Напоминание

Роль педагога в учебно-воспитательном процессе музыкальной школы


Автор: Шмыгленко Анна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДМШ №2
Населённый пункт: г. Кропоткин Краснодарского края
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Роль педагога в учебно-воспитательном процессе музыкальной школы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская музыкальная школа №2 г. Кропоткин МО Кавказский район
Методический доклад

«Роль педагога в учебно-воспитательном процессе

музыкальной школы»
Подготовила: Преподаватель высшей категории по классу фортепиано детской музыкальной школы №2 г. Кропоткин Шмыгленко Анна Николаевна Март 2016г 1
Содержание 1. Вступление 2. Особенности индивидуальных занятий 3. Воспитательный процесс 4. Портрет педагога 5. Авторитет преподавателя. Общение с учеником 6. Развитие мотивации 7. Заключение 8. Использованная литература 2
Нет на земле живого существа Столь жесткого, крутого, адски злого, Чтоб не могла хотя на час один В нём музыка свершить переворота. В. Шекспир («Венецианский купец»)
1.Вступление
Преподаватель музыкальной школы… Кто мы: учителя, педагоги, наставники, воспитатели? Если обратиться к толковым словарям – все слова между собой синонимы. Преподаватель – лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной деятельностью. Педагог – лицо, занимающееся преподавательской работой как профессией, то есть преподаватель. Учитель – это, прежде всего наставник, несущий людям новые знания, новый опыт. Воспитатель –человек занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Преподаватель музыкальной школы – это особый педагог. Он должен быть музыкантом, психологом, воспитателем, учителем, наставником, примером для подражания. И эти все перечисленные факторы, должны проявляться одновременно, в комплексе. Учитель игры на любом инструменте должен быть, прежде всего, учителем м у з ы к и, то есть, её разъяснителем и толкователем (Г.Нейгауз). Особенно это необходимо на первых ступенях развития учащегося в музыкальной школе. Учитель должен донести до ученика не только содержание произведения и заразить его поэтическим образом, но и дать подробный анализ формы, мелодии, фактуры. Прививая навыки игры на инструменте, мы касаемся вопросов теории, музыкальной литературы, учим ансамблевой игре, чтению нот с листа, самостоятельной работе над пьесами и многому другому. Г.Г. Нейгауз говорил: «Педагог по специальности должен давать ученику весь полный комплекс знаний, необходимый для изучения произведения. Он должен быть одновременно историком музыки, теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии и игры на фортепиано».
2.

Особенности индивидуальных занятий
Музыкальная школа – это образовательное учреждение, где ребёнок обучается индивидуально. Если вовремя опро са на уроке, в общеобразовательной школе, у ученика есть возможность «спрятаться за спинами» других учеников и промолчать, то здесь он должен непрерывно работать и выполнять задачи поставленные преподавателем. В освоении такого вида искусства, как музыка, присутствует момент «принуждения», т.к. большая часть детей приходит в музыкальную школу по настоянию своих родителей. Поэтому некоторые первоклассники, уже в первом полугодии, не 3
выдерживают такую нагрузку, у них появляется страх, неуверенность, нежелание заниматься музыкой. Перед нами стоит задача не допустить этого. Тщательное планирование уроков с малышами должно способствовать творческому обдумыванию первоочередных задач и, как правило, появлению новых интересных мыслей на самом уроке. Индивидуальная форма занятий даёт нам большое преимущество. Она позволяет приспособиться к темпам обучения с учётом возможностей ребёнка. У нас всегда есть возможность двигаться быстрее или медленнее, и при этом следить, чтобы ученику не было слишком трудно или скучно. Главное не переусердствовать в освоении нового материала и не форсировать этапы обучения. Система индивидуальных занятий облегчает педагогу проведение урока в отличие от групповых занятий, но и представляет определенные трудности. Первая из них - осложнена подготовка к каждому конкретному уроку. Вторая – многократное повторение сходных указаний каждому ученику в отдельности. Третья трудность заключается в том, что нам приходится каждый час перестраиваться применительно к индивидуальным особенностям очередного ученика. «Сколько у педагога учеников, столько и дарований с присущими им особенностями» (В. Натансон). Педагог приспосабливается к каждому ученику, непрерывно изучая его. Он как бы создаёт для него индивидуальную методику, опираясь на сегодняшний уровень его достижений и на то, как он воспринимает указания педагога. С первого урока перед учителем музыки стоит общая задача комплексного воспитания ребенка и умения составлять психолого-педагогическую характеристику на ученика, с целью прогнозирования и планирования дальнейшего роста обучаемого. Планирование его роста не может происходить без резюмирования каждого прошедшего урока. Мысленно обозревая итоги урока, необходимо поставить себе следующие вопросы: а) с какими знаниями уходит ученик? б) дал ли урок ученику новый импульс к самостоятельной работе? в) что было в общении с учеником свежего, творческого? г) чем обогатился методический опыт педагога? д) насколько успешно были решены технические и художественные задачи? Анализ прошедших занятий и обдумывание следующей встречи с учениками является обязательным для педагога. Подготовка к следующему уроку может заключаться в просмотре фортепианной литературы, выборе лучшей редакции, ознакомлении с источниками музыкально-исторического и биографического порядка, подборе упражнений для преодоления технических трудностей, сюда же следует отнести освоение педагогом ученического репертуара и многое другое. При проведении урока преподаватель использует различные приёмы и методы воздействия на ученика, которые делятся на три основные группы: показ, объяснение, дирижирование. Великолепный показ за инструментом, сопровождаемый меткими образными сравнениями и ассоциациями, 4
подскажут ученику нужное чувство и активизируют его творческую фантазию. Художественная направленность должна побудить ученика к самостоятельным звуковым поискам, внутренней сосредоточенности, и вести его от слуховых ощущений к движению, а не наоборот. Приём «дирижирования» - помогает ученику найти должный ритм, темп и характер исполнения. Простым взмахом руки можно иногда гораздо больше объяснить и показать, чем словами.
3. Воспитательный процесс


Наука о педагогике своей основной целью ставит воспитание и развитие личности ученика. Она подчёркивает, что обучение должно носить воспитывающий характер. В процессе обучения ученик получает знания, которые имеют большое воспитательное значение. Именно в работе педагога – музыканта воспитание тесно связано с занятиями. Воспитание исполнительских навыков неотделимо от воспитания характера ученика в целом. Ученик, небрежно разбирающий музыкальный текст, обычно проявляет небрежность в поведении, на которую педагог, при удобном случае, может и должен воздействовать. Нарушение чувства ритма - всегда указывает на известную расхлябанность характера, а четкая ритмическая выдержка - тесно связана с выдержкой в поведении и речи. Бледная и вялая игра соответствует замкнутости и необщительности ребёнка. Не следует пренебрегать и внешними моментами во спит ания: аккуратностью, дисциплиной, опрятностью, изяществом и благородством жестов и осанки, приветливостью в обращении. Исключительно большое значение имеет воспитание культуры речи, ибо не умеющий складно мыслить, не умеет складно говорить, а не умеющий складно мыслить и говорить - никогда не научится хорошо играть. Музыкант должен уметь рассказать, что он слышит или исполняет. Успешное воспитательное воздействие на ребёнка оказывают выдержка, искренность, требовательность и чуткость педагога. Не должно быть притворной ласковости или непрерывных окриков. Считается, что строгость – самый чувствительный инструмент педагогики, но не найдя ключ к душе ученика, важно не превратится в музыкального цербера. Характерной чертой большинства музыкантов – педагогов является скупость на словесные одобрения. Между тем хорошо известно, что подчёркивание удач ученика имеет гораздо большее значение с точки зрения стимулирования его работы, чем повторное акцентирование недостатков. Вся учебно–воспитательная деятельность педагога - музыканта должна проходить под девизом: «Поощрять, а не разочаровывать. Лучше перехвалить, чем недохвалить». Как сказал Рахманинов: «Художнику необходимы три вещи: похвала, похвала и похвала…». Она необходима для возмещения затраты нервов и сил, которые нужны для того, чтобы исполнить настоящее произведение. 5

4. Портрет педагога
Педагогическая работа – всегда сложный процесс, а в сфере искусства, ещё в большей мере, чем в других областях, так как круг задач, стоящих здесь перед преподавателем, особенно широк. Мы, педагоги музыкальной школы, имеем дело с учениками различной степени одарённости, и не зависимо от этого, мы обязаны развивать их исполнительские навыки. Преподаватель должен обладать не только глубокими знаниями, но и высокой техникой педагогической работы: уметь находить правильный подход к каждому ученику и возможности преодоления различных трудностей. Кроме этого, ему необходимо уметь целесообразно использовать ограниченное время урока так, чтобы успеть проверить домашнюю работу ученика, дать ему чёткие, запоминающиеся указания и творческий импульс для самостоятельной работы. Каждый педагог имеет свой индивидуальный стиль работы. Этот стиль должен непрерывно совершенствоваться и обогащаться за счёт собственных педагогических находок, общения с коллегами и изучения научно- методических трудов талантливых педагогов, в которых осмысливается весь комплекс соответствующих проблем. Всё это создаёт творческую личность учителя, его «индивидуальный педагогический почерк». Сколько людей с удовольствием музицируют и наслаждаются музыкой благодаря таланту своего учителя музыки; и сколько людей лишены этого удовольствия потому, что преподаватель оказался недостаточно чутким, недостаточно квалифицированным и заинтересованным в профессии. Педагогический процесс строится не только на индивидуальных особенностях ученика. Занятия, даже с одарённым ребёнком, не будут успешными без таланта педагога, без его интуиции, мастерства и увлечённости своим делом. Хорошие музыкальные данные ребёнка не могут являться гарантией того, что ребёнок будет музыкантом. Чтобы это произошло, необходимо обучение и настойчивость, проявленные педагогом и учеником одновременно. Если ребёнок лишён таланта, то в нашем распоряжении есть его интеллект, который может помочь в обучении маленького музыканта. При этом учителю необходимо понимать, что его

способности и интеллект зависят от генетических факторов и условий окружающей среды. Тем не менее, иногда можно услышать фразу: «Буду работать только со способными детьми, а на слабых – нечего тратить нервы и время». Такое безразличие недопустимо в педагогической работе. Каждый ученик имеет право на внимание педагога, его доброжелательность и уважительное отношение. Это важнейший принцип педагогической этики. Ученик, почувствовав равнодушие учителя, тоже будет равнодушно относиться к занятиям. Педагог, не подходящий творчески к работе с более слабыми учениками, не только лишает их своего культурного воспитательного воздействия, но и себя лишает возможности приобрести интересные и необычные методы 6
преподавания, которые могут оказаться весьма полезными в работе с другими обучающимися. Вступая на стезю преподавательской деятельности, педагог лишает себя права давать волю своим нервам. Он обязан быть терпеливым по отношению к любым ошибкам и непонятливости тех, кто пришёл к нему за помощью, пришёл у ч и т ь с я. Он должен спокойно и благожелательно п о м о ч ь им в трудном деле овладения исполнительским мастерством. У Марины Цветаевой есть строки: «…О, через все века… бреду в плаще ученика». Эта фраза точно характеризует нашу профессию. При работе над репертуаром с учащимися (особенно со старшеклассниками), мы параллельно с ними изучаем произведения, которые сами никогда не играли, и ищем пути преодоления исполнительских проблем. Мы с разными учениками по-разному работаем над одной и той же пьесой. Для произведения не может существовать раз и навсегда установленных правил. План исполнения строится в соответствии с индивидуальностью ребёнка. У каждого из них оно будет звучать по - своему. В этом вся ценность, если в ученическом исполнении чувствуется искренность и ка ка я - то индивидуальная трактовка музыки, но с другой стороны педагог не должен позволять ученику искажать музыкальную речь с её закономерностями и поэтическим содержанием. В музыкальном мире известно, что прекрасный музыкант и прекрасный педагог – это не всегда одно и то же лицо. Общение tet-a-tet (фр.), что буквально означает «голова к голове», предполагает создание духовного пространства, которое педагог образует вокруг себя и ученика, а внутри, это пространство должно быть заполнено Музыкой и творчеством. Талантливый педагог и бездарный ученик столь же малопроизводительное сочетание, как бездарный педагог и талантливый ученик. Подобное к подобному – это один из самых разумных принципов при разрешении проблемы учитель и ученик.
5. Авторитет преподавателя. Общение с учеником


Есть ещё одно условие для успешной работы преподавателя – это его авторитет, который создаётся в процессе общения с учеником. Дети необычайно остро воспринимают всё, что связано с личностью педагога. Авторитет педагога опирается на его культуру, знания, человеческие качества и поступки. Таким образом, любое общение с педагогом является для ученика воспитывающим. Поэтому педагогу стоит обращать повышенное внимание на свой внешний вид и поступки, а также умение вести себя с учениками и коллегами по работе. С первых уроков ученик склонен сразу с уважением относиться к преподавателю. Нам надо лишь закрепить это своей работой и уважительным отношением к ребёнку. Когда у педагога есть авторитет, то между учеником и учителем складываются про стые, доверительные от н о ш е н и я , способствующие человеческому и творческому контакту. Но простота и лёгкость общения не должны быть восприняты учеником как повод к 7
приятельским отношениям. Внутренняя дистанция между ними должна сохраняться. Преподаватель на протяжении всей своей жизни имеет дело с предельно сложным и изменчивым материалом – детской психикой, которая зависит от характера и возраста ребёнка. Ученикам младшего возраста достаточно двух, трех замечаний педагога, и они стараются исправиться. А подросткам, у которых уже сложились собственные взгляды, надо доказать и доказать убедительно, почему надо играть так, а не иначе. Педагогический контакт можно считать сложившимся тогда, когда ученик отчётливо воспринимает указания педагога и выполняет их. Каждый новый год приносит с собой нечто новое в развитии характера ребёнка, его интеллекта и эмоциональной сферы. Каждый новый этап развития требует со стороны педагога нового подхода к учащемуся и предъявления новых требований. Поэтому разность в общении с ребёнком и подростком должна иметь следующие положения: 1. Речь, обращённая к ребёнку, должна состоять из коротких простых фраз, темп речи сравнительно медленный. 2. Ребёнку можно несколько раз повторить объяснения, а подростка приучать запоминать указания с первого раза. 3. Интенсивность проведения урока должна повышаться от младших классов к старшим. В младших классах приходится учитывать медленность восприятия ребёнка и отсутствие привычки к длительной непрерывной работе. В старших классах, наоборот, - урок должен быть достаточно интенсивным, но на любом этапе обучения внимание ученика не должно оставаться незагруженным. 4. Указания ребёнку 8-9 лет должны быть чёткими и конкретными. Подросток обязан уметь работать на основе обобщенных указаний. 5. Домашние задания детям младшего возраста должны быть точно сформулированы; подросткам можно предоставлять самостоятельность в планировании своей работы.
6. Развитие мотивации
В прошлые века ребёнок получал образование и общекультурное развитие в семье. Кроме изучения общих предметов и иностранных языков обязательным было и обучение игре на инструменте. Без музыки воспитание интеллигента и аристократа считалось неполноценным. Ребёнок, ограниченный в своём культурном кругозоре, мало читающий и мало знающий, и музыкантом будет весьма посредственным. В игре музыканта участвуют не только пальцы, но и его интеллект, и личностное отношение к произведению. Чтобы всё получилось именно так, учитель должен увлечь юного человека музыкой, развить к ней интерес и пробудить внутреннюю мотивацию к обучению. В психологии выделяют внутреннюю и внешнюю мотивации. Внешняя – это «кнут и пряник». Обе роли выполняет оценка. Но уповать на это не стоит, поскольку с возрастом ученики всё меньше придают значение оценкам. 8
Значит надо развивать внутреннюю мотивацию. Откуда же произрастает внутренняя мотивация? Как показывает педагогический опыт, весьма продуктивно мотивировать детей 5-6 лет в подготовительных музыкальных группах. Такие занятия уже до подхода к инструменту позволяют сформировать в памяти ребёнка большое количество музыкальных представлений, которые он будет заинтересован воспроизводить на выбранном инструменте. Методика занятий в подгруппе сформирует у будущего исполнителя метро-ритмическую дисциплину и стремление к целому и непрерывному исполнению пьесы. В игровой форме можно максимально развить творческое воображение ученика. Эта методика изложена в «Методическом пособии по ритмике» Г. Франио. В младших классах педагог в качестве мотивации в обучении может использовать учебные пособия, снабжённые картинками и стихами, где ещё требуется поддержать исполнение голосом. Для этих целей прекрасно подходят сборники «Крохе-музыканту» И. Корольковой. Ни одна сфера не даёт такой возможности в утверждении собственной индивидуальности, как искусство: ведь нельзя в математике или химии по- своему трактовать законы и формулы. А в музыкальной школе можно играть понравившееся произведение с разной степенью успешности и со своим личным отношением к исполняемому. В музыкальной школе существует такая форма мотивации, как система академических концертов, зачётов, экзаменов. Её, безусловно, следует отнести к принудительной форме. Никто не рад сдавать очередной экзамен. Но такую систему следует признать необходимой. Существуют и другие, более «мягкие» формы мотивации, побуждающие к регулярным занятиям и изучению новых музыкальных произведений. К ним относятся выступления на родительских собраниях, участие в ансамблевой игре, слушание музыки, посещение концертов. Особое место в мотивации к искусству занимает эйфорическая мотивация, то есть мотивация получения удовольствия от занятий музыкой и публичных выступлений. Для этого нужно умело подбирать концертный репертуар, чтобы выход на сцену был праздником, а не повинностью. При этом пьесы не должны быть обязательно сложными. Если у ребёнка от выступления остались приятные ощущения, он может выйти со сцены удивлённым, открыв самого себя, способного на большее, чем он предполагал. Именно это радостное состояние необходимо направить на творческий рост дальнейших достижений. Но в большинстве случаев педагог это не использует. Что чаще всего происходит «до» и «после» выступления ученика? «До» - это максимальное напряжение всех сил. «После» - ученик в лучшем случае оставлен, наконец, в покое; в худшем – на него обрушивается шквал критики. В этот момент целесообразно фиксировать внимание ребёнка т о л ь к о на у д а ч а х, которые можно повторить и улучшить. Тогда эйфорическая мотивация закрепит только момент удачи. А 9
про «неудачу», можно поговорить и позже. Это всё, конечно, не осознаётся самим учеником. Но педагог на то и педагог, чтобы вести ребёнка к такому состоянию, тем самым поддерживать мотивацию. Как закрепить и не растерять в рутине образовательного процесса эти пиковые состояния творческой эйфории? Их можно использовать как ступеньки к ещё большему росту в творчестве, они помогут раскрыть новые возможности, ощущения и образы. В музыкальной школе дети обучаются по разным мотивациям. Например: достижение определённых успехов в учёбе, подражание друзьям или кумирам из мира музыки и, конечно, благодаря повышенному интересу их родителей. Итак, основные методы развития мотивации: 1 – работа на возбуждение эйфорической мотивации и полезное применение энергетики от публичных выступлений; 2 – предоставление возможностей для спонтанных выступлений учащихся; 3 – «горящие» глаза педагога и его запредельная, с точки зрения ученика, компетентность (что очень непросто в случае с подростками); 4 – «родители-соучастники»: дома слушают музыку, читают и проявляют интерес к культуре; 5 – развитие азарта творчества и стремления к лучшим выступлениям; 6 – преподносить ребёнку самого себя и информацию – в «яркой, блестящей, эмоциональной упаковке».
7. Заключение
Труд педагога – это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и незаурядность. Он должен быть всегда в «творческом состоянии», иметь широкий круг знаний, умений, навыков, обладать педагогическим талантом и постоянно заниматься повышением профессионального и исполнительского уровня. «Нельзя представлять себе дело таким образом, что учитель берёт готовую методику, методические разработки … и просто копирует их… Каждый метод, установленный в методике, в психологии, учитель должен творчески переработать» (проф. И.А. Каиров) От педагога по специальности зависит насколько увлечётся учащийся музыкой. Если преподаватель сумеет сделать процесс работы живым, интересным для них обоих, если он будет сам увлечен музыкой, тогда даже средний по данным ученик воспримет увлечённость преподавателя и перенесёт её на своё отношение к музыкальным занятиям. Результаты обязательно скажутся. Настоящий педагог, каждую свободную минуту думает о своих учениках. Если же начинать думать о них, лишь переступая порог учебного заведения, - то можно с уверенностью сказать, что этот учитель не будет успешным в своей профессии. 10

8.Использованная литература:
1. Коган Г.М. Избранные статьи. М., Советский композитор, 1972.- 267 с. 2.Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М.,Таланты–ХХI, 2004.-425 с. 3. Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. М., Музыка, 1982. – 150 с. 4. Милич Б.Е. Воспитание ученика - пианиста. М., Кифара, 2008. – 181 с. 5. Натансон В.А. Вопросы музыкальной педагогики. М., Музыка, 1979.-159 с. 6. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., Музгиз, 1961.-202 с. 7. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М., Классика - ХХI, 2001.- 340 с. 8. Франио Г. Методическое пособие по ритмике. М., Музыка, 1995. – 128 с. 9. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М., Классика – ХХI, 2001.- 176 с. 10. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. М., Советская Россия,1960.-171 с. 11


В раздел образования