Трудовое воспитание в условиях социально – реабилитационного центра, как средство развития личности ребенка.
Автор: Родионова Валентина Васильевна Должность: инструктор по труду Учебное заведение: МБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Населённый пункт: п. Ивня Белгородской области Наименование материала: статья Тема: Трудовое воспитание в условиях социально – реабилитационного центра, как средство развития личности ребенка. Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних» Ивнянского района Белгородской области
«Трудовое
воспитание в
условиях
социально
–
реабилитационного
центра, как средство развития личности ребенка.
».
Инструктор по труду
Родионова Валентина Васильевна
2016г.
Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек
соблюсти свое человеческое достоинство.
Толстой Л. Н.
Труд является источником материальной и духовной жизни общества и
фактором, воздействующим на самого человека. С самого раннего детства
ребенок
познает
основы
труда,
сначала
в
игре,
а
позже
в
некоторых
обязанностях
домашнего
уклада.
В
труде
развиваются
и
проявляются
способности,
природные
задатки
человека,
формируется
творческая
активность, умение и мастерство.
Труд выступает как важнейшее средство
формирования личности и одновременно является критерием оценки уровня
воспитанности человека. Среди форм и методов социальной реабилитации в
условиях сельской местности приоритетной является трудовая деятельность
воспитанников.
Дети
с
большим
желанием
включаются
в
трудовую
деятельность.
Педагогам
нужно
сделать
все
возможное,
чтобы
у
воспитанника не было пустого времяпровождения. Систематическое участие
детей
в
трудовой
деятельности
вместе
со
сверстниками
и
взрослыми
позволяет
успешнее
преодолеть
их
отставание
в
интеллектуальном,
эмоциональном
и
нравственном
развитии,
даёт
им
возможность
освоить
навыки
социального
поведения
в
ситуациях
как
группового,
так
и
личностного
общения,
осознавать
свою
значимость
и
ценность
другого
человека,
поверить
в
свои
силы.
Трудовая
деятельность
помогает
воспитанникам:
успешнее
преодолевать
реабилитационный
период;
реализовывать свои творческие способности; воспитывать любовь к труду,
умение оценивать свою работу; формировать умение строить отношения с
товарищами в процессе труда.
Наша задача - научить детей всему тому, что потребуется после выхода
из нашего центра, чтобы вступление в «большую жизнь» не превратилось в
тяжкое
испытание
из-за
неприспособленности
к
самостоятельной
жизни.
Выбор
профессии,
свободная
ориентация
в
многообразии
современных
производств и профессий, навыки и умения взаимодействовать с людьми и
коллективом
-
все
это
должно
быть
заложено
в
каждом
воспитаннике.
Покидая наш центр, ребенок должен иметь творчески мыслящую умную
голову и умелые руки.
Никакая иная сила не делает человека великим и мудрым, как это
делает сила труда — коллективного, дружного, свободного труда.
Горький М.
Именно воспитание в детях потребности в труде, умения получать от
труда удовольствие и является одной из приоритетных целей настоящего. В
своей
работе
мы
выделяем
несколько
этапов
формирования
любви
и
потребности в труде у ребенка, на которые хотели бы обратить внимание:
Первый этап начинается с момента, когда к нам в группу приходят дети,
мы учим их бережному отношению к оборудованию в
центре, к своим
вещам,
школьным
принадлежностям.
Показываем
множество
поделок,
рисунков,
вышивок,
оформленные
учебные
комнаты
–
все,
что сделано
руками таких же детей. Стараемся заинтересовать поступающих к нам детей
занятием ручным трудом, выполнением трудовых поручений, работой на
приусадебном участке центра.
Почти
все
дети
приходят
в
наш
центр,
не
имея
навыков
самообслуживания. И следующий второй этап заключается в организации
труда по уходу за собой и своими вещами. Мы учим выполнять культурно –
гигиенические
процедуры,
ухаживать
за
одеждой,
обувью.
Правильно
заправлять постель, гладить вещи, делать мелкий ремонт, стирать. Мелкие
вещи,
даже
первоклассники
стирают
самостоятельно.
На
занятиях
с
инструктором
по
труду
учатся
пришивать
различные
виды
пуговиц.
Постоянно
занимаясь
уборкой
комнат,
поддерживая
порядок
в
учебных
комнатах,
занимаясь
генеральной
уборкой
столовой
и
дежурством,
дети
привыкают к выполнению работы по благоустройству своего жилища.
На третьем этапе, когда ребенок постепенно входит в коллектив, мы
спрашиваем, а что ты мог бы сделать полезного для нашего центра, чем ты
хотел бы заниматься. Давая время привыкнуть, осмотреться, познакомиться с
работой
наших
воспитанников
на
занятиях
по
интересам,
выявляем
склонность и интерес ребенка к чему-либо. В то же время два раза в неделю
занимаемся
общественно
полезным
трудом.
Следим
за
порядком
на
территории, поливаем и рыхлим клумбы.
Человеческим трудом создаются все материальные и духовные блага; в
процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность.
Современный этап общественного и экономического развития предъявляет
высокие требования к воспитаннику. Мы развиваем отношение к труду как к
важнейшему
общественному
долгу;
добросовестное
отношение
к
любой
работе, уважение к труду и его результатам; коллективизм, творческий подход
к труду; отношению к труду как к осознанной необходимости и основной
жизненной
потребности
человека. Наш
коллектив
создает
множество
возможностей проявить себя, предлагая альтернативу противоправным делам,
ребенку остается лишь сделать выбор.
Следующий четвертый этап открывает результативность труда: награды
в спорте, дипломы в конкурсах творчества, даже небольшие победы, такие
как правильно пришитая пуговица – становятся наглядным достижением.
Уголок достижений, поздравления, поощрения как детьми друг друга, так и
воспитателями – неотъемлемые компоненты этого этапа.
Старшие
воспитанники
хотят
иметь
свои
деньги.
Научить
распоряжаться ими правильно еще одна не менее важная задача каждого из
нас.
Работают
воспитанники
круглый
год.
Служба
занятости
оплачивает
работу по благоустройству нашего посёлка. Дети учатся зарабатывать деньги
и ценить труд, который нужно вложить, чтобы получить материальные блага.
Некоторые
«спускают»
сразу
заработанное
на
безделушки,
сладости.
Некоторые покупают хорошие вещи, некоторые копят на дорогую покупку,
даже помогают родителям и родственникам. Мы наблюдаем и корректируем
правильное отношение к деньгам и контролируем распределение расходов.
Занимаясь трудовым воспитанием очень важно иметь ввиду, что труд не
только средство создания материальных ценностей, но и мощный фактор
формирования
внутреннего
мира
человека,
его
нравственных
убеждений.
«Тело, сердце и ум человека требуют труда». Приобретенные в процессе
трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный
продукт
педагогической
деятельности,
а
средство
для
развития
главной
человеческой способности - способности к труду. Труд занимает большую
часть
времени подростков,
поэтому
оказывает
огромное
влияние
на
их
воспитание.
Роль
трудового
воспитания
детей
надо
рассматривать
как
источник приобретения определенных знаний о значении труда в жизни
человека,
о
характере
труда
в
нашем
обществе,
о
нравственном
облике
современника-труженика
и
формирования
определенных
черт
характера,
трудовых умений и навыков в самом процессе организации труда. Трудовое
воспитание
охватывает
те
аспекты
воспитательного
процесса,
где
формируются
трудовые
действия,
складываются
производственные
отношения, изучаются орудия и способы их использования. Труд в процессе
воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и способ
творческого
освоения
мира,
обретения
опыта
посильной
трудовой
деятельности в различных сферах труда, как столь же неотъемлемая часть
физического и эстетического воспитания.
Список литературы.
1.
Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре. – М.:
Просвещение, 1980
2.
Гуламов Г. " Взаимосвязь общественно полезного труда и нравственного
воспитания учащихся" // Сов. "педагогика", 1991 г.
3.
Макаренко А.С. «Лекции о воспитании детей»пед.сочинения в 8т.,т.4.
4.
Мудрость тысячелетий/ автор-сост.В.Балязин. – М.:ОЛМА Медиа Групп,
2010. – 304с.
5.
Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб.
Заведений: - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. Кн.2. М 2001.