Напоминание

"О проблеме преемственности между начальным звеном и средним"


Автор: Омельченко Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №21"
Населённый пункт: город Ростов -на - Дону
Наименование материала: статья
Тема: "О проблеме преемственности между начальным звеном и средним"
Раздел: начальное образование





Назад





О проблеме преемственности между начальным звеном и средним.


Почему учиться трудно? Как возникают школьные проблемы? Что делать, как помочь ребёнку преодолеть их? Все эти вопросы непростые и требуют особого внимания со стороны родителей и учителей. Школьные трудности - это не неспособность учиться хорошо; они не сводятся к неуспеваемости – неспособность и неуспеваемость – это результат невнимания, безразличия со стороны взрослых. Опыт показывает: вовремя и правильно изжитые трудности не только позволяют ребёнку нормально учиться, но и сохранять его физическое и психическое здоровье. В учебных неудачах своих детей родители чаще всего склонны винить школу. Родители не знают причин многих школьных трудностей. Процесс перехода ребёнка из начальной школы в среднюю заставляет учителей и родителей размышлять и осмысливать эту неновую проблему. Сложность проблемы обучения школьников заключается в том, что ученики в 5 классе снижают показатели обученности, встречаются с большим количеством предметов, требований, учителей, отличающихся стилем общения, темпом речи, тембром голоса применяющих в образовательном процессе различные технологии. Процесс перехода из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но и очень проблемным. Вопрос о преемственности обучения между начальной и средней школой не является новым. Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы, практика её решения пока далека от теории. Успешность адаптации школьников к обучению в 5 классе зависит от реализации преемственности связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе необходимо:  учитывать психологические особенности 10 – летних детей, вступающих в подростковый период развития, уровень познавательной деятельности, с которой ребёнок перешёл в 5 класс;  анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности коррекции трудностей адаптации школьника.
Свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5 классе являются: снижения интереса к изучению и к успеваемости, проявление признаков тревожности, неадекватности поведенческих реакций на замечания учителя; нарушение общения со сверстниками. Всё это наблюдается там, где переход со ступени начального образования в основную школу не стал предметом педагогического осмысления целенаправленной деятельности педагогического коллектива. Серьёзной проблемой для пятиклассников является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Переход в среднюю школу, как известно, совпадает с началом переходного возраста у детей: они становятся младшими подростками. Психологически это начало кризисного периода физиологического созревания, переоценки моральных ценностей, смены ведущей деятельности. Кроме того, у детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями. Это объективно сложные психологические этапы взросления, которые требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка. Путь познания себя сложен, стремление обрести себя, как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребёнка влияние, и в первую очередь от семьи, родителей. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм – первичная форма механического отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Это же способствует и ориентирование ребёнка на установление доверительно – дружеских отношений со сверстниками. Познание другого, похожего на меня, даёт возможность увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность пятиклассников высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех или неуспех существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка даёт
возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия ребёнка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности данного возраста, можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность ребёнка. Необходимо отметить, что готовность учителей и родителей к данному периоду, предполагает не только знание о трудностях периода детской жизни, но и способность, и волевые усилия взрослых для их преодоления. Именно это, как показывает практика, дети встречают значительно реже.


В раздел образования