Напоминание

открытый урок


Автор: Широкая Елена Николаевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: открытый урок
Раздел: полное образование





Назад





Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Ставропольское президентское кадетское училище»

Технологическая карта урока

Преподаватель: Широкая Е.Н., Катаева В.М.

Учебная дисциплина: литература, мировая художественная культура

Курс: 9 Е

Тема урока: Живопись М.Ю. Лермонтова как отражение судьбы и творчества поэта

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

УМК:Программы по литературе для 5-11 классов. Авторы: B.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.

Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2011.

УМК, учебник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Авторы:

В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский. М.: Просвещение, 2011.
Цель 1. открыть новые факты биографии М. Ю. Лермонтова, 2. показать многогранность натуры поэта плеяды «золотого века» русской литературы, 3. познакомить с малоизвестной стороной творчества Лермонтова – его живописью. Задачи Когнитивные: умение видеть в произведениях искусства важнейшие идейно- нравственные проблемы литературы. Операциональные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию Аксиологические: Воспитывать чувство патриотизма УУД Личностные: Целенаправленная познавательная и исследовательская деятельность воспитанников с опорой не только на информацию, но и жанр, композицию, выразительные средства. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственных формах, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Планируемые результаты Предметные: Научиться определять жанровые, языковые и выразительные особенности произведений искусства М.Ю.Лермонтова Личностные: Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Метапредметные: Выработать навыки анализа лирического текста, показать многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного смысла. Основные понятия Творчество, живопись, иллюстрация Элементы технологий Дифференцированного подхода в обучении, педагогики сотрудничества, проблемного обучения, развития творческих способностей учащихся, ИКТ, здоровьесбережения. Межпредметные История, литература, МХК, музыка
связи Социализация Формы работы Ф - фронтальная, И – индивидуальная, Г - групповая
Ход урока

Дидактическая

структура урока

Методическая структура урока

Содержание

этапов

урока

Организационный

момент
Приветствие воспитанников. Сдача рапорта.
Актуализация

знаний,

целеполагание
Казался ты и сумрачным и властным, Безумной вспышкой непреклонных сил; Но ты мечтал об ангельски-прекрасном, Ты демонски-мятежное любил! Ты никогда не мог быть безучастным, От гимнов ты к проклятиям спешил, И в жизни верил всем мечтам напрасным: Ответа ждал от женщин и могил! Но не было ответа. И угрюмо Ты затаил, о чём томилась дума, И вышел к нам с усмешкой на устах. И мы тебя, поэт, не разгадали, Не поняли младенческой печали В твоих как будто кованых стихах! Сегодня мы на уроке попытаемся разгадать тайну этого великого человека и не только как поэта, но и художника. Тема сегодняшнего урока «
Живопись М.Ю. Лермонтова как

отражение судьбы и творчества поэта».
Определите для себя задачи, которые вы должны решить к концу урока, запишите их в рабочие листы. Слайд 1. Учитель литературы читает стихотворение под музыку Слайд 2.
Тайна рождения

поэта
Предварительная подготовка воспитанника. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве, в доме генерал-майора Толя у Красных ворот. По материнской линии Лермонтов происходил из старого русского степного дворянства. Слайд 3.
Добрую половину Пензенской губернии занимали поместья его ближайших родственников – Арсеньевых, Столыпиных, Верещагиных… Из прославленного рода Столыпиных происходила бабушка и поэта. Что же касается корней родословной по линии отца, то Лермонтов точно не знал, где искать их. Иногда он считал, что род его начинался в Шотландии, и мечтал:
На запад, на запад помчался бы я,

Где цветут моих предков поля,

Где в замке пустом, на туманных горах,

Их забвенный покоится прах.
Иногда же поэт возводил свой род к испанскому герцогу Франсиско Лерме и фантазировал на испанские темы. Теперь точно установлено, что справедлива первая версия. Родоначальник рода Лермонтовых Георг Лермонт был шотландец, а в 1613 г. он воевал в рядах польской армии против русских, затем этот наемный рыцарь был взят в плен и остался в России. Он поступил на службу, ему были пожалованы земли в Костромской губернии. Во время второй польской войны, через 20 лет, он был убит. С одним из предков этого Лермонта, жившим в 13-ом веке, связана замечательная легенда. Он был скальд (поэт) по прозванию Томас-Рифмач. Его будто бы похитили феи и унесли в волшебный замок. Затем он вернулся к людям, рассказал, что с ним случилось, и вновь исчез – уже навсегда. Лермонтов не знал этой легенды – иначе он ее непременно бы использовал. Но удивительно, что один из самых важных его поэтических мотивов – русалка, зовущая человека в свой мир. Остатки замка Томаса Лермонта сохранились до сих пор. Учитель МХК: У Лермонтова есть несколько вариантов изображения герцога Лермы, как его себе представлял поэт. ( Обращение к репродукциям картин Лермонтова «Герцог», «Герцог Лерма» . Не удивляйтесь, но, судя по всему, рисовать Лермонтов начал еще раньше, чем писать стихи. У кого еще из русских поэтов пол в детской был покрыт сукном специально для того, чтобы мальчик рисовал на нем цветными мелками? В работах, которые можно условно объединить темой «Испанские портреты», Лермонтов проявил себя удивительно тонким портретистом. – Посмотрите на выражение лица герцога с одноименного портрета. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким представлял себе Лермонтов своего предполагаемого предка? Слайд 4. Слайд 5-6

Сравнительный

анализ

стихотворения

«Кавказ» и картин о

Кавказе
Учитель МХК: Затем в жизнь, а позже и в творчество будущего поэта величаво входит Кавказ. Кавказ, куда бабушка возила слабого здоровьем внука к целебным источникам и где юношей поэт познал первую любовь; Кавказ, куда Лермонтов был переведен на службу высочайшим указом за стихотворение «Смерть Поэта» в 1837 году и отправлен вновь за дуэль с сыном французского посла в 1940-ом. Кавказ, где 26-летнему Лермонтову суждено было погибнуть. Кавказ-судьба… Учитель литературы: Не случайно Анна Андреевна Ахматова сказала о Лермонтове: «...До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта: Здесь Пушкина изгнанье началось И Лермонтова кончилось изгнанье...» Чем привлекал Лермонтова Кавказ? Почему многих своих героев он «поселил» именно на Кавказе? Что представлял собой Кавказ во времена Лермонтова? Ответить на эти вопросы нам помогут стихи, картины, акварели, рисунки самого поэта и ваша активная и дружная работа в группах. 1 воспитанник. Во время первой ссылки самым сильным впечатлением поэта была радость при виде природы, которой он не переставал любоваться. Вот как вспоминает поэт это время. Из письма Лермонтова М. А. Лопухиной: «
У меня здесь

очень хорошее помещение; каждое утро из своего окна

смотрю на всю цепь снежных гор и на Эльбрус; вот и

теперь, сидя за письмом к вам, я по временам кладу

перо, чтобы взглянуть на этих великанов: так они

прекрасны и величественны!».
2 воспитанник: Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно из помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ. В младенческих летах я мать потерял. Слайд 7-8
Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ. Я счастлив был с вами, ущелия гор, Пять лет пронеслось: все тоскую по вас. Там видел я пару торжественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ.
Учитель МХК:
Пейзажи с романтическими видами Кавказа занимают в творчестве Лермонтова-художника одно из важнейших мест. В них он прекрасный колорист, добивающийся цветового единства, живописец, который умеет мастерски передать тонкости воздушной перспективы. До Лермонтова в живописи не было романтического Кавказа, он был только в поэзии, созданной Жуковским и Пушкиным. Стоит отметить, что многие кавказские картины и рисунки Лермонтова напоминают кавказские пейзажи в его сочинениях, но это, конечно, не иллюстрации: это разные произведения об одном и том же. Сравним стихотворение «Кавказ» и картины, посвященные Кавказу (работаете в группе по таблице рабочей тетради): Работа в группах 5-7 минут, выступление от каждой группы, выводы в рабочей тетради

Лермонтов и война
В 1840 г. поэт вновь сослан на Кавказ. Лермонтов оказался в отряде генерала Галафеева и участвовал в экспедиции на Чечню. Поэт побывал в перестрелках, неожиданных налетах, разведке. В официальном донесении о битве при Валерике так говорится о поэте: «Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об ее успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнил возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших солдат ворвался в неприятельские завалы». Увидев войну вблизи, Лермонтов особенно остро ощутил ее жестокость и противоестественность. Воспитанник читает отрывок из послания «Валерик»: И с грустью тайной и сердечной Я думал: «Жалкий человек. Чего он хочет!.. Небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он – зачем?» Галуб прервал мое мечтанье. Ударив по плечу, – он был Кунак мой, – я его спросил, Как месту этому названье? Он отвечал мне: «Валерик, А перевесть на ваш язык, Так будет речка смерти: верно, Дано старинными людьми»… Учитель МХК: Военной теме посвящено большинство рисунков и акварелей Лермонтова, где Лермонтов-баталист уверенно владеет линией, великолепно передает движение, умело строит композицию. В этот же цикл картин входит и акварельный автопортрет поэта в форме военного офицера Нижегородского драгунского полка. Лермонтов изобразил себя в черкеске с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, на фоне гор. Это один из лучших и достовернейших портретов Лермонтова.
(Впечатление,

которое производит автопортрет Лермонтова.)
Интересна история создания «Эпизода сражения…». Лермонтов выполнил рисунок композиции, а акварелью его дописал Г. Г. Гагарин, товарищ поэта. Война на акварели изображена во всем ее драматизме, без прикрас.
(Анализ
Слайд 9-10 Слайд 11-13 Воспитанники делают вывод о том, что Лермонтов

представленных произведений живописи; обращение

внимания на точность деталей в воспроизведении

обмундирования русских офицеров, одежды горцев, как

элемента национальной культуры, оружия.)
восхищается мужеством горцев, говорит об их культуре, традициях и ужасается бессмысленности этого кровопролития.
Физминутка
Звучит музыка, на фоне музыки идут портреты Варвары Лопухиной. Слайд 14
Любовь в жизни

Лермонтова
Учитель литературы: любовь….что может быть сильнее и прекраснее этого чувства? Варенька Лопухина… одна из самых глубоких сердечных привязанностей М. Ю. Лермонтова. Поэт встретился с ней в 1831 году. Варенька была пылкая, восторженная, поэтическая натура. Она была одних лет с поэтом, и это было, между прочим, причиной многих страданий для Лермонтова, потому что Варенька по годам своим была членом общества, когда ровесник ее, Мишель, все еще считался ребенком. Характер ее, мягкий и любящий, увлекал его. Он, сопоставляя себя с нею, находил себя гадким, некрасивым, сутуловатым горбачом: так преувеличивал он свои физические недостатки. И так сильно был влюблен в это юное создание. Воспитанник: Она не гордой красотою Прельщает юношей живых, Она не водит за собою Толпу вздыхателей немых, И стан её не стан богини, И грудь волною не встает, Слайд 14
И в ней никто своей святыни, Припав к земле, не признает, Однако все ее движенья, Улыбки, речи и черты Так полны жизни, вдохновенья, Так полны чудной простоты. Но голос душу проникает, Как вспоминанье лучших дней, И сердце любит и страдает, Почти стыдясь любви своей. Учитель МХК: о портретах Лопухиной Слайд 15
Подведение итогов
Учитель МХК: Гениальность и многогранность натуры Лермонтова поистине поразительна. Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы творчество поэта, не оборви его жизнь 15 июля 1841 г. дуэльный выстрел у подножия горы Машук. Исследователи полагают, что не только в литературе, но и в живописи Лермонтов стоял на пороге замечательных открытий. Учитель литературы: Запишите в рабочих листах, что вы сегодня узнали на уроке. Какие открытия для себя сделали. Удалось ли вам решить те задачи, которые ставили для себя в начале урока? Слайд 16
Рефлексия
Поделитесь своими впечатлениями от сегодняшнего урока. Напишите свое признание в любви творчеству поэта, его лирическому таланту и таланту художника. Воспитанники пишут и зачитывают.
Оценивание работы.
Оценивание проходит по листам контроля.
Задание для

самоподготовки
Закончить творческую работу


В раздел образования