Напоминание

Тема: "Топиарий"


Автор: Солошенко Янита Олеговна
Должность: педагог дополнительного образования детей
Учебное заведение: МБОУ ДО "Чаинский ДДТ"
Населённый пункт: Томская область, Чаинский район, с. Подгорное
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Тема: "Топиарий"
Раздел: дополнительное образование





Назад





МБОУ ДО «Чаинский ДДТ»

5-7 класс (возраст 12-15 лет)

Номинация: Урок
Подготовила педагог: Солошенко Янита Олеговна с. Подгорное – 2016г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение…………………………………………………...……………3 2. Цели и задачи урока..……………………………………………….....4 3. Ход занятия……………………………………………………………..4 4. Виды Топиариев…………………………………………………….…..5 5. Задание для выполнения практической работы………………………6 6. Практическая работа……………………………………………………6 7. Техника Безопасности…………………………………………………..7 8. Физминутка………………………………………………………………7 9. Итог урока……………………………………………………………….8 10. Методические рекомендации по подготовке и проведению урока…9 11. Формы и методы обучения...…………………………………………..9 12. Список использованной литературы..………………………………..10 2

Введение
Топиарий, его еще называют "Европейским деревом" и "Деревом счастья", - обычное украшение интерьера в европейской флористике. Очень хороший выход для тех, кого не "любят" комнатные растения. Это очень оригинальная композиция, которая всегда обращает на себя внимание. Яркость и оригинальность достигается не только за счет формы, но и за счет использования в композиции множества сочетаний цветов и применения материалов разной фактуры, изогнутого стволика. Известно, что еще в далекой древности существовало искусство фигурной стрижки растений. В садах римской знати можно было увидеть затейливые фигуры из деревьев, оригинальную форму которым придавали садовники, они же - мастера по ландшафтному дизайну. Современное топиарное искусство не ограничивается только работой с растениями. Оригинальные маленькие деревца, для изготовления которых используются натуральные материалы, также называются топиариями. Топиарии часто называют деревьями счастья и поэтому каждый рад получить подобную поделку в подарок. Только от фантазии создателя зависит, какую форму будет иметь крона его собственного деревца. Словари определяют понятие Топиарий (topiary) как искусство художественной обрезки и придания декоративных форм кронам деревьев и кустарников. Слово имеет латинские и греческие корни: латинское topia- фреска с изображением ландшафта, topiarus- более подходящее – садовод. А греческое слово topis означает усадьба. Уже только тот факт, что слово топиарий имеет столь древние корни, говорит о том, насколько древним является само искусство художественной обрезки крон. Как и любое увлечение, топиарное искусство в 18 веке переживало периоды роста и спада. Когда в моду вошли так называемые естественные ландшафты топиари было практически предано забвению. Папа Александр резко критиковал и осмеивал топиарное искусство. Однако, стремление к созданию более уютных садов в поместьях вызвало новый всплеск интереса к топиари в 19 веке. Самые прогрессивные садоводы оформляли загородные дома редкими фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями и полуформальными узловыми садами и аккуратно подстриженными газонами. Так родился стиль, считающийся в настоящее время исключительно британским. Сегодня топиарное искусство снова расцветает. 3

Тема
: «Украшение интерьера» Топиарии из салфеток
Цель урока:
- Научить изготовлению топиариев;
Задачи:
- Закрепить знания учащихся о свойствах различных материалов, применять их на практике; -Развивать самостоятельность, точность, творческую и познавательную активность, анализировать полученную информацию; - Воспитывать умение работать в коллективе, взаимопомощь, эстетический вкус, бережное отношение к инструментам и оборудованию.
Оснащение урока:
компьютер, проектор, экран, ножницы, нитки разных цветов, салфетки для изготовления цветов, «ствол», пластилин, горшок, салфетки, степлер, скобы, клей. материалы для украшения.
Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Объяснение материала.
Сегодня я познакомлю вас с топиарным искусством - и мы на уроке изготовим европейское дерево, которое украсит наш кабинет. А историей возникновения топиарного искусства я вас сейчас и познакомлю.  Сегодня мода на деревья счастья все больше входит в наши дома. Топиарий - это композиция из самых разных материалов (чаще в форме шара) на ножке. За основу можно взять что угодно, начиная с живых цветов и листьев и заканчивая лентами, крупой, камешками, песком и проч.  Посмотрите, какие материалы, используемые при изготовлении топиари вам знакомы?  Посмотрите, какое разнообразие в изготовлении топиарий применяется: ленты, искусственные цветы, остатки ткани, крупа, бумажные салфетки, ракушки и самые разнообразные материалы.  На его создание можно использовать любимое платье или свадебные декор и цветы, остатки любого текстиля, ленточки, салфетки, искусственные фрукты, ракушки…  Топиарий прекрасно смотрится и на подоконнике, и отлично украсит свободный угол любой комнаты. Создаст уют. 4
 Сделать такое декоративное дерево может любой, даже если вы никогда подобными вещами не увлекались.
Виды Топиариев (Рис.1)
5

3. Задание для выполнения практической работы.
Для изготовления топиария нам нужна основа. Для этого вы приготовили горшки. Чтобы укрепить там ствол нашего будущего дерева нам нужно плотно заложить пластилин в горшок. Пластилин будет прекрасно держать ствол нашего будущего дерева. Еще нам нужно будет сделать основу для кроны нашего деревца. Для этого берем с вами газету и начинаем из нее делать форму шара, при этом связывая ее нитками. У нас должен получится шар. Проделываем дырку в нем, и насаживаем его на ствол. Основа готова. Теперь нам необходимо изготовить материал для украшения наших топиариев. Делать с вами мы будем цветы из салфеток. Для это, складываем салфетку 2 раза (пополам и еще раз пополам). Затем, по мере изготовления цветов, каждый будем прикреплять их кроне. заполняя все пространство шара. Я, конечно же, буду рядом и помогать в создании нашего деревца.
4. Практическая работа.
При проведении практической работы нам понадобятся: горшок, карандаш, салфетки, клей, степлер, скобы, газета, пластилин, ножницы, нитки, материал для украшения (бусинки, ленточки). Соблюдайте правила ТБ.
Охрана труда.
Для того, чтобы работа была выполнена аккуратно и быстро надо соблюдать следующие правила: - Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой об пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение; - голову слегка наклонить вперёд; - корпус нужно держать прямо или слегка наклонить вперёд; 6
- нельзя упираться грудью на стол; - при работе не следует ставить локти на стол; - расстояние от глаз до изделия должно быть в среднем 30 см; - в процессе работы следует периодически менять положение корпуса.
5.Правила техники безопасности
. - не перекусывать нитку зубами – можно испортить эмаль и поранить губы; - ножницы класть справа, лезвия у них должны быть сомкнуты, кольцами к себе, чтобы при движении не уколоться об их острые концы; - передавать ножницы кольцами вперед, сомкнув лезвия. Порядок выполнения работ – перед вами. Приступаем. Не забываем про дружбу, взаимовыручку и взаимоуважение. Приступаем к изготовлению цветов, но не забываем, что при оформлении топиария необходимо учитывать следующее: -Диаметр горшка не должен быть больше диаметра шара. -Выбирайте палку для ствола подлиннее, с запасом, так как палка крепится в горшке почти до основания и плюс на нее надевается шар. Если вы не рассчитаете с длиной, то с короткой палкой топиарий будет выглядеть неказистым. -Начинающим сначала необходимо купить горшок, а уже потом под него придумывать топиарий -Пыль с деревца можно удалять обычным феном, но холодной струей. -Деревце желательно не ронять и не ставить под прямые солнечные лучи.
Физминутка

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).
7

Руки в сторону согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо,

Через левое еще.

Дружно присели,

Пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

6. Итог урока.
Дети с учителем оформили дерево. Оценивание работы. Вот такое интересное дерево у нас получилось. Топиарий приносит счастье в дом, надеюсь, и наш кабинет оно стороной не обойдет. Ну, а удовольствие, которое вы получили при творчестве, ни с чем не сравнится. Теперь каждая из вас может сделать дома свое дерево счастья. Не забывайте творить. Удачи вам. Уборка рабочих мест. Рис.2 8
Рис.3
Методические рекомендации по подготовке и проведению урока.
На уроке используются все виды деятельности, развивающие личность: труд, познание, учение, общение творчество. Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей, занятие включают в себя следующие виды деятельности:
1.

Изложение темы урока.
На уроке широко используется иллюстрированный материал, использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений для детей. В процессе урока, дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями изготовления поделки
2.

Коллективная практическая работа детей.
В процессе выполнения коллективной работы, осуществляется нравственно – эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:  Работать вместе, уступать друг другу.  Договариваться о совместной работе, ее содержании.  Планировать свою работу, определять ее последовательность.  Радоваться успехам своих товарищей при создании работы.
3.

Обсуждение.
Обсуждение творческих работ детьми и педагогом, помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать понимать интересы другого человека.
Формы обучения:
 Индивидуальная;  Групповая;  Выставка.
Используются следующие методы обучения:
9
-объяснительно- иллюстративный, -проблемный, -репродуктивный. Педагогические приемы: - Формирование взглядов (пример, разъяснение), - Организация деятельности (упражнение, показ). Методы проведения занятия: практические. Занятие включает в себя, теоретическую часть и практическое выполнение заданий. Теоретические сведения – это, объяснение целей и задач и нового материала. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа – беседы, сопровождаемой вопросами к детям. На занятие используются все виды наглядности: показ иллюстраций, предметных картинок, книг, образцов поделок, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.
Список использованной литературы
1. Ирина Горячева. – Топиарии. Деревья счастя. – 2015. Аст-пресс. 80с. 2. krasota8 10


В раздел образования