Влияние физической культуры на развитие здоровья школьников
Автор: Коробейникова Елена Анатольевна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МАОУ СОШ № 69 Населённый пункт: г. Екатеринбург Наименование материала: Статья Тема: Влияние физической культуры на развитие здоровья школьников Раздел: начальное образование
Влияние физической культуры на развитие здоровья школьников.
Работоспособность – это способность организма развить максимальную энергию и,
экономно расходуя её, достичь поставленной цели при её качественном выполнении. Это
обеспечивается оптимальным состоянием физиологических систем и интегративной деятельности.
Снижение работоспособности является характерным признаком развития утомления, которое
зависит от состояния центральной нервной системы, ритма и частоты работы, величины нагрузки.
Неинтересная работа на уроке, длительное сидение за партой, монотонный голос учителя -
всё это вызывает быстрое развитие утомления. Биологическое значение утомления для детского
организма велико. Это защитная реакция на чрезмерное истощение функционального
потенциала. Поэтому утомление является одной из главных причин, из-за которой следует
проводить физкультминутки и физкультпаузы на уроках. Учебная работа по физической культуре
является важнейшей частью в плане укрепления здоровья, и поскольку здоровье - понятие
комплексное, необходимо переходить от акцента на физическую подготовку к воспитанию
привычек здорового быта средствами и методами физической культуры.
Задачи по гарантированию здоровья решаются на основе свойственных каждому человеку
физических качеств и производных от них двигательных способностей, особенно тех, развитие
которых ведёт к подъёму общего уровня функциональных и адаптационных возможностей
организма. На формирование здоровья человека оказывают влияние различные факторы, знание
и управление которыми даёт возможность уменьшить их негативное влияние.
На 50-52% здоровье определяется образом жизни
на 20-25% - генетическими факторами
на 10-15% зависит от здравоохранения
При всей приблизительности этих цифр бесспорно одно: социальные факторы имеют
ведущее значение в детерминации здоровья. Это положение, очень важно для понимания того,
что в первую очередь является решающим в укреплении здоровья ребенка и что требует
первоочередного решения.
В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:
1.
Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, -
основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2.
Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, основу
которого составляют морфологические функциональные резервы, обеспечивающие
адаптационные реакции.
3.
Психическое здоровье - состояние психической сферы основу которого составляет
состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую
реакцию такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными
потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
4.
Нравственное здоровье - комплекс характеристик , основу которого определяет система
ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным
здоровьем опосредована духовность человека, т.к. оно связано с общечеловеческими
истинами добра, любви и красоты.
Ведущими формирующими факторами для детей и подростков считаются:
режим дня
экология
внутренняя среда помещений
организация физического воспитания
медико-санитарная помощь.
Совершенствование двигательной культуры движений в течение учебного дня детей и
подростков очень большую роль играет активизация их двигательного режима. Самым лучшим
средством для этого является физическое упражнение. Школьникам необходимо прививать
любовь к двигательной деятельности начиная с первых лет обучения. Лучше всего этому
способствуют различные динамические перемены, включающие в себя разнообразные
комплексы упражнений. Для привлечения наибольшего интереса со стороны учащихся
упражнения должны быть с положительной эмоциональной окраской, хорошо, если они будут
сопровождаться музыкальным сопровождением. Очень важным средством является игра. Игра
,развивая двигательные способности детей и подростков, одновременно является отличным
отдых. Для этого очень подходит соревновательно-игровой метод . Таким образом, включая в
образовательный процесс средства активизации двигательного режима, учебный день становится
разнообразным, что приводит к более охотному занятию учащимися на занятиях и укреплению их
здоровья.