Автор: Новикова Кристина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ детский сад №54 Населённый пункт: г. Новокузнецк Наименование материала: методическая разработка Тема: Зеленый лук - полезный друг Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 54»
"Зеленый лук – полезный друг"
ПРОЕКТ
Автор:
Новикова Кристина Александровна,
воспитатель.
Новокузнецк
2016
Название проекта: Зелёный лук – полезный друг
Основной разработчик: воспитатель Новикова Кристина Александровна
Вид проекта: краткосрочный, практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: 3 недели (08.02.2016 – 29.02.2016).
Участники
проекта :
дети
старшей
группы,
родители
воспитанников,
воспитатель Новикова Кристина Александровна.
Направленность работы : познавательно-исследовательская.
Актуальность
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка
дошкольного возраста, он настроен на познание мира. Открывать, изучать –
значит
сделать
шаг
в
неизведанное
и
непознанное.
Огромную
роль
в
экологическом
воспитании
детей
играет
практическая,
исследовательская
деятельность в природных условиях. Городские дети все реже общаются с
природой и зачастую затрудняются сказать даже в каких условиях растут те
или иные овощи, плоды, ягоды. Многие из них не задумываются как растет,
например, лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он
полезен?
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей
детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может
быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован
на
приобретение
детьми
опыта
собственной
экспериментально-
исследовательской
деятельности,
осознание
детьми
своих
интересов,
формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми
новых знаний в жизни.
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих
способностей
детей
в
процессе
реализации
образовательного
проекта
«Зелёный лук – полезный друг».
Задачи проекта:
1. расширить знания детей о том, как создать мини-огород;
2. учить детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях;
3. формировать представления детей о строении почвы;
4. формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги,
почвы для роста луковиц;
5. фиксировать представления детей об изменениях роста луковиц в стакане
воды и в контейнере с почвой, сравнивать, анализировать.
6. развивать коммуникативные навыки;
7. формировать навыки исследовательской деятельности, инициативность;
8. учить создавать ситуацию опыта, делать необходимые зарисовки вместе с
воспитателем
9.
активизировать
внимание,
память,
обогащение
словарного
запаса,
развивать речь.
Проектная идея: Создать в группе детского сада огород для посадки лука и
организовать наблюдения за его ростом.
Предполагаемый результат:
1. дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями их
содержания;
2. дети научатся подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой;
3. у детей сформируются знания и представления о строении почвы, о росте
зеленого лука в комнатных условиях: в контейнере с почвой, в стакане с
водой;
4. дети научатся видеть результаты своего труда и рассказывать о своей
деятельности.
Перспективный план мероприятий
Период
Вид деятельности
Воспитатель
Воспитатель и
дети
Родители
Подготовительный
(организационный)
этап
Консультация
родителям
«Лук
–
лекарственное
растение».
Поисковая
р а б о т а
п о
подбору
иллюстративного
м а т е р и а л а
и
фотографий
по
т е м е
« Л у к .
Почва».
Разбивка
грядок
на подоконнике.
Изготовление
табличек-
у к а з а т е л е й
с
названием лука.
Рассматривание
иллюстраций
о
слоях почвы.
Рассматривание
натуральных
слоев почвы, дать
детям
потрогать,
понюхать.
Чтение
адаптированной
литературы
о б
овощах.
Беседа
«Лук
от
семи недуг», «Как
н а ш
о в о щ
помогает».
Дидактические
и г р ы
« Ч т о
лишнее?», «Узнай
по вкусу», «Узнай
на
ощупь»,
«От
какого
овоща
эта
часть»,
«Собери
картинку»
Родительское
собрание
«Участвуем
в
проекте
«Зеленый лук –
полезный
друг».
п р о с м о т р
и
обсуждения
мультфильма
«Чиполлино»,
выращивание
д о м а
н а
подоконнике
зеленого
лука,
составление
р а с с к а з о в
о
том, как сажали
и ухаживали за
л у к о м
в
домашних
условиях,
расширение
представлений
об
употреблении
зеленого лука в
пищу; сочинить
сказку
о
луке,
нарисовать
к
ней
иллюстрацию.
Практический
(основной) этап
Создание
книги
«Лучок – золотой
б о ч о к »
и з
сказок,
составленных
д е т ь м и
и
родителями
НОД
(познание):
«Растительный
мир»,
«Посадка
лука», «Витамины
для детей».
Познавательно-
исследовательская
деятельность:
«Строение
лука»,
«Условия,
необходимые
для
р о с т а
л у к а » ,
«Размножение,
ро ст,
р а з в и т и е
зеленого лука».
Рисование:
з а р и с о в к а
в
дневниках
н а б л юд е н и й
о
росте лука.
НОД
(коммуникация):
составление
рассказов
о
луке
« К а к
л у ч о к
п о я в и л с я
н а
грядке»,
«Зеленый
доктор».
Беседа
на
тему
«Полезная пища».
Игровые
упражнения
«Кто
быстрей
посадит
лук»,
«Собираем
урожай».
Заключительный
(диагностический)
этап
–
подведение
итогов
реализации
проекта
Оформление
выставки
р и с у н к о в
-
аппликаций
детей
«Зеленый
лучок».
Оформление
выставки
совместной
деятельности
д е т е й
и
родителей
«Лучок – золотой
бочок».
Представление
книги
«Лучок
–
золотой бочок»
Содержание проекта:
В процессе работы над проектом сообщили воспитанникам новые знания об
овощах,
конкретно
о
луке.
Лук
обладает
бактерицидными
и
антисептическими свойствами, борется с вирусами и накапливает в себе
живительную
энергию
земли.
Лук
улучшает
аппетит,
усвоение
пищи,
повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Его
применяют при общей слабости и простудных заболеваниях. Свежий сок
лука, смешанный с медом, хорошее средство при лечении бронхита, кашля.
Воспитывали бережное отношение к растениям как к живым существам,
понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях.
Провели опыты, где дети наблюдали за ростом лука. Устанавливали связи:
растения
–
земля,
растения
–
вода,
растения
–
человек.
Результаты
экспериментов фиксировали в рисунках. Сформировали представления об
основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста.
Выработали навыки посадки лука на землю и в стакан с водой.
В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой
об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации,
картины на овощную тематику.
Все эти проводимые занятия, дидактические игры, беседы имели одну цель –
совершенствование практических умений и навыков детей, их свободное
применение в играх и творческой деятельности.
Привлекли к проектной работе родителей (консультация родителям: «Лук –
лекарственное растение», составление сказки и иллюстраций к ней).
Заключение:
Реализация
данного
проекта
научила
дошкольников
сравнивать,
анализировать,
делать
выводы.
Дети
приобрели
новый
опыт
поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом
дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного
сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека. Расширился
кругозор
и
мыслительная
деятельность
детей.
Сам
процесс
и
результат
проекта
принес
детям
удовлетворение,
радость
переживания,
осознания
собственных умений. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно
могут ответить на вопрос, почему необходим лук.
Литература
1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для
педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: изда-
тельство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
2. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному
[текст]: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным
психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
3. Корнилова В. М. Экологическое окно в детском саду. - М.: ТЦ Сфера,
2008.- 123 с.
4.
Коробова
М.
В.,
Белоусова
Р.
Ю.
Малыш
в
мире
природы.
[текст]:
Методическое
пособие
для
воспитателей
и
родителей.-
М.:
издательство
Просвещение, 2006.- 93 с.
5. Лаптев Ю.П. Растения от А до Я. – М.: издательство Колос, 1992. - 350 с.
6. Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. [текст]: Мето-
дика экологического воспитания дошкольников. - СПб.: издательство Акци-
дент, 1998. - 319 с.
7. Надеждина Н.А. Где щи, там нас ищи! – М.: издательство Малыш, 1987. -
16с.
8.
Николаева
С.Н.
Экологическое
воспитание
младших
дошкольников.
[текст]: Книга для воспитателей детского сада.- М.: издательство Мозаика-
синтез, 2004. - 91 с.
9 . Осипов Н.Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. – М.: издатель-
ство Педагогика-Пресс, 1998.- 208 с.
10. Смирнов А. Зачем луку луковица. – М.: издательство Малыш, 1990. – 24 с.
11. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. [текст]:
Программа и методические рекомендации. – 2-е изд.- М.: издательство Моза-
ика- Синтез, 2006. - 104 с.
Приложение
Зеленый лук от семи недуг (консультация для родителей)
Свежий зеленый лук по праву называют "зеленым поливитамином". К тому
же медики настойчиво уверяют, что его необходимо есть каждый день. А еще
с древности зеленый лук считается афродизиаком, поэтому, чем больше блюд
из лука вы научитесь готовить, тем более крепким и счастливым будет ваш
семейный
союз.
Зеленый
лук
укрепляет
иммунитет.
Молодые
зеленые
перышки
богаты
витамином
C
(в
одном
пучке
-
целая
суточная
доза),
каротином,
в
них
есть
витамины
группы
B,
а
еще
K,
E,
P
и
H.
Да
и
минеральный состав лучка просто на зависть - в нем обычные для зелени
калий и магний, есть железо, фосфор, сера, фтор, хлор, алюминий, марганец,
медь, цинк и даже такие редкие элементы, как кобальт, молибден и хром,
необходимые
для
работы
системы
кроветворения.
А
помните
тот
самый
резкий луковый запах, который ни с чем не спутаешь? Так вот, растению его
придают
серосодержащие
соединения.
Ну,
а
фитонциды,
во
множестве
входящие
в
состав
растения,
обладают
и
противомикробной,
и
противовирусной активностью, вот почему есть лук и чеснок так настойчиво
рекомендуют во время эпидемий. Между тем, если горшочки с зелеными
стрелками есть у вас дома, защита от инфекции обеспечена - известно, что в
хозяйствах, где выращивают зеленый лук на продажу, рабочие не болеют
гриппом даже во время массовых заболеваний. От каких болезней лечит
Свежий
зеленый
лук
способствует
поддержанию
иммунитета,
снижает
уровень
холестерина
и
сахара
в
крови,
незаменим
при
авитаминозе
и
малокровии, упадке сил, бессоннице, мастопатии и простатите, сердечно-
сосудистых заболеваниях.
Полезные рецепты.
При
авитаминозе,
плохом
аппетите
поможет
салат.
Очистите
от
кожуры
огурцы и порежьте тонкими ломтиками, измельчите пару вареных яиц, мелко
порежьте
лук,
соломкой
нарежьте
салат.
Все
перемешайте,
посолите,
заправьте лимонным соком и растительным маслом.
При малокровии и во время беременности рекомендуется бутерброд. Кусочки
черного
хлеба
смажьте
тонким
слоем
сливочного
масла,
сверху
красной
икрой и посыпьте зеленым луком.
При простудных заболеваниях ешьте супчик. Мелко порежьте лук и чеснок и
положите в кипящую воду (3 стакана), затем размешайте муку (1,5 ст.л.) в
холодной воде и влейте в суп. Проварите 2-3 минуты, заправьте маслом и
мелко порезанными яйцами.
При снижении иммунитета готовьте омлет. Взбейте яйца с молоком, добавьте
зеленый лук, посолите и снова взбейте. Вылейте на разогретую сковородку,
смазанную маслом. Жарьте под крышкой.
Произведения про лук
Загадки:
Золотист он и упруг,
Всем полезен круглый… (Лук)
С виду он такой простой,
Круглый, крепкий, молодой,
Если снимешь кожуру,
Вмиг оставишь ты игру,
От него заплачешь вдруг,
Догадались? Это …(Лук)
Чесноку любимый брат,
И никто не виноват,
Что его кто тронет,
Вмиг слезу обронит.
Ответ: (Лук)
Он от мыши полевой,
Скрылся в землю с головой,
Сверху лишь тугие стрелы,
К солнцу тянутся умело.
Лечит от семи недуг,
Всем полезный спелый… (Лук)
Стихотворения:
Сказка про картошку и лук
Расскажу тебе я сказку:
Про картошку и про лук.
Ведь картошка всех накормит,
Лук излечит твой недуг.
Лук с картошкой рядом жили,
И понятно, что дружили.
Солнце с неба им светило,
Было всё кругом красиво.
Зацвела картошка летом,
Посылал ей лук приветы.
А зимою, очень кстати,
Встретились они в салате.
Тут и сказочке конец,
А кто слушал молодец.
Луковое счастье
С луком дружат все спортсмены,
Любят взрослые и дети.
Даже те, кто на диете
Потребляют непременно
Наш зеленый овощ лук.
Ведь во всех супах, борщах,
Вторых блюдах, овощах,
Привкус он дает особый
Ты не веришь нам? Попробуй!
***
Перья отрастив зеленые
И в земле головку спрятав,
От всех бедствий защищенный
Так растет наш лук, ребята.
Режем мы его в салаты
И в зажарки для супов.
Лук всегда помочь готов
Сделать пищу нам вкуснее,
Привлекательней сумеет.
Мы растим его, храним,
Ведь наш лук не заменим
Он помощник нам везде –
И в лекарстве, и в еде.
Стих о луке
Лук – наш овощ очень жгучий,
Зря его не трогать лучше.
Ну а если тронешь, ручки
Надо тщательно помыть
И всю горечь лука смыть.
Так сказать на всякий случай,
Чтобы в глазки не пекло
И до слез не довело.
Потому что лук сердитый
И немножко ядовитый.
Но он вовсе не опасен
И не вреден людям, к счастью.
Он так лечит наши глазки,
Носик, если он заложен,
Доктор лук ему поможет.
Я – лук, я – Чипполино,
Веселый, озорной.
Простуды и ангины
Не справятся со мной.
Сказка про овощи.
Жили на одном огороде овощи. Все они были очень разные. Зелёный огурец
был весёлый, озорной, никогда не унывал и часто подшучивал над другими
овощами. Красный помидор был важный, напыщенный. Он часто заявлял: «Я
думаю,
сегодня
пойдёт
дождь».
И,
когда
дождь
действительно
шёл,
он
говорил: «Вот видите, я был прав! » Если же дождя не было, помидор делал
вид,
будто
он
ни
при
чём.
Оранжевая
морковка
всё
время
скучала
и
причитала:
«Вся
моя
краса
спрятана
под
землёй,
какая
я
несчастная!
»
Белокочанная
капуста
была
добродушной
и
словоохотливой.
Она
всем
рассказывала, что когда-то у неё было всего два листочка, а теперь очень,
очень много! Коричневый картофель был очень дружелюбным. Он дружил со
всеми овощами и всем помогал. Репчатый лук был вредный. Он любил, когда
все вокруг проливали слёзы. Вот такие разные овощи жили на огороде.
Овощи на грядке.
Летом посадили овощи в огороде: свеклу, морковку, лук, капусту и тыкву.
Солнышко грело, дождик поливал и росли овощи быстро на грядке. Птички
собирали
вредных
жуков,
кошки
ловили
кротов-землекопов.
Хорошо
и
дружно жилось овощам в огороде. Овощи росли и рассказывали друг другу
сказки, пели песни, только одно их огорчало, что не могут они друг до друга
дотянуться и поиграть ведь растут они на разных грядках. Лето подошло к
концу, наступила осень. Стало холодно и дождливо в огороде, все сказки
были рассказаны, все загадки загаданы - загрустили овощи. Но пришла пора
собирать
урожай.
Люди
выкопали
и
собрали
овощи,
принесли
в
дом,
почистили,
порезали
и
сварили
из
них
вкусный
овощной
суп.
Вот
уж
обрадовались овощи, когда встретились в одной кастрюле все вместе! Стали
они
бегать
друг
за
дружкой,
догонять,
ловить
и
снова
убегать.
Весело
кружился вкусный и полезный овощной суп на плите.