Напоминание

Зеленый лук - полезный друг


Автор: Новикова Кристина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ детский сад №54
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Зеленый лук - полезный друг
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 54»
"Зеленый лук – полезный друг"
ПРОЕКТ Автор: Новикова Кристина Александровна, воспитатель. Новокузнецк 2016

Название проекта: Зелёный лук – полезный друг

Основной разработчик:
воспитатель Новикова Кристина Александровна
Вид проекта:
краткосрочный, практико-ориентированный.
Продолжительность проекта:
3 недели (08.02.2016 – 29.02.2016).
Участники

проекта
: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель Новикова Кристина Александровна.
Направленность работы
: познавательно-исследовательская.
Актуальность
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка дошкольного возраста, он настроен на познание мира. Открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Городские дети все реже общаются с природой и зачастую затрудняются сказать даже в каких условиях растут те или иные овощи, плоды, ягоды. Многие из них не задумываются как растет, например, лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен? Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной экспериментально- исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Цель проекта:
создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Зелёный лук – полезный друг».
Задачи проекта:
1. расширить знания детей о том, как создать мини-огород; 2. учить детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях; 3. формировать представления детей о строении почвы; 4. формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста луковиц; 5. фиксировать представления детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой, сравнивать, анализировать. 6. развивать коммуникативные навыки; 7. формировать навыки исследовательской деятельности, инициативность; 8. учить создавать ситуацию опыта, делать необходимые зарисовки вместе с воспитателем 9. активизировать внимание, память, обогащение словарного запаса, развивать речь.

Проектная идея:
Создать в группе детского сада огород для посадки лука и организовать наблюдения за его ростом.
Предполагаемый результат:
1. дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями их содержания; 2. дети научатся подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой; 3. у детей сформируются знания и представления о строении почвы, о росте зеленого лука в комнатных условиях: в контейнере с почвой, в стакане с водой; 4. дети научатся видеть результаты своего труда и рассказывать о своей деятельности.
Перспективный план мероприятий

Период

Вид деятельности

Воспитатель

Воспитатель и

дети

Родители

Подготовительный

(организационный)

этап
Консультация родителям «Лук – лекарственное растение». Поисковая р а б о т а п о подбору иллюстративного м а т е р и а л а и фотографий по т е м е « Л у к . Почва». Разбивка грядок на подоконнике. Изготовление табличек- у к а з а т е л е й с названием лука. Рассматривание иллюстраций о слоях почвы. Рассматривание натуральных слоев почвы, дать детям потрогать, понюхать. Чтение адаптированной литературы о б овощах. Беседа «Лук от семи недуг», «Как н а ш о в о щ помогает». Дидактические и г р ы « Ч т о лишнее?», «Узнай по вкусу», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть», «Собери картинку» Родительское собрание «Участвуем в проекте «Зеленый лук – полезный друг». п р о с м о т р и обсуждения мультфильма «Чиполлино», выращивание д о м а н а подоконнике зеленого лука, составление р а с с к а з о в о том, как сажали и ухаживали за л у к о м в домашних условиях, расширение представлений об употреблении зеленого лука в пищу; сочинить сказку о луке,
нарисовать к ней иллюстрацию.
Практический

(основной) этап
Создание книги «Лучок – золотой б о ч о к » и з сказок, составленных д е т ь м и и родителями НОД (познание): «Растительный мир», «Посадка лука», «Витамины для детей». Познавательно- исследовательская деятельность: «Строение лука», «Условия, необходимые для р о с т а л у к а » , «Размножение, ро ст, р а з в и т и е зеленого лука». Рисование: з а р и с о в к а в дневниках н а б л юд е н и й о росте лука. НОД (коммуникация): составление рассказов о луке « К а к л у ч о к п о я в и л с я н а грядке», «Зеленый доктор». Беседа на тему «Полезная пища». Игровые упражнения «Кто быстрей посадит лук», «Собираем урожай».
Заключительный

(диагностический)

этап



подведение

итогов

реализации

проекта
Оформление выставки р и с у н к о в - аппликаций детей «Зеленый лучок».
Оформление выставки совместной деятельности д е т е й и родителей «Лучок – золотой бочок». Представление книги «Лучок – золотой бочок»
Содержание проекта:
В процессе работы над проектом сообщили воспитанникам новые знания об овощах, конкретно о луке. Лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли. Лук улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Его применяют при общей слабости и простудных заболеваниях. Свежий сок лука, смешанный с медом, хорошее средство при лечении бронхита, кашля. Воспитывали бережное отношение к растениям как к живым существам, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях. Провели опыты, где дети наблюдали за ростом лука. Устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. Сформировали представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста. Выработали навыки посадки лука на землю и в стакан с водой. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Все эти проводимые занятия, дидактические игры, беседы имели одну цель – совершенствование практических умений и навыков детей, их свободное применение в играх и творческой деятельности. Привлекли к проектной работе родителей (консультация родителям: «Лук – лекарственное растение», составление сказки и иллюстраций к ней).
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека. Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим лук.

Литература
1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: изда- тельство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с. 2. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст]: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева.

Учебная литература, 2008. – 160 с. 3. Корнилова В. М. Экологическое окно в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008.- 123 с. 4. Коробова М. В., Белоусова Р. Ю. Малыш в мире природы. [текст]: Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: издательство Просвещение, 2006.- 93 с. 5. Лаптев Ю.П. Растения от А до Я. – М.: издательство Колос, 1992. - 350 с. 6. Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. [текст]: Мето- дика экологического воспитания дошкольников. - СПб.: издательство Акци- дент, 1998. - 319 с. 7. Надеждина Н.А. Где щи, там нас ищи! – М.: издательство Малыш, 1987. - 16с. 8. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. [текст]: Книга для воспитателей детского сада.- М.: издательство Мозаика- синтез, 2004. - 91 с. 9 . Осипов Н.Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. – М.: издатель- ство Педагогика-Пресс, 1998.- 208 с. 10. Смирнов А. Зачем луку луковица. – М.: издательство Малыш, 1990. – 24 с. 11. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. [текст]: Программа и методические рекомендации. – 2-е изд.- М.: издательство Моза- ика- Синтез, 2006. - 104 с.

Приложение

Зеленый лук от семи недуг (консультация для родителей)
Свежий зеленый лук по праву называют "зеленым поливитамином". К тому же медики настойчиво уверяют, что его необходимо есть каждый день. А еще с древности зеленый лук считается афродизиаком, поэтому, чем больше блюд из лука вы научитесь готовить, тем более крепким и счастливым будет ваш семейный союз. Зеленый лук укрепляет иммунитет. Молодые зеленые перышки богаты витамином C (в одном пучке - целая суточная доза), каротином, в них есть витамины группы B, а еще K, E, P и H. Да и минеральный состав лучка просто на зависть - в нем обычные для зелени калий и магний, есть железо, фосфор, сера, фтор, хлор, алюминий, марганец, медь, цинк и даже такие редкие элементы, как кобальт, молибден и хром, необходимые для работы системы кроветворения. А помните тот самый резкий луковый запах, который ни с чем не спутаешь? Так вот, растению его придают серосодержащие соединения. Ну, а фитонциды, во множестве входящие в состав растения, обладают и противомикробной, и противовирусной активностью, вот почему есть лук и чеснок так настойчиво рекомендуют во время эпидемий. Между тем, если горшочки с зелеными стрелками есть у вас дома, защита от инфекции обеспечена - известно, что в хозяйствах, где выращивают зеленый лук на продажу, рабочие не болеют гриппом даже во время массовых заболеваний. От каких болезней лечит Свежий зеленый лук способствует поддержанию иммунитета, снижает уровень холестерина и сахара в крови, незаменим при авитаминозе и малокровии, упадке сил, бессоннице, мастопатии и простатите, сердечно- сосудистых заболеваниях. Полезные рецепты. При авитаминозе, плохом аппетите поможет салат. Очистите от кожуры огурцы и порежьте тонкими ломтиками, измельчите пару вареных яиц, мелко порежьте лук, соломкой нарежьте салат. Все перемешайте, посолите, заправьте лимонным соком и растительным маслом. При малокровии и во время беременности рекомендуется бутерброд. Кусочки черного хлеба смажьте тонким слоем сливочного масла, сверху красной икрой и посыпьте зеленым луком. При простудных заболеваниях ешьте супчик. Мелко порежьте лук и чеснок и положите в кипящую воду (3 стакана), затем размешайте муку (1,5 ст.л.) в холодной воде и влейте в суп. Проварите 2-3 минуты, заправьте маслом и мелко порезанными яйцами. При снижении иммунитета готовьте омлет. Взбейте яйца с молоком, добавьте зеленый лук, посолите и снова взбейте. Вылейте на разогретую сковородку, смазанную маслом. Жарьте под крышкой.
Произведения про лук
Загадки:
Золотист он и упруг, Всем полезен круглый… (Лук) С виду он такой простой, Круглый, крепкий, молодой, Если снимешь кожуру, Вмиг оставишь ты игру, От него заплачешь вдруг, Догадались? Это …(Лук) Чесноку любимый брат, И никто не виноват, Что его кто тронет, Вмиг слезу обронит. Ответ: (Лук) Он от мыши полевой, Скрылся в землю с головой, Сверху лишь тугие стрелы, К солнцу тянутся умело. Лечит от семи недуг, Всем полезный спелый… (Лук) Стихотворения: Сказка про картошку и лук Расскажу тебе я сказку: Про картошку и про лук. Ведь картошка всех накормит, Лук излечит твой недуг. Лук с картошкой рядом жили, И понятно, что дружили. Солнце с неба им светило, Было всё кругом красиво. Зацвела картошка летом, Посылал ей лук приветы. А зимою, очень кстати, Встретились они в салате. Тут и сказочке конец, А кто слушал молодец. Луковое счастье С луком дружат все спортсмены, Любят взрослые и дети. Даже те, кто на диете Потребляют непременно
Наш зеленый овощ лук. Ведь во всех супах, борщах, Вторых блюдах, овощах, Привкус он дает особый Ты не веришь нам? Попробуй! *** Перья отрастив зеленые И в земле головку спрятав, От всех бедствий защищенный Так растет наш лук, ребята. Режем мы его в салаты И в зажарки для супов. Лук всегда помочь готов Сделать пищу нам вкуснее, Привлекательней сумеет. Мы растим его, храним, Ведь наш лук не заменим Он помощник нам везде – И в лекарстве, и в еде. Стих о луке Лук – наш овощ очень жгучий, Зря его не трогать лучше. Ну а если тронешь, ручки Надо тщательно помыть И всю горечь лука смыть. Так сказать на всякий случай, Чтобы в глазки не пекло И до слез не довело. Потому что лук сердитый И немножко ядовитый. Но он вовсе не опасен И не вреден людям, к счастью. Он так лечит наши глазки, Носик, если он заложен, Доктор лук ему поможет. Я – лук, я – Чипполино, Веселый, озорной. Простуды и ангины Не справятся со мной. Сказка про овощи. Жили на одном огороде овощи. Все они были очень разные. Зелёный огурец был весёлый, озорной, никогда не унывал и часто подшучивал над другими
овощами. Красный помидор был важный, напыщенный. Он часто заявлял: «Я думаю, сегодня пойдёт дождь». И, когда дождь действительно шёл, он говорил: «Вот видите, я был прав! » Если же дождя не было, помидор делал вид, будто он ни при чём. Оранжевая морковка всё время скучала и причитала: «Вся моя краса спрятана под землёй, какая я несчастная! » Белокочанная капуста была добродушной и словоохотливой. Она всем рассказывала, что когда-то у неё было всего два листочка, а теперь очень, очень много! Коричневый картофель был очень дружелюбным. Он дружил со всеми овощами и всем помогал. Репчатый лук был вредный. Он любил, когда все вокруг проливали слёзы. Вот такие разные овощи жили на огороде. Овощи на грядке. Летом посадили овощи в огороде: свеклу, морковку, лук, капусту и тыкву. Солнышко грело, дождик поливал и росли овощи быстро на грядке. Птички собирали вредных жуков, кошки ловили кротов-землекопов. Хорошо и дружно жилось овощам в огороде. Овощи росли и рассказывали друг другу сказки, пели песни, только одно их огорчало, что не могут они друг до друга дотянуться и поиграть ведь растут они на разных грядках. Лето подошло к концу, наступила осень. Стало холодно и дождливо в огороде, все сказки были рассказаны, все загадки загаданы - загрустили овощи. Но пришла пора собирать урожай. Люди выкопали и собрали овощи, принесли в дом, почистили, порезали и сварили из них вкусный овощной суп. Вот уж обрадовались овощи, когда встретились в одной кастрюле все вместе! Стали они бегать друг за дружкой, догонять, ловить и снова убегать. Весело кружился вкусный и полезный овощной суп на плите.


В раздел образования