Взаимодействие с социальными партнёрами как условие формирования социальных компетенций у старшеклассников.
Автор: Комолова Валентина Адольфовна Должность: учитель экономики Учебное заведение: МАОУ лицей №110 им. Л.К. Гришиной Населённый пункт: г. Екатеринбург Наименование материала: Статья Тема: Взаимодействие с социальными партнёрами как условие формирования социальных компетенций у старшеклассников. Раздел: среднее образование
Комолова Валентина Адольфовна
учитель экономики, МАОУ лицей №110, им. Л.К. Гришиной.
Взаимодействие с социальными партнёрами как условие формирования
социальных компетенций у старшеклассников.
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на
2011 - 2015 годы сказано: «Серьезной проблемой российского образования
является
несформированность
системы
целенаправленной
работы
с
одаренными детьми и талантливой молодежью. В такой работе отсутствуют
эффективные
механизмы,
непрерывность,
недостаточно
используются
возможности высших учебных заведений, научных учреждений, учреждений
дополнительного
образования
детей». Однако,
в
лицее
№110,
им.
Л.К.
Гришиной с недавних пор возобновились и уже сложились прочные связи со
многими ВУЗами нашего города и столицы. Эти взаимодействия равноправные
и обоюдовыгодные. Они помогают в формировании социальных компетенций у
старшеклассников, таких как: способность устанавливать социальные контакты
и осуществлять взаимодействие в больших и малых социальных группах, брать
на себя гражданскую ответственность, участвовать в решении проблем страны
и региона, проявлять нравственное отношение к другим людям, регулировать
конфликты
ненасильственным
путём,
участвовать
в
функционировании
и
развитии демократических институтов [3]. В свою очередь, наличие данных
компетенций
позволяет
говорить
о
социальной
успешности
–
это
есть
органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества. У
лицея
такие
связи
налажены
с
социальными
партнёрами:
УрФУ
им.
Б.Н.
Ельцина, Институт предпринимательства и бизнеса (деловые игры), УрГПУ
(руководство
научно-исследовательской
деятельностью),
Академия
государственной
службы,
УГГУ
(открытие
класса,
спрофилированного
на
данный
вуз),
УрГЭУ,
МГТУ
им
Н.Э.Баумана.
Со
всеми
этими
высшими
учебными
заведениями
составлена
программа
взаимодействия,
в
которой
отражены:
участие
детей
в
предметных
олимпиадах,
проведение
«Дней
открытых дверей» для учащихся лицея, проведение «Дней науки» на базе УрФУ,
проведение
воспитательных
мероприятий
(«Рождественский
бал»
и
Директорский приём родителей) в Царском зале УГГУ, помощь в повышении
квалификации преподавательского состава и другие мероприятия.
Одним
из
новых
видов
работы
по
формированию
социальных
компетенций у старшеклассников в этом году стала Летняя экономическая
школа в Высшей Школе Экономики и Менеджмента, в Уральском Федеральном
университете
(в
недавнем
прошлом
экономический
факультет
УрГУ).
По
данным
исследования
Годника
С.М.,
первокурсники
в
общей
своей
массе
недостаточно
владеют
навыками
интеллектуального
труда,
самостоятельной
работы,
психологически
слабо
подготовлены
к
активной
познавательной
деятельности,
к
преодолению
естественных
трудностей
перехода
из
одной
системы образования в другую [1]. Именно, преследуя цель разрешения данных
противоречий,
и
стала
организация
летней
школы.
Программа
включала:
лекционные занятия, деловые игры, бизнес английский и французский языки,
самостоятельная подготовка материала к занятиям, экскурсии в консалтинговые
компании, журналистский конкурс. Ученики десятых и одиннадцатых классов
лицея
в
течение
10
дней
знакомились
и
познавали
азы
университетского
обучения.
Незабываемые
впечатления
оставили
экскурсии
в
компании
PricewaterhouseCoopers и КПМГ. Учащиеся смогли познакомиться с ведущими
современными
профессиями
и
задать
интересующие
вопросы
ведущим
сотрудникам компании. Руководители компаний презентовали достижения и
опыт своих работников на рынке данных услуг. Ведь социальное партнерство в
образовании — это взаимодействие не только образовательных учреждений:
лицей – ВУЗ,
но взаимодействие с объектами рынка труда, нацеленное на
согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.
Самым лучшим итогом такого взаимодействия стали отзывы ребят, в
которых они отметили, «что все-таки главной целью было активизировать нас,
приблизить к пониманию собственных интересов и дать точку отсчета для
продолжения собственных поисков, которые бы потом помогли определиться с
факультетом и направлением. Не содержание занятий, а сами преподаватели, их
манера рассказывать материал, особенная подача, иногда свободный переход с
этого содержания на отстраненные темы - помогли почувствовать атмосферу
факультета, познакомиться с ним. Поход в студенческую столовую и хождение
по
коридорам
в
поисках
нужной
аудитории
тоже
небесполезный
в
этом
знакомстве
опыт.
Лекции
очень
понравились.
Основной
смысл
летней
экономической школы заключается в том воодушевлении, которое пережито, в
помощи по определению собственных целей и получении обнадеживающей
основы для их воплощения. В общем, очень здорово, что университет ввел
такую практику». 54 ученика нашего лицея по окончанию обучения получили
свидетельства о прохождении обучения в летней экономической школе.
Переходя из среднего образовательного учреждения в вуз, школьники не
имеют опыта учения в новых обстоятельствах. Возникает противоречие между
новым
статусом
учащихся
(бывшие
школьники
уже
студенты)
и
их
предварительной подготовкой к обучению в новых условиях. Фундаментальной
основой
разрешения
этого
противоречия
–
взаимодействие
средних
образовательных учреждений с вузами. В этом плане опыт лицея №110
для
создания необходимых социально-психологических условий взаимодействия,
реализации
преемственности
школьного
и
вузовского
образования
может
широко
использоваться.
Я.А.
Коменский
в
«Великой
дидактике»
писал:
«Крепким может быть только то, что тесно связано во всех своих частях» [2].
Литература:
1. Годник С.М. Педагогическая деятельность: парадоксы теории и
практики.- bibliofond
2. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г.
Педагогическое наследие. - М., Педагогика, 1989, 416 стр.
3. Модернизация общего образования: Технологии образовательной
деятельности: Книга для учителя / Под ред. проф. В.В. Лаптева и проф. А.П.
Тряпицыной. — СПб.: ООО “Береста”, 2002.