Танцевально-игровая гимнастика и коррекционная ритмика как средство укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Автор: Марченко Валентина Викторовна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: "Центр развития ребенка-детский сад № 378" Населённый пункт: город Омск Наименование материала: статья Тема: Танцевально-игровая гимнастика и коррекционная ритмика как средство укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Раздел: дошкольное образование
Танцевально-игровая гимнастика и коррекционная ритмика
как средство укрепления здоровья детей
старшего дошкольного возраста с ЗПР.
На современном этапе развития программно-методического обеспечения
коррекционно-образовательного
процесса
значимой
является
проблема
разработанности педагогических условий, которые обеспечивают речевое
и познавательное развитие дошкольников с ЗПР.
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она
приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и
многих других людей, в окружении которых ребенок растет и развивается.
Под речью понимается способность говорить, выражать словами мысль,
речь - это важнейшая психическая функция.
Л.С.
Выготский
отмечает,
что
осуществляя
функцию
«
сообщения
социальной связи взаимодействия на окружающих», речь является вместе
с тем способом формирования мысли. Будучи опосредованной системой
языковых знаков, речь перестраивает все психические процессы человека,
кото р ы е
д о с т и га ют
у р о в н я
п р о и звол ь н о го
с о з н а т е л ь н о г о
функционирования.
Речь
является
важнейшим
средством
овладения
знаниями.
Овладевая
речью, ребенок приобретает способность к фонетийному мышлению, к
обобщенному отражению окружающей действительности, а именно он
осознает, планирует и регулирует свои действия. С помощью речи и на ее
основе
развиваются
высшие
формы
познавательной
деятельности
человека.
Следовательно,
нарушение
речи,
отклонение
в
ее
развитии
отражается
на
формировании
всей
психической
жизни
человека:
затрудняет
общение,
формирование
познавательной
деятельности,
негативно
сказывается
на
эмоционально-
волевой
сфере
и
на
формировании личности человека.
У детей с ЗПР в речевом развитии вследствие нарушения тех или иных
звеньев речевой системы спонтанное поэтапное формирование речевых
умений
и
навыков
встречает
определенные
затруднения,
которые
усугубляются
дефицитом
средств
общения,
отсутствием
полноценных
условий для накопления необходимого речевого опыта. Образовавшиеся
таким
образом
элементарные
речевые
умения
оказываются
явно
недостаточными
для
осуществления
полноценной
деятельности
и
последующего обучения в школе. Поэтому речевое воздействие должно
быть
коррекционно
–
развивающим,
направленным
на
формирование
коммуникативных умений и навыков, осуществляемом в условиях учебно-
игровой, учебно-воспитательной деятельности детей.
Наряду
с
активным
поиском
новых,
вариативных
форм
организации
коррекционной
помощи
детям
с
ЗПР,
происходят
проце ссы
совершенствования
традиционных
форм,
оптимизации
методов
и
содержания коррекционно – речевой деятельности. Это позволяет нам
полнее использовать потенциальные, или скрытые резервы коррекционно
– педагогического воздействия и делает его органической составляющей
целостного дошкольного образовательного процесса.
В работах Т.А. Власовой и М.С. Певзнер указывается на недостаточность
сенсомоторной
координации,
отмечается
общая
моторная
неловкость,
импульсивность,
эмоциональная
неустойчивость,
повышенная
утомляемость детей с ЗПР. В исследованиях Т.В. Егоровой, П.Б. Шошиной
и
Л.И.
Переслени
отмечается
замедление
приема
и
переработки
сенсорной
информации,
снижение
объема
кратко-
и
долговременной
памяти.
Многие
исследователи
(К.М.
Лебединская,
В.В.
Лебединский,
И.Ф.
Марковская,
Е.М.
Мастюкова)
указывают
на
тесную
связь
между
психомоторным,
речевым
и
двигательным развитием. Эта связь
настолько
сильна,
что
разнообразная
недостаточность
психических
и
психомоторных
процессов
прямо
отражается
на
формировании
двигательной сферы. Таким образом, психолого-педагогический процесс
в условиях коррекционной группы для детей с ЗПР мы организовываем
как комплексное воздействие, затрагивающее все сферы психического и
двигательного развития детей.
Для работы с детьми с ЗПР мы используем особую технологию - «
Коррекционную ритмику».
Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной
терапии,
средством
специально
подобранных
методов
и
методик,
направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной,
познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР средствами
музыкально-ритмической деятельности психоразвивающих упражнений,
построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными целями
коррекционной
ритмики
является
профилактика,
лечение
и
коррекция
имеющихся отклонений в развитии ребенка.
Учитывая, что коррекционная ритмика является частью образовательной и
коррекционной работы с детьми с ЗПР, мы выделяем четыре основных
направления:
оздоровительное,
образовательное,
воспитательное
и
коррекционно-развивающее.
Специфической особенностью коррекционной ритмики является то, что
музыкально-ритмическое
содержание
работы
расширяется
за
счет
применения
психокоррекционных
технологий.
Средствами
музыки
и
специальных
двигательных
и
психокоррекционных
упражнений
происходит
коррекция
высших
психических
функций,
улучшаются
качественные характеристики движения, развиваются такие важные для
подготовки
к
школьному
обучению
личностные
качества,
как
саморегуляция и произвольность движения и поведения. Способность к
восприятию
и
воспроизведению
ритма
является
универсальной
способностью. Которая выступает в качестве базисной по отношению к
различным видам деятельности( предметной, изобразительной, речевой,
письменной и др.)
Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной
подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические движения
помогают
вовлекать,
активизировать
и
пробуждать
интерес
к
деятельности
вообще.
Активизируют
мышление.
Музыкальные
игры
снимают
психоэмоциональное
напряжение,
воспитывают
навыки
группового
поведения,
т.е.
социализируют
ребенка.
Организация
движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание,
память,
речь.
Внутреннюю
собранность,
способствует
формированию
целенаправленной деятельности. Многие исследователи( Е.М. Мастюкова,
С.М.
Миловский,
И.В.
Евтушенко,
Е.А.
Медведева)
в
своих
работах
показали,
что
музыкально-ритмическая
деятельность
имеет
большое
значение для детей с ЗПР. Это связано с тем, что характерные для них
особенности
нервно
психического
склада,
эмоционально-волевая
и
личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, хорошо
поддаются
коррекции
специфическими
средствами
воздействия
на
ребенка, свойственными ритмике.
Мы
выделяем
несколько
блоков
коррекционно-развивающих
задач,
реализуемых
на
занятиях
коррекционной
ритмикой:
1.Развитие
и
коррекция
основных
видов
движений,
серии
движений,
музыкально-
ритмических движений. 2. Развития и коррекция психических функций и
компонентов
деятельности,
совершенствование
психомоторики.
3.Развитие
способности
ориентироваться
в
пространстве.
4.Развитие
эмоционально-волевой
сферы
и
личностных
качеств.
5.Развитие
всех
компонентов речи.
Важной
составляющей
являются
дыхательные
упражнения.
Мы
постоянно
следим
за
правильностью
дыхания
детей.
Кроме
того,
включаем специальные дыхательные упражнения, которые способствуют
преодолению
внутренней
эмоциональной
и
мышечной
скованности
у
детей с проблемами в развитии и укреплению голоса, умению управлять
им. Правильное дыхание не только позволяет развивать все психические
процессы, регулировать эмоциональное состояние, значительно увеличить
скорость протекания мыслительных операций, но и длительно сохраняет
приобретенные навыки и умения.
Также мы включаем игры, которые
имеют особое значение. Это связано с тем, что игра является основной
формой
деятельности
дошкольников.
Она
способствует
развитию
произвольности
движения
и
поведения,
развитию
мышления,
речи,
личностных качеств детей. Таким образом, предъявленные на занятиях
коррекционной
ритмике
задания
в
игровой
форме
и
проведение
игр
позволяет
повысить
эффективность
коррекционно-развивающего
воздействия, решить все поставленные задачи.
Таким
образом,
коррекционная
ритмика,
является
эффективной
и
адекватной формой работы с детьми с ЗПР, построенной на сочетании
музыки,
движения
и
слова,
что
позволяет
создать
благоприятные
педагогические
условия
для
развития
познавательных
процессов
и
обеспечить целостное личностное развитие ребенка.