8 сентября 1941 года. После этого единственным путем для снабжения города стало Ладожское озеро. Путем, правда, далеко не простым. Ладога давно была известна своими сложными навигационными течениями. Однако уже в сентябре началась навигация по озеру. Грузы доставлялись сначала в Волхов по железной дороге, затем на автотранспорте переправлялись в Новую Ладогу. И уже оттуда - по Ладожскому озеру к маяку Осиновец. Уже 12 сентября таким образом в Ленинград прибыли 2 баржи. С наступлением холодов было принято решение навести дорогу по установившемуся льду. Эта дорога получали название Ледовой Дороги Жизни. 20 ноября в Кобону отправился первый конный обоз из 350 саней. А уже 22 ноября (в тот год зима была очень суровой и к концу ноября установился достаточно крепкий лед) в Кобону отправилась колонна из 60 грузовых машин - легендарных "полуторок". Именно "полуторка" стала для многих тысяч вывезенных ленинградцев символом Дороги Жизни.
10 км
В начале 2012 года на Румболовской горе появился памятник машине- солдату. Памятник представляет собой точную копию из бронзы в натуральную величину автомобиля ГАЗ-АА — легендарной "полуторки", вынесшей на себе основную тяжесть снабжения города и спасения ленинградцев в годы блокады. Легендарная "полуторка". Памятник установлен совсем недавно - в январе 2012 года. На этих машинах, под обстрелами, часто по трещинам во льду, эвакуировали жителей блокадного города. Рассказывают, что водители, которые между рейсами практически не отдыхали (среди них, кстати, были и девушки), вешали в кабине чайник, наполненный гайками и разными железками, чтобы перекатывающийся звон не давал уснуть.

12 км
- можно свернуть в поле. «Три стелы» . Здесь сохранился участок той самой, настоящей дороги жизни. Рядом находятся бетонные плиты-указатели. Историческая справка, описание:Авторы Мемориального комплекса архитектор Левенков А.Д., инж.Чиняков Е.В., художник Богдан С.А., инженер Шанин А.Б., конструкторы Синьков В.Д., Коман М.В. Мемориальный участок открыт 27 января 1984 года. Мемориальный (шоссейный, не асфальтированный) участок «Дороги жизни» представляет собой участок длиной 280м., шириной 7 метров с булыжным покрытием. Дорога построена до войны. В этом месте из-за оврага дорога делала «петлю». В 60-х гг. при реконструкции овраг был засыпан и дорога выпрямлена. В центре участка дороги установлены три монументальные стелы, выполненные из искусственного камня. Каждая стела высотой 6.42 м, шириной 2,6 м, толщиной 0,6 м, весом 15 тонн. На стелах тексты: А) вверху – «1200000 Ленинградцев эвакуировано» внизу - «На Кобону» Б) вверху - «Слава героям Дороги жизни» внизу - «Чем больше рейсов, тем быстрее победа над врагом» В) вверху – «1500000 тонн грузов доставлено в Ленинград» внизу – «На Ленинград» «Участок дороги жизни 1941-1943 года сохраняется как исторический памятник военного времени», стихи В.Н. Суслова «Потомкам здесь на память сохранен, Участок старой ладожской дороги. На ней остался след былых времен- Гром батарей, воздушные тревоги. По ней шел хлеб, в огонь она вела, И в те далеких, три тяжелых года Дорогой жизни названа была, И потому бессмертна для народа» Вдоль мемориального участка Дороги жизни высажены липы. Проехав по мощеной булыжником дорожке, нетрудно представить в каких условиях трудились военные шоферы.
17 км
Дороги жизни, в небо подняты пять стальных балок, это память о дислоцировавшейся здесь зенитной батарее, или памятник "Катюше".
Благодаря ледовому пути через Ладогу уже к декабрю в Ленинграде удалось немного поднять нормы выдачи хлеба. Рабочим на 100 грамм, детям на 75 грамм (с 20 ноября по 25 декабря нормы выдачи хлеба были минимальны и составляли для рабочих 250 грамм, для служащих и детей 125 грамм хлеба в день). В первую блокадную, самую суровую, зиму ледовая Дорога Жизни проработала 152 дня, до 24 апреля. За это время из города было эвакуировано более 550 тысяч жителей города и более 35 тысяч раненных.
30-31 км
Братское кладбище у Ириновки. Это место находится между 30 и 31-м километрами. Здесь останавливались, чтобы похоронить погибших – солдат и штатских. Говорят, их было не менее 500 человек. Гробов, конечно, не было. Тела заворачивали в разные холсты, иногда и так, безо всего клали в ямы. У покойных пред этим искали документы, чтобы сообщить об их судьбе близким. Старались не допустить того, чтобы хоть кто-то лег в землю безымянным. Теперь вдоль трассы далеко тянется кирпичная красная стена с табличками. На них начертаны имена погребенных здесь людей. А перед стеной стоят несколько стел, на которых выгравированы сохранившиеся истории некоторых похороненных и очень правильные слова М. Исаковского. Куда б ни шел, ни ехал ты Но здесь остановись Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись Памятник-паровоз. Установлен на железнодорожной станции Ладожское Озеро в 1974 году. Вторая навигация началась 23 мая 1942 года, летом были проложен трубопровод по дну озера и кабель, через который шла электроэнергия, по которому в Ленинград шла электроэнергия с Волховской ГЭС. Ледовая Дорога Жизни вновь стала действовать с 19 декабря 1942 года по 30 марта 1943 года. 18 января 1943 года блокада была прорвала, по южному побережью Ладоги была проложена железная дорога, но Ледовая переправа продолжала действовать вплоть до окончания блокады 27 января 1944 года.
38 км
. На окраине деревни Ваганово в 1975 мемориал "Тройка-1" — восстановленный блиндаж пункта связи. Здесь, на западном берегу Ладожского озера, в 1941—44 помещался пункт связи Ленинградского фронта, соединённый подводным кабелем, проложенным по дну озера, с Большой землёй. Бесперебойную работу пункта (кодовое название "Тройка-
1") обеспечивали воины-связисты 376 го отдельного батальона связи и 26 го отдельного полка связи.
40км
Издалека виден монумент "Разорванное кольцо" . Памятник стоит на том месте, где в годы блокады машины въезжали на лед Ладоги. Две арки символизируют кольцо блокады, разрыв между ними – Дорогу жизни, а белые шары имитируют прожекторы. «Потомок, знай! В суровые года, верны народу, долгу и Отчизне, через торосы ладожского льда, отсюда мы вели Дорогу Жизни, чтоб жизнь не умирала никогда!». А под самой аркой на бетоне виден впечатанный след автомобильных колес. Памятник-паровоз установлен на железнодорожной станции Ладожское Озеро в 1974 году( в пяти км от «Разорванного кольца» Памятник «Кораблям Дороги жизни» , погибшим на Ладоге во время Второй Мировой войны установлен на железнодорожной станции Ладожское Озеро. Создан из останков судов поднятых со дна Ладожского озера.
45 км
Мы добрались до музея "Дорога жизни", это филиал Военно-морского музея. Открытый в 1972 году музей рассказывает историю создания и использования Дороги жизни, на открытой площадке – экспозиция с военной техникой, а за территорией – бескрайнее Ладожское озеро….
ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ


В раздел образования