Использование проектно – исследовательской технологии для поддержки познавательной инициативы в условиях детского сада и семьи
Автор: Осиповых Ирина Чеславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МОУ "НШДС №1 Населённый пункт: Республика Коми, г. Ухта Наименование материала: Методическая разработка Тема: Использование проектно – исследовательской технологии для поддержки познавательной инициативы в условиях детского сада и семьи Раздел: дошкольное образование
1
Использование проектно – исследовательской технологии
для поддержки познавательной инициативы
в условиях детского сада и семьи.
Дошкольный
возраст
уникален,
именно поэтому важно не упустить этот
период
для
раскрытия
творче ского
потенциала каждого ребенка.
С. Гин
Вот уже более 30 лет я посвятила дошкольному образованию и сегодня я
нисколько не жалею о том, что много лет назад переступила порог детского
сада.
Половину своей педагогической
жизни я связана
с
необычным
образовательным
учреждением,
с
МОУ
«НШДС
№1»
для
детей
дошкольного и младшего школьного возраста.
Работать в таком учебном
заведении и сложно, и вместе с тем интересно. Ведь практически все наши
выпускники
–
дошкольники
становятся
обучающимися
нашей
начальной
школы. И, конечно же, мы – воспитатели, можем наблюдать за их школьной
жизнью, успехами, а иногда и неудачами, значительно чаще, чем педагоги
других дошкольных учреждений города. У нас очень близкий контакт с
учителями,
специалистами,
мы
в
курсе
всех
школьных
дел
наших
воспитанников. Так как наше учебное
заведение инновационное, то наши
ребята проходят обучение по развивающим программам.
Перед
нами
стоит
задача
не
только
обучать
детей,
сообщать
им
определенную
систему
знаний,
но
и
научить
их
учиться,
мыслить
самостоятельно, познавать, исследовать мир.
Наша повседневная жизнь
требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребенка – проявления
поисковой
активности,
на
базе
которой
строится
исследовательское
поведение.
Много лет проработав в дошкольном образовании, я пришла к выводу, что
практически все программы, по которым мы работали ранее, указывали на
необходимость
детского
исследования
и
экспериментирования,
но
сам
процесс в них
был
раскрыт слабо, не
полно
раскрыто содержание
способов
познания
и
опыта
творческой
деятельности,
что
не
позволяло
педагогам,
особенно
начинающим,
реализовывать
образовательную
программу в полной мере. Традиционные методики стали утрачивать свою
эффективность.
Стало
очевидным,
что
выполнение
федеральных
государственных
образовательных стандартов
невозможно без освоения
современных образовательных технологий.
Принципиально
важной
стороной
в
любой
педагогической
технологии
является
позиция
ребенка
в
воспитательно-образовательном
процессе,
2
отношение к ребенку со стороны взрослых. Я, как педагог, в общении с
детьми придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Моя
цель – содействовать становлению ребенка как личности.
Актуальностью
моей
работы
является
развитие
личности
ребенка
через
развитие навыков исследовательского поведения.
Изучив педагогические технологии и методы, я пришла к выводу, что одним
из
эффективнейших
методов
познания
закономерностей
и
явлений
окружающего мира является проектно-исследовательский метод, так как он
поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях
детского
сада и семьи, помогает получить ребёнку ранний социальный позитивный
опыт реализации собственных замыслов, нестандартно действовать в самых
разных
обстоятельствах,
основываясь
на
оригинальность
мышления.
К
моменту поступления в первый класс ребенок
должен
научиться решать
т а к и е
с л о ж н ы е
з а д а ч и
к а к :
-
умение
видеть
проблему
и
ставить
вопросы,
доказывать;
-
д е л а т ь
в ы в о д ы ;
-
высказывать
предположения
и
строить
планы
по
их
проверке.
Дети
по
природе
своей
исследователи.
Исследовательская,
поисковая
активность
–
естественное
состояние
ребенка,
он
настроен
на
познании
окружающего мира, он хочет его познавать: малыш рвет бумагу и смотрит,
что
получится;
наблюдает
за
рыбками
в
аквариуме,
изучает
поведение
синицы
за
окном,
проводит
опыты
с
разными
предметами;
разбирает
игрушки,
изучая
их
устройство.
Все
это
–
объекты
исследования.
Исследовательское
поведение
для
дошкольника
–
главный
источник
п о л у ч е н и я
п р е д с т а в л е н и й
о
м и р е .
Формирование
умения
вести
исследовательскую
деятельность
–
это
сложный, комплексный процесс. Я считаю, что уже в младшем дошкольном
возрасте можно смело начинать обучение исследовательской деятельности,
опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста,
как
врожденная
любознательно сть,
эмоциональная
ч у т ко с т ь ,
подражательность,
интерес
к
жизни
и
деятельности
взрослых.
Причем
начинать эту работу можно с самого раннего возраста.
Для
того,
чтобы
уже
с
младшего
возраста
привлечь
ребят
к
исследовательской деятельности
я
своей группе
создала
центры:
- центр «Науки и природы», где дети проводят наблюдения за комнатными
р а с т е н и я м и
и
э к с п е р и м е н т и р у ю т
с
о г о р о д о м
н а
о к н е ;
- «Я – исследователь», здесь
малыши увлеченно занимаются
с водой,
песком, с камушками, а старшие
ребята
проводят
опыты
с
использованием
оборудования: лупы, компаса, глобуса, микроскопа,
м а г н и т о в
и
д р . ;
-
игровой
дидактический
центр
содержит
множество
развивающих
3
д и д а к т и ч е с к и х
и г р ;
- литературный центр «Хочу все знать!» содержит энциклопедии, картины,
иллюстрации, альбомы.
При
оборудовании
центров
учитывались
следующие
требования:
-
б е з о п а с н о с т ь
д л я
ж и з н и
и
з д о р о в ь я
д е т е й ;
-
д о с т у п н о с т ь
р а с п о л о ж е н и я ;
- соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента.
В
каждом
детском
саду
традиционно
присутствуют
занятия
по
ознакомлению
с
окружающим.
Конечно
же,
я
их
строю
в
форме
партнерской
деятельности
взрослого
с
детьми,
развертывающейся
как
исследование
вещей
и
явлений
окружающего
мира,
доступное
и
привлекательное для детей, где ребята
получают возможность проявить
с о б с т в е н н у ю
и с с л е д о в а т е л ь с к у ю
а к т и в н о с т ь .
Стараюсь включить в данное направление метод проектов, т.к. он охватывает
весь
педагогический
процесс,
основанный
на
взаимодействии
педагога
-ребенка - родителя, способствует взаимодействию с окружающей средой,
поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Считаю, что
во время проведения занятий дети должны получать только
положительные
эмоции,
удовлетворение
и
чувство
самоуважения
от
достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению,
который
построен
на
основе
естественного
стремления
ребенка
к
самостоятельному
изучению
окружающего.
Это
–
исследовательское
обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков
научного
поиска,
на
воспитание
истинного
творца.
А
это
значит,
что
исследовательская
деятельность
должна
быть
свободной,
практически
нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем.
В своей работе
привлекаю
детей
в совместный умственный поиск,
оказываю
им
помощь
в
форме
указаний,
разъяснений,
вопросов.
Познавательную деятельность сопровождаю беседой, ставлю вопросы,
которые побуждают ребят
на основе наблюдений, ранее приобретенных
знаний
сравнивать,
сопоставлять
отдельные
факты,
а
затем
путем
рассуждений приходить к выводам. Для решения проблемной ситуации, я
предлагаю
такие вопросы и задания, чтобы вывод рождался как бы сам
собой.
Тем
самым
создаю
условия,
когда
дети
активно
включаются
в
поисковую деятельность, а не просто усваивают материал в готовом виде.
На
занятиях
познавательного
цикла,
в
совместной
деятельности
используются доступные и интересные дошкольникам «типы исследований»:
4
опыты
(экспериментирование);
наблюдения;
коллекционирование
(классификационная работа); путешествие по карте и времени.
Со
среднего
возраста
в
нашей
группе
помимо
непосредственной
образовательной
деятельности
я
веду
кружковую
работу
по
исследовательской
направленности.
Работа
проводится
с
небольшими
группами
с
учетом
уровня
развития
и
познавательных
интересов
детей.
Конечно же, у нас разработан план работы кружка «Я – исследователь», но
бывают
ситуации,
когда
приходится
отступать
от
намеченного
плана
и
проводить
случайные
эксперименты.
Они
не
т р е бу ю т специальной
подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на
тот момент, когда дети увидели что-то интересное на прогулке, в уголке
природы или на участке.
Помимо запланированных и случайных экспериментов, возможно проведение
экспериментов,
которые
служат
ответом
на
вопрос
ребенка.
Выслушав
вопрос, я не отвечаю на него сразу, а советую ребенку самому установить
истину,
проведя
несложное
наблюдение:
«А
ты
сам
посмотри,
будет
ли
воробей есть сало!» Или: «Ребята, Максим спрашивает, нужно ли сегодня
п о л и в а т ь
ц в е т ы ,
к а к
п р о в е р и т ь ? »
.
В процессе работы не забываю
поощрять детей, ищущих собственные
спо собы
решения
задачи,
варьирующих
ход
эксперимента
и
экспериментальные действия. Многие ребята свободно высказывают свои
мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Хотя, конечно же, есть и такие, кто сидит молча, но участвует в совместной
деятельности с удовольствием. Результатом нашей с ребятами деятельности
в
2012-2013
уч.гг
стали
краткосрочные
проекты:
«Что такое песок?», «Как окрасить салат?», «Чистый снег», «Цветы вокруг
нас». А в 2013-14 уч.гг. – «Берегите ёлочки!», «Волшебное электричество»,
«Что такое Пасха?», «Открытый космос».
Организация
исследовательской
работы
предусматривает
активное
вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы
мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я обязательно привлекаю
родителей
к
активной
помощи.
Я
уверена,
что
без
помощи
родителей
невозможно
эффективно,
качественно
организовать
исследовательскую,
проектную деятельность. Так, например, предлагаю детям дома проделать
ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы,
подготовить сообщение. А затем рассказать ребятам в саду об увиденном, о
полученных результатах. Родители помогают в оформлении разнообразных
5
коллекций. Так, у нас в группе есть коллекция тканей, фантиков, ракушек…..
Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя
при этом и поддерживая интерес ребенка к занятию, создают совместные
детско-родительские проекты по интересующим ребенка темам,
которые
представляют
своим
сверстникам,
а
лучшие
работы
защищают
на
городском конкурсе «Маленький исследователь».
Я обязательно оказываю
родителям помощь в подготовке, осуществлении и оформлении проектов,
п о д г о т о в к е
п р е з е н т а ц и й .
Д л я
р о д и т е л е й
р а з р а б о т а н ы
р е к о м е н д а ц и и :
-
«Чего
нельзя
и
что
можно
делать
для
поддержания
интереса
детей
к
экспериментированию»,
-
« О п ы т ы
в
д о м а ш н и х
у с л о в и я х » .
П р о в е д е н ы
к о н с у л ь т а ц и и :
-
«Опытно-экспериментальная
деятельность
в
жизни
ст арших
дошкольников»,
- «Почему дошкольнику полезно быть исследователем»,
-
« К а к
п о м о ч ь
м а л е н ь к о м у
и с с л е д о в а т е л ю » .
Проведено
родительское
собрание
«Роль
семьи
в
развитии
интереса
к
опытно-экспериментальной
деятельности
дошкольников»,
на
котором
с
помощью
презентаций
познакомили
родителей
с
разными
темами
и с с л е д о в а т е л ь с к и х
р а б о т .
Проводя родительские собрания, я часто затрагиваю тему проектно-
исследовательской
деятельности
ребят
и
при
этом
слышу
вопросы
родителей о том, какую тему взять для исследования, как определить то, что
будет интересно малышу. Я предлагаю им внимательнее прислушиваться к
ребенку, к его многочисленным «почему», «зачем», «как», и определяться с
темой,
исходя
из
его
интересов.
Знаю,
что
наш
городской
конкурс
«Маленький исследователь» каждый год проводится осенью, поэтому еще
весной советую родителям подумать об исследовании заранее. И некоторые
папы
и
мамы
с
удовольствием
поддерживают
своих
детей,
и
тогда
мы
становимся одной большой дружной исследовательской компанией, потому
что живем с этим делом длительное время подготовки и проведения проекта.
Если
в
группе
мы
уже
привыкли
работать
в
условиях
проектно-
исследовательской
деятельности,
то
участие
в
городском
конкурсе
«Маленький
исследователь»
в
прошлом
году
для
нас
стало
новым,
необычным делом. Начинать, конечно же, было нелегко. Но первый блин не
оказался комом! Наши ребята выступили успешно, не растерялись. Ваня Ч.
выступал с темой «Что такое нефть?», он проводил опыты по определению
6
свойств нефти. Но все-таки, тема была далека по содержанию для ребенка, и
Ваня, успешно представив свою работу, не занял никакого места, чему была
больше огорчена мама. Другой наш воспитанник Ян О. ярко, эмоционально
защитил
своё
исследование
«Ёлочка
Рождества»,
в
котором
было
представлено родословное древо, и по праву занял третье место.
Прошлым летом наш воспитанник Макар З., отдыхая с семьей на Черном
море, привез
в Ухту бутылочку с морской водой. Подружка Алиса по его
просьбе привезла бутылочку
воды Средиземного моря, а дядя Макара,
работая
на
Белом
море,
тоже
решил
помочь
племяннику
и
привез
беломорскую
водичку.
И
вот
так
в
этом
учебном
году
родилось
исследование: «Какого цвета море?».
А поводом к сбору морской воды
послужил вопрос мальчика после наблюдений за морем с балкона отеля, в
котором проживала семья: «А все-таки, какого цвета вода в море?» - спросил
Макар маму. И внимательные родители, услышав вопрос ребенка, решили
провести исследование. Итогом исследования мальчика
стало участие в
городском конкурсе «Маленький исследователь».
Ваня
Ч.
решил
принять
участие
в
конкурсе
еще
раз.
Но
этому
предшествовал длительный выбор темы. Мама и в этот раз хотела взять тему
посложнее,
связанную
с
электричеством.
А
вот
сам
Ваня,
папа
и
мы,
педагоги, убеждали маму, что надо взять тему близкую мальчику. А огромный
интерес ребенок проявляет к динозаврам и их жизни на Земле. После наших
совместных консультаций, бесед все-таки была выбрана тема: «Динозавры.
Какие они?». И Ваня замечательно рассказывал о своих исследованиях, о
том
как
много
нового
и
интересного
он
узнал
об
этих
удивительных
животных. Сначала Ваню внимательно и с огромным интересом выслушали
дети
нашей
группы,
они
задавали
вопросы,
потом
помогали
Ване
в
выполнении заданий и в создании макета «Древний мир динозавров».
Но
прежде,
чем
выступать
на
городском
конкурсе
«Маленький
исследователь»
Макару
и
Ване
надо
было
пройти
конкурс
в
нашем
дошкольном
учреждении.
В
нем
приняли
участие
трое
наших
воспитанников. И все они заняли призовые места.
А на городском этапе наше МОУ «НШДС №1» представляли Макар и Ваня.
И они
замечательно защитили
свои исследовательские
работы, став
Победителями конкурса. Чему мы были несказанно рады!
Но на этом наши исследования в этом учебном году не закончились. Яну ,
как победителю прошлого года, было предложено представлять наш город
7
н а
X
Республиканской
учебно – исследовательской конференции «Я –
исследователь,
я
открываю
мир!»
в
г.
Сыктывкаре.
Исследовательскую
работу пришлось немного переработать, усложнить, поскольку с момента её
первоначального
представления прошел год и Ян, конечно же, вырос ,
изменился
и
вопросов
у
него
появилось
еще
больше.
Представление
исследовательской
работы
в
Сыктывкаре
прошло
очень
хорошо,
Ян
не
испугался
многочисленной
публики,
камер,
того,
что
он
открывал
конференцию, выступал первым, уверенно ответил на неожиданные для него
вопросы членов жюри, и по праву занял первое место.
И сейчас я с твердой уверенностью могу сказать, что включение методов
исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое
проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная
работа
воспитателей,
родителей
и
детей
способствует
качественной
п о д г о т о в к е
д е т е й
к
о б у ч е н и ю
в
ш к о л е .
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для нас, поэтому
считаю, что в детском саду и в семье не должно быть четкой границы между
обыденной
жизнью
и
исследованием,
ведь
исследование
не
самоцель,
а
только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
И я думаю, что это еще раз доказывает то, что такой инновационный метод
обучения
как
проектно
–
исследовательская,
экспериментальная
деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения
д е т ь м и
н е о б х о д и м ы х
н а в ы к о в
и
у м е н и й .
Используемая литература:
1.Емельянова
Е.
И.
Исследовательская
деятельность
детей
//
Ребенок
в
детском саду. – 2009. - № 3.
2.ПаршуковаН.Л.Маленькие
исследователи.
Виды
и
с т руктура
исследовательских занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. – 2006. -
№ 1.
3.Савенков
А.И.
Маленький
исследователь.
Как
научить
дошкольника
приобретать знания. - Ярославль.: Академия развития, 2003.
4.Савенков
А.И.
Исследовательское
обучение
–
возможность
преодолеть
«образовательный предел» // Директор школы. - 2003. - №10. С. 35-40
5.Савенков
А.И.
Методика
проведения
учебных
исследований
в
детском
саду.- М.: Просвещение,2004.
8