Стимулирование творческой и познавательной активности обучающихся на уроке математики
Автор: Гащенко Валентина Александровна Должность: учитель математики Учебное заведение: МОУ "Гимназия №1" Населённый пункт: г. Печора, Республика Коми Наименование материала: статья Тема: Стимулирование творческой и познавательной активности обучающихся на уроке математики Раздел: полное образование
Работа с одарёнными детьми. Стимулирование творческой и
познавательной активности обучающихся на уроке математики.
В 2013 году доктор педагогических наук Свирина Наталья Михайловна,
научный руководитель «Ассоциации гимназий г. С.-Петербурга»,
опубликовала результаты своих исследований, связанных с вопросом
эффективности современного урока. Выпускники 70-ых, 80-ы,90-ых 2000-ых
годов (те, кто закончил школу до введения ЕГЭ, и те ,кто уже позже) отвечали
на вопрос «Какие уроки вам запомнились больше всего и почему?».
Результаты исследования потрясающе интересны. Оказалось, что за
прошедшие 40 лет, выпускники называли уроки математики на одном из
первых мест. Почему и чем запомнились уроки? Личностью учителя,
прекрасной русской речью, умением объяснять материал, логикой
построения урока, умением учителя развивать индивидуальные способности
своих учеников, умением строить урок так, чтобы школьники имели
возможность высказать свою точку зрения.
Несколько лет назад ( после тридцатилетнего отсутствия) я приехала на
свою родину в Курской области, маленький городок средней полосы России,
где уже давно не родственников. И в гостях у знакомых, за большим круглым
столом пожилой человек, окончивший престижный московский ВУЗ,
состоявшийся в профессии, вспоминал своего учителя математики и физики,
взахлёб рассказывая о том, как тот работал с детьми,. Говорил он о моём отце
и, оглядываясь назад, во времена моего детства, когда я была ученицей своих
родителей, понимаю. Как внимательно, скрупулёзно и творчески растили и
культивировали они в нас умение думать. Ведь очень сложно сделать так.
Чтобы понимание в моей голове стало понятно для ребёнка. Это сложный
процесс и, на мой взгляд, никакие мастер- классы других учителей
кардинально не помогут мне в этом, ведь никогда я не смогу стать этим
человеком.
В чём же заключаются математические способности и математическая
одарённость? В способности к восприятию математического материала, в
способности мыслить математическими символами, способности обобщать, в
гибкости мыслительных процессов. В стремлении к простоте мышления. Об
этом уже давно всё сказано, главное, чтобы способный ребёнок был успешен.
Что такое успех в работе с таким учеником? Успех- это путь, пройденный
вместе с ним, это познавательная деятельность, социализация, продуктивная
деятельность, коллективная деятельность, харизма. При работе с такими
детьми должен быть индивидуальный маршрутный лист. Какие же
направления работы на уроке с таким учеником? Это обучение выполнению
обще интеллектуальных операций, ориентированию в поиске решения
задачи. Его необходимо привлекать к исследовательской работе, проводить
консультации, учить работать с различными источниками информации,
организовать творческое сотрудничество. Но остановлюсь на роли
способного ученика на современном уроке.
Во- первых, это должна быть мотивирующая личность (мотивировать и
себя и других). Для таких детей очень важна мотивация. Откройте учебник
биологии, физики, информатики. Сколько современного, интереснейшего
материала, бери- заражай, увлекай, например, современными исследовании в
вирусологии. А математика 300 лет одна и та же. Несомненно, необходимо
«заразить», чем? Историческим материалом. Областью применения
конкретного знания, недосказанностью, которая во внеурочное время
выливается в проектные и исследовательские работы. Нельзя убивать в
ребёнке «ген любопытства» словами «Любопытной Варваре на базаре нос
оторвали».
Во-вторых, такой ребёнок должен быть рефлексирующей личностью, не
только на уровне «научились», «сумели», «узнали», «не смогли». Его
необходимо учить качественно проверять свои работы, оценивать своё
решение: нет ли наиболее красивого, простого, менее затратного по времени.
На одном из уроков математики в 10 классе (жаль не было возможности
сделать видеозапись) моему ученику, победителю муниципального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по математике, не совсем
понравилось его решение задачи у доски, и тогда появились ещё три, им
самим додуманные. Следовательно, появляется ещё одна роль такого ученика
на уроке.
В- третьих, он выступает примером для подражания. Конечно, ему
нужно признание сверстников, ведь такие одарённые дети частенько одиноки.
Но, как говорят психологи, не слова «ты способен и талантлив» двигают его
вперёд, а слова «ты сегодня был более успешен», «ты был способен на
большее». « Ты не любишь контрольные работы, тебе в них всё ясно? Реши
задачу дома, принеси её через неделю, и покажи нам красивое решение».
В- четвёртых, способный ученик должен быть консультантом. Ты
умеешь чуть лучше других, знаешь больше, помоги в сложных ситуациях
другим. Откуда берётся это «чуть большее» знание, на уроке ведь говорим
всё и для всех. Здесь без опережающего обучения не обойтись. Никакая, как
бы случайно выпавшая из учителя информация, не пропадает бесследно для
одарённого ученика.
В-пятых, такие ученики часто ещё и «занозы». Не все дети способны к
математике, ученики спокойны, аккуратны, послушны и причёсаны.
«Занозы» именно не такие именно им чаще других пусть достаются задания
творческие. Дифференцированные. Именно они задают много вопросов, а
потом понимают, что сами могут на них ответить.
Очень важно воспитать в таком ученике понимание того, что математика
неоценима. Что именно она своими абстрактными простыми понятиями
( точка, прямая, график функции) описывает любой жизненный процесс. Мы
же не будем применять на своём уроке физические и химические методы, всё
происходит наоборот: сложные физические и химические процессы
описываются математическими методами. Этим методам нужно учить
тщательно, последовательно. Методу математического моделирования, с
самого простого у пятиклассника «Какое слово в задаче тебе не понятно? Чем
мы можем себе помочь? Давайте нарисуем задачу». Будем не решать задачу
(малыши боятся этих слов), а будем заниматься приятным делом: рисовать,
фантазировать. Может, тогда в международных исследованиях перестанем
«зависать» на задачах: «Что больше, заказать половину от трети пиццы, или
треть от половины?»
Если мы ещё будем помнить, что интерес и понимание проявляется в
диалоге ( мы в общении чувствуем, что с этим человеком интересно), то
так и хочется сказать «Не секрет, что друзья не растут в огороде, не продашь
и не купишь друзей…». Среди таких детей будем искать друзей, и будем
учить их быть конкурентно способными, чтобы никакие финансовые кризисы
не помешали им самореализоваться.