Напоминание

Морфологический разбор деепричастий


Автор: Сигбатулина Анастасия Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №7
Населённый пункт: город Ртищево, Саратовская область
Наименование материала: технологическая карта урока русского языка
Тема: Морфологический разбор деепричастий
Раздел: среднее образование





Назад





У Р О К 49
. Морфологический разбор деепричастия
Цели

деятельности

педагога
Познакомить с порядком морфологического разбора деепричастия; развивать умение производить морфологический разбор деепричастий
Тип урока
Урок объяснения нового материала
Планируемые

образовательные

результаты

Предметные:
знатьпорядок морфологического разбора деепричастия; уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) деепричастия.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умениеорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать

индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Методы и формы

обучения
Наблюдение над языком; проблемный метод; анализ языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные

ресурсы
uroki.ne t zavuch.i nfo intergu.r u akademius.nar odvibor-rus.html festival.1septe mbersubjects 1
som.fsiosu bject.asp? id=10000192
Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Демонстрационн

ый материал
М у л ь т и м е д и й н ы й р я д: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся
Основные

понятия
Сравнительный анализ морфологических признаков 2
Организационная структура урока Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
1.

Мотивация

(самоопред

еление) к

учебной

деятельнос

ти
Эмоциональна я, психологическ ая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала В с т у п и т е л ь н о е с л о в о составляется учителем Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем
Познавательные:
осознают познавательную задачу.
Регулятивные:
планируют необходимые действия, операции
2.

Актуализац

ия и

пробное

учебное

действие.

3.

Выявление

места и

причины

затруднени

я
Воспроизведен ие ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы. Сопоставьте однокоренные причастия и деепричастия. План разбора Причастие. Пример: Мальчик, поглядывающий по сторонам, ... Деепричастие. Пример: Мальчик, поглядывая по сторонам, читает книгу 1. Обобщающее значение Признак предмета по действию: к а к о й? Мальчик, поглядывающий по сторонам, ... Добавочное действие: ...поглядывая по сторонам Обдумывают ответы на вопросы, применяют к анализу деепричастия общие морфологические знания и умения, приобретенные в предшествующие годы, уча-ствуют в диалоге с учителем, осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов
Познавательные:
осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи.
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные
3
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия 2. Морфологиче ские признаки Призн.г лаг. } вид несоверше н., время настоящее, непереходн . Призн. глаг. Призн. нареч. } } вид несоверш., непереход н. неизменяе мость Призн. прилаг. } род муж., число ед., падеж имен. 3. Синтаксическ ая роль Определение Обстоятельство  В ходе заполнения таблицы учитель подсказывает, как определить морфологические признаки деепричастия: поглядывая – поглядев (вид); читая книгу – поглядывая по сторонам (переходность/непереходность). Неизменяемость деепричастия выявляется после неудачных попыток просклонять или проспрягать его. Полезно спросить, как выяснялась синтаксическая роль, чтобы переориентировать учеников с вопросов ч т о д е л а я? и ч т о с д е л а в? на смысловые вопросы: читает к а к? – поглядывая по сторонам и т. д. 1
:
задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
4.

Целеполага

ние и

построение

выхода
Беседа по вопросам Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. – Познакомимся с порядком морфологического разбора деепричастия на страницах 88–89 учебника. Организует и сопровождает деятельность учащихся Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним
Регулятивные:
планируют необходимые действия, операции, действуют по плану 4
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
из

затруднени

я

5.

Творческая

практическ

ая

деятельнос

ть

по

реализации

построенно

го проекта
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся З а д а н и е. Выпишите из текста (текст на слайде) в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида. Произведите их морфологический разбор. Это полезно знать. Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что, вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям. Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок. Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе 2 . Контролирует правильность приемов работы с текстом. Организует и сопровождает деятельность детей Принимают участие в работе. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Познавательные:
читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Регулятивные:
осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи
6.

Первичное

закреплени

е с

комментир

ованием во

внешней

речи.

7.
Составление связных рассказов об изученных нормах, подбор своих примеров, иллюстрирую щих природу Проверка и обсуждение результатов предыдущего этапа урока. Коррекция ЗУН по теме. Выполнение упражнений 210, 211. Контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке Выполняют задания. Высказывают и обосновывают свою точку зрения
Регулятивные:
адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. 5
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
Самостояте

льная

работа с

самопровер

кой по

эталону
изучаемого языкового явления, письменная работа
Коммуникативные

:
формулируют собственные мысли
8.

Включение

в систему

знаний и

повторение
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание за работу на уроке О б о б щ а ю щ и й т е с т. А1. Какое слово является деепричастием? 1) Висевший; 3) покинуты;
2) размахнувшись;
4) падающего. А2. Укажите деепричастие несовершенного вида. 1) Нахмурясь; 3) приняв;
2) встречаясь;
4) заблудившись. А3. От какого слова нельзя образовать деепричастие несовершенного вида? 1) Гулять; 3) рулить; 2) взлетать;
4) ждать.
А4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно? 1) Используя высказывания об устном народном творчестве, подготовьте сообщение о былинах. 2) Под тонкими корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи.
3) Солнце встает над безоблачным горизонтом, и совершает

свой дневной путь, не встречаясь с облаками.
4) Выйдя в отставку, Державин всецело посвятил себя литературным трудам. В1. Из данного предложения выпишите деепричастия. Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и ставя их часто рядом, добиваясь при этом большой выразительности, Державин открывал дорогу развитию Отвечают на вопросы, оценивают работы одноклассников
Личностные:
понимают значение знаний для человека.
Познавательные:
приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные:
оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативные

:
формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою 6
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия реалистического языка. С1. Напишите, в чем состоят художественные открытия Г. Р. Державина 3 точку зрения 7


В раздел образования