Напоминание

"Дыхательные упражнения"


Автор: Подъяблонская Марина Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУДО "Исовский ДДТ"
Населённый пункт: Свердловская область, пос.Ис
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дыхательные упражнения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Исовский Дом Детского творчества»
Методическая разработка
Тема : «Дыхательные упражнения » автор :Подъяблонская Марина Викторовна педагог дополнительного образования Нижняя Тура,п.Ис 2016г.
Введение. Слово аэробика произошло от греческого корня «аerо», имеющего значение воздух. «Аэробный» буквально переводится как живущий на воздухе или использующий кислород. Следовательно, аэробика - это комплекс упражнений, в которых ритм дыхания сочетается с движениями тела и опорно - двигательного аппарата. Главное в аэробике - правильное дыхание, именно на его координацию и облегчение направлены разнообразные движения. Аэробика была создана американским врачом Кеннет Купер и предназначалась для борьбы с гиподинамией, нервным перенапряжением и избыточным весом. С помощью аэробики и благодаря питанию с низким содержанием животных жиров, в организме человека наиболее активно разрушается избыточный холестерин - главный враг сосудов. Физические нагрузки устраняют гиподинамию, а эмоции при проведении занятий улучшают настроение. Аэробика — это красота и здоровье, семья и отдых, друзья и общение. Занимаясь аэробикой, вы получаете удовольствие, ведете активный образ жизни. Лучшая профилактика многих заболеваний — регулярные аэробные тренировки. В аэробике существует семь базовых элементов, которые составляют основное содержание комплексов упражнений и отвечают принципу «безопасной техники» их выполнения: шаги и их разновидности, бег на месте и с перемещениями, махи ногами, поднимания бедер в разных направлениях, выпады, «скип» — крестные движения, подскоки со сменой положения ног. В практике аэробики используются методы непрерывной тренировки (поточное выполнение упражнений, без пауз) и интервальной тренировки (с чередованием работы и отдыха), а также их комбинации в отдельных частях занятия. Во время занятий аэробикой увеличивается вентиляция легких и постепенно вырабатывается навык правильного дыхания. В состоянии покоя легочная вентиляция у человека составляет 5 — 6 литров в минуту. При занятиях аэробикой она увеличивается в несколько раз, в зависимости от вида и интенсивности движений. В настоящее время аэробика стала очень популярной. Сегодня насчитывается примерно 50 ее видов. Каждая уважающая себя женщина или девушка мечтает о красивой фигуре. Но чтобы достичь этого понадобятся ежедневные тренировки, правильный режим питания и психологический настрой. Аэробика очень жизнерадостное и красивое слово, такое же красивое, как, подтянутый живот, гибкая талия и стройные ножки, и такое же жизнерадостное, как мы сами, когда у нас хорошее настроение и самочувствие. ПОЛЬЗА ЗАНЯТИЙ АЭРОБИКОЙ Эффективность аэробики общепризнанна. Она заключается в следующих положительных изменениях: - общий объем крови возрастает в результате чего улучшается транспортировка кислорода, и, как следствие, человек становится более выносливым; - сердечная мышца укрепляется, лучше обеспечивается кровью; - объем легких увеличивается, а некоторые исследования связывают возрастание объема легких с более высокой продолжительностью жизни; - снижается уровень вредного холестерина, что уменьшает риск развития атеросклероза; - аэробика помогает справиться с физическими и эмоциональными стрессами; - укрепляется костная система; - повышается работоспособность. В своей методической разработке я хочу представить ряд дыхательных упражнений для детей. Новизна моей методики заключается в следующем: раньше во время занятий мои воспитанники делали упражнения только для восстановления дыхания после аэробной нагрузки (вдох на 4 счёта – выдох на 4 счёта), в этом учебном году - дети выполняют комплекс дыхательных упражнений, все упражнения в игровой форме.
Данная методика может быть реализована в детских садах, школах и в дополнительном образовании. Целью методической разработки является -повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы. Задачи:  развитие осознанного интереса у детей и их родителей к оздоровительным технологиям, стремление научиться ими пользоваться в дальнейшей жизни;  поэтапное овладение детьми и их родителями (по принципу нарастающего интереса) основам «правильного» дыхания;  научить детей прислушиваться к своему дыханию;  определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма;  расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения;  регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики. При составлении комплексов дыхательной гимнастики учитывалось: -эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях учреждения; -доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста; -степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры.
1.Дыхательная система детей. Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Вот почему в комплекс физкультурно- оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику. В основу методики проведения занятий положено применение специальных статических и динамических дыхательных упражнений. Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлиненным и усиленным выдохом на фоне общеукрепляющих и общеразвивающих физических упражнений. Этого можно достичь с произнесением гласных звуков(а-а-а, у-у-у, о-о-о) шипящих согласных(ж и ш) и сочетаний звуков(ах, ух ,фу). Эти дыхательные упражнения желательно проводить в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолет, стучат колеса поезда и т. д.). Помещение, в котором находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено: в чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания. Занятия рекомендуется проводить в облегченной одежде, при температуре воздуха не выше 17-20 градусов. Продолжительность занятий от 10-12 до 30 минут в зависимости от возраста детей и периодичности занятий. Нагрузка постепенно увеличивается за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.
2.Заболевания дыхательной системы. Заболевания дыхательной системы у детей относятся к достаточно распространенным патологиям. Лечение лекарственными препаратами не всегда оправдано, кроме того, медицинские средства оказывают много побочных действий. В такой ситуации помочь ребенку и его родителям могут дыхательные упражнения для детей. Хотя дыхательная гимнастика для детей состоит из простых упражнений, многие семьи ощутили ее благотворное влияние на здоровье ребенка. Это связано с тем, что во время выполнения упражнений на дыхание для детей кровь активно насыщается кислородом. В результате улучшается работа сердечно-сосудистой системы, головного мозга, легких, нервной системы, органов пищеварения. Выполнение упражнений для дыхательной гимнастики для детей – отличная профилактика заболеваний органов дыхания. Такая гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, развивает еще не совсем совершенную дыхательную систему ребенка. Особенно эффективно зарекомендовали себя дыхательные упражнения у деток, которые страдают бронхиальной астмой, бронхитами, частыми простудными заболеваниями. Дыхательную гимнастику часто назначают врачи в дополнение к лекарственному и физиотерапевтическому лечению болезней дыхательной системы. Ее применение значительно облегчает течение болезни, уменьшает риск развития осложнений. Противопоказаний к занятиям упражнениями на дыхание для детей немного, но все же они существуют. Такую гимнастику не рекомендуется делать тем деткам, которые имеют выраженный остеохондроз позвоночника в шейно-грудном отделе, травмы позвоночника или головного мозга, высокое артериальное, глазное или внутричерепное давление, частые кровотечения. Как правильно проводить дыхательную гимнастику? С помощью дыхательной гимнастики ребенка учат дышать правильно – при вдохе максимально наполнять воздухом легкие, расширяя грудную клетку, а на выдохе легкие освобождать от остаточного воздуха, буквально выталкивая его сжиманием легких. Ведь в случае, когда ребенок не делает полноценного выдоха, в легких остается немного отработанного воздуха. Этот воздух препятствует поступлению свежего воздуха в необходимом количестве. Специалисты рекомендуют делать упражнения для дыхательной гимнастики для детей по 10-15 минут два раза в день. После последнего приема пищи должно пройти не менее часа. Можно выполнять дыхательную гимнастику в начале комплекса физических упражнений, утренней зарядки. А можно заниматься дыханием отдельно. Очень важно заинтересовать ребенка, так как в начале дыхательные упражнения могут ему показаться скучными и сложными. Можно давать веселые или смешные названия упражнениям, проводить занятия в игровой форме, использовать при выполнении упражнений любимые игрушки. В теплое время года дыхательные упражнения для детей лучше всего проводить на свежем воздухе. В холодный период перед началом занятий следует проветрить комнату. Важно во время выполнения дыхательной гимнастики следить за малышом, чтобы не пропустить симптомы гипервентиляции легких, такие как изменение цвета лица, учащенное дыхание, чувство покалывания в конечностях, дрожание кистей рук. При появлении таких признаков, занятие необходимо прекратить. В случае если у ребенка начинает кружиться голова во время выполнения упражнений, делают следующее: ладошки складывают «ковшиком» вместе,
подносят их к лицу и малыш глубоко в них дышит несколько раз. Затем можно продолжать дыхательную гимнастику. Комплекс дыхательных упражнений для детей. 3.Комплекс дыхательных упражнений. При занятиях дыхательной гимнастикой следует выполнять определенные правила: при вдохе плечи не должны подниматься; вдох делают через нос; щеки не должны надуваться, на первых занятиях их можно придерживать руками; выдох должен быть плавным и длительным. Упражнение 1. «Воздушный шарик». Ребенок ложится на спину, руки на животе. На вдохе медленно надувает животик-шарик, на выдохе – животик-шарик медленно сдувает. Упражнение 2. «Волна». Ребенок ложится на спину, руки вдоль тела, ноги вместе. Вдох – руки поднимаются вверх и назад, касаются пола. Выдох – руки возвращаются в начальное положение, при этом ребенок произносит: «Вни-и-и-з» . Упражнение 3. «Часики». Ребенок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Изображая часы, ребенок размахивает прямыми руками назад и вперед, говоря: «Тик-так». Упражнение 4. «Водолаз». Ребенок должен представить, что он спускается под воду на море. Делается глубокий вдох, дыхание задерживается так долго, насколько это возможно. Упражнение 5. «Паровозик». Ребенок изображает паровоз. Для этого, он идет, делая попеременные движения руками, при этом приговаривая: «Чух-чух-чух». Затем останавливается и произносит: «Ту-ту-тууу». Упражнение 6. « Вырасту большим». Ребенок стоит прямо, соединив ноги вместе. Руки поднимаются в стороны и вверх. Вдох – подняться на носочки, хорошо потянуться. Выдох – руки вниз, опускается на ступню, при этом произносит: «У-х-х-х». Упражнение 7. «Хомячок». Ребенок изображает хомячка - надувает щеки и так проходит несколько шагов. Затем оборачивается, хлопает себя по щекам, выпуская воздух. Упражнение 8. «Роза и одуванчик». Ребенок стоит прямо. Глубокий вдох носом – «нюхает розу», выдох – максимально выпуская воздух, «дует на одуванчик». Упражнение 9. «Ворона». Ребенок стоит, опустив руки и слегка расставив ноги. Вдох – руки широко разводятся в стороны (крылья), выдох – медленно опускаются руки, ребенок произносит: «Каррррр». Упражнение 10. «Курочка».Ребенок садится на стул, опустив руки. Быстрый вдох – руки поднимаются ладонями вверх к подмышкам (крылышки). Выдох – руки опускаются, поворачивая ладони вниз. Упражнение 11 «Окно и дверь» В этом упражнении воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Сначала «окно» — левая ноздря, а «дверь» — правая. Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем воздух через «дверь». Выполняем 4-6 раз. Затем «окно» и «дверь» меняются местами.
Упражнение 12 «Веселый петушок» Стоя прямо, руки опущены вдоль тела.Поднимаем руки вверх, а затем хлопаем ими по бедрам. На выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку». Выполняем 5-6 раз. Упражнение 13 «Обдуваем плечи» Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох». Выполняем упражнение 5-10 раз. Упражнение 14 «Насос» Стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тел. Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, раки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С- с-с-с…». Выполняем упражнение 6-8 раз в каждую сторону. Упражнение 15 «Горнист» Стоя или сидя, руки сложить около рта, изображая горн. Делаем медленный выдох, громко произносим «П-ф-ф-ф». Выполняем 4-5 раз. Упражнение 16 «Дерево на ветру» Сидя на коленях или на пятках. Во время вдоха, руки поднимаем наверх, во время – выдоха, руки опускаем ,туловище при этом немного наклоняется. Упражнение 17 «Бегемотики» Лежа на спине, закрыв глаза, положив руки на живот. Медленно и плавно вдыхаем, животик при вдохе надувается. После этого также медленно и плавно выдыхаем, чтобы животик втянулся. Упражнение 18:«Летящие гуси». То есть, прохаживаясь по комнате подражать движениям гусей, которые вдыхая воздух, поднимают крылья (в нашем случае руки) вверх, а выдыхая его, опускают крылья к земле. Упражнение: 19 «Каша кипит» Сидя, одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф- ф-ф-ф».
4.Пение. Одним из упражнений дыхательной гимнастики является пение. Для этого мы тоже делаем ряд упражнений. Известный педагог И.П.Пряничников советует "учиться набирать в легкие воздух". 1. Руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) Выдох. Руки должны ощутить как опали ребра. 2. Великий педагог М. Гарсиа говорил, что грудь не имеет другого назначения, как питать голос воздухом, а не толкать и не выпихивать его. Для контроля над дыханием во время упражнений, да и потом при пении, держать ладони рук на нижних ребрах. Обратите внимание, что при правильном вдохе нижние ребра раздвигаются не только с боков, но и в спине. 3. Очень глубоко резко и быстро возьмите дыхание через нос (в нижние ребра). Следите, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно выдохните через рот. Чем замечательно это упражнение? Оно очень активизирует дыхательный аппарат. 4. Активно (через рот) берете дыхание, а на выдохе говорите слог да-да-да... Говорите, "ощущая" корни передних зубов, "щелочку" между двумя передними зубами, через которую "идет ниточка звука. Следите, чтобы дыхание было плавное, без толчков. 5. Удобно лечь на спину, положить одну руку на ребра, другую на живот. Взять глубокое дыхание. Руки ощутят как раздвинутся ребра (наполнились воздухом легкие), выпятился живот (легкие толкнули диафрагму, а она надавила на живот). На выдохе считать: 1, 2, 3, 4... Счет свободный, неторопливый, гласные протяжные. "Выжимать" воздух до конца не надо. Считать плавно, ритмично. Звук круглый, красивый. Главное в этом упражнении - дыхание: полный вдох и плавный длительный выдох. Ощущение звуков, как описано в упражнении 4. 6. Вдох глубокий ртом. На выдохе, промычать звук "М". Губы слегка сомкнуты, не сжаты. Руки следят за дыханием. Звук должен отозваться в груди, в голове, "заполнить вас" своим объемом. Горло широкое, соединяет два резонатора: голову и грудь. Звук протяжный. Затем замените звук "М" на "Н", "В", "З". Требования и условия такие же, как на звуке "М". 7.Надо задуть воображаемую свечу. Положите ладони рук на ребра. Вдохните и начинайте "дуть на свечу". Обратите внимание, как природа замечательно координирует ваши действия: воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках. Это упражнение дает очень хорошее представление о дыхательном процессе в пении, координации всех процессов. Выполняйте его чаще, делайте не торопясь, внимательно, не зажимаясь. Иногда его можно сделать среди пения, чтобы проверить правильность своих ощущений.
Заключение. Проанализировав уровень заболевания детей в 2014-2015 году и 2015-2016 году мы увидим спад случаев заболеваний простудными болезнями у кружковцев ( в 2014-2015 г было 8 случаев заболевания , а за 7 месяцев 2015-2016 уч.года 3 случая) . Исходя из , полученных данных , можно сказать , что методика реализовала себя. На самом деле от правильности дыхания зависит и здоровье, и внешний вид. Большинство детей не умеют дышать правильно, в связи с этим же сами и страдают плохим самочувствием, искривлением осанки, сутулостью, не скоординированными движениями. Дыхательные упражнения для детей очень просты и доступны абсолютно каждому ребенку. Главной задачей дыхательных упражнений для детей является необходимое поступление кислорода в кровь и организм ребенка. Дыхательный процесс разделен на вдох и выдох. При вдохе в грудную клетку поступает кислород, а при выдохе лишний воздух грудную клетку покидает. Все упражнения дыхательной гимнастики связаны между собой по степени увеличения физической нагрузки на определенные мышцы дыхательной системы и по технике выполнения. Больше внимания уделяется типам дыхания - успокаивающе-восстановляющему и очистительному (упражнения выполняются без особого напряжения мышц). Упражнения направлены на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и легких с напряжением тонуса определенных групп мышц, на укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы. Упражнения необходимо чередовать в течение одной или двух недель, т. е. каждый комплекс проводить по 2-3 дня. Комплекс может состоять из 5-7 упражнений. Младшие школьники выполняют все дыхательные упражнения с меньшей дозировкой и в упрощенной форме, с постепенным усложнением. Отдельные упражнения можно использовать в качестве профилактики от простудных заболеваний, особенно в холодное время года. Упражнения можно использовать в работе с детьми разного школьного возраста, но начинать необходимо с упрощенной формы выполнения. Дети одного возраста развиваются по-разному, поэтому каждому ребенку нужно показать точную технику выполнения дыхательного упражнения, строить работу в зависимости от его индивидуальных возможностей. Регулярные тренировки в замедленном дыхании являются хорошим средством для повышения силы защитных механизмов, предохраняющих мозг от недостаточного кровоснабжения. Защемление и задержка дыхания, сопровождающаяся снижением кислорода и повышением углекислоты в крови, приводит в действие соответствующие механизмы, включая рефлекторное расширение сосудов и увеличение мозгового кровотока. Речевое, диафрагмально- реберное дыхание, при котором вдох короткий, а выдох длительный (1:15; 1:20) как раз и тренирует эти защитные механизмы, тем самым, играя физиологическую роль в повышении умственной работоспособности. Главной особенностью данной работы является формирование поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка через привычку «правильного» дыхания. В ритме современной жизни люди не задумываются над тем, как мы дышим. Поэтому первоначальной задачей педагога является стремление обратить внимание не только детей, но и их родителей на формирование правильной методики дыхания (речевого, спортивного и т. д.). Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка.
Библиографический список. 1. А.Н. Стрельникова «Дыхательная гимнастика для детей», 2014г. 2. Н.Пантелеева «Дыхательная гимнастика для детей»,2012г. 3. Н.Ольшевская «Дыхательная гимнастика для школьников»,2015г. 4. Интернет ресурсы.


В раздел образования