Напоминание

Танцевально-игровая гимнастика и коррекционная ритмика как средство укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста с ЗПР


Автор: Марченко Валентина Викторовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: "Центр развития ребенка-детский сад № 378"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: Танцевально-игровая гимнастика и коррекционная ритмика как средство укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Танцевально-игровая гимнастика и коррекционная ритмика как средство укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. На современном этапе развития программно-методического обеспечения коррекционно-образовательного процесса значимой является проблема разработанности педагогических условий, которые обеспечивают речевое и познавательное развитие дошкольников с ЗПР. Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых ребенок растет и развивается. Под речью понимается способность говорить, выражать словами мысль, речь - это важнейшая психическая функция. Л.С. Выготский отмечает, что осуществляя функцию « сообщения социальной связи взаимодействия на окружающих», речь является вместе с тем способом формирования мысли. Будучи опосредованной системой языковых знаков, речь перестраивает все психические процессы человека, кото р ы е д о с т и га ют у р о в н я п р о и звол ь н о го с о з н а т е л ь н о г о функционирования. Речь является важнейшим средством овладения знаниями. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к фонетийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, а именно он осознает, планирует и регулирует свои действия. С помощью речи и на ее основе развиваются высшие формы познавательной деятельности человека. Следовательно, нарушение речи, отклонение в ее развитии отражается на формировании всей психической жизни человека: затрудняет общение, формирование познавательной деятельности,
негативно сказывается на эмоционально- волевой сфере и на формировании личности человека. У детей с ЗПР в речевом развитии вследствие нарушения тех или иных звеньев речевой системы спонтанное поэтапное формирование речевых умений и навыков встречает определенные затруднения, которые усугубляются дефицитом средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления необходимого речевого опыта. Образовавшиеся таким образом элементарные речевые умения оказываются явно недостаточными для осуществления полноценной деятельности и последующего обучения в школе. Поэтому речевое воздействие должно быть коррекционно – развивающим, направленным на формирование коммуникативных умений и навыков, осуществляемом в условиях учебно- игровой, учебно-воспитательной деятельности детей. Наряду с активным поиском новых, вариативных форм организации коррекционной помощи детям с ЗПР, происходят проце ссы совершенствования традиционных форм, оптимизации методов и содержания коррекционно – речевой деятельности. Это позволяет нам полнее использовать потенциальные, или скрытые резервы коррекционно – педагогического воздействия и делает его органической составляющей целостного дошкольного образовательного процесса. В работах Т.А. Власовой и М.С. Певзнер указывается на недостаточность сенсомоторной координации, отмечается общая моторная неловкость, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость детей с ЗПР. В исследованиях Т.В. Егоровой, П.Б. Шошиной и Л.И. Переслени отмечается замедление приема и переработки сенсорной информации, снижение объема кратко- и долговременной памяти.
Многие исследователи (К.М. Лебединская, В.В. Лебединский, И.Ф. Марковская, Е.М. Мастюкова) указывают на тесную связь между психомоторным, речевым и двигательным развитием. Эта связь настолько сильна, что разнообразная недостаточность психических и психомоторных процессов прямо отражается на формировании двигательной сферы. Таким образом, психолого-педагогический процесс в условиях коррекционной группы для детей с ЗПР мы организовываем как комплексное воздействие, затрагивающее все сферы психического и двигательного развития детей. Для работы с детьми с ЗПР мы используем особую технологию - « Коррекционную ритмику». Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии, средством специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР средствами музыкально-ритмической деятельности психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными целями коррекционной ритмики является профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка. Учитывая, что коррекционная ритмика является частью образовательной и коррекционной работы с детьми с ЗПР, мы выделяем четыре основных направления: оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно-развивающее. Специфической особенностью коррекционной ритмики является то, что музыкально-ритмическое содержание работы расширяется за счет применения психокоррекционных технологий. Средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция высших психических функций, улучшаются
качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движения и поведения. Способность к восприятию и воспроизведению ритма является универсальной способностью. Которая выступает в качестве базисной по отношению к различным видам деятельности( предметной, изобразительной, речевой, письменной и др.) Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические движения помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, речь. Внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Многие исследователи( Е.М. Мастюкова, С.М. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева) в своих работах показали, что музыкально-ритмическая деятельность имеет большое значение для детей с ЗПР. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Мы выделяем несколько блоков коррекционно-развивающих задач, реализуемых на занятиях коррекционной ритмикой: 1.Развитие и коррекция основных видов движений, серии движений, музыкально- ритмических движений. 2. Развития и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики. 3.Развитие способности ориентироваться в пространстве. 4.Развитие
эмоционально-волевой сферы и личностных качеств. 5.Развитие всех компонентов речи. Важной составляющей являются дыхательные упражнения. Мы постоянно следим за правильностью дыхания детей. Кроме того, включаем специальные дыхательные упражнения, которые способствуют преодолению внутренней эмоциональной и мышечной скованности у детей с проблемами в развитии и укреплению голоса, умению управлять им. Правильное дыхание не только позволяет развивать все психические процессы, регулировать эмоциональное состояние, значительно увеличить скорость протекания мыслительных операций, но и длительно сохраняет приобретенные навыки и умения. Также мы включаем игры, которые имеют особое значение. Это связано с тем, что игра является основной формой деятельности дошкольников. Она способствует развитию произвольности движения и поведения, развитию мышления, речи, личностных качеств детей. Таким образом, предъявленные на занятиях коррекционной ритмике задания в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия, решить все поставленные задачи. Таким образом, коррекционная ритмика, является эффективной и адекватной формой работы с детьми с ЗПР, построенной на сочетании музыки, движения и слова, что позволяет создать благоприятные педагогические условия для развития познавательных процессов и обеспечить целостное личностное развитие ребенка.


В раздел образования