Напоминание

Взаимодействие с социальными партнёрами как условие формирования социальных компетенций у старшеклассников.


Автор: Комолова Валентина Адольфовна
Должность: учитель экономики
Учебное заведение: МАОУ лицей №110 им. Л.К. Гришиной
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимодействие с социальными партнёрами как условие формирования социальных компетенций у старшеклассников.
Раздел: среднее образование





Назад




Комолова Валентина Адольфовна учитель экономики, МАОУ лицей №110, им. Л.К. Гришиной.
Взаимодействие с социальными партнёрами как условие формирования

социальных компетенций у старшеклассников.
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы сказано: «Серьезной проблемой российского образования является несформированность системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. В такой работе отсутствуют эффективные механизмы, непрерывность, недостаточно используются возможности высших учебных заведений, научных учреждений, учреждений дополнительного образования детей». Однако, в лицее №110, им. Л.К. Гришиной с недавних пор возобновились и уже сложились прочные связи со многими ВУЗами нашего города и столицы. Эти взаимодействия равноправные и обоюдовыгодные. Они помогают в формировании социальных компетенций у старшеклассников, таких как: способность устанавливать социальные контакты и осуществлять взаимодействие в больших и малых социальных группах, брать на себя гражданскую ответственность, участвовать в решении проблем страны и региона, проявлять нравственное отношение к другим людям, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов [3]. В свою очередь, наличие данных компетенций позволяет говорить о социальной успешности – это есть органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества. У лицея такие связи налажены с социальными партнёрами: УрФУ им. Б.Н. Ельцина, Институт предпринимательства и бизнеса (деловые игры), УрГПУ (руководство научно-исследовательской деятельностью), Академия государственной службы, УГГУ (открытие класса, спрофилированного на данный вуз), УрГЭУ, МГТУ им Н.Э.Баумана. Со всеми этими высшими учебными заведениями составлена программа взаимодействия, в которой отражены: участие детей в предметных олимпиадах, проведение «Дней открытых дверей» для учащихся лицея, проведение «Дней науки» на базе УрФУ, проведение воспитательных мероприятий («Рождественский бал» и Директорский приём родителей) в Царском зале УГГУ, помощь в повышении квалификации преподавательского состава и другие мероприятия. Одним из новых видов работы по формированию социальных компетенций у старшеклассников в этом году стала Летняя экономическая школа в Высшей Школе Экономики и Менеджмента, в Уральском Федеральном университете (в недавнем прошлом экономический факультет УрГУ). По данным исследования Годника С.М., первокурсники в общей своей массе недостаточно владеют навыками интеллектуального труда, самостоятельной работы, психологически слабо подготовлены к активной познавательной деятельности, к преодолению естественных трудностей перехода из одной системы образования в другую [1]. Именно, преследуя цель разрешения данных противоречий, и стала организация летней школы. Программа включала: лекционные занятия, деловые игры, бизнес английский и французский языки, самостоятельная подготовка материала к занятиям, экскурсии в консалтинговые
компании, журналистский конкурс. Ученики десятых и одиннадцатых классов лицея в течение 10 дней знакомились и познавали азы университетского обучения. Незабываемые впечатления оставили экскурсии в компании PricewaterhouseCoopers и КПМГ. Учащиеся смогли познакомиться с ведущими современными профессиями и задать интересующие вопросы ведущим сотрудникам компании. Руководители компаний презентовали достижения и опыт своих работников на рынке данных услуг. Ведь социальное партнерство в образовании — это взаимодействие не только образовательных учреждений: лицей – ВУЗ, но взаимодействие с объектами рынка труда, нацеленное на согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Самым лучшим итогом такого взаимодействия стали отзывы ребят, в которых они отметили, «что все-таки главной целью было активизировать нас, приблизить к пониманию собственных интересов и дать точку отсчета для продолжения собственных поисков, которые бы потом помогли определиться с факультетом и направлением. Не содержание занятий, а сами преподаватели, их манера рассказывать материал, особенная подача, иногда свободный переход с этого содержания на отстраненные темы - помогли почувствовать атмосферу факультета, познакомиться с ним. Поход в студенческую столовую и хождение по коридорам в поисках нужной аудитории тоже небесполезный в этом знакомстве опыт. Лекции очень понравились. Основной смысл летней экономической школы заключается в том воодушевлении, которое пережито, в помощи по определению собственных целей и получении обнадеживающей основы для их воплощения. В общем, очень здорово, что университет ввел такую практику». 54 ученика нашего лицея по окончанию обучения получили свидетельства о прохождении обучения в летней экономической школе. Переходя из среднего образовательного учреждения в вуз, школьники не имеют опыта учения в новых обстоятельствах. Возникает противоречие между новым статусом учащихся (бывшие школьники уже студенты) и их предварительной подготовкой к обучению в новых условиях. Фундаментальной основой разрешения этого противоречия – взаимодействие средних образовательных учреждений с вузами. В этом плане опыт лицея №110 для создания необходимых социально-психологических условий взаимодействия, реализации преемственности школьного и вузовского образования может широко использоваться. Я.А. Коменский в «Великой дидактике» писал: «Крепким может быть только то, что тесно связано во всех своих частях» [2]. Литература: 1. Годник С.М. Педагогическая деятельность: парадоксы теории и практики.- bibliofond 2. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. - М., Педагогика, 1989, 416 стр. 3. Модернизация общего образования: Технологии образовательной деятельности: Книга для учителя / Под ред. проф. В.В. Лаптева и проф. А.П. Тряпицыной. — СПб.: ООО “Береста”, 2002.


В раздел образования