Напоминание

Успешное взаимодействие с родителями детей 3-4 лет с отклонениями в развитии в период адаптации к новым социальным условиям


Автор: Засухина Жанна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №452 "Детский сад "Родничок"
Населённый пункт: город Нижний новгород
Наименование материала: статья
Тема: Успешное взаимодействие с родителями детей 3-4 лет с отклонениями в развитии в период адаптации к новым социальным условиям
Раздел: дошкольное образование





Назад





Адаптация детей с отклонениями в развитии

к новым социальным условиям.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Сегодняшние педагоги и родители, очень обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Одной из основных задач при взаимодействии с родителями детей, имеющими отклонения в психическом развитии, является проблема в подборе оптимальных методов взаимодействия с семьей, способствующих оказать благотворное влияние на социальную адаптацию ребенка. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг. Проблемы адаптации ребенка с отставанием в психическом развитии к ДОУ в раннем возрасте изучена явно недостаточно, имеющиеся в психологической литературе данные весьма немногочисленны, психологических исследований по этой теме очень мало, что и обусловило актуальность изучения данной темы. Обеспечение социальной адаптации развивающейся личности, ее вхождения в социум находится в тесной взаимосвязи с процессом общения и взаимодействия. Этот момент имеет особое значение. Ведь взаимодействие со сверстниками в дошкольном детстве, как правило, становятся основой для формирования дальнейших навыков общения и социализации в обществе. По мнению Боболева А.А. основным условием развития ребенка является
общение, как фактор формирования личности, как вид, устремленный на познание и оценку самого себя. Детский возраст имеет колоссальное значение для формирования процесса социальной адаптации человека. Изучением проблемы социально-психологической адаптации занимались И.А. Милославова, Н.К. Бойченко, В.П. Казначеев, И.А. Жданов. Вопросы социального развития детей в зарубежной науке отражены в работах исследователей Л.А. Венгера, П. Валлон. Разработке феномена социально- психологической адаптации и социального развития в отечественной психологии посвящены труды А.Н. Леонтьева, A.B. Запорожца. Особенно сложно проходит процесс социальной адаптации детей с отклонениями в психическом развитии. Принцип взаимодействия с родителями носит целенаправленный, систематичный, плановый характер. К взаимодействию с родителями необходимо подходить дифференцировано с учетом многоаспектной специфики каждой семьи, необходимо учитывать и возрастной характер взаимодействия с родителями при этом соблюдая доброжелательность и открытость. Работа с детьми сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей в разные отрезки времени. Педагогу необходимо в течение всего адаптационного периода играть с детьми в различные игры, стараться ввести в любые режимные моменты игру (как мы выяснили ранее - это основной вид деятельность ребенка). К проведению адаптационных игр предъявляются определенные требования: - игру повторяют в течение дня несколько раз; - при введении новой игры знакомые игры повторяют;
- знакомые игровые ситуации включают в бытовые процессы; - игры и бытовые процессы каждодневно дополняют приемами торможения отрицательных эмоций; - продвижение в освоении каждой игры для каждого ребенка организуют индивидуально, по количеству повторений; - при повседневном использовании игр учитывают состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены. Это необходимо для того, чтобы проследить особенности адаптации каждого приходящего в детский сад ребенка и обеспечить полноценное общение с родителями. Принцип взаимодействия с родителями носит целенаправленный, систематичный, плановый характер. К взаимодействию с родителями необходимо подходить дифференцировано с учетом многоаспектной специфики каждой семьи, необходимо учитывать и возрастной характер взаимодействия с родителями при этом соблюдая доброжелательность и открытость. Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей. Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее: беседы с родителями; анкетирование; наблюдение за ребенком; развивающие игры. Сведения о ребенке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком с момента поступления его в детский сад. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и
сверстниками и т.п. Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации. В ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие. Диагностика эмоциональных особенностей дошкольников с отклонениями в психическом развитии обычно оказывается второстепенной задачей при изучении других характеристик указанной категории детей. В то же время исследователи отмечают значимые различия эмоциональных реакций детей с отклонениями в психическом развитии и детей с нормальным уровнем развития. Э. Тржесоглава в качестве ведущих характеристик дошкольников с отклонениями в психическом развитии выделяет слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Специфические особенности детей с отклонениями в психическом развитии создают дополнительные трудности для диагностической и коррекционной работы с ними. 1. Дети с отклонениями в психическом развитии испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Это может происходить по нескольким причинам: а) недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» состояние;
б) имеющийся у большинства детей с отклонениями в психическом развитии негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения; в) в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли; г) многие дети с отклонениями в психическом развитии, особенно обусловленной педагогической запущенностью, развиваются вне культуры человеческих отношений и не имеют каких бы то ни было образцов эффективного информирования другого человека о своих переживаниях. Нормально развивающимся детям также свойственно недостаточное умение вербализовать свои переживания. Но у детей с отклонениями в психическом развитии эта недостаточность выражена в еще большей степени. Общая задача педагогов и родителей - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. На пути реализации возникают различные трудности: отсутствие необходимых для современной семьи разнообразных знаний: медицинских, педагогических, психологических, юридических и т.д.; мотивы и потребности в обучении у родителей и воспитателей разные. В образовании родителей детская дошкольная организация должна выступать фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Цель взаимодействия с родителями: развивать педагогиче скую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей с психическим недоразвитием, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребенка.
Наиболее важным условием успешного взаимодействия с родителями является то, что воспитатель должен быть не только профессионалом в своей области, но и обладать навыками и опытом передавать свои знания. Любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка со взрослыми. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы взаимодействия с семьей предст авлены коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными. Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.


В раздел образования