Успешное взаимодействие с родителями детей 3-4 лет с отклонениями в развитии в период адаптации к новым социальным условиям
Автор: Засухина Жанна Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №452 "Детский сад "Родничок" Населённый пункт: город Нижний новгород Наименование материала: статья Тема: Успешное взаимодействие с родителями детей 3-4 лет с отклонениями в развитии в период адаптации к новым социальным условиям Раздел: дошкольное образование
к новым социальным условиям.
В
современном
мире
проблема
социального
развития
подрастающего
поколения
становится
одной
из
актуальных.
Сегодняшние
педагоги
и
родители, очень обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал
уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Одной
из
основных
задач
при
взаимодействии
с
родителями
детей,
имеющими
отклонения
в
психическом
развитии,
является
проблема
в
подборе оптимальных методов взаимодействия с семьей, способствующих
оказать благотворное влияние на социальную адаптацию ребенка.
Федеральный закон
«Об утверждении федеральной программы развития
образования»
обязывает
работников
дошкольного
образования
развивать
разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как
система образования должна быть ориентирована не только на задания со
стороны
государства,
но
и
на
общественный
образовательный
спрос,
на
реальные потребности потребителей образовательных услуг.
Проблемы адаптации ребенка с отставанием в психическом развитии к ДОУ в
раннем возрасте изучена явно недостаточно, имеющиеся в психологической
литературе данные весьма немногочисленны, психологических исследований
по этой теме очень мало, что и обусловило актуальность изучения данной
темы.
Обеспечение социальной адаптации развивающейся личности, ее вхождения
в
социум
находится
в
тесной
взаимосвязи
с
процессом
общения
и
взаимодействия. Этот момент имеет особое значение. Ведь взаимодействие
со сверстниками в дошкольном детстве, как правило, становятся основой для
формирования дальнейших навыков общения и социализации в обществе. По
мнению
Боболева
А.А.
основным
условием
развития
ребенка
является
общение, как фактор формирования личности, как вид, устремленный на
познание и оценку самого себя.
Детский возраст имеет колоссальное значение для формирования процесса
социальной адаптации человека.
Изучением
проблемы
социально-психологической
адаптации
занимались
И.А. Милославова, Н.К. Бойченко, В.П. Казначеев, И.А. Жданов. Вопросы
социального
развития
детей
в
зарубежной
науке
отражены
в
работах
исследователей Л.А. Венгера, П. Валлон. Разработке феномена социально-
психологической
адаптации
и
социального
развития
в
отечественной
психологии посвящены труды А.Н. Леонтьева, A.B. Запорожца.
Особенно
сложно
проходит
процесс
социальной
адаптации
детей
с
отклонениями в психическом развитии.
Принцип
взаимодействия
с
родителями
носит
целенаправленный,
систематичный,
плановый
характер.
К
взаимодействию
с
родителями
необходимо
подходить
дифференцировано
с
учетом
многоаспектной
специфики
каждой
семьи,
необходимо
учитывать
и
возрастной
характер
взаимодействия
с
родителями
при
этом
соблюдая
доброжелательность
и
открытость.
Работа с детьми сводится к наблюдению за деятельностью и поведением
детей
в
разные
отрезки
времени.
Педагогу
необходимо
в
течение
всего
адаптационного периода играть с детьми в различные игры, стараться ввести
в любые режимные моменты игру (как мы выяснили ранее - это основной вид
деятельность ребенка).
К проведению адаптационных игр предъявляются определенные требования:
- игру повторяют в течение дня несколько раз;
- при введении новой игры знакомые игры повторяют;
- знакомые игровые ситуации включают в бытовые процессы;
- игры и бытовые процессы каждодневно дополняют приемами торможения
отрицательных эмоций;
- продвижение в освоении каждой игры для каждого ребенка организуют
индивидуально, по количеству повторений;
-
при
повседневном
использовании
игр
учитывают
состояние
ребенка
в
конкретный
момент
взаимодействия,
поэтому
возможно
возвращение
к
играм, которые ранее были освоены.
Это необходимо для того, чтобы проследить особенности адаптации каждого
приходящего в детский сад ребенка и обеспечить полноценное общение с
родителями.
Принцип
взаимодействия
с
родителями
носит
целенаправленный,
систематичный,
плановый
характер.
К
взаимодействию
с
родителями
необходимо
подходить
дифференцировано
с
учетом
многоаспектной
специфики
каждой
семьи,
необходимо
учитывать
и
возрастной
характер
взаимодействия
с
родителями
при
этом
соблюдая
доброжелательность
и
открытость.
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет
воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно
снять
эмоциональное
напряжение,
согласовать
методику
проведения
режимных
процессов
с
семьей.
Для
оптимизации
процесса
адаптации
воспитатель
может
использовать
следующее:
беседы
с
родителями;
анкетирование; наблюдение за ребенком; развивающие игры. Сведения о
ребенке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в
ходе наблюдений за ребенком с момента поступления его в детский сад.
Уже
в
процессе
первых
наблюдений
воспитатель
может
получить
достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его
темпераменте,
интересах,
особенностях
общения
со
взрослыми
и
сверстниками
и
т.п.
Однако
наибольшее
внимание
следует
уделить
особенностям протекания процесса адаптации.
В
ходе
бесед
важно,
чтобы
воспитатель
установил
контакт
с
родителями,
помог
снять
тревогу
за
малыша,
информировал
бы
о
протекании
адаптационного
периода,
ориентировал
на
активное
взаимодействие.
Диагностика эмоциональных особенностей дошкольников с отклонениями в
психическом
развитии
обычно
оказывается
второстепенной
задачей
при
изучении других характеристик указанной категории детей. В то же время
исследователи отмечают значимые различия эмоциональных реакций детей с
отклонениями
в
психическом
развитии
и
детей
с
нормальным
уровнем
развития. Э. Тржесоглава в качестве ведущих характеристик дошкольников с
отклонениями
в
психическом
развитии
выделяет
слабую
эмоциональную
устойчивость,
нарушение
самоконтроля
во
всех
видах
деятельности,
агрессивность
поведения
и
его
провоцирующий
характер,
трудности
приспособления
к
детскому
коллективу,
суетливость,
частую
смену
настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к
взрослому.
Специфические особенности детей с отклонениями в психическом развитии
создают дополнительные трудности для диагностической и коррекционной
работы с ними.
1. Дети с отклонениями в психическом развитии испытывают затруднения в
вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не
могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании
выполнять
задание,
о
дискомфорте
и
др.
Это
может
происходить
по
нескольким причинам:
а)
недостаточный
опыт
распознавания
собственных
эмоциональных
переживаний не позволяет ребенку «узнать» состояние;
б) имеющийся у большинства детей с отклонениями в психическом развитии
негативный
опыт
взаимодействия
со
взрослым
препятствует
прямому
и
открытому переживанию своего настроения;
в) в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и
ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса
и элементарного умения формулировать свои мысли;
г)
многие
дети
с
отклонениями
в
психическом
развитии,
особенно
обусловленной педагогической запущенностью, развиваются вне культуры
человеческих
отношений
и
не
имеют
каких
бы
то
ни
было
образцов
эффективного
информирования
другого
человека
о
своих
переживаниях.
Нормально развивающимся детям также свойственно недостаточное умение
вербализовать свои переживания. Но у детей с отклонениями в психическом
развитии эта недостаточность выражена в еще большей степени.
Общая
задача
педагогов
и
родителей
-
помочь
ребенку
по
возможности
безболезненно войти в жизнь детского сада. На пути реализации возникают
различные
трудности:
отсутствие
необходимых
для
современной
семьи
разнообразных
знаний:
медицинских,
педагогических,
психологических,
юридических
и
т.д.;
мотивы
и
потребности
в
обучении
у
родителей
и
воспитателей разные.
В образовании родителей детская дошкольная организация должна выступать
фактором поддержки социальной грамотности и компетентности.
Цель
взаимодействия
с
родителями:
развивать
педагогиче скую
компетентность
родителей,
помогать
семье
находить
ответы
на
интересующие вопросы в воспитании детей с психическим недоразвитием,
привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании
ребенка.
Наиболее
важным
условием
успешного
взаимодействия
с
родителями
является то, что воспитатель должен быть не только профессионалом в своей
области, но и обладать навыками и опытом передавать свои знания.
Любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на
укрепление,
обогащение
связей
и
отношений
ребенка
со
взрослыми.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями
дошкольников,
суть
которых
–
обогатить
их
педагогическими
знаниями.
Традиционные
формы
взаимодействия
с
семьей
предст авлены
коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными.
Наглядно-информационные
формы
организации
общения
педагогов
и
родителей
решают
задачи
ознакомления
родителей
с
условиями,
содержанием
и
методами
воспитания
детей
в
условиях
ДОУ,
позволяют
правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы
семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.