"О проблеме преемственности между начальным звеном и средним"
Автор: Омельченко Ирина Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Школа №21" Населённый пункт: город Ростов -на - Дону Наименование материала: статья Тема: "О проблеме преемственности между начальным звеном и средним" Раздел: начальное образование
О проблеме преемственности между начальным звеном и средним.
Почему учиться трудно? Как возникают школьные проблемы? Что делать,
как помочь ребёнку преодолеть их? Все эти вопросы непростые и требуют
особого внимания со стороны родителей и учителей.
Школьные трудности - это не неспособность учиться хорошо; они не
сводятся к неуспеваемости – неспособность и неуспеваемость – это результат
невнимания, безразличия со стороны взрослых. Опыт показывает: вовремя и
правильно изжитые трудности не только позволяют ребёнку нормально
учиться, но и сохранять его физическое и психическое здоровье.
В учебных неудачах своих детей родители чаще всего склонны винить
школу. Родители не знают причин многих школьных трудностей.
Процесс перехода ребёнка из начальной школы в среднюю заставляет
учителей и родителей размышлять и осмысливать эту неновую проблему.
Сложность проблемы обучения школьников заключается в том, что ученики в
5 классе снижают показатели обученности, встречаются с большим
количеством предметов, требований, учителей, отличающихся стилем
общения, темпом речи, тембром голоса применяющих в образовательном
процессе различные технологии.
Процесс перехода из начальной школы в среднюю для многих детей,
родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием,
но и очень проблемным.
Вопрос о преемственности обучения между начальной и средней школой
не является новым. Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой
проблемы, практика её решения пока далека от теории.
Успешность адаптации школьников к обучению в 5 классе зависит от
реализации преемственности связей между начальным общим и основным
общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в
период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям
обучения в 5 классе необходимо:
учитывать психологические особенности 10 – летних детей,
вступающих в подростковый период развития, уровень познавательной
деятельности, с которой ребёнок перешёл в 5 класс;
анализировать причины неуспешного адаптационного периода и
возможности коррекции трудностей адаптации школьника.
Свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5 классе
являются: снижения интереса к изучению и к успеваемости, проявление
признаков тревожности, неадекватности поведенческих реакций на
замечания учителя; нарушение общения со сверстниками. Всё это
наблюдается там, где переход со ступени начального образования в основную
школу не стал предметом педагогического осмысления целенаправленной
деятельности педагогического коллектива.
Серьёзной проблемой для пятиклассников является и смена классного
руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо
нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами.
Переход в среднюю школу, как известно, совпадает с началом переходного
возраста у детей: они становятся младшими подростками. Психологически
это начало кризисного периода физиологического созревания, переоценки
моральных ценностей, смены ведущей деятельности. Кроме того, у детей с
переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности,
связанный с новыми ожиданиями. Это объективно сложные психологические
этапы взросления, которые требуют очень бережного и внимательного
отношения со стороны взрослых.
Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства
взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.
Путь познания себя сложен, стремление обрести себя, как личность
порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно
оказывал на ребёнка влияние, и в первую очередь от семьи, родителей.
Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм –
первичная форма механического отчуждения, она же является началом
поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Это
же способствует и ориентирование ребёнка на установление доверительно –
дружеских отношений со сверстниками. Познание другого, похожего на меня,
даёт возможность увидеть и понять свои собственные проблемы.
Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками
происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую
деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в
стенах школы. Умственная активность пятиклассников высока, но
способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей
положительные эмоции; успех или неуспех существенно влияет на
мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка даёт
возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и
самооценки важно для эмоционального благополучия ребёнка. В
противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже
конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности данного
возраста, можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность ребёнка.
Необходимо отметить, что готовность учителей и родителей к данному
периоду, предполагает не только знание о трудностях периода детской жизни,
но и способность, и волевые усилия взрослых для их преодоления. Именно
это, как показывает практика, дети встречают значительно реже.