Напоминание

Как провести летний отдых


Автор: Нилова Елена Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 24 Красногвардейского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Как провести летний отдых
Раздел: дошкольное образование





Назад





Как провести летний отдых
Лето – самая подходящая пора для совместного отдыха родителей с детьми. Многие семьи уже ранней весной, как только пригреет солнце, начинают планировать проведение отпускных дней. Форма и содержание летнего семейного отдыха определяются материальными возможностями родителей. Именно этот фактор является решающим при выборе «куда поехать». Если малышу уже исполнилось пять лет и он достаточно хорошо закален, можно спланировать совместное путешествие и
отдых на море
или
в горах
– впечатления, полученные в этом возрасте, остаются в памяти на всю жизнь. Комплекс оздоровительных мероприятий, связанных с купанием в море или прогулками по горам, позволит ребенку приобрести необходимый запас жизненной энергии на целый год. Именно поэтому наибольшее количество детских и семейных здравниц расположено на Крымском полуострове. Горы и море создают уникальный климат, который является прекрасным профилактическим средством от заболеваний органов дыхания и сердечно - сосудистой системы. Многие семьи в вопросе выбора места отдыха полагаются на свои знания, привычки, определенные семейные традиции, и, как показывает практика, они правы. Поездку с дошкольниками лучше организовать в те места, где родители были ранее (особенно если семья едет отдыхать «дикарями») это избавит от лишних хлопот по поиску подходящего жилья, мест расположения автостанции, рын – ка, почты, аптеки и т. п. Родителям детей с хроническими заболеваниями перед поездкой следует посоветоваться с врачом и определить те климатические зоны, которые наиболее благоприятны для малыша и будут способствовать улучшению его здоровья. Необходимо тщательно продумать
содержание деятельности ребенка в дороге.
Если взрослые ре- шили добираться до места отдыха на автомобиле и поездка достаточно продолжительна по времени (более суток), необходимо предусмотреть кратковременный отдых в лесополосе, во время которого путешественники смогут «перекусить», выполнить несколько физических упражнений: потягивания, повороты влево - вправо, «мельницу» - круговые вращения руками, «велосипед» - сгибание и разгибание ног лежа на спине, приседания, подскоки. Достаточно эффективными окажутся подвижные игры «Догони», «Выше ноги от земли» и др. Ночевать следует в кемпинге или в палатках в лесополосе. Утро следующего дня нужно начать с короткой гимнастики и легкого завтрака. Отправляться в путь лучше ранним утром (около 6 часов), пока еще не жарко и автомагистраль не загружена транспортом. В поездку на поезде нужно взять настольные игры, дорожные электронные игрушки, книги. В дороге необходимо придерживаться привычного режима дня, не забывая о физкультурных минутках – комплексах упражнений, которые можно выполнять в ограниченном пространстве. Для ребенка 5 – 7 лет это может быть следующая гимнастика. 1. «Потянись». И.п. – лежа на спине (на нижней полке), руки вдоль туловища. Поднять руки вверх и потянуться как можно сильнее (напрячь мышцы всего тела), вернуться в и.п., носки ног раскинуть – расслабиться (четыре – пять раз). 2. «Складной перочинный ножик». И.п. – то же, прямые руки вверху (открытый ножик). Одновременно подтянуть прямые ноги и руки, сомкнуть их на уровне живота (ножик закрылся), вернуться в и.п. (три – шесть раз). 3. «Веселые ноги». И.п. – лежа на животе, подбородок на согнутых в локтевых суставах руках. Попеременное сгибание и разгибание ног (не менее 30 раз). 4. «Велосипед». И.п. – лежа на спине, руки за головой. Имитация езды на велосипеде в чередовании с отдыхом (два – три раза по 15 секунд). 5. «Пружинка». И.п. – стоя лицом к окну, держаться двумя руками за край стола. Выполнять полуприседы (восемь – десять раз).
6. «Дотянись до полки». И.п. – стоя лицом к полке, руки опущены. Подняться на носки и достать руками верхнюю полку – вдох, вернуться в и.п. – выдох (пять – шесть раз).
Внимание!
Все упражнения ребенок должен выполнять в присутствии взрослого, при его непосредственной помощи и страховке.

Во время стоянок необходимо выходить с детьми на платформу, чтобы немного подвигаться (потянуться, попрыгать на месте и с продвижением, побегать на месте, выполнить приседания) и подышать свежим воздухом. Известно: лучшее время для получения солнечных ванн – раннее утро. Поэтому подъем должен быть не позже 8 часов. После легкого завтрака можно сразу отправиться к морю. Утренние часы (с 9 до 10 часов) – самое оптимальное время для оздоровления. При этом необходимо заранее позаботиться об оборудовании места отдыха: ребенок большую часть времени должен находиться под навесом. В первые дни малышу достаточно 10-15 минут пребывания на открытом солнце, затем постепенно это время можно увеличивать до 20-30 минут. При этом рекомендуется пользоваться защитными кремами, эмульсиями, предохраняющими кожу от ожогов. Голова ребенка должна быть всегда закрыта панамой, кепкой, шляпой ит.п. Купание в море для большинства детей связано только с приятными ощущениями, и они готовы долгое время проводить в воде. Поэтому родителям следует дозировать время купания, чтобы избежать переохлаждения и солнечных ожогов. Чтобы времяпрепровождение на пляже было содержательным и веселым, можно организовать
совместные игры
детей с родителями. Игры «Собачка», «Летающая тарелка», «Салки» можно проводить и на берегу, и на мелководье. Вот еще несколько игр.
«Невод и морские рыбки».
Родители стоят в воде. Дети – рыбки заходят в море – взрослые стараются их догнать.
«Море волнуется».
Под текст «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура, на месте замри» дети изображают разные морские фигуры. После слова «замри» игроки «застывают» в определенной позе и стараются удержать равновесие в воде. Водящий (мама или папа) осаливает тех, кто не сумел это сделать.

Если дети уже умеют плавать, то можно организовать гонки в воде «Кто быстрее доплывет до берега», соревнования «Кто дальше нырнет», игровое упражнение «Достань со дна камушек», «Кувырок в воде» и т.д. С 11 часов свободное время лучше проводить в тени (в парке, на тенистой аллее или веранде), где можно почитать, поиграть в спокойные игры, порисовать. Если ребенок отказывается от горячего обеда, не стоит настаивать на меню из трех блюд. Плотный обед можно перенести на более прохладное время (16.00 – 17.00), а в полдень организовать ланч (второй завтрак) из овощей, фруктов, сока. Вечер у моря – прекрасное время для занятий изобразительной деятельностью. Расположившись всей семьей в живописном месте, можно научить малыша видеть прекрасное и создавать красоту своими руками. Для этого нужно прихватить с собой маленькие этюдники, если их нет, можно обойтись альбомом и красками. Можно прекрасно отдохнуть, не уезжая далеко от дома. Главное - сменить городскую квартиру на природу. Например, выехать всей семьей
на дачу, в деревню.
На дачном участке необходимо оборудовать место для отдыха и занятий спортом. Пусть это будет совсем небольшая площадка (около 6 – 10 кв. м), но при рациональной планировке на ней можно разместить качели, турник, канат, лестницу, баскетбольное кольцо, простейшие тренажеры из автопокрышек, бревен и т.п.
На даче всегда должны быть настольно – печатные игры, комплект изобразительных средств (фломастеры, краски, карандаши), бумага, пластилин, клей, с помощью которых можно разнообразить совместную деятельность. Чтобы отдых на даче имел не только оздоровительное, но и познавательное и воспитательное воздействие, родители должны продумать некоторые общественно значимые обязанности для детей. Так, малышу можно поручить «персональную» грядку, куст, деревце, за которыми он будет ухаживать в течение всего сезона – от посадки до сбора урожая. Старшим дошкольникам – кормление домашних животных, мытье посуды, уборку территории и т.п. Если участок расположен недалеко от леса, водоема, то семейные прогулки станут удачным дополнением к отдыху на даче. С учетом особенностей природного окружения, ландшафта, возраста детей, погоды и других факторов это могут быть утренние пробежки по лесной тропе с купанием в реке или озере, походы за грибами и ягодами, путешествие в ближайшую деревню, велосипедные прогулки и др. Каждая семья определяет для себя наиболее приемлемые формы организации отдыха на даче. Выдумка и фантазия помогут родителям вместе с детьми составить интересную оздоровительно – развлекательную программу совместного отдыха. И тогда лето на даче получится ничем не хуже, чем в дорогостоящем отеле на море. Дети должны стать «главными составителями» этой программы и решать самые ответственные вопросы, тогда они проявят максимум инициативы и творчества. Программу отдыха можно построить по мозаичному принципу – все дни недели должны быть разными по содержанию и форме. Например, День здоровья насыщен оздоровительно – физкультурными мероприятиями. В День музыки дети и взрослые готовятся к вечернему концерту. А еще можно организовать День трудолюбивых, День смеха, День изобретателей и др. Дети могут украсить веранду или свою комнату рисунками, шаржами, фотографиями, сделанными по теме дня. Важно не забывать, что летний семейный отдых принесет ожидаемый результат, если будет заранее спланирован и продуман. Только в этом случае от совместного времяпрепровождения получат удовольствие и родители, и дети.



В раздел образования