Напоминание

"Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении"


Автор: Фурт Алевтина Уразбаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №30 "Лесная сказка"
Населённый пункт: г. Балашиха
Наименование материала: Итоговая выпускная работа по программе переподготовки "Дошкольная педагогика и психология"
Тема: "Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Шуйский филиал ИвГУЦентр дополнительного образования
ИТОГОВАЯ ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
по программе переподготовки «Дошкольная педагогика и психология» на тему: «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении» Выполнила Фурт Алевтина Уразбаевна, Слушатель курсов переподготовки по программе «Дошкольная педагогика и психология» ЦДО Шуйского филиала «ИвГУ» Шуя 2014г. 1
СОДЕРЖАНИЕ 1. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ «Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к реализации раздела «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении» 2 ВТОРАЯ ЧАСТЬ «Анализ реализации раздела «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении» МДОУ № 30 «Лесная сказка» города Балашиха , Московской области на соответствие требованиям ФГОС дошкольного образования. 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (можно представить в этой части итоговой работы рекомендации по совершенствованию образовательной программы по конкретной образовательной области (или отдельного раздела программы) или условий их реализации). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан впервые в Российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 01.09.2013г. Федерального закона «Об образовании Российской Федерации». Стандарт разработан на основе Конвенции ООН «О правах ребенка», Конституции РФ, Законодательства РФ и обеспечивает возможность учета региональных, национальных особенностей народов РФ. Поставлена новая цель в образовании: воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Миссия дошкольного образования: становление и развитие личности в ее индивидуальности, уникальности, неповторимости. Стандарт должен нормативно обеспечить гарантии равенства - возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования. 2
В связи с этим, вопрос организации предметно- пространственной развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-пространственной развивающей среды ДОУ. Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Организуя предметно – пространственную развивающую среду в группе необходимо учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы. Правильно организованная развивающая среда в группе позволит каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. К самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не взрослый, а предметный мир. Развивающая среда должна быть насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который действительно оставляет за ребёнком свободу выбора. Требования ФГОС к развивающей предметно- пространственной развивающей среде: 1.Предметно-пространственная развивающая среда обе спечивает максимальную реализацию образовательного потенциала. 2. Доступность среды предполагает: 3
2.1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс. 2.2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности. Предметно- пространственная развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития, уголкам) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, р и с о в а н и е , р у ч н о й т р уд , т е а т р а л ь н о - и г р о в а я д е я т е л ь н о с т ь , экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими 4
школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активно сти детей. Это детские э н ц и к л о п е д и и , иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. Насыщенная предметно- пространственная развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить: 1.Среда должна выполнять образовательную, р а з в и в а ю щ у ю , воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3.Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей. 4.Элементы декора должны быть легко сменяемыми. 5
5.В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. 6.Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы. 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 9. Предметно-пространственная развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Таким образом, создавая предметно-пространственную развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Предметно-пространственная среда – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребенка, а также создание интерьера в помещении ДОУ. Организация среды должна служить 6
удовлетворению потребностей и интересов ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя владельцем игрушек, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности. Понятие интерьера включает в себя детали внутреннего убранства – цвет и форму пространства, мебель, элементы декора подобранные с учетом в ы б р а н н о г о с т и л я . Форма в дизайне нашего детского сада ориентирована на безопасность и возраст детей. Форма занавесей, мебели и крупного игрового оборудования призвана обеспечивать потребности детей в удобстве и естественности пользования, в развитии воображения и реализации игровых замыслов. Элементы декора в группе и в саду в целом, должны быть легко сменяемыми. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Созданная в группах обстановка должна успокаивать, уравновешивать эмоциональный фон, положительно влиять на нервную систему ребенка. Все это должно проявляться в спокойном поведении и содержательной деятельности. В такой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном о п ы т е п р и о б р е т а е т з н а н и я . Создавая «среду обитания» для воспитанников, необходимо прежде всего уделять внимание ее развивающему характеру. При первой же возможности обогатить среду такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, двигательную и иную активность детей. В каждом детском саду педагоги стараются в группе продумать, рационально и целесообразно расстановить мебель с выделением различных зон и уголков. Предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой «мертвую к о м б и н а ц и ю » р а з л и ч н о г о о б о р у д о в а н и я и м а т е р и а л о в . Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разносторонней деятельности. Так, например, старшие 7
дошкольники, имея опыт изобразительной деятельности, становятся хорошими дизайнерами. Важно, что занимаясь дизайном дети становятся не только исполнителями, но и творцами. Особенности деятельности детей, занимающихся дизайном, определяют новый характер их взаимоотношений со с в е р с т н и к а м и и в з р о с л ы м и . В группах можно планировать:  - «Центр познавательной активности», в которой дети могут самостоятельно ставить опыты, проводить наблюдения и т.д.,  - «Стена творчества», позволяющая ребенку в любой момент заняться рисованием, рассматривать карту, схемы, работать с фланелеграфом, играть в шахматы.  - «Дом-подиум» многофункционального характера, который может использоваться как сцена для театральной постановки, подиум для показа моделей одежды, дом для сюжетно-ролевой игры, «уголок уединения»;  - Мультимедийное оборудование даёт дополнительные возможности для показа слайдов и сопровождения их рассказом (экран дает возможность организовать различные игровые ситуации типа «Путешествие на машине времени», «Подводный мир», «В гости к сказочным героям» и т.д.)  - «Кукольный дом», который можно разместить на полках (на каждом этаже по три комнаты с мебелью, домашней утварью, куклами, изготовленными детьми вместе с воспитателями),  - «Театральное помещение», которое вместе с декорациями, масками, костюмами разрешает быстро создать цирк «Шапито», сказочный замок и т.д.  - Лаборатория – новый элемент, развивающий предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. 8
 - Создание или наличие «русской избы», где в сборе подлинные старинные вещи, прививают детям любовь к Родине и о н и с удовольствием занимаются в ней. Основные положения личностно ориентированной модели предметно- пространственной среды отражаются в принципах ее построения. Так, принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится. Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной творческой деятельности. Особенностями развития дошкольника, который ведет себя по схеме «вижу – действую», продиктован принцип доступности и единства (М.И. Лисина). Принцип активности, творчества реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды. Можно совместными усилиями организовать персональную выставку работ, оформить коллекцию марок, создать временные игровые зоны с использованием опытно-экспериментальных центров, мастерских и др. Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и дает возможность каждому ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим. Например, создаются игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка, места отдыха и уединения. 9
Предоставление девочкам и мальчикам возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип «половых и возрастных» различий. Основные положения личностно ориентированной модели отражаются также в принципе индивидуальности и неповторимости каждого структурного компонента единого пространства ДОУ. При формировании предметно- пространственной развивающей среды группы нет жесткого стандарта, педагоги должны учитывать особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни. Принцип безопасности реализуется в соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей. Принцип рациональности и целесообразности означает удобство, простор, функциональную значимость каждого компонента, эстетичность. II. Предметно-развивающая среда групп нашего детского сада организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Мы поняли, что необходим уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат у нас и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создать свой собственный мирок. В группе мебель и оборудование установлено так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: 10
д о с т а т о ч н о удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. На примере одной из групп представим предметно-пространственную развивающую среду, разделенную на определенные зоны или центры, и выделим следующие центры: Учебный центр; Центр материалов; Центр ролевой игры; Центр искусства; Центр природы и экспериментальной деятельности; Центр математического развития; Уголок уединения; Географический центр; Центр книги; Музыкальный центр. Рассмотрим каждый центр и его оснащение более подробно. 1. Учебный центр. Это полифункциональное трансформируемое рабочее пространство. Оно с легкостью меняет свой облик. Во-первых, это «мастерская» (для занятий продуктивной деятельностью), во-вторых, «Лаборатория» (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью) и в-третьих, место для свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми. Возможность свободного изменения рабочего пространства – и по конфигурации и по объему – открывается за счет разного расположения столов: соединение в общий большой рабочий стол или компоновки для четырех детей (для пар, для индивидуальной деятельности). Столы легкие и подвижные. 2. Центр материалов. Природный материал: песок, вода, камешки, ракушки и т.д. Сыпучие продукты: мука, манка, бобы, горох, рис и мн. др. 3. Центр ролевой игры. Детская мебель, принадлежности к ролевым играм, различные заместители, отображающие быт взрослых. Куклы разных размеров. 11
Комплекты одежды, постельного белья для кукол, кукольные сервизы, коляски д л я к у к о л . А т р и б у т ы д л я р я ж е н и я . 4. Центр искусства. Угловые столы для продуктивной художественной деятельности, где дети в свободное время лепят, рисуют, выполняют аппликационные работы. Шкаф-полка наполнена н е о бход и м ы м изобразительным материалом. Рядом место для выставки «Наше творчество», где на натянутых декоративных шнурах, дети размещают свои рисунки, аппликационные работы. На подставке, располагаются работы детей по лепке. Рядом расположена тематическая выставка репродукций картин русских и советских художников («Осень на полотнах художников», «Художники- оформители детских книг»). Рулон простых белых обоев для рисования коллективных работ, мольберт, доска для рисования мелом, маленькие доски для рисования. 5. Центр природы и экспериментальной деятельности. На стеллаже с выдвигающимися ящиками располагается центр природы. Комнатные растения размещаются в этом центре. В выдвигающихся ящиках хранится инвентарь для ухода за растениями. На стене находится календарь природы, рядом лежат д н е в н и к и н а б л ю д е н и й . Здесь же расположена «лаборатория природы». На подставке установлен большой аквариум с водой (емкость), рядом находятся со суды с узким и широким отверстием, разной формы, небольшие предметы, которые м о ж н о о п у с т и т ь в в о д у , п л а в а ю щ и е и т о н у щ и е . Также в уголке природы находятся большая емкость с водой, разные емкости, различные предметы, пузырьки и бутылочки с крышками, лодочки, почва, растворимые и нерастворимые материалы, песок, глина, опилки, стружка пенопласта. 6. Центр математического развития. Математические и логические игры для детей разных уровней развития, головоломки, комплекты цифр, математические знаки, набор геометрических фигур, объемные тела, счетные палочки, детский компьютер и магнитная доска. Здесь дети могут производить действия с 12
цифрами, знаками, числами на магнитной доске, решать логико-математические з а д а ч и , с о с т а в л я т ь ц е л о е и з ч а с т е й . 7. Уголок уединения. Немного удален ото всех центров уголок уединения. Ширмы располагаются по желанию ребенка. В мягком кресле ребенок, уединившись, может рассмотреть альбом с семейными фотографиями, просто отдохнуть. 8. Географический центр. Расположен в шкафу с закрытыми и открытыми полками, в котором находится доступный для детей материал: географические карты, атласы, глобус, иллюстративный материал, дидактические игры, мини- макеты природных зон нашей страны и мира («Пустыня», «Лес», «Луг» и т.д.). Материал постоянно дополняется и изменяется и направлен на развитие познавательных интересов детей среднего и старшего дошкольного возраста. 9. Центр книги. Книжный шкаф или полка, в котором размещены книги для детей по программе и любимые книги для детей: энциклопедические, книги по интересам детей, книги по истории и культуре русского и других народов, открытая витрина для книг, тематическая выставка «Мир сказок», «Корней Ч у к о в с к и й и е г о к н и г и » и д р . 10. Музыкальный центр. В шкафу или на открытых полках находятся музыкальные инструменты, звучащие предметы-заместители, магнитофон, диски с записью детских песенок, музыки для детей по программе, пение птиц и г о л о с о в п р и р о д ы . Создавая предметно-пространственную развивающую среду мы все время помнили: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие с а м о с т о я т е л ь н о с т и и с а м о д е я т е л ь н о с т и р е б е н к а . Наш педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 30» не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации предметно-пространственной развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и 13
фантазия. Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в МБДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Создавая развивающее пространство в ДОУ и в групповых помещениях, педагоги нашего дошкольного учреждения придерживались принципов, изложенных в "Концепции дошкольного воспитания", а так же руководствовались принципами В.А Петровского, что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. При построении предметно - пространственной среды соблюдались принципы:  Открытости;  Гибкого зонирования;  Стабильности-динамичности;  Полифункциональности;  Гендерный подход. Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда в группах целесообразна, информирована, создает образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художе ственному решению. Предм етно- 14
пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Организуя предметно-развивающую среду в различных возрастных группах детского сада, наши педагоги учитывали принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр. Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Созданы условия для занятий физической культурой, изодеятельностью, опытнической работой. Воспитатели создали атмосферу не только уюта и комфорта, но и стараются сделать пребывание детей в детском саду радостным. При организации предметно-пространственной среды в группах ДОУ необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Поэтому воспитатели в свободное время рисуют, шьют, вяжут, придумывают интересные игры, нестандартное оборудование для группы. 15
Помня о том, что статус детского сада, его имидж во многом зависит от мнения родителей, мы стараемся строить свои отношения на взаимном доверии. Ведь родители не только наши основные заказчики и потребители, но и самые заинтересованные, надежные союзники в деле воспитания детей. Психолого- педагогическое просвещение родителей ведем дифференцированно, используя разные формы работы. Одна из них - информация на стендах. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в нашем ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста. Поэтому среда в нашем ДОУ выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников. Предметно-пространственная среда – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребенка, а также создание интерьера в помещении ДОУ. Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя владельцем игрушек, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности. Понятие интерьера включает в себя детали внутреннего убранства – цвет и форму пространства, мебель, элементы декора подобранные с учетом в ы б р а н н о г о с т и л я . Форма в дизайне нашего детского сада ориентирована на безопасность и возраст детей. Форма занавесей, мебели и крупного игрового оборудования 16
призвана обеспечивать потребности детей в удобстве и естественности пользования, в развитии воображения и реализации игровых замыслов. Элементы декора в группе и в саду в целом, должны быть легко сменяемыми. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо у ч и т ы в а т ь в е д у щ у ю р о л ь и г р о в о й д е я т е л ь н о с т и . Созданная в группах обстановка должна успокаивать, уравновешивать эмоциональный фон, положительно влиять на нервную систему ребенка. Все это должно проявляться в спокойном поведении и содержательной деятельности. В такой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном о п ы т е п р и о б р е т а е т з н а н и я . Создавая «среду обитания» для воспитанников, необходимо прежде всего уделять внимание ее развивающему характеру. При первой же возможности обогатить среду такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, двигательную и иную активность детей. В каждом детском саду педагоги стараются в группе продумать, рационально и целесообразно расстановить мебель с выделением различных зон и уголков. Предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой «мертвую к о м б и н а ц и ю » р а з л и ч н о г о о б о р у д о в а н и я и м а т е р и а л о в . Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разносторонней деятельности. Так, например, старшие дошкольники, имея опыт изобразительной деятельности, становятся хорошими дизайнерами. Важно, что занимаясь дизайном дети становятся не только исполнителями, но и творцами. Особенности деятельности детей, занимающихся дизайном, определяют новый характер их взаимоотношений со с в е р с т н и к а м и и в з р о с л ы м и .
Вывод (
Заключение) 17
Правильно организованная предметная развивающая среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей. В ходе реализации проекта у участников проекта формируются ключевые компетентности: технологическая, нформационная, (умение ориентироваться в информационных источниках; делать выводы из полученной информации; социально-коммуникативная Дальнейшее развитие проекта в перспективе работы группы В дальнейшей работе мы планируем и дальше организовывать ПРС в группе в структуре ФГОС к общей образовательной программе ДУ, задействовать в работе по организации ПРС воспитанников и родителей, подготовить презентацию группы для родителей, распространить свой опыт в РМО.


Рекомендация по организации ПРС
1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитанниками и взрослыми 2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3. Форма в дизайне детского сада ориентирована на безопасность и возраст детей. 18
4.Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы. 5. Пространство группового помещения должно быть полифункционально. Элементы декора должны быть легко сменяемыми 6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 7.При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 8.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Приложение

Проект «Организация предметно – пространственной среды ДОУ»
В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования. В теории и практике дошкольной педагогики давно обсуждается необходимость изучения и учета личностных особенностей детей. Однако определение индивидуализации как принципа образования в научно-методических исследованиях нередко подменяется понятиями "индивидуальный" или "индивидуально-дифференцированный подход". Следует также отметить проблему подготовленности кадров, отсутствие у них профессиональной компетентности в реализации принципа индивидуализации. Педагоги, особенно со стажем работы, вынуждены ломать сложившиеся 19
стереотипы и перестраивать организацию педагогического процесса, овладевать методами и технологиями, ориентированными на личностный подход к ребенку. Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. При этом он должен прослеживаться на организационном и содержательном уровнях, а не соблюдаться только в специально отведенные часы или при выполнении особых форм деятельности, например, на занятии, спортивных, развлекательных мероприятиях. Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия Ф.А.Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь С целью индивидуализации предметно-пространственной среды и создания системы методической работы, направленной на повышение компетентности педагогов в социально-эмоциональном развитии детей, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно ориентированной модели.
Цели и задачи проекта
Инновационный подход заключается в том, что индивидуализация среды – это стержень, на который педагоги могут "нанизывать" используемые в настоящее время образовательные технологии:  исследовательскую (проблемно-поисковую): модель "обучение через открытие"; 20
 коммуникативную (дискуссионную): наличие дискуссий, представляющих различные точки зрения по изучаемым вопросам, их сопоставление, поиск лучшего варианта решения;  имитационного моделирования (игровую): моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения;  психологическую: самоопределение педагога по выполнению той или иной образовательной деятельности;  деятельностную: способность ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;  рефлексивную: осознание ребенком деятельности, того, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что он чувствовал при этом. Разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка является главной идеей проекта. Такой маршрут немыслим вне предметно- пространственной среды. Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника. Помимо базисных компонентов она включает в себя не только групповые помещения, но и другие функциональные площади, например, студии, рекреации, коридоры, территорию детского сада. Вторая идея проекта заключается в том, что каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников "заражаться" текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности. В отличие от существующих разработок, индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребенка, но и 21
показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать и в непосредственной, и в опосредованной деятельности. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно- пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Сильный в интеллектуальном развитии ребенок не нуждается в объяснении задач, действий, результатов деятельности. В этом случае воспитатель выбирает роль консультанта, затем наблюдателя. Для ребенка, которому нужно многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, воспитатель выступает в роли активного помощника, соучастника до тех пор, пока ребенок в этом нуждается. Такой способ взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, т. е. совершенствоваться. Таким образом, целью проекта стало создание единой предметно- пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения. В качестве
основных задач проекта
были определены:  создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать задачи, 22
проявлять творчество, фантазию, изобретательность, заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире;  освоение педагогами новых образовательных технологий, формирующих в детях желание осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни;  овладение педагогами новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании предметно-пространственной среды, способствующими повышению их профе ссиональной компетентности;  эстетизация и модернизация пространства детского учреждения с учетом требований современного дизайна и компетентностей педагогов ДОУ.
Принципы построения

предметно-пространственной среды
Основные положения личностно ориентированной модели предметно- пространственной среды отражаются в принципах ее построения. Так, принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится. Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной творческой деятельности. Особенностями развития дошкольника, который ведет себя по схеме "вижу – действую", продиктован принцип доступности и единства (М.И. Лисина). Принцип активности, творчества реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды. Можно совместными усилиями организовать персональную выставку работ, оформить 23
коллекцию марок, создать временные игровые зоны с использованием опытно- экспериментальных центров, мастерских и др. Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и дает возможность каждому ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим. Например, создаются игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка, места отдыха и уединения. Предоставление девочкам и мальчикам возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип "половых и возрастных" различий. Основные положения личностно ориентированной модели отражаются также в принципе индивидуальности и неповторимости каждого структурного компонента единого пространства ДОУ. При формировании предметно- развивающей среды группы нет жесткого стандарта, педагоги учитывают особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни. Анкетирование родителей дает возможность больше узнать о характере каждого ребенка, его интересах, наклонностях. Принцип безопасности реализуется в соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей. Принцип рациональности и целесообразности означает удобство, простор, функциональную значимость каждого компонента, эстетичность.
Содержание методической работы

с педагогами
24
Формы повышения квалификации педагогов в рамках данного проекта выбирались исходя из психологических особенностей их познавательной деятельности. Так, методическая работа предусматривала следующие инновационные формы: лекции в виде диалога, семинар-интервью, дебаты (по технологии Е.О. Галицких), мастер-классы, конкурсы, семинары-практикумы, практикум по созданию эскизов и мини-проектов, игровое моделирование, м е т о д п р о е к т о в и п р о б л е м н о - п о и с к о в ы й . Методическая работа осуществлялась в три этапа согласно разработанному плану (
приложение

1
). На первом – подготовительном – этапе во время разнообразных педагогиче ских мероприятий педагоги и зу ч а л и специализированную литературу, интернет-сайты по вопросам организации индивидуализированной среды, а затем с учетом приобретенных знаний с ф о рм и р о ва н н а я т в о рч е с ка я г ру п п а о б суж д а л а и п р е д л а г а л а и н д и в и д у а л и з и р о в а н н ы й д и з а й н п р о с т р а н с т в а у ч р е ж д е н и я . На втором – основном – этапе разрабатывались и вносились в годовой план индивидуальные проекты для каждой группы, план функционирования предметно-пространственной среды ДОУ. Параллельно происходил обмен опытом: в методическом кабинете были сформированы библиотеки для воспитателей по теме проекта, изготовлены и систематизированы дидактический и раздаточный материалы. На последнем этапе подводились итоги, планировалась работа на следующий год. Использование компонентов предметно-пространственной среды Идеи, предложенные по ходу реализации проекта, нашли воплощение в оформлении предметно-развивающей среды всех помещений ДОУ. Концепция, согласно которой каждая группа имеет свое название и соответствующий ему стиль оформления, легла в основу дизайнерских разработок по оформлению приемной групповых помещений. Например, в ней размещены визитные карточки с фотографиями детей и педагогов. На личном 25
шкафчике каждого дошкольника написано его любимое имя, внутри кабинки – данные его родителей, контактные телефоны. С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры. В каждой группе есть стенд или уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. Его можно дополнить гороскопом, названием сезона, месяца, числа. В приемных некоторых групп размещаются желания детей ко дню рождения, Новому году, записанные с их слов воспитателем или самим ребенком (6–7 лет). В группе оформляется "Уголок именинника", атмосфера которого создается с помощью красочного стула именинника, "Паровозика желаний", персональной именинной посуды, чудесного мешочка для подарков и т. д. Рубрики "Я умею, я люблю, хочу научиться" заполняются со слов ребенка и раскрывают его интересы и возможности. Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря рубрике "Мое настроение". В специально организованные уголки помещаются фишки или магниты в соответствии с настроением дошкольников. Дети учатся определять не только свое настроение, но и своих товарищей. Так, в группах младшего возраста ребенок может различить три состояния настроения: плохое, хорошее и отличное, а в старших группах – значительно больше. В группах старшего возраста в творческой форме (на листочках, цветочках и т. п.) воспитатели совместно с ребенком фиксируют его достижения, например, дошкольник научился завязывать шнурки, рисовать домик. Для этого заполняется рубрика "Я молодец, я научился". Накопленные в течение месяца достижения ребенка и представленные в рубрике "Панорама добрых дел" стимулируют желание дошкольника присоединяться к интересам и деятельности сверстников. 26
Главная идея дизайнерских разработок по оформлению игровых и спальных комнат групповых помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, группа должна быть насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире. Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности. Маленькие творческие мастерские и островки наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми. В каждой группе есть игры-самоделки, изготовленные дошкольниками совместно с родителями и воспитателем. В игровых комнатах для детей есть карта-путеводитель с игровым кубиком и набором разно-образных карточек по всем видам детской деятельности. Например, в группе "Морячки" дети путешествуют по островкам "Остров размышлений", "Эко-знайка", "Поиграй-ка", "Домисолька", "Остров сокровищ", "Почитай-ка", "Остров Самоделкина", "Здоровей-ка", "Остров Робинзона" (уголок уединения). Коробочка "Деловые хлопоты" заполнена бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "гардеробщик", "эколог", "главный строитель", "директор гаража" и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность. 27
Материалы в группе могут также воплощаться во временных компонентах детской субкультуры, т. е. присутствующих периодически, например, коллекциях, газетах, выставках, мини-музеях, оформленных совместно с родителями, и продуктах детской деятельности, полученных в результате реализации проектов (книжках-малышках, альбомах, фотоальбомах, макетах и т. п.). Коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в "собирательстве сокровищ". В процессе коллекционирования ребенок учится систематизировать и изучать собираемые предметы. Педагог помогает с поиском новых экспонатов, информации в книгах и энциклопедиях, организацией посещения музея. Представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, он вызывает у сверстников интерес к созданию собственной. Коллекции могут быть представлены открытками, иллюстрациями, предметами неживой природы, муляжами, игрушками и др. Центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками, – макет. Он выводит способность к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, раскрывает творческие способности, подчеркивает индивидуальность. Помимо создания коллекций дети могут поочередно оформлять свои мини- музеи по интересующей теме или теме проекта. В подготовке и оформлении материалов принимают участие родители. Детям открыты и доступны все базисные компоненты единой предметно- пространственной среды ДОУ (коридоры, вестибюли, другие функциональные п о м е щ е н и я ) . Стена "Наша жизнь, наши успехи" используется для демонстрации личных 28
достижений воспитанников в городских, краевых и Всероссийских конкурсах, выставках рисунков дошкольников, посещающих кружки, тематических фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка события, разнообразных выставок-конкурсов детских работ, выполненных в нетрадиционной технике (карвинг, бумажная пластика и т. д.). Постоянно действующая выставка творчества (картины, вышивка и др.) родителей, родственников ребенка развивает его и вызывает чувство гордости за с в о ю с е м ь ю . Территория ДОУ – отличное место для детской субкультуры. Песочные мозаичные панно включают в себя такие компоненты, как "секретики" в песке, строительство домиков из веток, палок. На первых порах воспитатели выкладывают мозаику вместе с дошкольниками, но дети достаточно быстро осваивают технику и создают собственные композиции, которые на протяжении всего лета украшают участки детского сада. Вылепленные руками воспитателей скульптуры обитателей морей и океанов расширяют не только кругозор детей, но и поле их деятельности. Они используются дошкольниками для двигательной активности, подвижных и сюжетных игр. С помощью педагогов дополнительного образования (эколога, педагога по изобразительной деятельности, инструктора по физической культуре и др.) воспитанники перемещаются по территории детского сада и выбирают интересный для них вид деятельности, объединяются в разновозрастные микрогруппы. Дети старшего дошкольного возраста имеют право выбрать понравившийся им объект и взять над ним шефство (например, ухаживать за растением, следить за чистотой скульптур). Более подробное описание использования компонентов предметно-пространственной среды дошкольного учреждения представлено в
приложении 2
. 29
Организованная таким образом личностно ориентированная среда в помещениях и на территории ДОУ стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество. Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Преимущества данного индивидуализированного подхода над традиционным можно оценить благодаря сводной таблице (
приложение 3
), иллюстрирующей изменения, которые привносит в жизнь детей и педагогов данная инновация по реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ.
План повышения профессиональной компетентности педагогов

в области создания индивидуализированной предметно-пространственной

среды в ДОУ
Приложение 1
Мероприятие

Содержание
1-й этап – подготовительный Педагогический совет Анализ тематического контроля по организации предметно- пространственной среды, введение в проблему изменений среды с учетом индивидуального подхода к ребенку Цикл педагогических чтений Изучение и обзор печатной литературы по дизайну и интерьеру помещений, вопросам индивидуального подхода к ребенку и организации индивидуализированной предметно- пространственной среды Педагогическая гостиная Знакомство с опытом работы детских садов России посредством просмотра видеоматериалов Сайт-экспедиция Самостоятельное изучение педагогами данного вопроса посредством различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование, сотрудничество с учреждениями, исследующими предметно-пространственную среду Бюро находок Обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта 30

Мероприятие

Содержание
Организация творческой группы Разработка дизайн-проекта оформления помещений ДОУ как единого индивидуализированного пространства учреждения Мини-презентация. Дебаты Представление проекта творческой группой. Отбор эффективных форм работы с детьми в спроектированной предметно-пространственной среде 2-й этап – основной Дизайн-мастерские Разработка индивидуальных проектов для каждой группы на основе общего проекта. Модернизация среды, создание компонентов единого индивидуализированного пространства Организация творческой группы Составление плана функционирования среды с внесением в годовой план графиков движения групп в единой пространственной среде, плана взаимодействия педагогов Постоянно действующие мини- типографии на базе методического кабинета Разработка, создание, ксерокопирование индивидуальных карточек для детей с заданиями для организации самостоятельной разнообразной деятельности Электронный методический банк Формирование в методическом кабинете библиотеки для воспитателей по теме проекта: создание электронной базы методического обеспечения проекта (видео- и фотоматериалы, список литературы, мультимедийные презентации, методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с родителями) Наглядно- дидактический и методический банк в информационно- методическом кабинете Изготовление и систематизация дидактического и раздаточного материала, образцов макетов, коллекций, индивидуальных карточек для использования в работе с детьми и родителями и др. Пополнение методического банка материалами из опыта работы педагогов по организации предметно- развивающей среды; видео- и аудиокассетами, компьютерными дисками; методической литературой. Сбор и анализ диагностических данных (аналитические отчеты по результатам анкетирования и диагностики) Мастер-классы Обмен опытом работы. Пропаганда инновационных и эффективных методов и форм 3-й этап – рефлексивный Анкетирование детей, педагогов, родителей. Диагностика Выявление результатов педагогической деятельности по внедрению проекта Совещание с участием заведующего ДОУ Анализ деятельности. Подведение итогов. Планирование работы на следующий год по проекту (2-й, 3-й этапы) с внесением коррективов
Использование отдельных компонентов

предметно-пространственной среды дошкольного учреждения среды в ДОУ
31
Приложение 2
Компонент

Процесс
Приемная "Здравствуйте, я пришел" Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых "Уголок именинника" Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). "Паровозик желаний", персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков и т. д. "Звезда дня" На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного "Звездой дня". Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной "я- концепции", развитие самосознания и самооценки "Мое настроение" Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние Рубрика "Я умею, я люблю, хочу научиться" Заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности "СМС-почта", "Я молодец, я научился" Информирование родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду "Ладошки успеха" Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения "Панорама добрых дел" Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями Портфолио ребенка Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни Рубрика "Ждем на индивидуальную работу" Приглашение ребенка в детский сад в определенное время для индивидуальных занятий с воспитателем или педагогом дополнительного образования "Новости дня" Сообщение темы дня, проекта, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми (6–7 лет) и вывешенные на всеобщее обозрение "Чудо-носочки" (варежки и т. п.) Воспитатель поочередно крепит на стенд "носок дошкольника" с карточкой-заданием для индивидуальных занятий ребенка с родителями дома Игровая и спальная комнаты Творческие мастерские Проектирование и изготовление игр и игрушек, атрибутов 32

Компонент

Процесс
Карта-путеводитель Выбор ребенком вида деятельности (островка, уголка, центра) и соответствующей индивидуальной карточки (перфокарты, схемы, задания, ребусы и др.) "Деловые хлопоты" Коробочка с бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "эколог", "счетовод", "бармен", "гардеробщик", "миротворец", "главный строитель", "директор гаража" и др. "Островок сокровищ", "Полянка драгоценностей" Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами), систематизация и изучение собираемого Газеты, листовки и знаки Временный компонент детской субкультуры, раскрывающий личность ребенка. Собственные слова детей, написанные ими произвольно или совместно со взрослыми Макеты Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками Мини-музеи Персональные тематические выставки в мини-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта "Мое творчество" Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов)) Детский дизайн-клуб Детская субкультура в оформлении группы по интересам дошкольников, темам проекта ("Огород на окне", "Ангелы сна", "Обереги") "Ангелы сна", "Обереги" В некоторых группах у воспитанников есть свой собственный оберег, изготовленный ими и названный необычным именем. У дошкольников также может быть свой ангел сна Коридоры, вестибюли, дополнительные площади Стена "Наша жизнь, наши успехи" Используется для демонстрации личных достижений ребенка в городских, краевых и всероссийских конкурсах, выставках Стены творчества Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок Дизайн-холл Для проведения временных выставок совместного творчества детей и родителей Стенды "Физкультура в творчестве детей", "Мы спортсмены" Используются для выражения ребенком своего отношения к занятиям физической культурой, собственного увлечения каким-либо видом спорта, обмена мнениями внутри детского коллектива ДОУ "Азбука настроения" Получение педагогом обратной связи после занятия с ребенком физической культурой "Вымпел" Размещение на "Вымпеле" фотографии ребенка, ставшего победителем соревнований 33

Компонент

Процесс
"Книга рекордов" Лучшие спортивные достижения детей (самый высокий прыжок, лучший теннисист, лучший в беге, лучший лыжник и т. д.) заносятся в "Книгу рекордов" Информационно-методический кабинет Видеосалон (мультимедийный проектор, экран, медиотека) Просмотр детьми мультфильмов, образовательных фильмов, мультимедийных презентаций Игро- библиотека Возможность взять интересующую ребенка детскую художественную литературу, энциклопедии, развивающие игры и игрушки, выбрать образцы и схемы макетов Территория дошкольного учреждения "Детская дизайн-площадка" Творчество ребенка и его сотворчество с педагогом по созданию детской субкультуры на земле и песке ("Песочная мозаика"), в зимнее время года – на снегу. Украшение веранд и участков "Дизайн-территория" Созданные воспитателями скульптуры обитателей морей и океанов, сказочных и мультипликационных персонажей, "Деревенский уголок", малые формы используются для игр, двигательной активности, труда и т. д. "Эко-полянка" "Метеоплощадка. Лаборатория под открытым небом". Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность
Характеристика изменений в жизни детей и педагогов

в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной среды

ДОУ Приложение 3

Цель

образовательного

процесса

Традиционный подход

Иновационный подход
Цель образовательного процесса Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности, общих и специальных способностей, компетентности детей и педагогов Методы обучения Преимущественно репродуктивные, построены по принципу от простого к сложному Преимущественно продуктивные, построены с учетом индивидуальных и познавательных способностей ребенка Педагогические средства Преимущественно:  монолог педагога;  презентация знаний,умений и Преимущественно:  диалог и полилог;  актуализация имеющегося личностного опыта ребенка; 34
Цель образовательного процесса Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности, общих и специальных способностей, компетентности детей и педагогов навыков;  фронтальный и групповой опросы детей  ориентация на имеющийся индивидуальный опыт;  совместные проекты (дети, родители, педагоги);  целенаправленное развитие познавательных способностей ребенка;  опытно-экспериментальная деятельность детей;  исследовательская деятельность;  творческие работы Способы мотивации Личные интересы, цели ребенка слабо задействованы в воспитательно- образовательном процессе. Привлекательность обучения связывается с подготовкой к школьному обучению и соответственно будущей успеваемостью или неуспеваемостью Интересы, личные цели и ценности учитываются в воспитательно- образовательном процессе. Привлекательность обучения связывается в основном с получением удовлетворения, радости, проживания редких эмоций от решения загадок, раскрытия тайн, осуществления открытий, личностными достижениями, вовлеченностью в эмоционально насыщенные виды деятельности (игру, творчество, поиск), обеспечением самореализации, достижением социального признания и т. д.
Традиционный подход

Иновационный подход
35

Цель

образовательного

процесса
Формирование знаний, Развитие личности, общих и Умений и навыков специальных способностей, компетентности детей и педагогов. Дидактические материалы Рассчитаны на всех детей или на подгруппу в соответствии со степенью сложности. Готовит воспитатель Рассчитаны на детей с различными познавательными склонностями и возможностями. Готовят дети, педагоги, родители Тип взаимодействия Субъект- объектные. Ребенок – объект педагогического воздействия Субъект- субъектные. Ребенок в образовательном процессе сначала субъект своей активности, затем – собственного развития, в будущем – своей жизни Основные функции воспитателя Трансляция и формирование знаний, умений и навыков Формирование и фасилитация познавательных процессов Активность детей Преимущественно по инициативе педагога Собственная активность и инициатива детей Роли детей В большей степени исполнитель, презентатор, ведомый и т. п. Широкий выбор ролей и позиций: исследователь, аналитик, автор, координатор, художник, критик и т. д. Образовательная технология Складывается у педагога в соответствии с его собственным опытом обучения, профессиональным и личностным опытом. При кажущемся разнообразии средств приобретает статичный характер. Обеспечивается в рамках одной образовательной программы Проектируется и варьируется с учетом потребностей сложившейся образовательной ситуации. Обеспечивается преемственностью образовательных технологий Критерии эффективности Преимущественно обученность детей Преимущественно обучаемость и развитость познавательной сферы и личностного опыта 36


В раздел образования