Напоминание

Межкультурная компетентность педагога как основа поликультурного образования школьников


Автор: Калачев Евгений Юрьевич
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №91 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Межкультурная компетентность педагога как основа поликультурного образования школьников
Раздел: начальное образование





Назад





МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА

ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Курбатова А.С.,

к. филос. н., доцент, НГПУ им. К. Минина

Калачев Е.Ю.,

учитель начальных классов, МБОУ «Школа № 91 с углубленным

изучением отдельных предметов», г. Н. Новгород

А н н о т а ц и я .
В статье рассматривается важная с о с т а вля ю ща я профессиональной компетентности российского учителя – межкультурная компетентность, в основе которой должно лежать сформированное поликультурное мировоззрение. Влияние социально-педагогических факторов способствуют переходу от сознания от этноцентрической позиции к этнорелятивной. Особое внимание авторы уделяют школе как важнейшему фактору формирования межкультурной компетенции каждого ребенка вне зависимости от его национальности и этнической принадлежности. В статье рассматриваются некоторые педагогические приемы и виды работы, способствующие развитию поликультурного мировоззрения младших школьников.
К л юч е в ы е

с л о в а :
межкультурная компетентность, межкультурная коммуникация, поликультурное мировоззрение, поликультурное образование, этноцентрическая позиция, этнорелятивная позиция, школа. Одно из ключевых требований, диктуемых произошедшими изменениями в системе российского образования, цель которого в настоящее время не может сводиться только к передаче суммы знаний – умение учителя создать благоприятную развивающую среду для каждого ребенка вне зависимости от его национальной, этнической принадлежности. Таким образом, важное качество современного педагога – это межкультурная компетентность, готовность и способность продуктивно общаться с представителями разных культур. В основе межкультурной компетентности лежит поликультурное мировоззрение, сущностные черты которого описаны в Концепции поликультурного образования. Концепция поликультурного образования отвечает перспективам развития современного общества и государства, формирует в рамках единого государственного образовательного стандарта содержание обучения и воспитания. Реализация заложенных в ней идей позволяет более качественно удовлетворять образовательные потребности в том числе и этнических меньшинств. Существенные изменения, произошедшие в экономическом, политическом, социальном планах не могут 1
не отразиться на жизни школы, которой необходимо учитывать присутствие элементов разных национальных культур. Сделать образовательное пространство непротиворечивым – суть поликультурного образования. Эта проблема сегодня становится особо актуальной благодаря общности многих социокультурных процессов, протекающих в российском обществе и за рубежом. Поликультурное образование – процесс внутренне сложный, достижение его результатов имеет двухэтапную последовательность. О.В. Хухлаевой описаны этапы развития сознания (межкультурной чувствительности) человека, живущего в условиях культурной гетерогенности [6,с.56-63]. Первая этап – этноцентризм. Оценка чужой культуры происходит исходя из позиции главенства своей культуры. В динамике прохождения первого этапа можно выделить три ступени. Первая заключается в позиции, когда человек не видит специфики чужой культуры. На вторую ступень его заставляет встать столкновение с инородными элементами, не замечать которых он уже не может, у него «открываются глаза», но как яркий свет после темноты приносит дискомфорт, также и это открытие непохожести другой культуры, приводит к протестным, иногда агрессивным настроениям, желанием защищаться и оборонять свою культуру. Третья ступень этапа этноцентризма – желание не замечать различия. Результаты прохождения этого этапа хорошо видны в классах, где учатся дети мигрантов. Сначала дети не анализируют существующие отличия, связанные с принадлежностью некоторых детей к другой культуре, затем ступень «открывшихся глаз», может привести к конфликтам или травле, оценке других детей как «чужаков» или «глупых». Третья ступень – игнорирование таких детей, приводящее к их изоляции. Эти процессы происходят стихийно, без влияния педагогических факторов, при определенном стечении социальных условий. Второй этап поликультурного образования принципиально отличается от первого тем, что оценка другой культуры происходит исходя из ее собственной ценности. Подобную позицию можно назвать этнорелятивной. В прохождении этого этапа также можно выделить три ступени. Вначале должно возникнуть чувство уважения и признание того, что поведение людей в разных культурах может отличаться, затем происходит желание обогатить и разнообразить свою жизнь, принимая ценный опыт других культур (это ступень культуротворчества), а завершается процесс поликультурного образования интеграцией, переходом в позицию не только внешнего, но и внутреннего диалога. Переход на этап этнорелятивного восприятия другой культуры требует специальных педагогических усилий. На этапе этноцентризма у детей других 2
культур формируется комплекс этнической и культурной неполноценности, второстепенности родной культуры и ее ненужности, вредности культурной самобытности, что не способствует саморазвитию, противоречит воспитанию гуманного отношения к миру, а значит основной цели образования. Этап этнорелятивизма повышает самооценку представителей групп меньшинств, т.к. самобытность их культуры признается другими учащимися и учителями, а культурная гетерогенность признается не помехой, а ресурсом развития личности ребенка. Модель межкультурного образования опирается на формы совместной работы, в которых активное участие принимают не только дети, но и родители, именно в совместной работе, опирающейся на межкультурную компетентность, появляется возможность развить доброжелательные отношения между различными этническими группами, различия рассматриваются как общее богатство, а не как фактор разобщения и обособления таких групп. Начальное образование может стать важной составляющей развития поликультурного мировоззрения. Поэтому цель поликультурного образования младших школьников – формирование готовности и умения жить в поликультурной среде, получить качественное дифференцированное образование, в основе которого творческое межкультурное обогащение, не допускающего смешивания понятий образовательного равенства и культурной однородности. Для развития подобного качества в современной школе необходимо разрабатывать социально-педагогические, воспитательные программы, помогающие сформировать бесконфликтное и гармоничное существование как школьного микросоциума, так и социума в целом. Для реализации этого можно предложить следующие шаги: -создание условий для социокультурной идентификации, -знакомство с культурным многообразием мира, -воспитание толерантного отношения к культурной неоднородности окружающей среды, - культуротворчество (творческое межкультурное взаимообогощение). Первый важный шаг происходит в процессе знакомства с собственной культурой, собственными историческими корнями. Второй предполагает знакомство с этнической, национально-территориальной культурой народов России и мировой культурой. Третий шаг, можно начать с подведения школьников к идее о том, что становление любой общности происходило и происходит под воздействием процессов взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения. В основе четвертого должен стать выход на постулат о мировой культуре как синтезе лучших достижений разных национальных культур, сформулированный Н.О. Лосским. «Национальная культура 3
приобретает известность во всем мире только тогда, – писал он, – когда ценности, развитые в ней, становятся достижением всего человечества. Культура мира, культура межнационального общения – результаты многовекового развития общечеловеческой истории» [3, с. 19]. Учащихся важно подвести к мысли о невозможности оценки различных культур в категориях «плохо», «хорошо», а сформировать у них уважительное отношение к ним [4, с. 86]. Дидактический принцип поликультурности должен всесторонне и систематически поддерживаться в нашем образовательном пространстве. Отражая принцип множественности культур, соединенных в рамках мировой и российской культуры, позволяет такое наполнение содержания обучения, при котором должны найти адекватное отражение основные особенности многоэтнических (или полиэтнических) слагаемых, представленных и в России, и в мире. Это культурное разнообразие и культурная самобытность всех культур, формирующихся в нашей стране, так как общенациональная российская культура есть продукт длительного исторического взаимообогащения этнических культур. По мнению многих исследователей, «главной целью межкультурного компонента образования и воспитания является развитие у школьников навыков межкультурной компетенции. К ним относятся: чувствительность к культурным различиям, уважение к уникальности культуры каждого народа, терпимость к необычному поведению, желание позитивно относиться ко всему неожиданному, готовность реагировать на изменения, гибкость в принятии альтернативных решений и отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур»[2]. Человек, владеющий навыками межкультурной коммуникации, обогащает свое мышление, делая его многообразным, что способствует общему развитию личности, ее полноценной социализации. При этом основы межкультурной компетенции школьников возможно сформировать только на уровне интеграции знаний из других культур, на уровне «деятельности– общения», обнаруживающихся в личных контактах с носителями и элементами этих культур. Школа должна создавать необходимые условия для опосредованного усвоения элементов других культур, помогая социализации через формирование межкультурной компетенции всеми учащимися. В этой работе хорошо себя зарекомендовали такие методы как проектирование, игры, драматизации, презентации, фестивали. К приемам воспитания толерантности можно отнести: создание атмосферы в классе, основанной на взаимопомощи и сотрудничестве, ведение диалоговой 4
рефлексии, игровые тренинги [1]. Выполнение же проективных заданий предполагает сбор материалов об образе жизни, литературе, кухне, национальной одежде, традициях и праздниках и пр. любой изучаемой социокультурной группы. Экскурсии в музеи, посещение выставок декоративно-прикладного искусства, национальных праздников также способно создать позитивное эмоционально отношение к различным культурам. Однако основная трудность при этом заключается в том, что педагогу вместе с детьми необходимо предпринять серьѐзную попытку понять важнейшие органические особенности иных культур, их существенные, оригинальные и самобытные характеристики, а не просто познакомиться с информацией о некоторых их экзотических элементах. Только в этом случае поликультурное образование позволяет создать в школах и в обществе благоприятную социально-психологическую среду, в условиях, гарантирующих свободный выбор индивидом своей идентичности, в основе которой межкультурная компетентность, сформировать которую может только педагог с поликультурным мышлением. Список литературы 1. Бобинов С.В. Приѐмы восприятия толерантности // Педагогическая техника. – 2008. – №5. – С. 39-49. 2. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2011. – 240 с. 3. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель, 1991. – 480 с.150 4. Курбатова А.С. Поликультурное образование как элемент подготовки педагогических кадров // Нижегородское образование. – 2014. - №4.- С. 81- 86. 5. Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ: Принят Гос. Думой РФ 21 дек. 2012 г. – М.: Проспект, 2013. – 160 с. 6. Хухлаева О.В., Хакимов Э.Р., Хухлаев О.Е. Поликультурное образование. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 283 с. 5


В раздел образования