Автор: Уткина Алёна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №295" Населённый пункт: г. Пермь Наименование материала: Методическая разработка Тема: Букваренок Раздел: дошкольное образование
Содержание программы
1.
Пояснительная записка………………………………………………………3
2.
Цель и задачи программы…………………………………………………4
3.
Ожидаемый результат………………………………………………………..5
4.
Перспективный план…………………………………………………………5
5.
Список литературы……………………………………………………………4
2
Пояснительная записка.
В
наш
век
технического
прогресса
и
информатизации
населения
все
острее
встает
вопрос:
когда
и
как
учить
ребенка
дошкольного
возраста
читать? Школы предпочитают набирать первоклассников, умеющих читать.
Умеющему
читать
ребенку
открывается
доступ
к
безграничному
морю
закодированной в буквенных символах информации. Самостоятельное чтение
расширяет
возможность
познавательного
и
интеллектуального
развития
дошкольника,
позволяет
пополнять
знания,
обращаясь
к
разнообразным
источникам и носителям печатного слова, что чрезвычайно важно в век
информатизации, когда умение ее добывать, становится одной из ключевых
личностных компетентностей. Чем раньше ребенок научится читать, тем
больше
у
него
шансов
поступить
в
престижное
учебное
заведение,
безболезненно
адаптироваться
к
новым
условиям
жизнедеятельности,
успешно освоить программу начальной школы.
Чтение – сложный процесс, и обучение чтению требует определенной
физической, психической, социальной, языковой и читательской зрелости
ребенка:
достаточно
высокого
уровня
развития
восприятия,
мышления,
воображения,
памяти,
эмоциональной
сферы
и
произвольного
поведения,
связной речи и словаря, широкого кругозора и социальной компетентности,
потребности в овладении навыками чтения, обретении независимости от
взрослых в общении с книгой. Однако память и внимание детей весьма
неустойчивы,
а
поэтому
необходимо
многократно
возвращаться
к
уже
знакомому,
чтобы
знания
стали
прочными.
Существует
много
способов
научить ребенка читать до школы, и каждый их них хорош по-своему. Но при
этом
очень
важно
учитывать
следующее:
во-первых,
система
обучения
должна быть согласована со школьными программами и обязательно иметь
познавательную
основу;
во-вторых,
необходимо
использование
игровых
приемов, не утомляющих и не принуждающих ребенка.В.А. Сухомлинский
сказал:
«Игра
-
это
искра,
зажигающая
огонек
пытливости
и
любознательности!».
Во
все
занятия
включены
всевозможные
игры
по
развитию
речи,
занимательные
упражнения,
фонетические,
лексические,
грамматические,
и
даже
подвижные
игры.
Вводятся
игровые
ситуации,
сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.
3
Цель
программы: формирование
первоначальных
навыков
чтения
у
детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
1. Развивать фонематический слух.
2.
Активизировать
навыки
фонематического
восприятия
в
процессе
ознакомления со звуковым составом слова.
3.
Обучать
детей
сознательному,
правильному,
плавному
слоговому
чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать
навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями.
4. Учить читать без утомления и перенапряжения, прививать любовь и
интерес к чтению, поощрять ответы детей.
Особенности проведения занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий 30 -35 минут.
Время проведения занятий: 16.00 -16.30
Форма организации занятий – ндивидуальная.
Направленность: познавательная деятельность.
Занятия
строятся
с
учетом
принципа
развивающего
обучения.
В
содержание
занятий
включены
поисковые
вопросы,
приемы
сравнения,
различные способы работы с наглядностью, множество загадок. Эти приемы
развивают
воображение,
активизируют
словарный
запас,
формируют
быструю реакцию на слово. Для отдыха и снятия напряжения проводятся
физкультминутки. Они сопровождают каждое занятие и ни на одном не
повторяются, при этом многие из них соответствуют теме занятия.
Процесс обучения чтению строится на следующих принципах:
1.
Принцип
систематичности
и
последовательности:
концентрическое
усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от
простого к сложному»).
4
2.
Принцип
наглядности:
иллюстративное
(наглядное)
изображение
изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и
четких образов и представлений в сознании дошкольников.
3.
Принцип
доступности
и
посильности:
предполагает
деление
изучаемого
материала
на
этапы
и
преподне сение
его
д е тя м
последовательными блоками и частями; учет индивидуальных особенностей
детей.
4.
Онтогенетический
принцип
(учет
возрастных
особенностей
обучаемых).
Содержание занятий одного года обучения
1 этап - гласные звуки и буквы А, О, У, Ы, Э. Понятие «звук», «гласный
звук», «слово», «буква». Гласные звуки и буквы Я, Е, Ю, И, Е. понятия
«твердый
звук»,
«мягкий
звук».
Чтение
открытых
слогов
с
согласными,
противопоставленными по твердости – мягкости.
2 этап - согласные звуки и буквы: П, Б, Т, Д, С, З, К, Г, Ф, В, Ш, Ж, Ч, Щ, Ц,
М, Н, Х, Л, Р. Чтение открытых (прямых) и закрытых (обратных) слогов.
Понятия «согласный звук», «глухой звук», «звонкий звук», «открытый слог»,
«закрытый слог». Усвоение правописаний сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА,
ЧУ – ЩУ.
3
этап - чтение односложных и двусложных слов. Чтение трехбуквенных
слогов, односложных (СГС) и двухсложных слов типа УСЫ (ГСГ), МАКИ
(СГСГ), БАТОН (СГСГС). Закрепление понятия «слог», «слово».
4
этап – мягкий и твердый разделительные знаки. Мягкий согласный звук
«Й», буква Й. Чтение односложных, двусложных (СГСГС, СГССГ) слов с
мягким знаком
5
этап
– чтение
слов
различной
слоговой
структуры.
Развитие
умения
обнаружения
в
читаемых
слогах
и
словах
нескольких
согласных
букв,
стоящих рядом.
6
э т а п –
дифференциация
согласных
в
словах.
Выработка
навыка
правильного чтения слов с согласными, противопоставленными по глухости
–
звонкости,
твердости
–
мягкости,
различие
свистящих
и
шипящих,
совершенствование чтения слов различной слоговой структуры. Уточнение и
обогащение словаря детей.
7
этап –
чтение
предложений
и
коротких
текстов.
Закрепление
правила
оформления
предложений.
Развитие
умения
передавать
в
устной
форме
содержание небольшого прочитанного текста.
5
Учебный план
Объем недельной нагрузки - 2 занятия
Объем нагрузки в год -72 занятия
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся
индивидуально, во второй половине дня, по 30 минут, два раза в неделю.
Цель : Формирование первоначальных навыков чтения у детей старшего
дошкольного возраста.
Задачи : Развивать фонематический слух.
2.
Активизировать
навыки
фонематического
восприятия
в
процессе
ознакомления со звуковым составом слова.
3.Обучать
детей
сознательному,
правильному,
плавному
слоговому
чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать
навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями.
4.Учить читать без утомления и перенапряжения, прививать любовь и
интерес к чтению, поощрять ответы детей.
Ожидаемые результаты:
Увеличение доли детей с высоким уровнем развития навыка чтения за 1 год
обучения не менее чем на 30%.
Сроки реализации программы:
Подготовительный возраст 6-7 лет.
Список используемой литературы.
Список литературы:
1. Е.В. Новиковой «Логопедическая азбука»,
2. И.А. Быковой «Обучение детей грамоте в игровой форме»,
3. Н.С. Жукова .- Азбука
4. Ольга и Сергей Федины.-Как научить ребенка читать.- М.:АЙРИС-пресс,
2015-176 с.
6
7