Напоминание

Развитие познавательного интереса к предмету обществознание в 5 классе


Автор: Прокошева Валентина Павловна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №453 имени Сергея Жукова
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие познавательного интереса к предмету обществознание в 5 классе
Раздел: среднее образование





Назад





Развитие познавательного интереса к предмету обществознание в 5 классе
Прокошева Валентина Павловна учитель по обществознанию ГБОУ СОШ № 453 им. С.Жукова г. Санкт-Петербург Как известно, от наличия или отсутствия познавательного интереса у обучающихся зависит качество знаний по предмету, поэтому ясно, что изучение данного аспекта для учителей обществознания необходимо. Нужно разрабатывать, находить подходы и методы с учетом возрастных особенностей. Следует различать возрастные особенности младшей и старшей школы. Ученики 4 и 5 класса отличаются между собой особенностями восприятия материала, следовательно, должен совершаться постепенный переход на каждой возрастной ступени обучающихся. Существуют различия наиболее часто используемых методов в младшей и средней школе. В возрасте 11–12 лет, необходимо привить интерес к предмету для дальнейшего восприятия и показателя отличных знаний по обществознанию, а также развитию разносторонней личности способной к самообразованию. Помимо этого, использование различных методов, позволяет наиболее качественно реализовать практические уроки по обществознанию. Практические уроки являются необходимыми, так как количество тем учебника Боголюбова Л. Н. за 5, 6 классы вдвое меньше количества уроков, следовательно, практические занятия являются удачным решением при составлении планирования и реализации уроков. Именно с пятого класса начинается преподавание обществознания, от заинтересованности обучающихся в предмете зависит тот результат, который будет показан к одиннадцатому классу. Ученики должны овладеть не только теоретическими знаниями по предмету, но также уметь самостоятельно и с помощью педагога оперировать своими знаниями, выступая в дискуссиях, где они должны, аргументировано отстаивать свою точку зрения, а также уметь находить и использовать различные источники. Все эти навыки не могут появиться у учеников сразу. Но они могут не появиться и в дальнейших классах если будет упущен момент, когда познавательный интерес у обучающихся не был развит или даже что хуже — остановлен нежеланием педагога. Именно поэтому с самого начала очень важно вносить разнообразие в организацию уроков обществознания. Такой метод, как эмоциональное изложение материала является легкодоступным и может довольно часто использоваться на уроке учителем. Ученики внимательнее слушают педагога, дисциплина не нарушается, затрагивается эмоциональная сфера, и они на подсознательном уровне намного лучше запоминают материал. Что касается проблемного обучения, то его использование также обосновано, ведь учащиеся заняты поиском решения проблемы, они заинтересованы в том, чтобы найти решение. Это у них вызывает подсознательную потребность в изучении материала и выделении главного ответа — решения проблемы. Помимо этого, в проблемном обучении может использоваться проектный метод. Несмотря на то, что ученики пятого и шестого класса не могут предоставить научный труд в полной мере в силу отсутствия опыта и 1
знаний, тем не менее, уже в этом возрасте они учатся самостоятельности в исследовательской деятельности. Они ставят задачи и работают с различными источниками. Очень важно научить детей проектной деятельности для того, чтобы в будущем они смогли показать хорошие результаты и знали о структуре данной работы. К тому же создание проекта вызывает интерес и активность со стороны обучающихся, углубляя их предметные знания, обучая выступать пред аудиторией, отвечать на вопросы и отстаивать свою точку зрения. Кроме того, при реализации проектной деятельности удается реализовать требования ФГОС. В подростковом возрасте очень важно использовать метод наглядности. Современные технологии позволяют усовершенствовать данный метод. С помощью визуализации у обучающихся складывается целостная и правдоподобная картина, соответствующая действительности. Использование схем позволяет облегчить усвоение материала, систематизировать его. К тому же зрительное восприятие, подкрепленное пояснениями учителя, вдвойне улучшает запоминание материала и концентрирует его внимание. Игровой деятельностью на уроке, безусловно, нельзя пренебрегать. В возрасте 11–12 лет обучающиеся активно и с интересом включаются в процесс игры. Поэтому для развития познавательного интереса следует использовать игровой метод. Обучающиеся тогда не чувствуют себя скованно, к тому же если это командная игра — правильная организация может помочь улучшению отношений в классе, научить взаимодействию в коллективе для решения вопросов и достижения, поставленной цели. Вышеперечисленные методы часто используются в средней школе, но следует понимать необходимость иного проведения уроков у старшеклассников. В преподавании обществознания в 5 классе выделяются различные формы уроков, в основе которых лежит игровая деятельность учащихся. Данная деятельность используется не только в среднем звене, но и в старшей школе. Проводятся ролевые игры, имитационные игры, деловые игры. В каждой из игр учащиеся выступают в различных ролях. Игры, проводимые в старшей школе, носят более серьезную содержательную нагрузку, часто проводится анализ данной деятельности. Говоря о развитии познавательного интереса у обучающихся через реализацию различных форм урока, хотелось отметить важность его роли в процессе усвоения материала. В каждом возрасте, имеются свои психологические особенности, зная о них, учитель может добиться повышения интереса и качества по предмету, используя различные способы организации урока. Поэтому в работе педагога обязательно должна быть особая «копилка» методов, которые он будет использовать в своей деятельности, их он будет совершенствовать и реализовывать, являясь настоящим учителем, любящим свой предмет и вовлекающим учеников в познавательный процесс с учетом возрастных особенностей учеников. Большой интерес у пятиклассников вызвал школьный творческий конкурс проектов по обществознанию «МОЙ ГЕРБ». Я разработала Положение конкурса, которое привожу ниже.
Положение

К школьному творческому конкурсу проектов по обществознанию

«МОЙ ГЕРБ»
2

1. Общие положения
Школьный конкурс «Мой Герб!» (далее – Конкурс) проводится в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015 - 2016 годы».
2. Цели и задачи
Цель: формирование у молодого поколения патриотических чувств и гражданского самосознания на основе исторических ценностей России по сохранению и развитию чувства гордости за свою Родину и повышение интереса к истории своей семьи. 3.Участники конкурса Конкурс проводится для следующих категорий участников:  Учащиеся 5-х классов в рамках декады по истории и обществознанию
4. Тематика конкурса
Как много можно узнать о семье, если исследовать его символы герба? Что в них зашифровано? Ответ на эти вопросы хранит в себе история формирования государственной символики. Сегодня она существует в триединстве государственных символов – это герб, флаг и гимн. На конкурс принимаются работы, отражающие роль и значение символов в жизни каждого юного гражданина. Конкурс проводится по следующим номинациям:  разработка модели герба семьи;
5. Сроки и условия проведения конкурса
Конкурс проводится в 2 этапа:  первый этап (классный) – с 01 по 10 мая 2016 г.  второй этап (школьный)- с 10 по 15 мая 2016 г.
6. Методические рекомендации по оформлению конкурсной работы
1. Требования к оформлению титульного листа:  название работы;  сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, год рождения, класс, домашний адрес, полное название образовательного учреждения, адрес образовательного учреждения);  сведения о консультанте (фамилия, имя, отчество (полностью), полное название образовательного учреждения, должность, адрес образовательного учреждения). 1. Придумайте и создайте свой личный герб, отражающий жизненные планы, идеалы и ценности вашей семьи. 2. Выполните геральдическое описание герба. При выполнении задания, используйте наши советы и советы членов вашей семьи. Наши советы: Сегодня принято использовать щит с рисунком, иногда добавляют снизу ленту с девизом. Никому не помешает иметь свой личный герб, пусть даже он известен лишь одному его владельцу. 3
В трудные жизненные моменты, вспомнив про герб, можно вспомнить про всё самое важное, всё самое ценное, что есть в вашей жизни. Это поможет сделать выбор в критическую минуту, собрать всю свою волю в кулак. Этапы создания герба: 1. Для начала надо выбрать форму вашего будущего герба. 2. Свои идеи, мысли обратить в символы, придумать девиз. 3. Узнай значение цветов и символов в геральдике (укажи это при описании). Выполненное задание содержит: 1. Изображение герба. 2. Геральдическое описание герба (в этой части, нужно коротко рассказать в каких цветах, и из каких символов состоят элементы герба). 3. Девиз(повторить ваш девиз, который поместили на герб, и пояснить ваш выбор). 4. Пояснение значения созданного вами герба (мой герб является для меня…). Требования к оформлению 1. Изображение герба выполняется в любой художественной технике (рисунка, аппликации, с использованием нетрадиционных техник, а также современных ИК технологий) на альбомном листе формата А4, затем сканированием или фотографией переводится, или сохраняется в электронный формат под именем «Фамилия Имя Герб», например – «Иванов Иван Герб». 2. Описание герба выполняется в электронном виде объемом не более 1 страницы формата А4 и сохраняется в текстовом формате под именем «Фамилия Имя Герб описание», например – «Иванов Иван Герб описание» Критерии оценивания 1. Критерии оценивания Изображения герба (геральдические элементы, оригинальность идеи, цели и ценности, содержание, техника исполнения).
Максимальный балл 10.

Критерий 1
(геральдические элементы – цвета, символы)
Критерий 2
(оригинально сть идеи)
Критерий 3
(цели и ценности - девиз)
Критерий 4
(содержание)
Критерий 5
(техника исполнения)
Баллы
Отсутствуют Отсутствует Не ясны Содержание не структурирован о Непроработанны й набросок 0 Присутствуют основные элементы: щит и лента с девизом Идея, повторяющая ся в других работах Фрагментарно е представление о целях и ценностях Содержание повторяет структуру шаблонов Эскиз 1 Присутствуют практически все элементы Идея оригинальная, редко встречается в других работах Целостное представление о целях и ценностях Структура содержания оригинальна Традиционные или современные 2 4
2. Критерии оценивания Описания герба (геральдические элементы, соответствие изображению, цели и ценности, структура и содержание, самостоятельность).
Максимальный

балл 10.

Критерий 1
(геральдические элементы – цвета, символы)
Критерий 2
(соответствие изображению )
Критерий 3
(цели и ценности - девиз)
Критерий 4
(структура и содержание)
Критерий 5
(самостоятельнос ть)
Баллы
Не описаны Не соответствует Не ясны Содержание не структурирова но Выполнено только членами семьи 0 Описаны отдельные элементы герба В целом соответствует Фрагментарное представление о целях и ценностях, достижениях и значимых людях, и событиях Содержание повторяет или копирует структуру шаблонов Выполнено самостоятельно 1 Описаны все геральдические элементы Соответствуе т полностью Целостное представление о целях и ценностях, достижениях и значимых людях, и событиях Структура содержания оригинальна, дополняет структуру шаблона, присутствуют личностные суждения и оценки Выполнено совместно с членами семьи, указан вклад каждого 2
Максимальный балл - 20
Реальный балл складывается, как средний результат экспертной оценки членов жюри. Вот лучшие работы пятиклассников: 5
Моя семья – это маленькое, но тоже общество. У нас есть свои традиции. Каждое утро начинается со слов «Доброе утро!», а на ночь все обязательно целуют друг друга и говорят: «Спокойной ночи!» Мой папа построил дом. Моя мама ухаживает за садом. Часто мы ездим на природу, на нашу дачу, радуемся солнышку! Поэтому мой герб имеет жёлтый цвет. Есть у нас семейные праздники: дни рождения. К нам приходят гости, дарят подарки. Мы готовим много вкусной еды. Если тепло, то это шашлык на улице, песни под гитару. Детям – торт со свечами, хоровод «Каравай», игры с призами. Любимый праздник – Новый год мы встречаем дома. Подарки под ёлкой сюрпризом появляются в 12 часов ночи. Мы обязательно выходим на улицу, бегаем, играем, пускаем фейерверк. Голубой цвет – наш любимый. Он символизирует Доверие, Честность, Движение вперёд! Я использовал красный цвет- это Любовь, Сила, Смелость. У нас с папой есть ещё традиции: в первый снег выходим на улицу и лепим снеговиков, разных зверей. Летом мы часто ездим на рыбалку, в лес за грибами. 6
На гербе нашей семьи много знаков, которые говорят, что в семье растут два сына. Я-школьник, скоро пятиклассник, а мой брат – дошкольник. Ему надо расти. Наши родители большие труженики. Папа работает в полиции. Мой герб является символом моей семьи! Наш девиз: «Моя семья- моя сила и богатство!» В постоянно изменяющемся и неспокойном мире этот девиз помогает нам всегда. Все наши грусти и радости мы несём домой, в семью. Здесь нас понимают, поддерживают. А традиции укрепляют нашу дружную семью. 7
8
9
Литература: Боголюбов Л. Н. Обществознание 5 класс. [Текст] / Л. Н. Боголюбов. — М.: Просвещение, 2015. - 127с. Боголюбов Л. Н. Обществознание 6 класс. [Текст] / Л. Н. Боголюбов. — М.: Просвещение, 2013. - 111с. Выготский Л. С. Педагогическая психология. [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1996. — 84 с. Иоффе А. Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся [Текст] А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. — 2012. — № 1–17–13с. Ильина Т. А. Проблемное обучение [Текст] / Т. А. Ильина // Вестник высшей школы –17 авг. 2013. — № 2–5с. Селевко Г. К. 40 тысяч вопросов и одно «ага». [Текст]: проблемное обучение / Геннадий Селевко // Учительская газета- 27 сентября 2005. –№ 39–17с. Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ.пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. Н. Боголюбова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 304с. 10


В раздел образования