Современные подходы к изучению языковой теории в школе
Автор: Букова Наталья Ивановна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: "Калиновская СШ", филиал МКОУ "Мачешанская СШ" Населённый пункт: Волгоградская область Наименование материала: статья Тема: Современные подходы к изучению языковой теории в школе Раздел: полное образование
«Современные подходы к изучению языковой теории в школе »
Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения
неопровержимо
доказывают,
что
существующее
образование
не
удовлетворяет актуальным запросам общества. Оно не в полной мере готовит
молодое поколение к успешной, качественной жизни. Именно такой результат
образования, а не просто получение хорошего аттестата, является основным
свидетельством эффективности работы школы как социального института. В
связи с этим по новому федеральному государственному образовательному
стандарту школа должна формировать целостную систему универсальных
учебных
действий
учащихся,
ключевые
компетенции,
определяющие
современное качество содержания образования.
Каждый учитель ищет ответ на вопрос: как сделать образование личностно
значимым,
помогающим
ребенку
самоопределиться
в
жизни,
решать
возникающие жизненные проблемы, не потеряться в потоке информации.
Гуманизация школы требует от учителя повышения его профессионализма,
в частности, в выборе форм организации деятельности учащихся на уроке.
Традиционные предпочтения учителем фронтальной и индивидуальной форм
работы привело в известной степени к деформации отношений не только
между учителем и учеником, но и между учениками. Эти формы организации
деятельности
учащихся
практически
исключали
общение
школьников
в
процессе работы, что не могло не отразиться на их интересе к учебе.
Гуманизация обучения предполагает преодоление стереотипов мышления,
поиск более гибких форм организации деятельности учащихся. Одной из
таких форм является коллективная. Как известно, «деятельность школьников
является
коллективной,
если
цель
деятельности
осознается
как
единая,
требующая
объединения
всего
коллектива,
организация
деятельности
предполагает известное разделение труда. В процессе деятельности между
членами
коллектива
образуются
отношения
взаимоответственности
и
зависимости; контроль над деятельностью частично осуществляется самими
членами коллектива»
Коллективные формы организации деятельности школьников пока еще не
нашли широкого применения при изучении русского языка и литературы. Для
того
чтобы
использовать
их
в
своей
практике,
учителю
надо
знать
взаимосвязь основных понятий современной дидактики, которые выработаны
Виталием Кузьмичом Дьяченко, создателем теории коллективного способа
обучения (КСО).
В чем особенности организации работы учащихся при КСО? При
традиционной системе обучения действуют три организационные формы:
индивидуальная,
парная
и
групповая; ведущей
является
групповая.
При
групповой
работе
один
человек
(учитель,
ассистент,
консультант
и
т.п.)
является носителем информации, а некоторая группа (класс, аудитория, малая
группа)
эту
информацию
воспринимает
и
усваивает
(каждый
в
разной
степени).
КСО использует достижения психологии, педагогики и методики. К трем
названным
формам
организации
деятельности
учащихся
присоединяется
четвертая
(коллективная)
-
работа
в
парах
сменного
состава.
Она
становится ведущей формой работы.
В.К. Дьяченко и его последователи разработали интересную дидактическую
систему. Ее можно трактовать и как образовательную технологию, при этом
она прекрасно вписывается в традиционные дидактические представления и
не требует «дидактических революций»
При коллективном способе обучения совершенно меняется вся структура
организации
работы,
система
взаимоотношений
учащихся
с
учителей
и
между собой. Этот способ организации обучения дает возможность не только
работать каждому в своем темпе, в соответствии со своими природными
данными, но и почувствовать себя в чем-то сильным, способным, умеющим и
чутким, участливым, необходимым другим, так как при этой системе каждый
обучает каждого, каждый помогает каждому, школьники лучше узнают друг
друга;
каждый
проявляет
свои
лучшие
способности
и
вынужден
в
этой
совместной
работе
становиться
терпимее,
настойчивее,
избавляться
от
дурных качеств, если они были, потому что они мешают совместной работе;
тем самым восполняется дефицит общения через познание родного языка.
Русский язык порой учащиеся воспринимают как свод орфографических и
пунктуационных правил, поэтому перед учителем стоит задача - воспитать
интерес к предмету. Красота и богатство русского языка могут раскрыться в
полной мере только в процессе кропотливой работы на каждом уроке.
Приходится немало поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся.
Систематическое
формирование
потребности
каждого
ученика
получить
глубокие
и
прочные
знания
постепенно
развивает
определенные
мыслительные операции, тем самым повышая результативность обучения и
сохраняя при этом у учащихся интерес к предмету. В настоящее время для
обучения в средней школе внедряются новые технологии.
Педагогическая
технология
-
это
«целостная,
конкретная,
научно
обоснованная, специальным образом организованная система обучения для
достижения
конкретной
образовательной
цели.
(В.В.Бабайцева)
Педагогическая технология обосновывает и разрабатывает не только цель
обучения,
но
и
содержание
и
средства
обучения.
Нестандартные
уроки
повышают
эффективно сть
обучения,
развивают
активно сть
и
самостоятельность, творческие способности учащихся.
В
основе проблемного
обучения лежит
создание
проблемной
ситуации.
Возникает она потому, что учащийся не может решить проблему известными
ему способами.
Выделяют четыре уровня проблемности в обучении:
- учитель сам ставит проблему и решает ее при активном участии
учащихся;
-
учитель
ставит
проблему,
а
учащиеся
самостоятельно
или
под
руководством учителя решают ее;
- учащиеся ставят задачу и решают ее с учителем;
- учащиеся сами ставят и самостоятельно решают проблему.
Проблемная ситуация на уроках повышает интерес учащихся к изучаемому
материалу и активизирует мышление.
Третий и четвертый уровни проблемности – это уровни исследовательской
работы.
Развитие речи учащихся - одна из главных задач уроков русского языка в
школе. Я считаю, что наиболее актуальной является работа с текстом, которая
помогает понимать прочитанное, совершенствовать письменную и устную
речь. Без планомерной и целенаправленной работы невозможна подготовка к
итоговой аттестации, в которой среди прочих проверяются умения понимать
текст,
анализировать
его,
выявляя
отличительные
признаки,
логически
выстраивая план повествования, формулировать основные тезисы, приводить
аргументы в их защиту, делать обобщения.
Учащиеся, работая с текстом, выполняют исследовательскую работу, которая
требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого
языкового чутья.
Информационные технологии - компьютерные технологии, использующие
сеть Интернет. Задачей информационных технологий является формирование
единого
образовательного
пространства
в
рамках
мирового
сообщества.
Интернет
позволяет
использовать
электронные
книги,
энциклопедии…
Информационные технологии становятся базой современного образования,
гарантирующей
необходимый
уровень
качества,
вариативно сти,
дифференциации и индивидуализации обучения. Применение компьютерных
средств обучения целесообразно на различных этапах процесса обучения
русскому языку: при объяснении нового материала, закреплении изученного,
повторении
и
обобщении
сведений,
контролем
над
усвоением
знаний,
отработке умений и навыков.
Неограниченные
возможности
для
подготовки
и
проведения
уроков
развития
речи
дают
Интернет-ресурсы.
Использование
мультимедиа
и
Интернет-
ресурсов
позволяют
предоставить
обучаемым
больше
возможностей для самостоятельной и независимой работы, а также гибко
варьировать программу учебных действий.
Модульное
обучение.
Модуль
–
полный,
логически
завершенный
блок
учебной работы. Все показателя модуля известны учащемуся и оцениваются,
составляя его рейтинг. Результат оценивается тестом.
Технология «развитие
критического
мышления
через
чтение
и
письмо»
обеспечивает качество современного образования. Эта теория соответствует
требованиям
личностно
-
ориентированного
обучения
и
применима
для
работы
с
разными
возрастными
группами
учащихся.
Данная
технология
обеспечивает развитие у учащихся мышления, способствует формированию
коммуникативной
компетенции
и
способностей
к
сотрудничеству.
Она
интересна учащимся, и это создает на уроке атмосферу сотрудничества.
Метод проектов – совокупность последовательных учебно- познавательных
приемов,
которые
позволяют
учащимся
приобретать
знания
и
умения
в
процессе
планирования
и
самостоятельного
выполнения
определенных
практических заданий с обязательным представлением результатов. Метод
проектов
предполагает
развитие
познавательных
навыков
обучаемых,
критического
и
творческого
мышления,
умение
само стоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться
в
информационном
пространстве.
В основе проектного обучения, как форме обучения- сотрудничестве, лежат
принципы проведения научного исследования. Подтверждением этого тезиса
является то, что деятельность обучаемых при работе над проектом проходит
те же этапы, что и при проведении научного исследования.
Таким образом, перспективы совершенствования новых технологий широки.
Современный
этап
развития
системы
среднего
образования
предполагает
изучение,
разработку
и
внедрение
нетрадиционных
для
средней
школы
технологий с целью оптимизации учебного процесса.