Напоминание

Взаимодействие социального педагога с классными руководителями школы и воспитателями социально – реабилитационного центра по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних


Автор: Съедина Татьяна Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: п. Ивня Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие социального педагога с классными руководителями школы и воспитателями социально – реабилитационного центра по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Ивнянского района Белгородской области
«Взаимодействие социального педагога с классными руководителями

школы и воспитателями социально – реабилитационного центра по

вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних».
Социальный педагог Съедина Татьяна Николаевна 2016г.
В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - понятие «Профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении. На основе нормативных документов в нашем центре выстроена система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Вся работа направлена на создание благоприятного психологического климата в школьном и групповом коллективах, по п р о ф и л а к т и к е б е з н а д з о р н о с т и и п р а в о н а р у ш е н и й с р е д и несовершеннолетних, повышение качества воспитательной работы, нормализацию отношений детей, занятость воспитанников во внеурочное время, целенаправленное воздействие на семью, систематический контроль за посещением учебных занятий, проведение индивидуальных занятий с воспитанниками, посещение уроков. Работа по организации профилактической и коррекционной работы с детьми строится в соответствии с комплексными планами работы, которые предусматривают взаимодействие классного руководителя, воспитателя и социального педагога. Вся работа начинается с деятельности воспитателя и социального педагога, которые лучше других знают своих подопечных. Основная (наша) задача - скоординировать все воспитательные влияния по профилактике безнадзорности и правонарушений воспитанников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и
взаимоотношений :Взаимодействие соц. Педагога, классного руководителя и воспитателя центра можно разделить на несколько этапов: 1. Составление индивидуальных программ где отражается мотивация учебной деятельности, самооценка, особенности темперамента, характерологические особенности по отношению к себе, к другим людям, в отношении со сверстниками, в отношении к делу, в отношениях со взрослыми. Социальный педагог, классный руководитель и воспитатель центра ведут индивидуальную работу с воспитанниками, с их семьями (посещение семьи с целью составления акта жилищно- бытовых условий , знакомятся с жилищными условиями ребёнка, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Все посещения записываются в журнале учета посещений.
2.

Контроль

посещаемости

занятий
является важным звеном в воспитательной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Необходимо учитывать, что у ребёнка, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность. Своевременное принятие мер и обсуждение поведения воспитанника на заседаниях специалистов центра в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты.
3.

Организация досуга учащихся
, широкое вовлечение воспитанников, особенно из детей «группы риска», в занятия по интересам, привлечение к участию в соревнованиях, конкурсах, мероприятиях - важнейшие направления воспитательной деятельности, способствующие развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения, значительно ограничивают риск мотивации на асоциальное поведение. В нашем центре проводятся
занятия по интересам с различными направлениями. Наше учреждение взаимодействует с домом культуры. Дети посещают мероприятия, которые проходят в доме культуры, ездят на экскурсии.
4. Профилактика наркомании и токсикомании
. В центре спланирована и проводится работа по профилактике наркомании и токсикомании. В беседы с подростками о вреде наркомании включаются интересные жизненные примеры из периодических изданий, раскрывающие пагубные последствия для здоровья. Такую подборку информационного материала помогает подбирать библиотекарь. Одним из направлений антинаркотической пропаганды в нашем центре является проведение бесед, тренингов, анкетирования., конкурс плакатов и рисунков. Родителям раздаются «памятки» о проявлениях наркомании у подростков и оказании им своевременной помощи. Важным компонентом в системе профилактики правонарушений, наркомании и формировании здорового образа жизниявляется
ликвидация

пробелов в знаниях воспитанников
. Если ребёнокпо каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого что он не усваивает дальнейший материал, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у «друзей с улицы». Ведущая деятельность ребёнка – учебно-познавательная: систематические прогулы, стойкая неуспеваемость по нескольким предметам вызывают нарушение системы самооценки подростка, повышенную тревожность и, как следствие, конфликтность и агрессию. Социальный педагог посещает уроки для прослеживания успеваемости и учебно -познавательной деятельности. ( успеваемость воспитанников прослеживается и проверкой наличия школьных принадлежностей и выполнения домашних заданий).
5 .

В

п р о ф и л а к т и к е

б е з н а д з о р н о с т и

и

п р а в о н а р у ш е н и й

несовершеннолетних имеет место и правовое воспитание
. Социальный педагог совместно с классным руководителями и воспитателями центра проводим дни « Правовых знаний» по возрастным группам. Широкая
пропаганда среди воспитанников, их родителей правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Во время проведения правовых дней знаний – проводились беседы (от шалости к правонарушению), Подростки : проблемы их решения) классные часы ( Наркотики и закон, курение и его последствия, курить здоровью вредить, как воздействует алкоголь на организм человека), велась разъяснительная работа о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды; разъяснялись понятия об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних. Проводились беседы с инспектором ПДН, с целью просвещения учащихся законодательных аспектов. Применяя творческий подход в работе, по взаимодействию социального педагога с классным руководителем и воспитателями центра, взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики будут способствовать большому успеху в этой работе.

Список литературы
1. Королева Е.В. Проблемные ситуации в школе и способы их решения (Практическое пособие) – АРКТИ, 2006. 2. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. – СПб., Союз,2002 3. Бурлачук А.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие Российское педагогическое агентство, 1998. 4. Андрияхина Н.В., Миронова Г.И. Работа педагогов по профилактике правонарушений: три занятия для системы повышения квалификации. Классный руководитель №5, 2006. 5. Т.А. Шишковец. Справочник социального педагога. – “ВАКО”, М., 2005 6. Н.Е. Щуркова. Классный час: Поговорим о жизни… - АРКТИ, Москва, 2005


В раздел образования