Напоминание

Букваренок


Автор: Уткина Алёна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №295"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Букваренок
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №295»

Программа дополнительного образования

для детей подготовительного возраста

« Букварёнок »
Разработала: воспитатель Уткина Алёна Владимировна. Пермь, 2016



Содержание программы
1. Пояснительная записка………………………………………………………3 2. Цель и задачи программы…………………………………………………4 3. Ожидаемый результат………………………………………………………..5 4. Перспективный план…………………………………………………………5 5. Список литературы……………………………………………………………4 2

Пояснительная записка.
В наш век технического прогресса и информатизации населения все острее встает вопрос: когда и как учить ребенка дошкольного возраста читать? Школы предпочитают набирать первоклассников, умеющих читать. Умеющему читать ребенку открывается доступ к безграничному морю закодированной в буквенных символах информации. Самостоятельное чтение расширяет возможность познавательного и интеллектуального развития дошкольника, позволяет пополнять знания, обращаясь к разнообразным источникам и носителям печатного слова, что чрезвычайно важно в век информатизации, когда умение ее добывать, становится одной из ключевых личностных компетентностей. Чем раньше ребенок научится читать, тем больше у него шансов поступить в престижное учебное заведение, безболезненно адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, успешно освоить программу начальной школы. Чтение – сложный процесс, и обучение чтению требует определенной физической, психической, социальной, языковой и читательской зрелости ребенка: достаточно высокого уровня развития восприятия, мышления, воображения, памяти, эмоциональной сферы и произвольного поведения, связной речи и словаря, широкого кругозора и социальной компетентности, потребности в овладении навыками чтения, обретении независимости от взрослых в общении с книгой. Однако память и внимание детей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными. Существует много способов научить ребенка читать до школы, и каждый их них хорош по-своему. Но при этом очень важно учитывать следующее: во-первых, система обучения должна быть согласована со школьными программами и обязательно иметь познавательную основу; во-вторых, необходимо использование игровых приемов, не утомляющих и не принуждающих ребенка.В.А. Сухомлинский сказал: «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!». Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям. 3

Цель

программы:
формирование первоначальных навыков чтения у детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
1. Развивать фонематический слух. 2. Активизировать навыки фонематического восприятия в процессе ознакомления со звуковым составом слова. 3. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями. 4. Учить читать без утомления и перенапряжения, прививать любовь и интерес к чтению, поощрять ответы детей.
Особенности проведения занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 30 -35 минут. Время проведения занятий: 16.00 -16.30 Форма организации занятий – ндивидуальная. Направленность: познавательная деятельность. Занятия строятся с учетом принципа развивающего обучения. В содержание занятий включены поисковые вопросы, приемы сравнения, различные способы работы с наглядностью, множество загадок. Эти приемы развивают воображение, активизируют словарный запас, формируют быструю реакцию на слово. Для отдыха и снятия напряжения проводятся физкультминутки. Они сопровождают каждое занятие и ни на одном не повторяются, при этом многие из них соответствуют теме занятия.
Процесс обучения чтению строится на следующих принципах:
1. Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»). 4
2. Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников. 3. Принцип доступности и посильности: предполагает деление изучаемого материала на этапы и преподне сение его д е тя м последовательными блоками и частями; учет индивидуальных особенностей детей. 4. Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
Содержание занятий одного года обучения

1 этап
- гласные звуки и буквы А, О, У, Ы, Э. Понятие «звук», «гласный звук», «слово», «буква». Гласные звуки и буквы Я, Е, Ю, И, Е. понятия «твердый звук», «мягкий звук». Чтение открытых слогов с согласными, противопоставленными по твердости – мягкости.
2 этап
- согласные звуки и буквы: П, Б, Т, Д, С, З, К, Г, Ф, В, Ш, Ж, Ч, Щ, Ц, М, Н, Х, Л, Р. Чтение открытых (прямых) и закрытых (обратных) слогов. Понятия «согласный звук», «глухой звук», «звонкий звук», «открытый слог», «закрытый слог». Усвоение правописаний сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
3

этап
- чтение односложных и двусложных слов. Чтение трехбуквенных слогов, односложных (СГС) и двухсложных слов типа УСЫ (ГСГ), МАКИ (СГСГ), БАТОН (СГСГС). Закрепление понятия «слог», «слово».
4

этап
– мягкий и твердый разделительные знаки. Мягкий согласный звук «Й», буква Й. Чтение односложных, двусложных (СГСГС, СГССГ) слов с мягким знаком
5

этап


чтение слов различной слоговой структуры. Развитие умения обнаружения в читаемых слогах и словах нескольких согласных букв, стоящих рядом.
6

э т а п
– дифференциация согласных в словах. Выработка навыка правильного чтения слов с согласными, противопоставленными по глухости – звонкости, твердости – мягкости, различие свистящих и шипящих, совершенствование чтения слов различной слоговой структуры. Уточнение и обогащение словаря детей.
7

этап
– чтение предложений и коротких текстов. Закрепление правила оформления предложений. Развитие умения передавать в устной форме содержание небольшого прочитанного текста. 5

Учебный план
Объем недельной нагрузки - 2 занятия Объем нагрузки в год -72 занятия Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся индивидуально, во второй половине дня, по 30 минут, два раза в неделю.
Цель
: Формирование первоначальных навыков чтения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
: Развивать фонематический слух. 2. Активизировать навыки фонематического восприятия в процессе ознакомления со звуковым составом слова. 3.Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями. 4.Учить читать без утомления и перенапряжения, прививать любовь и интерес к чтению, поощрять ответы детей.
Ожидаемые результаты:
Увеличение доли детей с высоким уровнем развития навыка чтения за 1 год обучения не менее чем на 30%.
Сроки реализации программы:
Подготовительный возраст 6-7 лет.
Список используемой литературы.
Список литературы: 1. Е.В. Новиковой «Логопедическая азбука», 2. И.А. Быковой «Обучение детей грамоте в игровой форме», 3. Н.С. Жукова .- Азбука 4. Ольга и Сергей Федины.-Как научить ребенка читать.- М.:АЙРИС-пресс, 2015-176 с. 6
7


В раздел образования