Автор: Храмайкова Светлана Петровна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 3" Населённый пункт: г. Энгельс Саратовская область Наименование материала: конкурс методических разработок Тема: рабочая программа по средней группе Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №3»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Рабочая программа
инструктора по физической культуре
Средняя группа
Разработала:
Храмайкова С. П.
инструктор по физической культуре
Согласовано:
старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад №3»
Данилова Н. П.
2015 – 2016 учебный год.
Средняя группа
Содержание:
1.
Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Особенности развития детей пятого года жизни (средняя группа)
Задачи инструктора по физической культуре по воспитанию и развитию детей от
4 лет до 5 лет.
Планируемые результаты освоения Программы
Методы физического развития и воспитания.
Оценка эффективности организации двигательного режима и всех форм оздоро-
вительно – воспитательной деятельности.
Форма организации физкультурно – оздоровительной работы.
2.
Содержательный раздел
.
Обязательная часть.
Расчасовка
Развёрнутое перспективное планирование
Развлечения и спортивные праздники.
Мониторинг.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Взаимодействие инструктора по физическому развитию с воспитателями.
Организация работы кружка «Непоседы»
3.
Организационный раздел.
Сетка двигательного режима.
Циклограмма непосредственно образовательной деятельности
инструктора по физической культуре МАДОУ «Детский сад № 3» на 2015-2016
учебный год
Циклограмма проведения утренней гимнастики на 2015-2016 учебный год.
Паспорт физкультурного уголка в группах.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными до-
кументами:
«Закон об образовании РФ» (29.12.2012.№273-ФЗ)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013г.
№1155. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандар-
та дошкольного образования».
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организа-
ции
режима
работы
в
дошкольных
образовательных
учреждений»
(СанПиН
2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 года, № 26)
Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой (2014 год)
Рабочая программа МАДОУ «Детский сад № 3» на 2015 – 2016 учебный год.
Особенности развития детей пятого года жизни (средняя группа)
Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более
уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движе-
нии. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбу-
ждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно
важно наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными
подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хо-
роводными играми.
Уделяя внимание развитию детской самостоятельности, инструктор широко исполь-
зует приемы индивидуального подхода, следуя правилу: не делать за ребенка то, что он в
состоянии сделать самостоятельно. Но при этом он исходит из реального уровня умений,
которые могут значительно различаться у разных детей. Поэтому если для одних детей бу-
дет достаточно простого напоминания о нужном действии, совета, то для других необхо-
дим показ или совместное действие с ребенком — в этом проявляется одна из особенно-
стей детей.
Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают
вымысел и реальность. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей де-
тей и используется инструктором для обогащения детского игрового опыта: придумыва-
ния в игре фантастических образов животных, людей, сказочных путешествий.
На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осозна-
ние своей половой принадлежности. Дети отмечают внешнее различие между мальчиками
и девочками. Задачей инструктора по физическому развитию совместно с воспитателями
является постепенное формирование представлений о поведении мальчика или девочки,
их взаимоотношениях. Выполнение такой задачи успешно повлияет на интеллектуальное
и моральное развитие ребенка.
Задачи инструктора по физической культуре по воспитанию
и развитию детей от 4 лет до 5 лет.
1.Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
2.Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта:
уверенному и активному выполнению основных элементов техники общеразвиваю-
щих упражнений, основных движений, спортивных упражнений;
соблюдению и контролю правил в подвижных играх;
самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений;
умению ориентироваться в пространстве;
восприятию показа как образца для самостоятельного выполнения упражнения;
развитию умений оценивать движения сверстников и замечать их ошибки.
3.Целенаправленно развивать быстроту, скоростно-силовые каче ства, общую выно-
сливость, гибкость, содействовать развитию у детей координации, силы.
4.Формировать потребность в двигательной активности, интерес к физическим
упражнениям.
Планируемые результаты освоения Программы
Ребенок гармонично физически развивается, в двигательной деятельности проявляет
хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость.
Уверенно и активно выполняет основные элементы техники основных движений,
общеразвивающих упражнений, спортивных упражнений, свободно ориентируется в
пространстве.
Проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с различ-
ными физкультурными пособиями, настойчивость для достижения хорошего ре-
зультата, потребность в двигательной активности.
Осуществляет элементарный контроль за действиями сверстников: оценивает их
движения, замечает их ошибки, нарушения правил в играх.
Переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность.
Способен внимательно воспринять показ педагога и далее самостоятельно успешно
выполнить физическое упражнение.
Самостоятельная двигательная деятельность разнообразна. Ребенок самостоятельно
играет в подвижные игры, активно общаясь со сверстниками и воспитателем, прояв-
ляет инициативность, контролирует и соблюдает правила.
Проявляет элементарное творчество в двигательной деятельности: видоизменяет фи-
зические упражнения, создает комбинации из знакомых упражнений, передает обра-
зы персонажей в подвижных играх. Физически развитый, овладевший основными
культурно-гигиеническими навыками.
У ребенка сформирована соответствующая возрасту координация движений.
Проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям.
Стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отно-
шению к некоторым двигательным действиям и подвижным играм.
Что осваивают дети
Порядковые упражнения (построения и перестроения, повороты в движении); общеразви-
вающие упражнения; исходные положения, одновременные и поочередные движения рук
и ног, махи, вращения рук; темп (медленный, средний, быстрый).
самостоятельно перестраиваться в звенья с опорой на ориентиры;
сохранять исходное положение;
четко выполнять повороты в стороны;
выполнять общеразвивающие упражнения в заданном темпе,
четко соблюдать заданное направление,
выполнять упражнения с напряжением (не сгибать руки в локтях, ноги в коле-
нях);
Основные движения:
в беге, ходьбе — активный толчок и вынос маховой ноги; сохранять правильную
осанку во время ходьбы, бега, заданный темп (быстрый, умеренный, медленный);
сохранять равновесие после вращений или в заданных положениях: стоя на одной
ноге, выполнять разные виды бега, быть ведущим колонны; при беге парами соизме-
рять свои движения с движениями партнера;
в прыжках — энергичный толчок и мах руками вперед-вверх; энергично отталки-
ваться, мягко приземляться с сохранением равновесия;
в метании — исходное положение, замах; ловить мяч с расстояния 1,5 м, отбивать
его об пол не менее 5 раз подряд; принимать исходное положение при метании;
в лазании — чередующийся шаг при подъеме на гимнастическую стенку одноимен-
ным способом. ползать разными способами; подниматься по гимнастической стенке
чередующимся шагом, не пропуская реек, до 2 м;
Подвижные игры: правила; функции водящего.
Спортивные упражнения: в ходьбе на лыжах — скользящий шаг.
Методы физического развития и воспитания .
Наглядные методы
- имитация (подражание);
- демонстрация и показ способов выполнения физкультурных упражнений, которому сле-
дует привлекать самих воспитанников;
- использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, видеофильмы и т.д.);
- использование зрительных ориентиров, звуковых сигналов: первые побуждают детей к
деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть
наиболее трудными элементами техники, а также способствуют более эффективному раз-
витию воссоздающего воображения; вторые применяются для освоения ритма и регулиро-
вания темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, чувства рит-
ма и музыкальных способностей.
Словесные методы
Название инструктором по физической культуре упражнений, описания, объяснения, ком-
ментирование хода их выполнения, указания, распоряжения, вопросы к детям, команды,
беседы, рассказы, выразительное чтение стихотворений и многое другое.
Практические методы
Выполнение движений (совместно – распределенное, совместно – последовательное вы-
полнение движений вместе с педагогом и самостоятельное выполнение), повторение
упражнений с изменениями и без, а также проведение их в игровой форме, в виде подвиж-
ных игр и игровых упражнений, и соревновательной форме.
Оценка эффективности организации двигательного режима и всех форм
оздоровительно – воспитательной деятельности
Направлена на физическое образование его воспитанников, оценивается с помощью следу-
ющих критериев:
1.
Все физкультурные мероприятия (двигательный режим) должны составлять 50 – 60
% периода бодрствования.
2.
Разученные движения для закрепления и совершенствования переносятся в повсед-
невные формы работы: утренняя гимнастика, подвижные игры и гимнастика пробу-
ждения с закаливающими процедурами, физкультминутки, динамический час, заня-
тия по интересам.
3.
Физические досуги и праздники повышают интерес к физическим упражнениям.
При этом используется соревновательный метод, который является средством повы-
шения двигательной активности.
4.
Самостоятельная двигательная деятельность является критерием, определяющим
степени овладения двигательными умениями. Если дети легко, свободно и творчески
используют движения, значит, они в полной мере освоили их в организованных фор-
мах работы.
5.
С детьми, отстающими в двигательном развитии необходимо систематически прово-
дить коррекционную, дифференцированную и индивидуальную работу.
6.
Вся физкультурно – оздоровительная работа проводится в тесном единстве с семьей.
Родителей знакомят с физкультурной работой в детском саду, информируют об уров-
не подготовленности ребенка (индивидуальная карта), приглашают участвовать в
совместных занятиях (непосредственно образовательная деятельность по физиче-
ской культуре, досуги, праздники, Дни здоровья, походы и экскурсии); рекомендуют
организовать здоровый образ жизни (двигательный режим) в семье; предлагают спе-
циальную литературу и видеофильмы, изучают опыт использования физической
культуры в семье.
Форма организации физкультурно – оздоровительной работы
разные виды занятий по физической культуре;
физкультурно – оздоровительная работа в режиме дня;
активный отдых (физкультурный досуг, физкультурные праздники, Дни здоровья и
др.);
самостоятельная двигательная деятельность детей;
занятия в семье.
Таким образом, рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре,
утренней гимнастики, подвижных игр и физических упражнений во время прогулок, физ-
культминуток на занятиях с умственной нагрузкой, времени для самостоятельной двига-
тельной активности воспитанников и активного двигательного отдыха создает определен-
ный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укреп-
ления здоровья детей.
Очень важной, составной частью гармоничной личности является физическое совер-
шенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех
этих качеств должно начинаться с детства.
Содержательный раздел
Обязательная часть
Расчасовка непосредственно образовательной деятельности
инструктора по физической культуре МАДОУ «Детский сад № 3» на
2015-2016 учебный год
№ занятия
Тема
Кол-во
часов
Дата проведения
Отметка о выполнении
1-3
Равновесие
3 часа
1 неделя сентября
4-6
Метание, бег
3 часа
2 неделя сентября
7-9
Метание
3 часа
3 неделя сентября
10-12
Прыжки, ходьба
3 часа
4 неделя сентября
13-15
Метание
3часа
1 неделя октября
16-18
Лазание
3 часа
2 неделя октября
19-21
Равновесие, ходьба
3 часа
3 неделя октября
22-24
Прыжки, бег
3 часа
4 неделя октября
25-27
Метание, ходьба
3 часа
1 неделя ноября
28-30
Лазание
3 часа
2 неделя ноября
31-33
Равновесие
3 часа
3 неделя ноября
34-36
Лазание, бег
3 часа
4 неделя ноября
37-39
Равновесие
3 часа
1 неделя декабря
40-42
Ходьба, прыжки
3 часа
2 неделя декабря
43-45
Метание, бег
3 часа
3 неделя декабря
46-48
Лазание, ходьба
3 часа
4 неделя декабря
49-51
Равновесие
3 часа
1 неделя января
52-54
Прыжки, бег
3 часа
2 неделя января
55-57
Метание, ходьба
3 часа
3 неделя января
58-60
Лазание, ходьба
3 часа
4 неделя января
61-63
Метание, бег
3 часа
1 неделя февраля
64-66
Лазание, ходьба
3 часа
2 неделя февраля
67-69
Равновесие
3 часа
3 неделя февраля
70-72
Прыжки, бег
3 часа
4 неделя февраля
73-75
Метание
3 часа
1 неделя марта
76-78
Прыжки, ходьба
3 часа
2 неделя марта
79-81
Равновесие
3 часа
3 неделя марта
82-84
Лазание, бег
3 часа
4 неделя марта
85-87
Равновесие
3 часа
1 неделя апреля
88-90
Прыжки, бег
3 часа
2 неделя апреля
91-93
Ходьба, метание
3 часа
3 неделя апреля
94-96
Лазание, бег
3 часа
4 неделя апреля
97-99
Равновесие
3 часа
1 неделя мая
100-102
Прыжки, бег
3 часа
2 неделя мая
103-105
Метание, ходьба
3 часа
3 неделя мая
106-108
Лазание, бег
3 часа
4 неделя мая
Итого
108 ча-
сов
Развёрнутое перспективное планирование
(смотреть в Приложение № 1).
Не
де
ля
Задачи
Основные виды движений
Строевые
упражне-
ния
Ходьба,
бег
Равнове-
сие
Прыжки
Полза-
ние, лаза-
нье
Катание,
бросание,
метание
1
2
3
4
5
6
7
8
Месяц
№…
Общеразвивающие упражнения (…) комплекс № ...
Подвижная игра «…»
Развлечения и спортивные праздники
(смотреть в Приложение № 2)
Месяц
Тема
Сентябрь
«Волшебные превращения»
Октябрь
«Экскурсия в осенний лес»
Ноябрь
«Цирковые артисты»
Декабрь
«Там на неведомых дорожках…»
Январь
«Зимние забавы»
Февраль
«Наши ребята – бравые солдаты»
Март
«Путешествие на волшебный остров»
Апрель
«День здоровья», «Плаваем, ныряем»
Май
«Красный, жёлтый, зелёный»
Июнь
«Здравствуй, Спортландия!»
Июль
«Волшебная ромашка»
Август
«На лесной полянке»
Мониторинг
(смотреть в Приложение № 3).
Таблица оценок физподготовки детей 4 – 5 лет.
Тесты
Пол
5 баллов
4 балла
3 балла
2 балла
1 балл
осен
ь
вес-
на
осен
ь
вес-
на
осен
ь
вес-
на
осен
ь
вес-
на
осен
ь
вес-
на
1.Бег 30м
Девочки
8.3 и
7.2 и
8.4-
7.3-
8.9-
7.9-
9.5-
8.5-
10.2
9.3 и
(сек)
<
<
8.8
7.8
9.4
8.4
10.1
9.2
и >
>
Мальчики
8.1 и
<
6.9 и
<
8.2-
8.6
7.0-
7.5
8.7-
9.2
7.6-
8.1
9.3-
9.9
8.2-
8.9
10.0
и >
9.0 и
>
2.Прыжок в
длину с ме-
ста (см)
Девочки
80 и
>
95 и
>
68-79
84-
94
56-
67
73-
83
42-
55
56-72
41 и
<
55 и
<
Мальчики
85 и
>
105 и
>
74-84
94-
104
63-73
83-
93
49-
62
69-82
48 и
<
68 и
<
3.Метание
мяча на
дальность
(м)
Девочки
4.8 и
>
5.9 и
>
4.7-
4.1
5.8-
5.0
4- 2.9
4.9-
4.0
2.8-
2.1
3.9-
3.6
2 и <
3.5 и
<
Мальчики
5.5 и
>
7.5 и
>
5.4-
4.9
7.4-
5.8
4.8-
4.0
5.7-
5.0
3.9-
2.6
4.9-
4.0
2.5 и
<
3.9 и
<
4.Подъём
туловища
за 30сек
Девочки
11 и
>
12 и
>
9- 10
11
7- 8
9-10
4- 6
6-8
3 и <
5 и <
Мальчики
12 и
>
13 и
>
11
12
9- 10
10-11
6- 8
7-9
5 и <
6 и <
5.Наклон
вперёд с из-
мерением
глубины
(см)
Девочки
>10
>11
8- 9
9-10
3- 7
4-8
0 -
2
1-3
< 0
<1
Мальчики
>8
>9
6- 8
7-8
1-5
2-6
-2-0
0-1
<-2
<1
Часть программы, формируемая участниками образовательных от-
ношений
Взаимодействия инструктора по физической культуре
с другими специалистами детского сада
(Смотреть приложение № 4)
С воспитателем – способствует обеспечению гибкого оздоровительного режима,
формированию привычки здорового образа жизни, развитию двигательной культу-
ры, профилактики заболеваний.
Утро
1. Утренняя гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика / гимнастика для глаз
3. Индивидуальная работа по развитию основных движений
4. Дыхательная гимнастика
НОД
НООД
Физминутки
Прогулка
1. Подвижная игра
2. Индивидуальная работа по развитию основных движений
3. Развитие основных движений
4. Оздоровительный бег в конце прогулки (со среднего возраста)
2 половина дня
1. Гимнастика после сна
2. Развитие основных движений
3. Индивидуальная работа по развитию основных движений
4. Подвижная игра
5. Свободные игры
Работа с родителями
Беседы, консультации, наглядная агитация, изготовление нетра-
диционного оборудования, досуги, развлечения
С заведующим, зам. заведующего – создает условия для физкультурно-оздоровитель-
ной работы, координируют работу педагогов.
С медицинской сестрой – участвует в проведении лечебно-профилактических и
оздоровительных мероприятий, проводит санитарно-просветительскую работу среди
педагогов и родителей.
С музыкальным руководителем – участвует в двигательном развитии детей, способ-
ствует развитию чувства ритма, темпа, речевого дыхания, координации движений.
С педагогом-психологом - способствует развитию эмоционально – волевой сферы
дошкольников, познавательных процессов
С младшим воспитателем – способствует соблюдению санитарно – гигиенических
требований.
Организация работы кружка «Непоседы »
(смотреть приложение № 5)
Кружок «Непоседы » для детей (4-5 лет), имеющих уровень физической подготов-
ленности средний и выше среднего.
Цель дополнительных занятий в кружке «Непоседы» - повышение функциональных
возможностей, развитие физических качеств. Средствами являются: ритмическая гимна-
стика, элементы акробатики, круговая и интервальная тренировки, подвижных игр.
В работе кружка «Непоседы» запланированы 72 занятия в году, из них:
- 68 занятий учебных, при этом:
- Занятия № 1 и № 2 , № 61 и № 62 – контрольные для оценивания результативности заня-
тий.
- 1 раз в месяц предусмотрен открытый урок для родителей;
- 1 раз в декабре (занятие № 35) осуществлять контрольные срезы в виде соревнований
для комплексной оценки физической подготовленности детей и их функционального со-
стояния.
- 1 раз в год (занятие № 68) проводить «Вечер танца» с показательными выступлениями
всех воспитанников.
Продолжительность занятий в соответствии с СанПиН № 2.4.1.1249-03 –
Группа «Непоседы» 4 - 5 лет 2 раза в неделю по 20 мин.
Организационный раздел
Сетка двигательного режима в средней группе
Формы работы
Содержание
Организация
Учебная работа
Физкультурные занятия:
- в физкультурном зале;
3 раза в неделю, 20 м.
Физкультурно-
оздоровитель-
ные мероприя-
тия в режиме
дня
1. Гимнастика:
- утренняя;
- гигиеническая в сочетании с закалива-
ющими процедурами (побудка);
- дыхательная.
2. Подвижные игры и физические
упражнения на прогулке.
3. Физкультминутка и физкультпаузы.
4. Индивидуальная работа.
Ежедневно, утром 6 - 8 м.
Ежедневно, после дневного
сна.
Ежедневно.
Ежедневно.
Ежедневно.
Ежедневно.
Активный отдых
1. Физкультурный досуг;
2. Физкультурный праздник;
3. День здоровья;
1 раз в месяц.
2 раза в год.
1 раз в квартал
Самостоятельная
деятельность
Подвижные игры, игры со спортивным
оборудованием
Ежедневно.
Задания на дом
Утренняя зарядка.
Физические упражнения под контролем
родителей
Ежедневно.
Ежедневно.
Циклограмма непосредственно образовательной деятельности
инструктора по физической культуре МАДОУ «Детский сад № 3»
на 2015-2016 учебный год
Дни недели
Время проведения
Понедельник
9.00 - 9.20 – средняя группа № 11
9.30 – 9.50 – средняя группа № 13
Вторник
9.00 – 9.20 – средняя группа № 4
9.30 – 9.50 – средняя группа № 13
Среда
9.00 – 9.20 – средняя группа № 11
Четверг
8.50 – 9.10 – средняя группа № 4
9.40 – 10.00 – средняя группа № 13
Пятница
8.50 – 9.10 – средняя группа № 11
9.15 – 9.35 – средняя группа № 4
Циклограмма проведения утренней гимнастики
на 2015-2016 учебный год. (Физкультурный зал)
Дни недели
Время проведения
Понедельник
8.00 – 8.08. – средняя группа № 4
Вторник
8.00 – 8.08 – средняя группа № 13
Среда
8.00 – 8.08. – средняя группа № 11
Четверг
8.00 – 8.08 – средняя группа № 4
Пятница
8.00 – 8.08. – средняя группа № 13
Паспорт физкультурного уголка для детей средней группы (4-5 лет)
Тип оборудова-
ния
Содержание
Размеры, масса
Коли-
чество
Для ходьбы,
бега, равновесия
Шнур длинный
Длина 150 см
Диаметр 2 см
1
Коврик массажный
Длина 75 см
Ширина 70 см
2
Для прыжков
Мяч - попрыгунчик
Диаметр 50 см
2
Обруч плоский
Диаметр 50 см
3
Куб деревянный
Ребро 20 см
5
Скакалка короткая
Длина 120-150 см
3
Для катания,
бросания, ловли
Кегли (набор)
2
Кольцеброс (набор)
2
Обруч большой
Диаметр 100 см
2
Серсо (набор)
1
Шар цветной (фибропластиковый)
Диаметр 20-25 см
4
Для ползания и
лазания
Полукольцо мягкое
Диаметр 120 см
Высота 30 см
Диаметр 5-6 см
1
Для общеразви-
вающих упраж-
нений
Мешочек с грузом малый
Масса 150-200г
10
Мяч – шар (цветной, прозрачный)
Диаметр 10-12 см
5
Обруч малый
Диаметр 55-65 см
10
Палка гимнастическая короткая
Длина 75-80 см
10
Шнур короткий
Длина 75 см
10
Кольцо резиновое
Диаметр 5-6
10
Размещение
физкультурного оборудования
В этой возрастной группе необходимо иметь «Физкультурный уголок» — тележ-
ку на колесах. В нем находятся короткие гимнастические палки, геометрические формы,
массажные мячи, плоские обручи, кольца. Расположить его лучше в углу комнаты.
Такие пособия, как мячи разных размеров, мячи-утяжелители, наборы (серсо,
кегли, кольцеброс, шнуры), следует хранить в открытом виде в ящиках, которые расстав-
лены вдоль стены.
В средней группе рекомендуется иметь деревянную стенку (высота 150 см) для
формирования правильной осанки, расположенную возле входной двери группы.
С целью развития у детей интереса к разным видам упражнений с использова-
нием пособий некоторые предметы надо хранить в кладовой комнате, что позволяет об-
новлять материал в группе.
Методическое обеспечение
1.
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7
лет). Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманитарный изда-
тельский центр ВЛАДОС, 2002.
2.
Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет.
– Ярославль: Академия развития, 2002.
3.
Галанов А. С. Игры, которые лечат (для детей от 3 до 5 лет). – М.: Педагогическое
общество России, 2005.
4.
Галанов А. С. Игры, которые лечат (для детей от 5 до 7 лет). – М.: Педагогическое
общество России, 2005.
5.
Шалаева Г. П. Как устроено мое тело. – М.: АСТ: СЛОВО, 2010.
6.
Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошколь-
ников. – М.: Мозаика – Синтез, 2009 – 2010.
7.
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3
– 7 лет. - М.: Мозаика – Синтез, 2013.
8.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система ра-
боты / авт.-сост. Т. Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2012.
9.
Здоровьесберегающее
пространство
дошкольного
образовательного
учреждения:
проектирование, тренинги, занятия / сост. Н. И. Крылова. – Волгоград: Учитель,
2009.
10. Полтавцева Н. В., Стожарова М. Ю., Краснова Р. С., Гаврилова И. А. приобщаем
дошкольников к здоровому образу жизни. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
11. Левшинов А. Йога для детей. 100 лучших упражнений для укрепления здоровья /
Андрей Левшинов. – М.: АСТ, 2011.
12. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа детского
сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.
13. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2 – 7 лет. / Авт. – сост. Э. Я. Степа -
ненкова. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
14. Физическое воспитание детей 2 – 7 лет: развернутое перспективное планирование
по программе под ред. М.А.Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С.Комаровой/ авт.-сост. Т.
Г. Анисимова. – Волгоград: Учитель, 2010.
15. Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учрежде-
ниях: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. Под редакцией
С. А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
16. Физкультурно – оздоровительная работа детского сада в контексте новых федераль-
ных требований. Методическое пособие / Под общей ред. Микляевой Н. В. – М.: УЦ
«Перспектива», 2011.
17. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Система работы в старшей
группе. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
18. Фольклорно – физкультурные занятия и досуги с детьми 3 – 7 лет /авт.-сост. М. П.
Асташина. – Волгоград: Учитель, 2012.
19. Необычные физкультурные занятия для дошкольников / авт.-сост. Е. И. Подольская.
– Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2011.
20. Формирование двигательной активности детей 5 – 7 лет: игры – эстафеты / авт.-
сост. Е. К. Воронова. – Волгоград: Учитель, 2012.
21. Гимнастика для детей 5 – 7 лет: программа, планирование, конспекты занятий, ре-
комендации \ авт.-сост. Л. Г. Верхозина, Л. А. Заикина. – Волгоград: Учитель, 2012.
22. Формирование двигательной сферы детей 3 – 7 лет: фитбол – гимнастика: конспек-
ты занятий \авт.-сост. Н. М. Соломенникова, Т. Н. Машина. – Волгоград: Учитель,
2011.
23.Мелехина Н.А., Колмыкова Л.А.. Нетрадиционные подходы к физическому воспита-
нию детей в ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2012.