Автор: Сигбатулина Анастасия Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ СОШ №7 Населённый пункт: город Ртищево, Саратовская область Наименование материала: технологическая карта урока русского языка Тема: Морфологический разбор деепричастий Раздел: среднее образование
У Р О К 49
. Морфологический разбор деепричастия
Цели
деятельности
педагога
Познакомить с порядком морфологического разбора деепричастия; развивать умение производить морфологический
разбор деепричастий
Тип урока
Урок объяснения нового материала
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: знатьпорядок морфологического разбора деепричастия; уметь производить морфологический разбор
(устный и письменный) деепричастия.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умениеорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать
индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые
средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры; стремление к
речевому самосовершенствованию
Методы и формы
обучения
Наблюдение над языком; проблемный метод; анализ языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные
ресурсы
uroki.ne
t
zavuch.i
nfo
intergu.r
u
akademius.nar
odvibor-rus.html
festival.1septe
mbersubjects
1
som.fsiosu
bject.asp?
id=10000192
Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Демонстрационн
ый материал
М у л ь т и м е д и й н ы й
р я д: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных
учащихся
Основные
понятия
Сравнительный анализ морфологических признаков
2
Организационная структура урока
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Универсальные
учебные действия
1.
Мотивация
(самоопред
еление) к
учебной
деятельнос
ти
Эмоциональна
я,
психологическ
ая и
мотивационная
подготовка
учащихся к
усвоению
изучаемого
материала
В с т у п и т е л ь н о е
с л о в о составляется учителем
Слушают учителя,
участвуют в диалоге с
учителем
Познавательные:
осознают
познавательную
задачу.
Регулятивные:
планируют
необходимые
действия, операции
2.
Актуализац
ия и
пробное
учебное
действие.
3.
Выявление
места и
причины
затруднени
я
Воспроизведен
ие ранее
изученного,
установление
преемственных
связей
прежних и
новых знаний
и применение
их в новых
ситуациях.
Создание
проблемной
ситуации,
эвристическая
беседа
Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет
ответы.
Сопоставьте однокоренные причастия и деепричастия.
План разбора
Причастие. Пример:
Мальчик,
поглядывающий по
сторонам,
...
Деепричастие. Пример:
Мальчик, поглядывая по
сторонам, читает
книгу
1.
Обобщающее
значение
Признак предмета
по действию: к а к о й?
Мальчик,
поглядывающий по
сторонам,
...
Добавочное действие:
...поглядывая по
сторонам
Обдумывают ответы на
вопросы, применяют к
анализу деепричастия
общие
морфологические
знания и умения,
приобретенные
в предшествующие
годы, уча-ствуют
в диалоге с учителем,
осознают, что знаний
у них недостаточно для
полных ответов
Познавательные:
осуществляют для
решения учебных
задач операции
анализа, синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливают
причинно-
следственные
связи.
Регулятивные:
принимают и
сохраняют учебную
задачу, осознают
недостаточность
своих знаний.
Коммуникативные
3
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Универсальные
учебные действия
2.
Морфологиче
ские признаки
Призн.г
лаг.
}
вид
несоверше
н.,
время
настоящее,
непереходн
.
Призн.
глаг.
Призн.
нареч.
}
}
вид
несоверш.,
непереход
н.
неизменяе
мость
Призн.
прилаг.
}
род муж.,
число ед.,
падеж
имен.
3.
Синтаксическ
ая роль
Определение
Обстоятельство
В ходе заполнения таблицы учитель подсказывает, как
определить морфологические признаки деепричастия: поглядывая
– поглядев (вид); читая книгу – поглядывая по сторонам
(переходность/непереходность). Неизменяемость деепричастия
выявляется после неудачных попыток просклонять или
проспрягать его. Полезно спросить, как выяснялась
синтаксическая роль, чтобы переориентировать учеников с
вопросов ч т о
д е л а я? и ч т о
с д е л а в? на смысловые вопросы:
читает к а к? – поглядывая по сторонам и т. д.
1
: задают вопросы с
целью получения
необходимой для
решения проблемы
информации,
формулируют
собственные мысли,
высказывают и
обосновывают свою
точку зрения
4.
Целеполага
ние и
построение
выхода
Беседа по
вопросам
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися,
принимающими ее на себя.
– Познакомимся с порядком морфологического разбора
деепричастия на страницах 88–89 учебника.
Организует и сопровождает деятельность учащихся
Слушают учителя,
участвуют в диалоге с
ним
Регулятивные:
планируют
необходимые
действия, операции,
действуют по плану
4
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Универсальные
учебные действия
из
затруднени
я
5.
Творческая
практическ
ая
деятельнос
ть
по
реализации
построенно
го проекта
Раскрытие
сущности
новых
понятий,
усвоение
новых
способов
учебной и
умственной
деятельности
учащихся
З а д а н и е.
Выпишите из текста (текст на слайде) в два столбика
деепричастия совершенного и несовершенного вида. Произведите
их морфологический разбор.
Это полезно знать.
Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней.
Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся
запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая»
страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что, вникая в
них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его
отношением к героям. Анализируя поведение героев, попытайся
дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают,
совершая тот или иной поступок. Закрывая последнюю страницу
книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила
след в твоей душе
2
.
Контролирует правильность приемов работы с текстом.
Организует и сопровождает деятельность детей
Принимают участие в
работе. Формулируют
собственные мысли,
высказывают и
обосновывают свою
точку зрения
Познавательные:
читают и слушают,
извлекая нужную
информацию, а
также
самостоятельно
находят ее в
материалах
учебников, рабочих
тетрадей.
Регулятивные:
осознают правило
контроля и успешно
используют его в
решении учебной
задачи
6.
Первичное
закреплени
е с
комментир
ованием во
внешней
речи.
7.
Составление
связных
рассказов об
изученных
нормах, подбор
своих
примеров,
иллюстрирую
щих природу
Проверка и обсуждение результатов предыдущего этапа урока.
Коррекция ЗУН по теме.
Выполнение упражнений 210, 211.
Контролирует правильность выполнения задания.
Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения
новым учебным материалом непосредственно на уроке
Выполняют задания.
Высказывают и
обосновывают свою
точку зрения
Регулятивные:
адекватно
оценивают свои
достижения,
осознают
возникающие
трудности, ищут их
причины и пути
преодоления.
5
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Универсальные
учебные действия
Самостояте
льная
работа с
самопровер
кой по
эталону
изучаемого
языкового
явления,
письменная
работа
Коммуникативные
: формулируют
собственные мысли
8.
Включение
в систему
знаний и
повторение
Обобщение
полученных на
уроке
сведений,
оценивание за
работу на
уроке
О б о б щ а ю щ и й
т е с т.
А1. Какое слово является деепричастием?
1) Висевший;
3) покинуты;
2) размахнувшись;
4) падающего.
А2. Укажите деепричастие несовершенного вида.
1) Нахмурясь;
3) приняв;
2) встречаясь;
4) заблудившись.
А3. От какого слова нельзя образовать деепричастие
несовершенного вида?
1) Гулять;
3) рулить;
2) взлетать;
4) ждать.
А4. В каком предложении знаки препинания расставлены
неправильно?
1) Используя высказывания об устном народном творчестве,
подготовьте сообщение о былинах.
2) Под тонкими корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи.
3) Солнце встает над безоблачным горизонтом, и совершает
свой дневной путь, не встречаясь с облаками.
4) Выйдя в отставку, Державин всецело посвятил себя
литературным трудам.
В1. Из данного предложения выпишите деепричастия.
Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного
произведения, но и ставя их часто рядом, добиваясь при этом
большой выразительности, Державин открывал дорогу развитию
Отвечают на вопросы,
оценивают работы
одноклассников
Личностные:
понимают значение
знаний для
человека.
Познавательные:
приобретают
умения
использовать
полученные знания
и умения в
практической
деятельности и
повседневной
жизни.
Регулятивные:
оценивают свою
работу; исправляют
и объясняют
ошибки.
Коммуникативные
: формулируют
собственные мысли,
высказывают и
обосновывают свою
6
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Универсальные
учебные действия
реалистического языка.
С1. Напишите, в чем состоят художественные открытия
Г. Р. Державина
3
точку зрения
7