Образовательная программа дополнительного образования
Автор: Кадырова Елена Ивановна Должность: учитель музыки, заместитель директора по вр Учебное заведение: МБОУ "Школа № 5" Населённый пункт: ЯНАО, г. Муравленко Наименование материала: методическая разработка Тема: Образовательная программа дополнительного образования Раздел: дополнительное образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МБОУ «ШКОЛА № 5»
Автор – составитель: Кадырова Елена Ивановна
учитель музыки, заместитель директора по ВР
I квалификационная категория
г. Муравленко, 2015
Содержание программы:
Введение……………………………………………………………………………….
3
I.Целевой раздел
Пояснительная записка……………………………………………………………….
4
Ожидаемые результаты………………………………………………………………
6
II.Содержательный раздел
Общие положения…………………………………………………………………….
7
Структура рабочей дополнительной общеразвивающей программы……………..
7
Содержание рабочих дополнительных общеразвивающих программ…………….
9
III.Организационный раздел
Календарный учебный график дополнительного образования…………………….
13
Учебный план дополнительного образования………………………………………
14
Кадровые условия реализации Программы………………………………………….
18
Материально – техническое обеспечение Программы………………………………
18
Перечень нормативных и нормативно – методических документов……………….
18
Приложения
Расписание творческих объединений на 2015 – 2016 учебный год
ВВЕДЕНИЕ
Дополнительное
образование –
это
процесс
свободно
избранного
ребенком
освоения
знаний,
способов
деятельности,
ценностных
ориентаций,
направленных
на
удовлетворение
интересов
личности,
ее
склонностей,
способностей
и
содействующей
самореализации,
и
культурной
адаптации,
входящих
за
рамки
стандарта
общего
образования.
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» указано, что дополнительное образование детей направлено на формирование
и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном,
нравственном
и
физическом
совершенствовании.
Дополнительные
образовательные программы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности
детей (Глава10, статья 75).
В Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2020 года,
утвержденной Правительством Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726 – р,
подчеркивается важность дополнительного образования в том, что мотивация внутренней
активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего
общества. А именно приоритетом образования должно стать превращение жизненного
пространства
в
мотивирующее
пространство,
определяющее
самоактуализацию
и
самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации
к
познанию,
творчеству,
труду,
спорту,
приобщению
к
ценностям
и
традициям
многонациональной культуры российского народа.
На
современном
этапе
содержание
дополнительных
образовательных
программ
ориентировано на:
создание
необходимых
условий
для
личностного
развития
учащихся,
позитивной
социализации и профессионального самоопределения;
удовлетворение
индивидуальных
потребностей,
учащихся
в
интеллектуальном,
художественно – эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической
культурой и спортом, научно – техническим творчеством;
формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и
поддержку талантливых учащихся;
обеспечение
духовно
–
нравственного,
гражданского,
патриотического,
трудового
воспитания учащихся;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья
учащихся.
Дополнительное
образование
обладает
большими
возможностями
для
совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее использовать
потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных
знаний;
позволяет
расширить
общее
образование
путем
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои
индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура,
которая:
максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся;
обеспечивает
психологический
комфорт
для
всех
учащихся
и
личностную
значимость
учащихся;
дает шанс каждому открыть себя как личность;
предоставляет
ученику
возможность
творческого
развития
по
силам,
интересам
и
в
индивидуальном темпе;
налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах
реального гуманизма;
активно использует возможности окружающей социокультурной и духовной пищи;
побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу;
обеспечивает
оптимальное
соотношение
управления
и
самоуправления
в
жизнедеятельности школьного коллектива.
Для
системной
и
качественной
реализации
дополнительного
образования
в
школе
создана образовательная программа дополнительного образования. В Программе отражены
цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в школе, а
также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Конечным
результатом реализации программы должна стать вариативная система дополнительного
образования, которая будет создавать условия для свободного развития личности каждого
ученика школы.
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная
программа
дополнительного
образования
(далее
Программа)
разработана для учащихся от семи до шестнадцати лет. Она регулирует организацию и
осуществление образовательной деятельности по данной программе.
Рамочный
характер
Программы
раскрывается
через
представление
общей
модели
дополнительного образования в МБОУ «Школа № 5», определение структуры и наполнения
содержания
образовательной
деятельности
в
соответствии
с
направлениями
развития
ребенка, согласно рабочих дополнительных общеразвивающих программ, представленных в
приложении к данной Программе.
Проектирование
и
реализация
образовательной
программы
дополнительного
образования строится на следующих основаниях:
свобода выбора рабочих программ и режима их освоения;
соответствие рабочих программ и форм дополнительного образования возрастным и
индивидуальным особенностям детей;
вариативность, гибкость и мобильность рабочих дополнительных общеразвивающих
программ;
творческий
и
продуктивный
характер
рабочих
дополнительных
общеразвивающих
программ;
Занятия
в
объединениях
могут
проводится
по
рабочим
дополнительным
общеразвивающим
программам
различной
направленности
(научно
-
технической,
спортивно
–
технической,
физкультурно
–
спортивной,
худ оже с т ве нно й,
естественнонаучной,
эколого
–
биологической,
военно
–
пат риотиче ской,
культурологической). Эти программы могут меняться и дополняться в зависимости от
запросов родителей, возможностей и особенностей учащихся и роста профессиональных
возможностей педагогов, осуществляющих дополнительное образование.
Занятия
могут
проводиться
в
объединениях
(группах)
и
индивидуально,
согласно
индивидуальному учебному плану.
Образовательная программа дополнительного образования реализуется в течение всего
календарного года, включая каникулярное время. Основной формой обучения является
аудиторное занятие, его длительность регулируется с учетом возраста воспитанников и в
соответствии с нормами СанПиН. Аудиторные занятия проводятся с сентября по май
включительно, во второй половине дня.
Воспитанники дополнительного образования имеют право заниматься в нескольких
объединениях, менять их в зависимости от возраста. Деятельность детей осуществляется
как в одновозрастных объединениях, так и разновозрастных объединениях по интересам
(учебная группа, студия, мастерская, ансамбль, секция и др.). В работе объединения могут
принимать участие родители (законные представители) но без включения в списочный
состав и по согласованию с педагогом. Программа предполагает широкое использование
ИКТ, демонстративного и раздаточного материала. Формы подведения итогов реализации
Программы могут быть представлены на выставках, концертах, фестивалях, спектаклях,
конкурсах, учебно – исследовательских конференциях и.т.д
Цели и задачи развития дополнительного образования в школе
Цель:
Создание
условий
для
всестороннего
удовлетворения
потребностей
учащихся
и
развития
их
индивидуальных
склонностей
и
способностей,
мотивации
личности
к
познанию и творчеству.
Задачи:
Формирование условий для создания единого образовательного пространства;
Расширение спектра видов деятельности в системе дополнительного образования
для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, учащихся в объединении
по интересам;
Создание
условий
для
привлечения
к
занятиям
в
системе
дополнительного
образования учащихся, состоящих на различных видах учета;
Развитие творческого потенциала личности и формирование нового социального
опыта;
Создание условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей;
Воспитание уважения к истории, культуре своего и других народов и ориентация в
информационном пространстве;
Развитие умения думать, исследовать, умение общаться и взаимодействовать, умение
доводить дело до конца;
Сохранение психического и физического здоровья.
При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие
приоритетные принципы:
Принцип реализации на развитие личностного самоопределения детей в различных
видах конструктивной личнообразующей деятельности.
Принцип расширения через дополнительное образование социальной, академической
мобильности детей и подростков.
Принцип
ориентации
вариативных
программ
дополнительного
образования
на
метапредметные и личностные результаты образования.
Принцип приобщения детей через дополнительные общеразвивающие программы к
различным традиционным и инновационным ремеслам, искусствам и технологиям.
Принцип разновозрастного единства.
Принцип открытости системы.
Функции дополнительного образования:
Образовательная – обучение ребенка по дополнительным общеразвивающим программам
для детей и взрослых;
Воспитательная –
формирование
в
школе
культурной
среды,
воспитание
детей
через
приобщение к культуре;
Информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации;
Коммуникативная – расширение возможностей, круга делового общения со сверстниками и
взрослыми;
Рекреационная
–
организация
содержательного
досуга
как
сферы
восстановления
психофизических сил ребенка;
Интеграционная – создание единого образовательного пространства;
Компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и
дополняющих
основное (базовое) образование, предоставление ребенку определенных
гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
Социализация
–
освоение
ребенком
социального
опыта,
приобретение
им
навыков
воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
Самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах
жизнедеятельности, проживание им ситуации успеха, личностное саморазвитие.
Ожидаемый результат:
Реализация образовательных целей и задач программы направлена на обеспечение
всестороннего удовлетворения потребностей, учащихся и развития их индивидуальных
склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству. Поэтому
результаты освоения Программы заключены в следующем:
Создание
в
МБОУ
«Школа
№
5»
системы
дополнительного
образования,
способствующая свободному развитию личности каждого ученика;
Расширение различных видов деятельности в системе дополнительного образования
для
наиболее
полного
удовлетворения
интересов
и
потребностей,
учащихся
в
объединениях по интересам;
Целенаправленная организация свободного времени учащихся;
Снижение роста негативных проявлений среди несовершеннолетних;
Внедрение
в
образовательный
процесс
современных
методик
обучения
и
воспитания;
Активное
участие
детских
объединений
в
конкурсных
мероприятиях
различной
направленности.
Система оценки результатов освоения Программы
Оценивание
качества
образовательной
деятельности,
осуществляемой
в
МБОУ
«Школа
№
5»
по
Программе,
представляет
собой
важную
составную
часть
данной
образовательной деятельности, направленной на ее усовершенствование. В каждой рабочей
дополнительной
общеразвивающей
программе
прописаны
результаты
освоения
в
соответствии с реализуемым направлением.
Реализация
образовательной
программы
дополнительного
предполагает
оценку
индивидуального
развития
учащихся.
Такая
оценка
производится
педагогическим
работником
в
рамках
педагогической
диагностики
(оценки
индивидуального
развития
учащихся, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в
основе их дальнейшего планирования).
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (сентябрь и май). Основная
задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения учащимся
Программы.
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Общие положения
Содержание
образования
по
дополнительному
образованию
детей
определяется
рабочими
дополнительными
общеразвивающими
программами,
разрабатываемыми
и
реализуемыми
в
МБОУ
«Школа
№
5»
самостоятельно,
и
должно
содействовать
взаимопониманию
и
сотрудничеству
между
участниками
образовательных
отношений
независимо
от
расовой,
национальной,
этнической,
религиозной
и
социальной
принадлежности,
учитывать
разнообразие
мировоззренческих
подходов,
способствовать
реализации права учащихся и из законных представителей на свободный выбор мнений и
убеждений,
обеспечивать
развитие
способностей
детей,
формирование
и
развитие
их
личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно – нравственными и
социокультурными ценностями.
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа (далее Рабочая программа) –
документ,
отражающий
концепцию
педагога
в
соответствии
с
условиями,
методами
и
технологиями
достижения
запланированных
результатов;
модель
учебного
курса,
отражающая
процесс
взаимодействия
педагога
и
ребенка,
обоснование
содержания
и
технологии передачи образования; индивидуальный образовательный маршрут ребёнка, при
прохождении которого он выйдет на определенный уровень образованности.
В связи с этим содержание Рабочей программы должно соответствовать:
достижениям развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной
сферы, российским традициям;
соответствующему уровню образования – начально общее образование; основное
общее образование;
направленностям
рабочих
программ:
(научно
-
технической,
спортивно
–
технической,
физкультурно
–
спортивной,
художественной,
естественнонаучной,
эколого – биологической, военно – патриотической, культурологической);
современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения
(индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и
методах
обучения
(дифференцированного
обучения,
занятиях,
конкурсах,
соревнованиях, экскурсиях, походах, игровых образовательных технологиях, и т д);
методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов
деятельности
учащихся);
средствах
обучения
(оборудование,
инструментов
и
материалов в расчете на каждого ребенка);
2.2 Структура рабочей дополнительной общеразвивающей программы.
Титульный лист
Пояснительная записка
Реализация программы
Учебно – тематический план
Содержание программы
Список литературы
Приложения
На титульном листе рекомендуется указать:
Полное наименование образовательного учреждения;
где, когда и кем утверждена Программа
название программы, возраст учащихся
направленность программы
срок реализации программы
ФИО, должность автора Программы
название города, в котором реализуется Программы, год разработки Программы.
В пояснительной записке к Программе следует раскрыть:
нормативно – правовую основу программы;
направленность
программы
(научно
–
техническая,
спортивно
–
техническая,
физкультурно
–
спортивная,
художественная,
естественнонаучная,
эколого
–
биологическая, военно – патриотическая, культурологическая).
новизну, актуальность, педагогическую целесообразность, метапредметные связи;
цель и задачи Программы;
Цель
Рабочей
программы
–
предполагаемый
результат
образовательного
процесса
к
которому должны быть направлены все усилия педагога и учащихся. Она может быть
глобального масштаба (изменение формирования мировоззрения личности, ее культуры
через
новую
образовательную
систему);
общепедагогического
плана
(нравственное
воспитание личности, сплочение детского коллектива через создание авторских технологий
и
др);
дидактического
плана
(развитие
личностных
качеств,
обучение,
организация
полноценного досуга, создание новой методики).
Конкретизация цели проходит в ходе определения задач (образовательных, развивающих,
воспитательных) – путей достижения цели. Они должны соответствовать содержанию и
методам
предлагаемой
деятельности.
Формулировка
задач
должна
включать
слово,
определяющее действие (оказать, освоить, организовать и.т.д)
отличительные особенности данной программы от уже существующих;
возраст учащихся, участвующих в реализации данной Программы;
срок
реализации
данной
Программы
(продолжительность
образовательного
процесса, этапы, разделы или модули);
В разделе реализации программы прописываются:
условия, формы и методы занятий;
ожидаемые
результаты,
формы
подведения
итогов
реализации
Программы
(выставки, фестивали, соревнования, конференции, исследования, проекты и др)
Учебно
–
тематический
план
Программы
может
содержать
перечень
разделов,
тем,
количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды
занятий).
Если
программа
рассчитана
более
чем
на
год
обучения,
то
учебный
план
составляется на каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими.
Содержание Программы возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и
практических видов занятий) и предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри
разделов. В программе указывается общее количество часов, отведенных на изучение курса,
и распределение часов по разделам и темам.
Список
литературы
может
быть
представлен
использованный
педагогам
и
списком
литературы для учащихся
Оформление программы
Текст
набирается
в
текстовом
редакторе
шрифтом TimesNewRoman,
или
сходным
по
начертанию, кегль 12 – 14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не
ставятся,
выравнивание
по
ширине,
листы
формата
А4.
Таблицы
выставляются
непосредственно в текст. Страницы Программы нумеруются, титульный лист считается
первым, но не подлежит нумерации
Приложения . Не обязательный раздел, в который могут быть включены: правила техники
безопасности,
справочные
таблицы,
тесты,
дидактические
материалы,
план
учебно
–
воспитательной работы в творческом объединении и.т.д.
Порядок
принятия
и
утверждения
рабочей
дополнительной
общеразвивающей
программы
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа рассматривается и принимается на
ЭМС школы или на Педагогическом Совете школы и утверждается приказом директора;
На титульном листе должны присутствовать гриф о рассмотрении и принятии Программы с
указанием номеров протоколов и даты рассмотрения; гриф об утверждении программы
директором со ссылкой на приказ по утверждению (номер приказа и дата подписания
приказ)
2.3 Содержание рабочих дополнительных общеразвивающих программ
Программы дополнительного образования имеют следующие направленности:
научно – техническая;
спортивно – техническая;
физкультурно – спортивная;
художественная;
естественно – научная;
эколого – биологическая;
военно – патриотическая;
культурологическая.
Научно – техническая направленность
Программы научно-технической направленности в системе дополнительного образования
ориентированы на развитие технических и творческих способностей и умений учащихся,
организацию
научно-исследовательской
деятельности,
профе ссиона льного
самоопределения
учащихся. Основной
упор
при
обучении
делается
на
овладение
учащимися умения составлять алгоритмы, развитие логического мышления. Компьютер
расценивается учащимися в качестве инструмента для решения задач, помощника в работе.
Задачи:
научить учащихся алгоритмическим языкам программирования;
обучить учащихся составлению алгоритмов;
познакомить
с
принципами
организации
компьютерной
техники,
с
популярными
прикладными программами;
развить логическое мышление учащихся.
Научно-техническая направленность включает следующие объединения:
Кружок «Программирование»
Кружок «Компьютерная графика»
Кружок «Робототехника»
Спортивно – техническая направленность
Спортивно-техническая
направленность
в
системе
дополнительного
образования
представлена программой отряда юных инспекторов дорожного движения, целью которой
является
охрана
жизни
и
здоровья
юных
граждан
путем
предупреждения
дорожно
–
транспортных
происшествий,
через
закрепление
знаний
по
ПДД
и
углубление
их;
практическое
закрепление
умений
по
правилам
вождения
велосипеда
на
специально
отведенной
площадке,
а
также
обучение
грамотным
действиям
в
непредвиденных
чрезвычайных ситуациях на дорогах.
Физкультурно – спортивная направленность
Целью дополнительного образования физкультурно – спортивной направленности является
воспитание
и
привитие
навыков
физической
культуры
учащихся,
и
как
следствие
формирование
здорового
образа
жизни,
а
также
убеждение
в
престижности
занятий
спортом, в возможности достичь успеха, проявить себя на соревнованиях.
Работа с учащимися предполагает решение следующих задач:
создание
условий
для
развития
физической
активности
учащихся
с
соблюдением
гигиенических норм и правил;
формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу;
углубленное изучение спортивных игр: волейбол, баскетбол, футбол, пионербол.
организация межличностного взаимодействия учащихся на принципах успеха;
укрепления здоровья учащихся с помощью физкультуры и спорта;
оказание помощи в выработке воли и морально – психологических качеств.
Физкультурно-спортивная
направленность
представлена
следующими
спортивными
секциями:
Секция ОФП (основа физической подготовки);
Секция «Лыжи»
Секция «Волейбол»
Секция «Баскетбол»
Секция «Пионербол»
Секция «Кожаный мяч»
Художественная направленность
Программы
художественной
направленности
в
системе
дополнительного
образования
ориентированы
на
развитие
творческих
способностей
детей
в
различных
областях
искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитанию
творческой
личности,
получению
учащимися
основ
будущего
профессионального
образования.
Основной
целью
данного
направления
является:
раскрытие
творческих
способностей
обучающихся,
нравственное
и
художественно-эстетическое
развитие
личности ребёнка.
Структура
художественной
направленности
представлена
следующими
творческими
объединениями:
Вокальный ансамбль «Кантилена»
Хореографическая студия «Веселая семейка»
Хореографическая студия «Улыбка»
Танцевальный кружок «Современный танец»
Театральная студия «Подсолнух»
Студия юного актёра «Карнавал»
Театральный кружок «Играем сказку»
Социальный театр
Кружок «Веселая кисточка»
Кружок «Рукоделие»
Кружок «Мягкая игрушка»
Мастерская «Дизайн интерьера»
Мастерская «Стиль»
Мастерская «Художественная обработка древесины»
Естественно – научная направленность
Программа естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования
ориентирована
на
формирование,
развитие
и
воспитание:
углублённых
знаний
по
программному материалу; привитие им навыков исследовательской работы, воспитание
культуры физического мышления, развитие представлений о практическом применении
научных знаний. Естественно – научная направленность представлена кружком «Юный
физик».
Эколого – биологическая направленность
Воспитание у молодого поколения экологической культуры является одним из важнейших
средств восстановления утраченного равновесия и гармонии в отношениях «человек –
природа». Эколого – биологическая направленность представлена программой «Зеленый
мир природы».
Цель: Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но
хрупкими
взаимоотношениями,
которые
установились
между
живыми
организмами
за
миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении
экологического
равновесия
и
его
ответственности
за
происходящее
на
планете
и
собственное здоровье.
Задачи:
Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
Ознакомление
с
видовым
составом
флоры
и
фауны
окрестностей;
с
редкими
и
исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
Знакомить с биологическими специальностями.
Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации
биологических коллекций и гербариев, а также навыки работы с микроскопом.
Формирование
экологической
культуры
и
чувства
ответственности
за
состояние
окружающей среды с учетом региональных особенностей.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской
деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов
Военно – патриотическая направленность
Программа
дополнительного
образования
военно
–
патриотической
направленности
«Командарм» ориентирована на:
развитие
у
школьников
гражданства
и
патриотизма
как
важнейших
духовно
–
нравственных и социальных ценностей;
на формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к
их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности воинскому
долгу, высокой ответственности и дисциплинированности;
на воспитание гражданина, патриота, семьянина через изучение военного искусства,
истории Отечества;
на создание условий для духовно – нравственного воспитания, интеллектуального и
физического развития учащихся;
Основные задачи направления:
укрепление здоровья и предпрофессионального самоопределения;
популяризация истории России, российской армии, родного края;
изучение военно – прикладных видов спорта;
подготовка подрастающего поколения к воинской службе, защите Отечества.
Культурологическая направленность
Программы
культурологической
направленности
обеспечивают
общественное
развитие
человека во взаимодействии и общении с другими людьми, социально – культурной средой,
осуществляют формирование у учащихся положительного социального опыта, освоение
социальных ролей, учат успешно общаться с людьми разными по возрасту и уровню
развития. Объединения культурологической направленности в системе дополнительного
образования
ориентированы
на
изучение
специфики
и
сущности
функционирования
и
развития
культуры
разных
народов
и
позволяет
учащимся
через
самостоятельную
исследовательскую деятельность постигать содержание мира вещей, идей, отношений
Разных эпох; нацелена на изучение татарского языка, развивает у детей стремление к
межнациональному
общению,
формирует
основы
толерантного
взаимодействия.
Культурологическая направленность включает следующие объединения:
Кружок «Основы этикета»
Кружок «Юный патриот»
Кружок «Юный архивист»
Татаро – башкирский кружок «Айсулу».
Кружок «Лингвистика»
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Ресурсное обеспечение программы
Календарный учебный график дополнительного образования
Учебное время
Учебная
четверть
начало
окончание
продолжительность
1-е классы
2-4, 9 классы
5-8 классы
1-е классы
2-4,9 классы
5-8 классы
1-е классы
2-4,9 классы
5-8
классы
I
01.09.2015
01.09.2015
01.09.2015
30.10.2015
31.10.2015
31.10.2015
9 недель
9 недель
9
недель
II
09.11.2015
09.11.2015
09.11.2015
25.12.2015
26.12.2015
26.12.2015
7 недель
7 недель
7
недель
III
11.01.2016
11.01.2016
11.01.2016
18.03.2016
19.03.2016
19.03.2016
9 недель
10 недель
10
недель
IV
28.03.2016
28.03.2016
28.03.2016
25.05.2016
25.05.2016
28.05.2016
8 недель
8 недель
9
недель
Каникулярное время
Учебная
четверть
начало
окончание
продолжительность
1-е классы
2 - 4 ,
9
классы
5-8 классы
1-е классы
2-4, 9 классы
5-8 классы
1-е классы
2-4,9 классы
5-8
классы
I
31.10.2015
01.11.2015
01.11.2015
08.11.2015
08.11.2015
08.11.2015
9 дней
8 дней
8 дней
II
26.12.2015
27.12.2015
27.12.2015
10.01.2016
10.01.2016
10.01.2016
16 дней
15 дней
15 дней
III
Дополнитель-
ные каникулы
19.03.2016
08.02.2016
20.03.2016
20.03.2016
27.03.2016
14.02.2016
27.03.2016
27.03.2016
9 дней
7 дней
8 дней
8 дней
IV
26.05.2016
26.05.2016
29.05.2016
31.08.2016
31.08.2016
31.08.2016
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ «ШКОЛА № 5»
на 2015- 2016 учебный год
№
п.
п
Название и статус
творческого объединения
1-й
год обучения
2-й
год обучения
3-й и более
год обучения
Количест
во часов в
неделю
Всег
о
груп
п
Всего
воспи
та-
ннико
в
На
гру
зки
пе
даг
ога
Ф.И.О.
педагога
Час
ов
на
гру
ппу
Ко
ли
чес
тво
гру
пп
Де
тей
в
1-й
гру
пп
е
Вс
его
дет
ей
Час
ов
на
груп
пу
Ко
ли
чес
тво
гру
пп
Де
тей
в
1-й
гру
пп
е
Вс
его
дет
ей
Ча
сов
на
гру
пп
у
Ко
ли
чес
тво
гру
пп
Де
тей
в
1-й
гру
пп
е
Вс
его
дет
ей
1
2
3
ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
1
Вокальный ансамбль
«Кантилена»
6
1
12
12
-
-
-
-
-
-
-
-
6
-
-
1
12
6
Пархомен
ко А.В
2
Хореографическая студия
«Улыбка»
3
1
15
15
-
-
-
-
12
1
10
10
3
-
1
2
2
25
15
Удашова
Е.Н
3
Кружок «Современный
танец»
3
1
12
12
-
-
-
-
-
-
-
-
3
-
-
1
12
3
Удашова
Е.Н
4
Хореографическая студия
«Веселая семейка»
-
-
-
-
-
-
-
-
4.5
2
12
24
-
-
9
2
24
9
Василевс
ких Т.В.
5
Студия юного актера
«Карнавал»
2
2
12
12
3
1
12
12
8
1
10
10
4
3
8
4
34
15
Батюк
И.В
6
Социальный театр
3
1
12
12
-
-
-
-
-
-
-
-
3
-
-
1
12
3
Батюк
И.В
7
Театральный кружок
«Подсолнух»
-
-
-
-
-
-
-
-
4
1
15
15
-
-
4
1
15
4
Лазарчик
Е.Э
8
Театральный кружок
«Играем сказку»
1
2
12
24
-
-
-
-
-
-
-
-
2
-
-
2
24
2
Лазарчик
Е.Э
9
Мастерская «Дизайн
интерьера»
4
3
12
36
2
1
12
12
-
-
-
-
1
2
2
-
4
48
14
Летяго
Н.Г
10
Кружок «Рукоделие»
4
1
15
15
-
-
-
-
-
-
-
-
4
-
-
1
15
4
Летяго
Н.Г
11
Мастерская «Стиль»
-
-
-
-
-- -
-
-
4
1
10
10
-
-
4
1
10
4
Магерова
А.Л.
12
Мастерская
«Художественная обработка
древесины»
1
1
10
10
1
1
10
10
2
2
20
20
1
1
2
4
40
4
Басистый
Ю.В
13
Кружок «Мягкая игрушка»
2
4
12
48
-
-
-
-
-
-
-
-
8
-
-
4
48
8
Рогова
В.И
14
Изостудия «Веселая
кисточка»
2
2
15
30
-
-
-
-
-
-
-
-
4
-
-
2
30
4
Арефьева
Н.А
Итого:
3.2 Кадровые условия реализации Программы
Реализация Программы осуществляется педагогическими работниками, имеющими высшее или среднее педагогическое образование,
владеющие основами образовательной деятельности по представленной рабочей программе в соответствии с указанным направлением,
умеющие видеть индивидуальные возможности и способности учащихся, направляя их к реализации этих возможностей.
МБОУ
«Школа
№
5» укомплектована
кадрами,
имеющими
необходимую
квалификацию
для
решения
задач,
определённых
образовательной программой дополнительного образования, способными к инновационной профессиональной деятельности.
3.3 Материально – техническое обеспечение Программы
Педагогический работник, осуществляющий образовательную деятельность по Программе, должен создавать материально – технические
условия, обеспечивающие:
1.
возможность достижения учащимися планируемых результатов освоения Программы;
2.
выполнение Организацией требований:
- санитарно – эпидемиологических правил и нормативов;
- пожарной безопасности и электробезопасности;
- охране здоровья учащихся.
При создании материально – технических условий для учащихся педагог должен учитывать особенности их физического и психофизического
развития.
Для реализации дополнительного образования МБОУ «Школа № 5» располагает оборудованным спортивным залом, актовым залом,
хореографическим кабинетом, библиотекой с местами школьника для выхода в Интернет, спортивной площадкой, кабинетами, оснащенными
интерактивным оборудованием.
3.4 Перечень нормативных и нормативно – методических документов
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», г.10 ст. 75.
Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»;
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года №599 «О мерах реализации государственной политики в области образования и науки»;
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена 4 сентября 2014 года №1726);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006г № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования»;
Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ от 01 июля 2014г. №ВК-102/09вн «Методические рекомендации
по решению задач увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным
программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 процентов»;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденных
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41;
Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 марта 2007 года № 254 «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей и системы воспитания в Ямало-Ненецкого автономного округа»;
Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 марта 2007 года №277 «Об утверждении Порядка
разработки примерных дополнительных образовательных программ в Ямало-Ненецком автономном округе»;
Образовательная программа дополнительного образования МБОУ «Школа № 5» приказ № 583 от 31.08.2015г.
Приложение к образовательной программе дополнительного образования
Расписание творческих объединений дополнительного образования
2015 – 2016 учебный год
Наименование
творческого объединения
Руководитель
аудитория
классы
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
суббота
Физкультурно – спортивная направленность
Секция «Баскетбол»
(юноши)
Снятковская Г.А
Большой
спорт зал
5-9 классы
16.00 – 16.40
16.00 16.40
16.00 –16.40
Секция «Баскетбол»
(девушки)
Снятковская Г.А
Большой
спорт.зал
5-9 классы
15.00 – 15.40
15.00 -15.40
15.00 –15.40
Секция «Лыжи»
Смирнов О.А
Лыжная
база
5 классы
16.00 -18.00
16.00 – 18.00
Секция «Волейбол»
Смирнов О.А
Большой
спорт.зал
6-8 классы
17.00 – 17.40
17.00 - 17.40
Секция «Пионербол»
Воронцова О.В
Большой
спорт.зал
3-4 классы
14.10 – 15.30
Ф у т б о л ь н а я
с е к ц и я
«Кожаный мяч»
Воронцова О.В
Большой
спорт.зал
3-4 классы
14.10 – 15.30
Спортивно – техническая направленность
Отряд
Юных
Инспекторов
Д о р о ж н о г о
Д в и ж е н и я
(ЮИД)
Осинцева О.Н
ЦТТ
МБОУ
«Школа
№1»
3-4 классы
12.30 – 13.10
12.00 -13.00
(воскрес)
Эколого – биологическая направленность
Кружок
«Зеленый
м и р
природы»
Янгирова И.Г
№207
7 классы
15.00 – 16.30
Художественная направленность
Вокальный ансамбль
«Кантилена»
Пархоменко А.В
№211
4-7 классы
15.00- 17.30
15.00- 17.30
15.00-17.30
М а с т е р с к а я
« Д и з а й н
интерьера»
Летяго Н.Г
№101
2 – 9 классы
2 классы
12.30 – 13.10
13.20 – 14.00
3 классы
2 классы
12.15 – 12.55
13.05 – 13.55
14.05 – 14.45
14.55 – 15.35
4 классы
15.50 – 16.30
16.40 – 17.20
5-9классы
16.00 – 16.40
16.50 – 17.30
4 классы
13.50- 14.30
14.40- 15.20
Кружок «Рукоделие»
Летяго Н.Г
№101
1 классы
14.10- 14.50
15.00 – 15.40
14.20 - 15.00
15.10 – 15.50
Кружок «Мягкая игрушка»
Рогова В.И
№307
2 классы
12.15 – 13.40
13.50 – 14.10
12.15 – 13.40
13.50 – 14.10
12.15 – 13.40
13.50 – 14.10
1 2 . 1 5
–
13.40
1 3 . 5 0
–
14.10
Мастерская «Стиль»
Магерова А.Л
№111
5-9 классы
15.00 – 15.40
15.50 – 16.30
15.00 – 15.40
15.50 – 16.30
Мастерская «Умелые руки»
Басистый Ю.В
№109
1 классы
1 4 . 2 0
–
15.00
2 классы
14.20 – 15.00
3 классы
14.20 – 15.00
4 классы
14.20 – 15.00
Хореографическая
студия
«Улыбка»
Удашова Е.Н
№19
1-9 классы
1 группа
14.00 – 14.10
2 группа
14.20 – 15.50
3 группа
16.00 – 17.30
1 группа
14.00 – 14.10
2 группа
14.20 – 15.50
3 группа
16.00 – 17.30
3 группа
1 6 . 0 0
–
17.30
1 группа
13.10- 14.00
2 группа
14.10- 15.40
Кружок
« С о в р е м е н н ы й
танец»
Удашова Е.И
№19
7-9 классы
16.00 – 17.30
16.00- 17.30
Хореографическая
студия
«Веселая семейка»
Василевских Т.В
№19
4 классы
14.00 – 15.00
II группа
14.00 – 15.00
14.00 – 15.00
II группа
14.00 – 15.00
14.00- 15.00
II группа
1 3 . 0 0
–
14.00
И зо с туд и я
« В е с е л а я
кисточка»
Арефьева Н.А
№21
1-2 классы
1-2 классы
14.00 – 14.40
14.50 – 15.30
3-4 классы
14.00- 14.40
14.50- 15.30
Кружок «Играем сказку»
Лазарчик Е.Э
№18
1 классы
12.30- 13.10
13.30 -14.10
Т е а т р а л ь н ы й
к р у ж о к
«Подсолнух»
Лазарчик Е.Э
№18
2-4 классы
13.30-14.10
14.20- 15.00
13.30-14.10
14.20- 15.00
С т уд и я
ю н о г о
а к т е р а
«Карнавал»
Батюк И.В
№18
1-7 классы
2 классы
14.20 – 15.00
4 классы
14.00 – 15.30
5-7 классы
17.30 – 18.30
2 классы
14.20- 15.00
8-9 классы
17.00 – 18.30
5-7 классы
16.00 – 17.30
4 классы
13.30- 15.00
8-9 классы
1 6 . 0 0
–
18.20
Социальный театр
Батюк И.В
№18
8-9 классы
16.00 – 16.40
16.00 – 16.40
16.00- 17.30
Научно – техническая направленность
Кружок «Робототехника»
Иликбаева И.Р
№304
5-8 классы
15.00 – 15.40
15.50 – 16.3
Кружок
«Программирование»
Иликбаева И.Р
№304
7 классы
15.00 – 15.40
15.50 – 16.30
Кружок
«Компьютерная
графика»
Исламова З.Р
№209
4 классы
14.15 – 15.00
14.15- 15.00
Естественно – научная направленность
Кружок «Юный физик»
Зарипова Г.С
№306
5классы
15.00 – 15.40
15.00 – 15.40
Военно – патриотическая направленность
Кружок «Командарм»
Рачков Е.Г
Малый
спорт.зал
7-8 классы
15.00 – 17.30
15.00- 17.30
Культурологическая направленность
Кружок «Юный патриот»
Солодовникова М.М
№8
1 3 . 0 0
–
13.40
13.00- 13.40
Кружок «Юный архивист»
Рогова В.И
№307
5 классы
16.00 – 17.30
16.17.30
16.00 - 17.30
16.00 – 17.30
Кружок «Основы этикета»
Кадырова Е.И
№216
5 классы
15.00 – 15.40
5г класс
15.00 – 15.40
5в класс
15.00- 15.40
5бкласс
15.00- 15.40
5а класс
Кружок «Лингвистика»
Чернова Л.П
№314
6 классы
15.00 – 15.40
1 5 . 0 0
–
15.40
14.00-–
14.40
Кружок
«Татарский
язык
для русскоязычных школ»
Талипова З.Г
№219
1-9 классы
I
группа
12.25 – 13.05
13.15 – 13.50
IV группа
III группа
12.25- 13.05
13.15- 13.50
VI группа
V группа
12.25- 13.05
13.15- 13.50
II группа
V группа
12.25- 13.05
13.15- 13.50
III группа
13.30- 14.10
IV группа
14.30- 15.10
VI группа
12.25-13.05
13.15- 13.50
14.30-15.10
15.00- 15.40
15.50- 16.30
14.20- 15.00
15.10- 15.50
15.20- 16.00