"Особенности формирования способов словообразования у детей ЗПР посредствам дидактической игры"
Автор: Милюкова Наталья Владимировна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: "Центр развития ребенка-детский сад № 378" Населённый пункт: город Омск Наименование материала: статья Тема: "Особенности формирования способов словообразования у детей ЗПР посредствам дидактической игры" Раздел: дошкольное образование
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска
«Центр развития ребенка - детский сад №378».
«Особенности формирования способов словообразования
у детей с задержкой психического развития
посредствам дидактической игры».
Учитель – дефектолог
Милюкова Н.В.
1
Дидактическая игра
и ее роль в совершенствовании словообразовательной стороны речи…
Игра – основная деятельность детей. Это потребность детского организма. В игре
развиваются
физические
силы
ребенка,
тверже
делается
рука,
гибче
тело,
развивается сообразительность и инициатива. Игра для дошкольников – способ
познания окружающего мира.
Игра формирует правильную оценку окружающего, дает знания о природе,
Родине,
профессиях
людей.
Понятие
о
трудовой
деятельности
людей.
Дает
возможность самим детям рассуждать, проявить мыслительные действия в описании
предметов, сравнивать их, выделять в них признаки, обобщать и делать выводы,
высказываться.
Также
игра
развивает
понятие
о
цвете.
Форме,
величине,
т.е.
развивает
сенсорные
способности.
(Перенос
на
начало)
Дидактические
игры
развивают речь. Формируют звукопроизношение. Активизируют словарь, развивают
связную речь. У детей через игру развиваются и нравственные качества, они учатся
бережно относится к предметам, формируется культура поведения с окружающими,
формируются положительные личностные качества.
Дидактическая
игра
–
вид
игровой
деятельности,
рассматривающийся
как
своеобразное средство обучения и воспитания, отвечающий
возможностям как
нормально
развивающего
ребенка,
так
и
с
задержкой
психического
развития.
Основой дидактической игры является взаимосвязь увлекательной игры и усвоения
знаний. В связи с этим у дидактической игры выделяется два направления: учебное
(познавательное)
и
игровое.
Дидактическая
игра
выступает
как
средство
всестороннего развития личности. Дидактическая игра – одна из форм обучающего
воздействия взрослого на ребенка. Дидактическая игра имеет две цели: одна –
обучающая, другая – игровая.
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может использоваться при
усвоении любого программного материала и проводится в любой образовательной
деятельности, как учителем – дефектологом, так и воспитателями
и
другими
специалистами.
Особая
роль
дидактической
игры
в
обучающем
процессе
специальных
коррекционных
групп
определяется
тем,
что
игра
должна
сделать
сам
процесс
обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный
опыт.
2
Дидактические игры могут быть вложены в любой раздел программы и служить
как для развития познавательной
деятельности, так и для собственной игры,
поведения в коллективе (умения действовать сообща, наблюдать за действиями
других
детей,
умения
ждать,
стремиться
к
совместной
цели,
соотносить
свои
действия с действиями товарищей).
Дидактические игры помогают влиять на индивидуальные особенности детей и
устранять нежелательные проявления в характере.
В дошкольной педагогике существуют четыре вида дидактических игр: предметами
игрушками, настольно-печатные, словесные, музыкально-дидактические.
1.Игры с предметами и игрушками. В этих играх используются реальные предметы
и игрушки. Дети с помощью их учатся сравнивать и обобщать. Эти игры решают
задачи речевого и сенсорного воспитания. Когда дети играют с куклами у них
формируются культурно - гигиенические навыки. Так же развивается мелкая и
крупная моторика.
2.Настольно – печатные – лото, парные картинки, разрезные картинки. Эти игры
развивают память, мышление, внимание, развивают связную речь. Задача таких игр:
развивать
не
только
речь,
но
и
воображение
и
творчество.
Также
дети
учатся
перевоплощаться и входить в образ.
3. Словесные игры проводятся с помощью слов и действий с игрушками. Дети в них
опираются на уже имеющие знания. Дети решают следующие задачи: выделение
главного,
описание
характерных
признаков,
группировка
предметов,
проведение
аналогий. Установление причинно – следственных связей. Обязательно выделяются
структурные элементы дидактической игры. Одним из элементов является игровая
задача. А две задачи: игровая и дидактическая отражают взаимосвязь обучения и
воспитания.
Дидактическая игра как средство развития словообразовательных умений
детей с ЗПР…
Если
развития
ребенка
протекает
нормально,
то
грамматических
ошибок
впоследствии не будет. Установлено, что дети имеющие речевые нарушения или
задержку в развитии испытывают трудности в восприятии. Поэтому над этим нужно
постоянно
работать,
постоянно
регистрировать
ошибки
детей
и
способствовать
избавлению от них. Переусердствовать с играми также нельзя, если их проводить, то
делать это
нужно живо, позволять детям разнообразить содержание, проявлять
словотворчество
Т.к.
дети
должны
заинтересоваться
игрой.
В
особенности
это
касается детей с ЗПР. Ведь они даже к началу школьного обучения продолжают
3
вести себя как дошкольники
и
ведущей деятельностью
у них остается игра.
Исправлять
ошибки
детей
нужно
аккуратно.
Можно
использовать
вопрос
с
повторением с повторением в своем изложении правильного высказывания. Это
хороший способ искоренения ошибок. Также нужно учитывать, исправляя ошибки,
дойдет ли до сознания ребенка правильный ответ. Иначе эффекта не будет. Если дети
сильно
увлечены
игрой,
то
не
следует
исправлять
ошибку,
т.к.
это
не
даст
положительного эффекта, а
вызовет недовольство ребенка, а потом после игры
можно указать на его ошибку.
Поэтому можно сделать вывод. Что дидактическая игра как ничто другое помогает
совершенствованию
словообразования.
Дидактическая
игра
предполагает
литературное общение, именно в ней можно четко отследить ошибки в речи. Также
нужно
сказать,
что
в
дидактической
игре,
если
педагог
делает
поправки
в
высказываниях,
то
он
может
рассчитывать,
что
поправка
дойдет
до
сознания
ребенка. Ведь дидактическая игра ставит перед собой задачу, заострить внимание
ребенка на его ошибках и помочь их исправить.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что важность дидактической игры
для
детей
с
ЗПР
предполагает
более
детальную
проработку
и
не
одна
непосредственно – образовательная деятельность не проходит без дидактической
игры.
Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе…
Основной формой воздействия на ребенка
в группе для детей с ЗПР остаётся
организованная деятельность, в которой ведущая роль принадлежит взрослым.
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора метода обучения.
При
этом
обязательно
нужно
помнить
о
возрастных
особенностях
детей,
об
индивидуальных особенностях, отклонении в развитии, характерном для данной
категории детей. Необходимо применять методические приемы, которые привлекают
внимание,
заинтересовывают
каждого
ребенка.
Дети
с
ЗПР
особенно
в
начале
обучения бывают пассивны и не проявляют желания действовать с предметами и
игрушками. Педагогам необходимо постоянно создавать у детей положительное
эмоциональное отношение к предполагаемой деятельности, этой цели и служат
дидактические игры.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок
получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с
4
определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный
опыт.
При отборе дидактических игр, прежде всего, нужно преследовать коррекционные
цели
и
учитывать
особенности
в
развитии
детей
с
ЗПР.
Важным
условием
результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение
последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие
дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения
задания и усложнения игр.
Подводя итог, можно сказать, что дидактические игры
могут быть (и должны)
включены в любой раздел программы и служить как для развития познавательной
деятельности,
речи,
так
и
для
формирования
собственной
игры,
так
и
для
всестороннего развития личности.
5