Взаимодействие социального педагога с классными руководителями школы и воспитателями социально – реабилитационного центра по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Автор: Съедина Татьяна Николаевна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Населённый пункт: п. Ивня Белгородской области Наименование материала: статья Тема: Взаимодействие социального педагога с классными руководителями школы и воспитателями социально – реабилитационного центра по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних» Ивнянского района Белгородской области
«Взаимодействие социального педагога с классными руководителями
школы и воспитателями социально – реабилитационного центра по
вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних».
Социальный педагог
Съедина Татьяна Николаевна
2016г.
В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений
несовершеннолетних»
-
понятие
«Профилактика»
определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных
мер,
направленных
на
выявление
и
устранение
причин
и
условий,
способствующих
безнадзорности,
беспризорности,
правонарушениям
и
антиобщественным
действиям
несовершеннолетних,
осуществляемых
в
совокупности
с
индивидуальной
профилактической
работой
с
несовершеннолетними
и
семьями,
находящимися
в
социально-опасном
положении.
На основе нормативных документов в нашем центре выстроена система
работы
по
профилактике
безнадзорности
и
правонарушений
среди
несовершеннолетних. Вся работа направлена на создание благоприятного
психологического
климата
в
школьном
и
групповом
коллективах,
по
п р о ф и л а к т и к е
б е з н а д з о р н о с т и
и
п р а в о н а р у ш е н и й
с р е д и
несовершеннолетних,
повышение
качества
воспитательной
работы,
нормализацию
отношений детей, занятость воспитанников во внеурочное
время, целенаправленное воздействие на семью, систематический контроль
за
посещением
учебных
занятий,
проведение
индивидуальных
занятий
с
воспитанниками, посещение уроков.
Работа по организации профилактической и коррекционной работы с
детьми строится в соответствии с комплексными планами работы, которые
предусматривают
взаимодействие
классного
руководителя,
воспитателя
и
социального педагога.
Вся
работа
начинается
с
деятельности
воспитателя
и
социального
педагога, которые лучше других знают своих подопечных. Основная (наша)
задача -
скоординировать все воспитательные влияния по профилактике
безнадзорности и правонарушений воспитанников в целях развития личности
посредством
включения
их
в
многообразные
виды
деятельности
и
взаимоотношений :Взаимодействие соц. Педагога, классного руководителя и
воспитателя центра можно разделить на несколько этапов:
1.
Составление
индивидуальных
программ
где
отражается
мотивация
учебной
деятельности,
самооценка,
особенности
темперамента,
характерологические особенности по отношению к себе, к другим людям, в
отношении
со
сверстниками,
в
отношении
к
делу,
в
отношениях
со
взрослыми.
Социальный
педагог,
классный
руководитель
и
воспитатель
центра
ведут
индивидуальную
работу
с
воспитанниками,
с
их
семьями
(посещение семьи с целью составления акта жилищно- бытовых условий ,
знакомятся
с
жилищными
условиями
ребёнка,
в
домашней
обстановке
проводят беседы с родителями, выясняют положение ребенка в семье, его
взаимоотношения с родителями. Все посещения записываются в журнале
учета посещений.
2.
Контроль
посещаемости
занятий
является
важным
звеном
в
воспитательной
работе,
обеспечивающим
успешную
профилактику
правонарушений.
Необходимо учитывать, что у ребёнка, прогулявшего хотя бы один день
занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство
безнаказанности,
которое
подтолкнет
его
на
повторные
прогулы.
Такого
подростка
легко
вовлечь
в
наркоманию
и
преступную
деятельность.
Своевременное
принятие
мер
и
обсуждение
поведения
воспитанника
на
заседаниях специалистов центра в подавляющем большинстве случаев дает
положительные результаты.
3.
Организация досуга учащихся , широкое вовлечение воспитанников,
особенно из детей «группы риска», в занятия по интересам, привлечение к
участию
в
соревнованиях,
конкурсах,
мероприятиях
-
важнейшие
направления
воспитательной
деятельности,
способствующие
развитию
творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга,
формированию
законопослушного
поведения,
значительно
ограничивают
риск мотивации на асоциальное поведение. В нашем центре проводятся
занятия
по
интересам
с
различными
направлениями.
Наше
учреждение
взаимодействует с домом культуры. Дети посещают мероприятия, которые
проходят в доме культуры, ездят на экскурсии.
4. Профилактика наркомании и токсикомании . В центре спланирована и
проводится
работа
по
профилактике
наркомании
и
токсикомании.
В
беседы
с
подростками
о
вреде
наркомании
включаются
интересные
жизненные примеры из периодических изданий, раскрывающие пагубные
последствия для здоровья. Такую подборку информационного материала
помогает подбирать библиотекарь.
Одним из направлений антинаркотической пропаганды в нашем центре
является проведение бесед, тренингов, анкетирования., конкурс плакатов и
рисунков.
Родителям
раздаются
«памятки»
о
проявлениях
наркомании
у
подростков и оказании им своевременной помощи.
Важным
компонентом
в
системе
профилактики
правонарушений,
наркомании и формировании здорового образа жизниявляется ликвидация
пробелов в знаниях воспитанников . Если ребёнокпо каким-либо причинам
не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический
дискомфорт, оттого что он не усваивает дальнейший материал, ощущает себя
ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у «друзей с улицы».
Ведущая деятельность ребёнка – учебно-познавательная: систематические
прогулы,
стойкая
неуспеваемость
по
нескольким
предметам
вызывают
нарушение системы самооценки подростка, повышенную тревожность и, как
следствие, конфликтность и агрессию. Социальный педагог посещает уроки
для прослеживания успеваемости и учебно -познавательной деятельности.
(
успеваемость
воспитанников
прослеживается
и
проверкой
наличия
школьных принадлежностей и выполнения домашних заданий).
5 .
В
п р о ф и л а к т и к е
б е з н а д з о р н о с т и
и
п р а в о н а р у ш е н и й
несовершеннолетних имеет место и правовое воспитание . Социальный
педагог совместно с классным руководителями
и воспитателями центра
проводим
дни
«
Правовых
знаний»
по
возрастным
группам.
Широкая
пропаганда
среди
воспитанников,
их
родителей
правовых
знаний
–
необходимое
звено
в
профилактике
асоциального
поведения.
Во
время
проведения правовых дней знаний – проводились беседы (от шалости к
правонарушению),
Подростки
:
проблемы
их
решения)
классные
часы
( Наркотики и закон, курение и его последствия, курить здоровью вредить,
как воздействует алкоголь на организм человека), велась разъяснительная
работа о видах ответственности за те или иные противоправные поступки,
характерные
для
подростковой
среды;
разъяснялись
понятия
об
административной,
гражданско-правовой,
уголовной
ответственности
несовершеннолетних. Проводились беседы с инспектором ПДН, с целью
просвещения учащихся законодательных аспектов.
Применяя
творческий
подход
в
работе,
по
взаимодействию
социального
педагога с классным руководителем и воспитателями центра, взаимодействие
с
другими
органами
и
учреждениями
системы
профилактики
будут
способствовать большому успеху в этой работе.
Список литературы
1.
Королева Е.В. Проблемные ситуации в школе и способы их решения
(Практическое пособие) – АРКТИ, 2006.
2.
Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление,
помощь. – СПб., Союз,2002
3.
Бурлачук А.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций.
Учебное пособие Российское педагогическое агентство, 1998.
4.
Андрияхина Н.В., Миронова Г.И. Работа педагогов по профилактике
правонарушений: три занятия для системы повышения квалификации.
Классный руководитель №5, 2006.
5.
Т.А. Шишковец. Справочник социального педагога. – “ВАКО”, М., 2005
6.
Н.Е. Щуркова. Классный час: Поговорим о жизни… - АРКТИ, Москва,
2005