Развитие познавательного интереса к предмету обществознание в 5 классе
Автор: Прокошева Валентина Павловна Должность: учитель обществознания Учебное заведение: ГБОУ СОШ №453 имени Сергея Жукова Населённый пункт: город Санкт-Петербург Наименование материала: Статья Тема: Развитие познавательного интереса к предмету обществознание в 5 классе Раздел: среднее образование
Развитие познавательного интереса к предмету обществознание в 5 классе
Прокошева Валентина Павловна
учитель по обществознанию
ГБОУ СОШ № 453 им. С.Жукова
г. Санкт-Петербург
Как известно, от наличия или отсутствия познавательного интереса у обучающихся
зависит качество знаний по предмету, поэтому ясно, что изучение данного аспекта для
учителей обществознания необходимо. Нужно разрабатывать, находить подходы и
методы с учетом возрастных особенностей. Следует различать возрастные особенности
младшей и старшей школы. Ученики 4 и 5 класса отличаются между собой особенностями
восприятия материала, следовательно, должен совершаться постепенный переход на
каждой возрастной ступени обучающихся.
Существуют различия наиболее часто используемых методов в младшей и средней школе.
В возрасте 11–12 лет, необходимо привить интерес к предмету для дальнейшего
восприятия и показателя отличных знаний по обществознанию, а также развитию
разносторонней личности способной к самообразованию. Помимо этого, использование
различных методов, позволяет наиболее качественно реализовать практические уроки по
обществознанию. Практические уроки являются необходимыми, так как количество тем
учебника Боголюбова Л. Н. за 5, 6 классы вдвое меньше количества уроков, следовательно,
практические занятия являются удачным решением при составлении планирования и
реализации уроков.
Именно с пятого класса начинается преподавание обществознания, от
заинтересованности обучающихся в предмете зависит тот результат, который будет
показан к одиннадцатому классу. Ученики должны овладеть не только теоретическими
знаниями по предмету, но также уметь самостоятельно и с помощью педагога
оперировать своими знаниями, выступая в дискуссиях, где они должны, аргументировано
отстаивать свою точку зрения, а также уметь находить и использовать различные
источники. Все эти навыки не могут появиться у учеников сразу. Но они могут не
появиться и в дальнейших классах если будет упущен момент, когда познавательный
интерес у обучающихся не был развит или даже что хуже — остановлен нежеланием
педагога. Именно поэтому с самого начала очень важно вносить разнообразие в
организацию уроков обществознания.
Такой метод, как эмоциональное изложение материала является легкодоступным и
может довольно часто использоваться на уроке учителем. Ученики внимательнее
слушают педагога, дисциплина не нарушается, затрагивается эмоциональная сфера, и
они на подсознательном уровне намного лучше запоминают материал.
Что касается проблемного обучения, то его использование также обосновано, ведь
учащиеся заняты поиском решения проблемы, они заинтересованы в том, чтобы найти
решение. Это у них вызывает подсознательную потребность в изучении материала и
выделении главного ответа — решения проблемы. Помимо этого, в проблемном обучении
может использоваться проектный метод. Несмотря на то, что ученики пятого и шестого
класса не могут предоставить научный труд в полной мере в силу отсутствия опыта и
1
знаний, тем не менее, уже в этом возрасте они учатся самостоятельности в
исследовательской деятельности. Они ставят задачи и работают с различными
источниками. Очень важно научить детей проектной деятельности для того, чтобы в
будущем они смогли показать хорошие результаты и знали о структуре данной работы. К
тому же создание проекта вызывает интерес и активность со стороны обучающихся,
углубляя их предметные знания, обучая выступать пред аудиторией, отвечать на вопросы
и отстаивать свою точку зрения. Кроме того, при реализации проектной деятельности
удается реализовать требования ФГОС. В подростковом возрасте очень важно
использовать метод наглядности. Современные технологии позволяют
усовершенствовать данный метод. С помощью визуализации у обучающихся
складывается целостная и правдоподобная картина, соответствующая действительности.
Использование схем позволяет облегчить усвоение материала, систематизировать его. К
тому же зрительное восприятие, подкрепленное пояснениями учителя, вдвойне улучшает
запоминание материала и концентрирует его внимание.
Игровой деятельностью на уроке, безусловно, нельзя пренебрегать. В возрасте 11–12 лет
обучающиеся активно и с интересом включаются в процесс игры. Поэтому для развития
познавательного интереса следует использовать игровой метод. Обучающиеся тогда не
чувствуют себя скованно, к тому же если это командная игра — правильная организация
может помочь улучшению отношений в классе, научить взаимодействию в коллективе
для решения вопросов и достижения, поставленной цели. Вышеперечисленные методы
часто используются в средней школе, но следует понимать необходимость иного
проведения уроков у старшеклассников.
В преподавании обществознания в 5 классе выделяются различные формы уроков, в
основе которых лежит игровая деятельность учащихся. Данная деятельность используется
не только в среднем звене, но и в старшей школе. Проводятся ролевые игры,
имитационные игры, деловые игры. В каждой из игр учащиеся выступают в различных
ролях. Игры, проводимые в старшей школе, носят более серьезную содержательную
нагрузку, часто проводится анализ данной деятельности. Говоря о развитии
познавательного интереса у обучающихся через реализацию различных форм урока,
хотелось отметить важность его роли в процессе усвоения материала. В каждом возрасте,
имеются свои психологические особенности, зная о них, учитель может добиться
повышения интереса и качества по предмету, используя различные способы организации
урока. Поэтому в работе педагога обязательно должна быть особая «копилка» методов,
которые он будет использовать в своей деятельности, их он будет совершенствовать и
реализовывать, являясь настоящим учителем, любящим свой предмет и вовлекающим
учеников в познавательный процесс с учетом возрастных особенностей учеников.
Большой интерес у пятиклассников вызвал школьный творческий конкурс проектов по
обществознанию «МОЙ ГЕРБ».
Я разработала Положение конкурса, которое привожу ниже.
Положение
К школьному творческому конкурсу проектов по обществознанию
«МОЙ ГЕРБ»
2
1. Общие положения
Школьный конкурс «Мой Герб!» (далее – Конкурс) проводится в рамках реализации
Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на
2015 - 2016 годы».
2. Цели и задачи
Цель: формирование у молодого поколения патриотических чувств и гражданского
самосознания на основе исторических ценностей России по сохранению и развитию чувства
гордости за свою Родину и повышение интереса к истории своей семьи.
3.Участники конкурса
Конкурс проводится для следующих категорий участников:
Учащиеся 5-х классов в рамках декады по истории и обществознанию
4. Тематика конкурса
Как много можно узнать о семье, если исследовать его символы герба?
Что в них зашифровано? Ответ на эти вопросы хранит в себе история формирования
государственной символики. Сегодня она существует в триединстве государственных символов –
это герб, флаг и гимн.
На конкурс принимаются работы, отражающие роль и значение символов в жизни каждого юного
гражданина.
Конкурс проводится по следующим номинациям:
разработка модели герба семьи;
5. Сроки и условия проведения конкурса
Конкурс проводится в 2 этапа:
первый этап (классный) – с 01 по 10 мая 2016 г.
второй этап (школьный)- с 10 по 15 мая 2016 г.
6. Методические рекомендации по оформлению конкурсной работы
1. Требования к оформлению титульного листа:
название работы;
сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, год рождения, класс, домашний адрес, полное
название образовательного учреждения, адрес образовательного учреждения);
сведения о консультанте (фамилия, имя, отчество (полностью), полное название образовательного
учреждения, должность, адрес образовательного учреждения).
1. Придумайте и создайте свой личный герб, отражающий жизненные планы, идеалы и
ценности вашей семьи.
2. Выполните геральдическое описание герба.
При выполнении задания, используйте наши советы и советы членов вашей семьи.
Наши советы:
Сегодня принято использовать щит с рисунком, иногда добавляют снизу ленту с девизом.
Никому не помешает иметь свой личный герб, пусть даже он известен лишь одному его владельцу.
3
В трудные жизненные моменты, вспомнив про герб, можно вспомнить про всё самое важное, всё
самое ценное, что есть в вашей жизни. Это поможет сделать выбор в критическую минуту, собрать
всю свою волю в кулак.
Этапы создания герба:
1.
Для начала надо выбрать форму вашего будущего герба.
2.
Свои идеи, мысли обратить в символы, придумать девиз.
3.
Узнай значение цветов и символов в геральдике (укажи это при описании).
Выполненное задание содержит:
1.
Изображение герба.
2.
Геральдическое описание герба (в этой части, нужно коротко рассказать в каких
цветах, и из каких символов состоят элементы герба).
3.
Девиз(повторить ваш девиз, который поместили на герб, и пояснить ваш выбор).
4.
Пояснение значения созданного вами герба (мой герб является для меня…).
Требования к оформлению
1.
Изображение герба выполняется в любой художественной технике (рисунка,
аппликации, с использованием нетрадиционных техник, а также современных ИК технологий) на
альбомном листе формата А4, затем сканированием или фотографией переводится, или
сохраняется в электронный формат под именем «Фамилия Имя Герб», например – «Иванов Иван
Герб».
2.
Описание герба выполняется в электронном виде объемом не более 1 страницы
формата А4 и сохраняется в текстовом формате под именем «Фамилия Имя Герб описание»,
например – «Иванов Иван Герб описание»
Критерии оценивания
1.
Критерии оценивания Изображения герба (геральдические элементы, оригинальность
идеи, цели и ценности, содержание, техника исполнения). Максимальный балл 10.
Критерий 1
(геральдические
элементы –
цвета, символы)
Критерий 2
(оригинально
сть идеи)
Критерий 3
(цели и
ценности -
девиз)
Критерий 4
(содержание)
Критерий 5
(техника
исполнения)
Баллы
Отсутствуют
Отсутствует
Не ясны
Содержание не
структурирован
о
Непроработанны
й набросок
0
Присутствуют
основные
элементы: щит и
лента с девизом
Идея,
повторяющая
ся в других
работах
Фрагментарно
е
представление
о целях и
ценностях
Содержание
повторяет
структуру
шаблонов
Эскиз
1
Присутствуют
практически все
элементы
Идея
оригинальная,
редко
встречается в
других
работах
Целостное
представление
о целях и
ценностях
Структура
содержания
оригинальна
Традиционные
или современные
2
4
2.
Критерии
оценивания
Описания
герба
(геральдические
элементы,
соответствие
изображению, цели и ценности, структура и содержание, самостоятельность). Максимальный
балл 10.
Критерий 1
(геральдические
элементы –
цвета, символы)
Критерий 2
(соответствие
изображению
)
Критерий 3
(цели и
ценности -
девиз)
Критерий 4
(структура и
содержание)
Критерий 5
(самостоятельнос
ть)
Баллы
Не описаны
Не
соответствует
Не ясны
Содержание не
структурирова
но
Выполнено
только членами
семьи
0
Описаны
отдельные
элементы герба
В целом
соответствует
Фрагментарное
представление
о целях и
ценностях,
достижениях и
значимых
людях, и
событиях
Содержание
повторяет или
копирует
структуру
шаблонов
Выполнено
самостоятельно
1
Описаны все
геральдические
элементы
Соответствуе
т полностью
Целостное
представление
о целях и
ценностях,
достижениях и
значимых
людях, и
событиях
Структура
содержания
оригинальна,
дополняет
структуру
шаблона,
присутствуют
личностные
суждения и
оценки
Выполнено
совместно с
членами семьи,
указан вклад
каждого
2
Максимальный балл - 20
Реальный балл складывается, как средний результат экспертной оценки членов жюри.
Вот лучшие работы пятиклассников:
5
Моя семья – это маленькое, но тоже
общество. У нас есть свои традиции.
Каждое утро начинается со слов
«Доброе утро!», а на ночь все обязательно
целуют друг друга и говорят: «Спокойной
ночи!» Мой папа построил дом. Моя мама
ухаживает за садом. Часто мы ездим на
природу, на нашу дачу, радуемся солнышку!
Поэтому мой герб имеет жёлтый цвет.
Есть у нас семейные праздники: дни
рождения. К нам приходят гости, дарят
подарки. Мы готовим много вкусной еды.
Если тепло, то это шашлык на улице, песни
под гитару. Детям – торт со свечами, хоровод
«Каравай», игры с призами. Любимый
праздник – Новый год мы встречаем дома.
Подарки под ёлкой сюрпризом появляются в
12 часов ночи. Мы обязательно выходим на
улицу, бегаем, играем, пускаем фейерверк.
Голубой цвет – наш любимый. Он
символизирует Доверие, Честность,
Движение вперёд! Я использовал красный
цвет- это Любовь, Сила, Смелость.
У нас с папой есть ещё традиции: в первый снег выходим на улицу и лепим снеговиков, разных зверей.
Летом мы часто ездим на рыбалку, в лес за грибами.
6
На гербе нашей семьи много знаков, которые говорят, что в семье растут два сына. Я-школьник, скоро
пятиклассник, а мой брат – дошкольник. Ему надо расти.
Наши родители большие труженики. Папа работает в полиции.
Мой герб является символом моей семьи! Наш девиз: «Моя семья- моя сила и богатство!» В постоянно
изменяющемся и неспокойном мире этот девиз помогает нам всегда. Все наши грусти и радости мы несём
домой, в семью. Здесь нас понимают, поддерживают. А традиции укрепляют нашу дружную семью.
7
8
9
Литература:
Боголюбов Л. Н. Обществознание 5 класс. [Текст] / Л. Н. Боголюбов. — М.: Просвещение, 2015. -
127с. Боголюбов Л. Н. Обществознание 6 класс. [Текст] / Л. Н. Боголюбов. — М.: Просвещение,
2013. - 111с. Выготский Л. С. Педагогическая психология. [Текст] / Л. С. Выготский. — М.:
Просвещение, 1996. — 84 с.
Иоффе А. Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа
организации деятельности учащихся [Текст] А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. —
2012. — № 1–17–13с. Ильина Т. А. Проблемное обучение [Текст] / Т. А. Ильина // Вестник
высшей школы –17 авг. 2013. — № 2–5с.
Селевко Г. К. 40 тысяч вопросов и одно «ага». [Текст]: проблемное обучение / Геннадий Селевко
// Учительская газета- 27 сентября 2005. –№ 39–17с. Методика преподавания обществознания
в школе: Учеб. для студ.пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. Н. Боголюбова. — М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 304с.
10