Напоминание

"Игры в период адаптации с детьми раннего возраста"


Автор: Фоменко Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида №100
Населённый пункт: Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: "Игры в период адаптации с детьми раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Приложение № МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 100 Консультация для воспитателей «Игры с детьми раннего возраста в период адаптации» подготовила Масленникова Светлана Владимировна Воспитатель МДОУ № 100 г.Комсомольск-на –Амуре 2013год.
Поступление ребенка в дошкольное учреждение - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Основная
задача
игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Также можно выделить следующие задачи: • способствовать стабилизации психоэмоционального состояния; • способствовать снижению тревожности, регуляции процессов возбуждения и торможения нервной системы; • стимулировать ощущения ребёнка: зрительные слуховые тактильные; • формировать самосознание, развитие Я - концепции; • способствовать созданию положительного эмоционального фона и помогать преодолевать нарушения в эмоционально-волевой сферы; • способствовать стимуляции познавательной активности, возбуждению интереса к исследовательской деятельности • корректировать повышенную эмоциональную напряженность; • обучать приемам релаксации; • развивать общую и мелкую моторику, координацию движений; • побуждать к рефлексии позитивных родительских чувств; • способствовать повышению работоспособности, способности к деятельности.В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
Цель игр
— это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым. При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт («Качели», «По ровненькой дорожке»). Описанные ниже варианты игр приводятся в такой последовательности: -знакомство; -игры с использованием игрушек и предметов; -контакт руками; -телесный контакт. Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий:  Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;  Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры. Во многих играх используются стихотворения и потешки.  В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу.  В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец.
 В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый — один ребенок). Примеры игр для налаживания контакта с ребенком
Дай ручку!

Ход игры:
Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку. —Давай здороваться. Дай ручку! Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
Хлопаем в ладоши!

Ход игры:
Педагог хлопает в ладоши со словами: —Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие! Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним: —Давай похлопаем в ладоши вместе. Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои
и
совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.
Петрушка

Оборудование:
кукла Петрушка.
Ход

игры:
Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется. — Я Петрушка— веселая игрушка! Привет-привет! Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои. —Давай здороваться! Дай ручку! После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия. -Давай хлопать в ладошки — хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля! Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.
Солнечный зайчик

Оборудование:
маленькое зеркальце в оправе (без острых краев).
Ход игры:
Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом посредством комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. —Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает— прыг- скок!
Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика. —Потрогай зайчика—вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает — поймай зайчика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А теперь он на потолке— не достать! ЕСЛИ ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменяться ролями — дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика». Во время игры не забывайте комментировать все действия.
Киса, Киса! Брысь!

Цель:
развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение умению переключаться с одно! игрового действия на другое.
Ход

игры:
Педагог предлагает ребенку поиграть в кошечку. Для этого взрослый объясняет и показывает, как гладят кошечку, со словами «Киса, киса!», как прогоняют кошку, со словом «Брысь!». При этом сначала взрослый ласково поглаживает вытянутые вперед ладошки ребенка, а затем пытается их легонько ударить — при этом малыш должен быстро спрятать руки за спину. —Давай поиграем в кошечку! Когда кошечку гладят— «Киса! Киса!» — держи ладошки. А когда говорят «Брысь!» — быстро спрячь ладошки за спину. Вот так. Киса, киса! Брысь! Когда ребенок научится играть в эту игру, можно предложить поменяться ролями Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи: «мяч», «мы топаем ногами», «все выше и дальше» и т.д. В своей работе я также использую игры с песком. Такие игры способствуют:  Быстрому установлению доверительных отношений между воспитателем и ребенком;  Происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя;  Ребенок быстро и осмысленно осваивает нормы, правила поведения и общения в группе;  Ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующие ситуации «Расставание с родителями, встреча с неизвестным», осваивая позитивные способы поведения. Цель: таких занятий - снять эмоциональное напряжение у детей раннего возраста в период адаптации. Задачи:  снизить у детей тревожность, перепады настроения  создать положительно эмоциональный микроклимат  развивать у детей тактильные ощущения Структура:
 Тактильная разминка  Создание сказочной ситуации  Практическое задание по сюжету Главной фигурой и центром внимания для детей раннего возраста всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент ни к подвижным играм, ни к играм с песком, можно просто почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.
Литература:
1. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. А.С.Рожкина., Книголюб, 2003г. 2.Азбука для родителей. Алан Фромм., Лениздат,1991г.


В раздел образования