Урок математики 4 класс "Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями"
Автор: Шарамко Анастасия Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ Магнитная СОШ с\п п. Алексеевский Населённый пункт: Челябинская область, Агаповский район, поселок Алексеевский Наименование материала: конспект урока Тема: Урок математики 4 класс "Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями" Раздел: начальное образование
Урок математики 4 класс «Школа России» на 2015-2016 уч. год
Тема: «Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями»
Цель: закрепление письменного приёма деления на числа, оканчивающиеся
нулями.
Задачи:
1.
Личностные:
-
воспитывать
самостоятельность,
ответственное
отношение к выполняемой работе, умение оценивать свой труд, воспитывать
активную личность.
2.
Предметные:
-
закрепление
письменного
приёма
деления
на
числа,
оканчивающиеся
нулями;
развивать
правильную
математическую
речь, творческие способности, логическое мышление учащихся; развивать
познавательные процессы.
3.
Метапредметные:
Познавательные: - поддерживать научно-исследовательский интерес;
учить
использовать
знаково-символические
средства
для
решения
поставленных
задач;
учить
осуществлять
анализ
объектов
с
выделением
существенных и несущественных признаков; учить осознанно и произвольно
строить речевые высказывания в устной форме;
Регулятивные:
-
учить
проявлять
познавательную
инициативу
в
учебном
сотрудничестве;
учить
самостоятельному
учёту
выделенных
учителем ориентиров действий в новом учебном материале; обучать навыкам
самоконтроля, самооценке; научить учитывать правило в планировании и
контроле способа решения.
Коммуникативные: - формировать умение учитывать разные мнения и
интересы;
учить
осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
ХОД УРОКА
1. Настрой на урок
- Сейчас урок математики, к нам пришли гости.
А это здорово, когда приходят гости: можно показать самое лучшее, на
что вы способны! Вы уже их поприветствовали? Повернулись и улыбнулись
добрыми улыбками.
- А сами встаньте ровно, потянитесь к солнышку!
Возьмем у солнышка заряд бодрости, энергии, радостного настроения!
2. Сели, открыли тетради, записали число. У вас на парте лежат карты
учёта (Примечание 1), где вы будете оценивать свою работу. Если сделали всё
сами, то ставите +, если нет то –
II.
Сегодня
мы
с
вами
совершим
путешествие
на
корабле
под
названием «УСПЕХ»
Назовите синонимы к слову успех и прочитайте пословицу, которая
будет девизом к нашему уроку: « Сделано наспех – сделано на смех» СЛАЙД
2 . Объясните смысл пословицы.
Помните
мы
смотрели
мультфильм
«Приключения
капитана
Врунгеля»?
Как называлась его яхта? Подумайте, ребята, как же называлась его
яхта?
И
что
осталось?
А
капитан
Врунгель
какие
слова
пел
про
яхту?
СЛАЙД 3 Вот поэтому и у него было плавание с опасными приключениями.
Наш
корабль
называется
«УСПЕХ»
и
я
вам
желаю
успешного
путешествия. А мы с вами выходим в открытый океан.
СЛАЙД 4 (Картинка океана с плывущей бутылкой) Ой, ребята, а что
это? Дельфин передал нам бутылку, в которой сообщение с острова Обезьян:
«Наш
остров
находится
в
Индийском
океане,
недалеко
от
Африки.
Помогите! Нам нечего есть!».
-
А
где
же
этот
остров?
Давайте
посмотрим
на
глобусе.
Местонахождение мы приблизительно определили.
- Да, ребята 2016 год – год кого? И нам в двойне будет приятно помочь
обезьянкам,
у
которых
не
вызрели
бананы
и
им
нечего
кушать,
значит
повезём гуманитарный груз обезьянкам.
-
А
что
такое
гуманитарный
груз?
По
телевизору
слышали
такое
выражение?
- Я вас просила поискать в газетах о помощи другим странам. Кто
нашёл?
Вот гуманитарный груз, который мы повезём. Это бананы.
Но, что это? С мешков упали цифры и мы не знаем вес мешков.
Есть небольшое пояснение:
В первом мешке количество сотен и единиц
в 3 раза больше количества десятков.
Восстановите цифры.
Про второй мешок ничего не сказано. Мы
постараемся сами восстановить цифры по
ходу плавания.
III 1) Устный счет «Разминка»
- А сейчас небольшая разминка: 13546, 14547, 15548, …, …, …,
19552
По
какому
признаку
составлена
последовательность
чисел?
И
запишите только пропущенные числа
Сколько в наи м еньшем числе десятков?
Сколько в наи б ольшем числе сотен?
СЛАЙД 5 - Что это за игра?
- И мы с вами сейчас поиграем в баскетбол 2) Игра баскетбол
- Вам нужно стрелками забить гол в кольцо, для этого от частных
ведёте стрелку в кольцо.
400:5 160:4 160:2
200:5 240:6
720:9
Кто быстрее забьёт мячи в кольцо, тот и выиграл.
IV Бухта примеров
Мы подплываем к Бухте примеров.
40
80
2
204500 : 500 = 409
24500 : 500 = 49
24180 : 30 = 806
2580 : 30 = 86
Рассмотрите равенства.
81200 : 40 = 2030
920 : 40 = 23
- Чем похожи равенства? И чем отличаются?
- Чем похожи и чем отличаются частные?
- А когда при делении в частном могут получиться нули
Сформулируйте задачи сегодняшнего урока?
Вчера на уроке мы узнали подробную и краткую форму вычислений.
Какая более удобная?
- Вспомните алгоритм деления ( Примечание 2).
РЕШАЮТ У ДОСКИ
с объяснением -
35210 : 70 = (503)
без объяснения с проверкой
168000 : 400 = (420)
Сели, оценили себя в листах учета.
- А все ли примеры делятся нацело?
У ДОСКИ ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ стр. 32 № 121 1-й пример с
проверкой
83056 : 40 = (2076 ост.16)
Проверка:
1) остаток 16 меньше делителя 40
2) 2076*40+16= 83056
Самостоятельно
в
тетради
2-й
пример
48179
:
80
=
(602
ост.19)
взаимопроверка
Оценили себя в листах учета
- Давайте отдохнём V. ФИЗМИНУТКА СЛАЙДЫ
- Плывём дальше
VI. РЕБЯТА ОСТОРОЖНО! МЕЛЬ . Корабль сядет на мель, если не
решим задачу стр. 32 № 122)
- Чтение задачи
- Что известно?
- Что неизвестно?
Давайте сделаем схематический чертёж.
- Как узнать расстояние?
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
- А как узнать время?
САМОЯТОЯТЕЛЬНАЯ ЗАПИСЬ РЕШЕНИЯ
1) 270 : 90 = 3 минуты – время
2) 40 * 3 = 120 метров - расстояние 2-о пловца
Ответ: 120 м
Оценили себя в листах учета
(УСТНО СОСТАВЬТЕ ОБРАТНЫЕ ЗАДАЧИ
(узнать скорость одного из пловцов)
(узнать какое расстояние пройдёт 1-ый пловец))
VII. сейчас работаем в ГРУППЕ.
СЛАЙД 6
1.
Найдите выражения, в которых надо найти частное. Вычислите.
Затем переверните листочки, если ваши ответы совпали с ответом на
листочке ,то расположите их в порядке увеличения.
2.
Прочитай пословицу, объясни смысл.
700000 - 23387
т о в а р и щ у
(3658)
Не отставай
(2446)
Сам (1142)
(Сам не отставай и товарищу помогай.)
Оцените работу в листах учета
VIII.
Пристань
уравнений. Решив
уравнения,
определим
где
остров.
У ДОСКИ с объяснением.
Х : 5 = 1400 – 900
Х – 30 = 1000 - 200
(Х :5 = 500
(Х – 30 = 800
Х = 500 * 5
Х = 800 + 30
Х = 2500
Х = 830
2500 : 5 = 1400 – 900
830 – 30 = 1000 - 200
500 = 500)
800 = 800)
Сели оценили свою работу
СЛАЙД 7 ОСТРОВ – МОСТИК СЛАЙД 8
Вот он остров
- спускаемся на остров по мостику с заданием (проверь себя и оцени
свои успехи стр. 32 )
Сколько у вас получилось? (626)
- Вам не о чём не говорит число 626 ? сегодня на уроке оно нам нигде
не встречалось?
- Какой получили остаток? (300)
- Что бы это значило?
- Допишем их на мешке.
- Значит, сколько мы везем бананов всего? (626 +300= 926 кг.)
IX .Рефлексия
Мы груз доставили, плывем обратно.
Какое задание для вас было самым трудным? Интересным?
Давайте
выберем
те
качества
и
учебные
навыки,
которые
нам
помогли
сегодня на уроке? ( Слайд 9 )
-А какие мешали нашей работе.
Сообразительность
Смекалка
?
Лень (убираем)
Внимание
Шум (убираем)
Усидчивость
-Ребята, эти качества мы с вами будем брать и на следующих уроках!
X. Домашнее задание по выбору. (
СЛАЙД 10)
Для тех у кого деление не вызывает затруднения стр. 32 № 120, 121,
124. Для остальных р/т стр. 33 № 20
Подведём итоги в листах учета если 6-5 плюсов – «5», если 4-3 –«4».
- С каким настроением вы закончили урок? Поставьте магнитики
на соответствующую лесенку. (СЛАЙД 11)
- Я довольна вашей работой на уроке и у меня отличное настроение и
обезьянки вам передали подарок.
Как вы думаете, что может быть в этой коробке? СЛАЙД 12
Обезьянки угадали с подарком, т.к. у нас сегодня на обед бананы.
Спасибо за урок
Примечание 1
Алгоритм деления.
Выделяю первое неполное делимое
Считаю цифры в частном
Делю
Умножаю
Вычитаю
Сравниваю остаток с делителем
Второе неполное делимое
Делю
Умножаю
Вычитаю
Сравниваю остаток с делителем
Читаю ответ
Примечание 2
Карта учёта
Примеры у
доски
Задача
Групповая
работа
Уравнения