Автор: Кузнецова Светлана Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа №1387 Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: статья Тема: Проблемное обучение в ДОУ Раздел: дошкольное образование
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.»
К.Е. Тимирязев
Проблемное обучение в ДОУ
Кузнецова Светлана Викторовна
Воспитатель ГБОУ Школа №1387 дошкольное подразделение « Семицветик»
г. Москва
Буквально еще десятилетие назад основной задачей педагога дошкольного
образовательного учреждения являлась непосредственная передача готовых
знаний
от
педагога
к
воспитанникам.
Современное
общество
ставит
кардинально иную цель, которая отмечена в ФГОС, а именно, теперь важно
не столько ознакомить малышей с конкретным объемом образовательной
информации, сколько развивать умения детей самостоятельно «добывать»,
сортировать знания, учиться принимать решения, искать пути решения задач,
проявлять инициативу, обобщать информацию, делать выводы.
К тому же любознательность – естественная потребность дошкольников.
Буквально
с
рождения
малыш
познает
окружающий
его
мир
зрительно-
тактильным методом, исследуя доступные ему предметы. Взрослея, диапазон
таких доступных предметов и форм их исследования становится шире. Но
суть остается прежней – ребенок путем проб и ошибок приходит к выводу о
том, какую форму, цвет, фактуру и т. д. имеет исследуемый им объект.
Взрослым важно подкрепить природное желание малыша самостоятельно
познавать мир, не пресекая попытки малыша, а педагогически обоснованно
направляя деятельность дошкольника.
Из истории проблемного обучения
С изменениями в обществе появилась необходимость реформации
процесса
подготовки
подрастающего
поколения.
Появление
такого
инновационного веяния в дошкольной педагогике, как проблемное обучение
связывают с идеями американского педагога и психолога Дж. Дьюи. Автор
разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение
путем делания». Педагог организовал экспериментальную школу, в которой
основным
принципом
было
получение
знаний
путем
самостоятельной
исследовательской работы детей. Дж. Дью отмечал, что для разностороннего
интеллектуального развития достаточно лишь естественной познавательной
активности и прирожденной любознательности малыша. Такие кардинальные
идеи в то время не прижились и были подвержены критики.
В нашей стране зарождение проблемного обучения началось лишь в 60-е
годы ХХ века, что связано с социальными и историческими изменениями в
обществе. Педагоги-новаторы выдвинули идеи о ведущей роли воспитанника
в
процессе
обучения,
важности
самостоятельной
работы.
Кардинально
поменялась и роль воспитателя: от человека, который предоставляет готовые
знания
к
старшему
советчику,
который
поможет,
направит
деятельность
малышей.
Так,
разработкой
проблемного
обучения
занимались
такие
педагоги
и
психологи: В.Ф. Аитов, Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Е.В.
Ковалевская,
И.Я.
Лернер,
А.М.
Матюшкин,
М.И.
Махмутов,
Н.А.
Менчинская, М.Н. Скаткин, А.В. Хуторскойи др.
Что такое «проблемное обучение»?
По
мнению
психолога
М.И.
Махмутова
проблемное
обучение
—
это
«...процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в
основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся,
характеризующийся
систематической
самостоятельной
учебно-
познавательной
деятельностью
учащихся
по
усвоению
новых
знаний
и
способов действия путем решения учебных проблем».
Иными словами можно сказать, что проблемное обучение
—
это решение
детьми познавательных задач, когда роль воспитателя – направить детей на
поисковую самостоятельную деятельность.
Сущность
проблемного
обучения
состоит
в
том,
что
педагог
создает
познавательную
ситуацию
или
задачу
и
предоставляет
воспитанникам
возможность самостоятельно найти пути ее решения, применяя при этом
имеющийся объем знаний и умений. Благодаря такой деятельности дети
учатся
активизировать
свои
знания,
мыслить
критично,
самостоятельно
организовывать процесс познания.
Таким образом, можно выделить основные цели проблемного обучения:
осмысленное усвоение дошкольниками системы знаний и умений;
развитие самостоятельной познавательной активности;
формирование способности к самостоятельному исследованию.
Классификация проблемных ситуаций
М.И. Махмутов предложил следующую классификацию проблемных
ситуаций в образовательном процессе:
1.
Недостаток имеющихся у ребенка знаний и умений для решения
поставленной задачи;
2.
Необходимость применения имеющихся знаний и умений в новых
условиях;
3.
Возникновение противоречия между тем как теоретически можно
решить проблему и невозможностью реализации выбранного способа
на практике;
4.
Возникновение противоречия между достигнутым практическим
результатом и отсутствием теоретического обоснования.
Этапы организации проблемного обучения
Проблемное обучение состоит из нескольких этапов, главный из которых –
формирование противоречия. Именно возникновение в проблемной ситуации
противоречия вынуждает ребенка активизировать мыслительную
деятельность, побуждает к поиску вариантов решения задачи. С.Л.
Рубинштейн отмечает: «...особенно острую проблемность ситуация
приобретает при обнаружении в ней противоречия. Наличие в проблемной
ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс
мышления, направленной на их «снятие».
Например, если задать малышу младшей группы вопрос о том, почему
плывут облака на небе, то возникнет противоречие между имеющимися
знаниями дошкольника (ребенок может ассоциативно сопоставить движение
облаков с передвижением транспорта, полетом птиц и другими известными
ему уже знаниями) и тем, что малыш видит собственными глазами – облака,
действительно, двигаются. Самостоятельно решить такую задачу ребенок 3-4
лет еще не может, так как не хватет знаний о природных и физических
явлениях. Но процесс активной мыслительной деятельности уже на данном
этапе запущен – малыш пытается найти ответ на основе имеющихся знаний,
предлагая самые немыслимые варианты ответов.
Следующим этапом является постановка конкретной проблемной задачи и
организация процесса поиска решения. Этот компонент представляет
двухстороннюю деятельность воспитателя и детей. Но все же ведущая роль
отводится педагогу. На этом этапе важно правильно составить эвристическую
беседу с малышами, подготовить наглядный материал, благодаря которому
дети смогут найти правильное решение задачи. В данном случае следует
обратить внимание детей на то, что облака похожи на легкие пушинки. Для
этого можно продемонстрировать слайды, видеоматериалы, обговаривая
увиденное. Таким образом, дети, сопоставляя полученные знания с уже
имеющимися, приходят к правильному выводу.
Последним этапом является закрепление полученных новых знаний. Тут
можно предложить исследовательскую или экспериментальную работу.
Например, такую: из ваты сделать «облачка»; при направлении на них потока
воздуха их фена, дети увидят, как они разлетаются – вот и подтверждение
того, что облака плывут из-за ветра.
На схеме 1 наглядно представлены этапы организации проблемного
обучения:
Схема 1. Этапы проблемного обучения
Уровни проблемного обучения
Для эффективной реализации проблемного обучения воспитателю ДОУ
необходимо постепенно внедрять такую форму работы. Дошкольники не
могут в один момент стать самостоятельными и разрешать непосильные
задачи. Поэтому педагогами и психологами были разработаны уровни
проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно, от
простого к сложному:
1.
уровень предполагает несамостоятельную активность дошкольников.
На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию, подает факты.
Дети усваивают материал и после этого выполняют задания по
образцу, но с новыми подобными компонентами задачи. Например,
объяснив детям почему плывут облака, задается вопрос о том, как
«прилетают» тучи или почему возникает метель (также из-за ветра).
2.
уровень – это так называемая полусамостоятельная деятельность. Тут
гипотезы решения проблемной ситуации выдвигают сами
воспитанники на основе имеющихся знаний. А к единственно верному
Возникновение
проблемной ситуации
Определение
проблемного вопроса
Формирование
гипотез
Доказательство
основнойгипоте
Проверка
правильности решения
решение «приходят» вместе с воспитателем. Так, дети самостоятельно
ищут ответ на вопрос о том, почему плывут облака, предлагая разные
версии. Но правильный ответ появляется после наводящих вопросов
воспитателя или наглядных материалов.
3.
уровень – самостоятельный. Воспитанники без помощи воспитателя
приходят к правильному решению задачи.
4.
уровень – творческий. На данном этапе дети не только могут найти
самостоятельно решение, но и проявить творчество, дополнительные
решения, применить знания в нестандартных ситуациях.
Как создать проблемную ситуацию?
Для того чтобы проблемное обучение принесло образовательную и
воспитательную пользу, рекомендуется придерживаться следующих правил
создания проблемной ситуации:
1.
«Правило золотой середины» касается уровня сложности поставленной
задачи. Так, слишком простая и легко решаемая проблема не
активизирует критическое мышление, познавательную и
исследовательскую активность дошкольников. В то же время
непосильное задание снизит интерес детей к поиску его решения и
мотивацию к самостоятельной деятельности, а иногда может привести
и к личностно-психологическим проблемам у воспитанников:
неуверенности в собственных силах, замкнутости, неумении отстоять
собственную точку зрения и т. д.
2.
Решение проблемной ситуации должно сопровождаться конкретным
наглядным результатом, а именно, дети должны освоить какой-либо
программный материал. Например, в нашем примере дети знакомятся с
понятием ветра как природного явления.
3.
Активизация эмоциональной сферы дошкольника. Интерес, удивление,
волнение, радость успеха значительно повышают педагогический
эффект «проблемного обучения».
Исследовательская работа и эксперимент как эффективная форма
проблемного обучения в ДОУ
Эффективными и занимательными для дошкольников формами проблемного
обучения являются исследование и эксперимент. Практически каждый день
дети сталкиваются с проблемными ситуациями как в ДОУ, так и в домашних
условиях. Например, организовать исследовательскую работу с детьми 3-4
лет можно, анализируя зимние узоры на окне. Вместо привычного простого
объяснения причин возникновения такого явления, можно предложить детям
полноценную исследовательскую работу с применением таких приемов:
1.
Эвристическая беседа – по наводящим вопросам воспитателя дети
самостоятельно приходят к верному решению вопроса.
2.
Составление описания, рассказа, сказки о появлении снежных узоров
на окнах. Тут можно использовать как наглядную иллюстрацию, так и
серию картинок.
3.
Дидактические творческие игры «На что похожи узоры», «Нарисуй
узор», «Опиши узоры: какие они?».
Экспериментальная работа предполагает еще большее пространство для
творчества и познавательной активности детей. С помощью различных
примитивных опытов в младшей группе детского сада можно ознакомить
детей, например, со свойствами песка (мокрый, сухой, сыпучий и т. д.), весом
предметов (тяжелый, легкий), растениями (вырастить «на подоконнике» лук)
и многими другими явлениями окружающего мира. Такая работа может
применяться воспитателем как элемент запланированного занятия, в виде
педагогического проекта (краткосрочного или длительного), а также как
развлекательно-познавательное мероприятие. Например, можно организовать
для воспитанников младшей группы детского сада приключенческий квест
«Тайны и загадки тетушки Весны», в содержание которого включить самые
разные задания на объяснение природных сезонных явлений. Такую работу
можно провести в рамках «Недели семьи» и пригласить принять участие не
только воспитанников, но и их родителей с целью пропаганды проведения
совместного досуга детей и взрослых и ознакомления родителей с основами
такой инновационной формой педагогической работы, как проблемное
обучение.
Таким образом, проблемное обучение является актуальной областью
педагогических дискуссий и открытий. На сегодняшний день такая форма
работы еще недостаточно научно сформулирована. Но это не мешает
работникам педагогической сферы реализовывать свои творческие наработки
в этой области, проявлять инициативность, креативность при разработке
инновационных форм работы с дошкольниками. Важно помнить, что
познавательная активность и любознательность малышей заложена природой
и задача воспитателя развивать эти прирожденные способности детей,
активизировать задатки, творческий потенциал воспитанников, поощрять
самостоятельность и инициативность.
Список литературы :
1.
Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты
для детей. — СПб.: Речь, 2006;
2.
Коротаева Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии:
монография. — М.: Academia, 2007;
3.
Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. — М.,
1977;
4.
Методические рекомендации по освоению активных методов обучения.
— М.: ЦМКПК, 1991;
5.
Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь /
УрГПУ. Екатеринбург, 1995;
6.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации и
интенсификации деятельности учащихся. — М., 1998;
7.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной
школе. — М.: Сентябрь, 2000.