Автор: Солошенко Янита Олеговна Должность: педагог дополнительного образования детей Учебное заведение: МБОУ ДО "Чаинский ДДТ" Населённый пункт: Томская область, Чаинский район, с. Подгорное Наименование материала: Методическая разработка урока Тема: Тема: "Топиарий" Раздел: дополнительное образование
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.
Введение…………………………………………………...……………3
2.
Цели и задачи урока..……………………………………………….....4
3.
Ход занятия……………………………………………………………..4
4.
Виды Топиариев…………………………………………………….…..5
5.
Задание для выполнения практической работы………………………6
6.
Практическая работа……………………………………………………6
7.
Техника Безопасности…………………………………………………..7
8.
Физминутка………………………………………………………………7
9.
Итог урока……………………………………………………………….8
10.
Методические рекомендации по подготовке и проведению урока…9
11.
Формы и методы обучения...…………………………………………..9
12.
Список использованной литературы..………………………………..10
2
Введение
Топиарий, его еще называют "Европейским деревом" и "Деревом счастья", -
обычное украшение интерьера в европейской флористике. Очень хороший
выход для тех, кого не "любят" комнатные растения. Это очень оригинальная
композиция,
которая
всегда
обращает
на
себя
внимание.
Яркость
и
оригинальность
достигается
не
только
за
счет
формы,
но
и
за
счет
использования
в
композиции
множества
сочетаний
цветов
и
применения
материалов разной фактуры, изогнутого стволика.
Известно, что еще в далекой древности существовало искусство фигурной
стрижки растений. В садах римской знати можно было увидеть затейливые
фигуры из деревьев, оригинальную форму которым придавали садовники,
они
же
-
мастера
по
ландшафтному
дизайну.
Современное
топиарное
искусство не ограничивается только работой с растениями. Оригинальные
маленькие деревца, для изготовления которых используются натуральные
материалы,
также
называются
топиариями.
Топиарии
часто
называют
деревьями счастья и поэтому каждый рад получить подобную поделку в
подарок. Только от фантазии создателя зависит, какую форму будет иметь
крона его собственного деревца.
Словари
определяют
понятие
Топиарий
(topiary)
как
искусство
художественной обрезки и придания декоративных форм кронам деревьев и
кустарников. Слово имеет латинские и греческие корни: латинское topia-
фреска с изображением ландшафта, topiarus- более подходящее – садовод. А
греческое слово topis означает усадьба.
Уже только тот факт, что слово топиарий имеет столь древние корни, говорит
о том, насколько древним является само искусство художественной обрезки
крон.
Как и любое увлечение, топиарное искусство в 18 веке переживало периоды
роста и спада. Когда в моду вошли так называемые естественные ландшафты
топиари
было
практически
предано
забвению.
Папа
Александр
резко
критиковал и осмеивал топиарное искусство. Однако, стремление к созданию
более уютных садов в поместьях вызвало новый всплеск интереса к топиари
в
19
веке.
Самые
прогрессивные
садоводы
оформляли
загородные
дома
редкими фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями и
полуформальными узловыми садами и аккуратно подстриженными газонами.
Так
родился
стиль,
считающийся
в
настоящее
время
исключительно
британским.
Сегодня топиарное искусство снова расцветает.
3
Тема : «Украшение интерьера» Топиарии из салфеток
Цель урока: - Научить изготовлению топиариев;
Задачи:
- Закрепить знания учащихся о свойствах различных материалов, применять
их на практике;
-Развивать самостоятельность, точность, творческую и познавательную
активность, анализировать полученную информацию;
- Воспитывать умение работать в коллективе, взаимопомощь, эстетический
вкус, бережное отношение к инструментам и оборудованию.
Оснащение урока: компьютер, проектор, экран, ножницы, нитки разных
цветов, салфетки для изготовления цветов, «ствол», пластилин, горшок,
салфетки, степлер, скобы, клей. материалы для украшения.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Объяснение материала.
Сегодня я познакомлю вас с топиарным искусством - и мы на уроке
изготовим европейское дерево, которое украсит наш кабинет.
А историей возникновения топиарного искусства я вас сейчас и познакомлю.
Сегодня мода на деревья счастья все больше входит в наши дома.
Топиарий - это композиция из самых разных материалов (чаще в форме шара)
на ножке. За основу можно взять что угодно, начиная с живых цветов и
листьев и заканчивая лентами, крупой, камешками, песком и проч.
Посмотрите, какие материалы, используемые при изготовлении
топиари вам знакомы?
Посмотрите, какое разнообразие в изготовлении топиарий
применяется: ленты, искусственные цветы, остатки ткани, крупа, бумажные
салфетки, ракушки и самые разнообразные материалы.
На его создание можно использовать любимое платье или свадебные
декор и цветы, остатки любого текстиля, ленточки, салфетки, искусственные
фрукты, ракушки…
Топиарий прекрасно смотрится и на подоконнике, и отлично украсит
свободный угол любой комнаты. Создаст уют.
4
Сделать такое декоративное дерево может любой, даже если вы никогда
подобными вещами не увлекались.
Виды Топиариев (Рис.1)
5
3. Задание для выполнения практической работы.
Для изготовления топиария нам нужна основа. Для этого вы приготовили
горшки.
Чтобы
укрепить
там
ствол
нашего
будущего
дерева
нам
нужно
плотно заложить пластилин в горшок. Пластилин будет прекрасно держать
ствол нашего будущего дерева.
Еще нам нужно будет сделать основу для кроны нашего деревца. Для этого
берем с вами газету и начинаем из нее делать форму шара, при этом связывая
ее нитками. У нас должен получится шар. Проделываем дырку в нем, и
насаживаем его на ствол. Основа готова. Теперь нам необходимо изготовить
материал для украшения наших топиариев. Делать с вами мы будем цветы из
салфеток. Для это, складываем салфетку 2 раза (пополам и еще раз пополам).
Затем, по мере изготовления цветов, каждый будем прикреплять их кроне.
заполняя все пространство шара. Я, конечно же, буду рядом и помогать в
создании нашего деревца.
4. Практическая работа.
При проведении практической работы нам понадобятся: горшок, карандаш,
салфетки, клей, степлер, скобы, газета, пластилин, ножницы, нитки, материал
для украшения (бусинки, ленточки). Соблюдайте правила ТБ.
Охрана труда.
Для того, чтобы работа была выполнена аккуратно и быстро надо соблюдать
следующие правила:
- Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой об пол, так как при другом
положении ног нарушается кровообращение;
- голову слегка наклонить вперёд;
- корпус нужно держать прямо или слегка наклонить вперёд;
6
- нельзя упираться грудью на стол;
- при работе не следует ставить локти на стол;
- расстояние от глаз до изделия должно быть в среднем 30 см;
- в процессе работы следует периодически менять положение корпуса.
5.Правила техники безопасности .
- не перекусывать нитку зубами – можно испортить эмаль и поранить
губы;
- ножницы класть справа, лезвия у них должны быть сомкнуты, кольцами к
себе, чтобы при движении не уколоться об их острые концы;
- передавать ножницы кольцами вперед, сомкнув лезвия.
Порядок выполнения работ – перед вами.
Приступаем. Не забываем про дружбу, взаимовыручку и взаимоуважение.
Приступаем к изготовлению цветов, но не забываем, что при оформлении
топиария необходимо учитывать следующее:
-Диаметр горшка не должен быть больше диаметра шара.
-Выбирайте палку для ствола подлиннее, с запасом, так как палка крепится в
горшке почти до основания и плюс на нее надевается шар. Если вы не
рассчитаете
с
длиной,
то
с
короткой
палкой
топиарий
будет
выглядеть
неказистым.
-Начинающим сначала необходимо купить горшок, а уже потом под него
придумывать топиарий
-Пыль с деревца можно удалять обычным феном, но холодной струей.
-Деревце желательно не ронять и не ставить под прямые солнечные лучи.
Физминутка
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).
7
Руки в сторону согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Оглянулись через правое плечо,
Через левое еще.
Дружно присели,
Пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
6. Итог урока.
Дети с учителем оформили дерево.
Оценивание работы.
Вот такое интересное дерево у нас получилось. Топиарий приносит счастье в
дом, надеюсь, и наш кабинет оно стороной не обойдет. Ну, а удовольствие,
которое вы получили при творчестве, ни с чем не сравнится. Теперь каждая
из вас может сделать дома свое дерево счастья. Не забывайте творить. Удачи
вам.
Уборка рабочих мест.
Рис.2
8
Рис.3
Методические рекомендации по подготовке и проведению урока.
На уроке используются все виды деятельности, развивающие личность:
труд, познание, учение, общение творчество.
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей,
занятие включают в себя следующие виды деятельности:
1.
Изложение темы урока.
На
уроке
широко
используется
иллюстрированный
материал,
использование методических пособий, дидактических игр и художественных
произведений для детей. В процессе урока, дети знакомятся с особенностями,
свойствами и возможностями изготовления поделки
2.
Коллективная практическая работа детей.
В процессе выполнения коллективной работы, осуществляется нравственно
– эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
Работать вместе, уступать друг другу.
Договариваться о совместной работе, ее содержании.
Планировать свою работу, определять ее последовательность.
Радоваться успехам своих товарищей при создании работы.
3.
Обсуждение.
Обсуждение творческих работ детьми и педагогом, помогает ребенку
видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения
других людей, принимать понимать интересы другого человека.
Формы обучения:
Индивидуальная;
Групповая;
Выставка.
Используются следующие методы обучения:
9
-объяснительно- иллюстративный,
-проблемный,
-репродуктивный.
Педагогические приемы:
- Формирование взглядов (пример, разъяснение),
- Организация деятельности (упражнение, показ).
Методы проведения занятия: практические. Занятие включает в себя,
теоретическую часть и практическое выполнение заданий. Теоретические
сведения – это, объяснение целей
и задач и нового материала. Теория
сопровождается
показом
наглядного
материала,
преподносится
в
форме
рассказа
–
беседы,
сопровождаемой
вопросами
к
детям.
На
занятие
используются
все
виды
наглядности:
показ
иллюстраций,
предметных
картинок, книг, образцов поделок, различных приемов работы, которые дают
достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.
Список использованной литературы
1. Ирина Горячева. – Топиарии. Деревья счастя. – 2015. Аст-пресс. 80с.
2. krasota8
10