Автор: Павлова Ольга Алексеевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ №26 "Буратино" Населённый пункт: город Белебей Республика Башкортостан Наименование материала: конспект занятия по обучению грамоте Тема: Звуки [л] -[л"]. Буква "Л" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №26 «Буратино»
г. Белебея муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан
КОНСПЕКТ
ООД ПО
ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ №10
Тема: «Звуки [л] - [л’]. Буква «Л»».
Подготовила
учитель-логопед
МАДОУ №26
О.А. Павлова
г. Белебей - 2016 год
Пояснительная записка .
Основной контингент дошкольников, с которыми я работаю, составляют дети, имеющие
второй и третий уровень речевого развития.
В группе всегда есть дети с отклонениями в поведении: гиперактивные, тревожные,
агрессивные, медлительные, дети с речевым негативизмом. С такими детьми работа по
подготовке к обучению в школе значительно усложняется. Часто
чрезмерная
активность
или
наоборот
пассивность
ребёнка
становятся
настоящей
преградой на пути обучения.
В
своей
работе
я
использую
презентации,
как
на
индивидуальных,
так
и
на
фронтальных занятиях. Чаше всего использую свои презентации, которые составляю на
все занятия.
Сегодня я хочу представить конспект ООД по обучению грамоте и презентацию к
данному занятию.
Всё занятие построено на основе компьютерной игры «Баба - Яга учится читать». Все
мои ребятки с большим интересом выполняют сложные задания, представленные в
данной игре, спасают буквы, которые спрятала Баба-Яга.
«Баба-Яга учится читать» в игровой форме помогает каждому ребёнку незаметно для себя
перейти на новую ступень интеллектуального развития – овладение письменной речью.
Суть моего занятия заключается в том, что дети выполняют задания, которые даёт им
Баба-Яга. За правильно выполненное задание она возвращает по одной букве, которую
дети записывают в таблицу.
В конце занятия дети получают грамоту от Бабы-Яги.
Коррекционно-образовательные цели.
Систематизировать знания детей о гласных и согласных звуках и их признаках: глухость-
звонкость, твёрдость-мягкость.
Совершенствовать умение детей:
- дифференцировать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- определять позицию звука, выделять и называть гласные звуки в словах;
- делить слова на слоги, называть первый, средний и последний слог в слове, составлять из
предложенных слогов слова, а из слов предложение;
- подбирать слова к звуковым схемам, разгадывать ребусы, используя знакомые предлоги.
Совершенствовать навык звуко-буквенного анализа слов и анализа предложений без
предлогов; чтения слогов, слов по пол-буковке, «рассыпавшихся» слов, предложений,
чтения слов, написанных разными шрифтами, «печатания» букв, слогов.
Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
Закрепить
в
речи
детей
понятия:
«буква»,
«звук»,
«слог»,
«слово»,
«ударение»,
«предложение»,
«предлоги»,
ребусы.
Закрепить
знания
детей
о
правилах
записи
предложения.
Коррекционно-развивающие
цели. Развивать
речевой
слух,
фонематические
представления, зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление, общую и
мелкую моторику рук, наблюдательность, усидчивость.
Коррекционно-воспитательные
цели.
Воспитывать
желание
помогать
друзьям,
нуждающимся
в
помощи.
Воспитывать
культуру
общения.
Формировать
навыки
сотрудничества, активности, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности,
ответственности, самоконтроля и самооценки. Формирование готовности к школе.
Задачи:
«Познавательное развитие»:
-
формировать
познавательные
действия,
развивать
воображение
и
творческую
активность.
«Социально-коммуникативное развитие»:
-
расширять
представления
детей
об
их
обязанностях,
прежде
всего
в
связи
с
подготовкой к школе;
- формировать интерес к учебной деятельности;
- воспитывать навыки учебной деятельности, целеустремлённость, организованность,
дисциплинированность.
«Речевое развитие»:
- приучать детей – будущих школьников - проявлять инициативу с целью получения
новых знаний;
- совершенствовать речь как средство общения;
- совершенствовать фонематический слух.
«Художественно-эстетическое развитие»:
-
способствовать
дальнейшему
развитию
навыков
танцевальных
движений,
умения
выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
«Физическое развитие»:
- воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;
- развивать умение выполнять упражнения в соответствии с текстом;
- совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.
Предварительная работа с детьми : компьютерная игра «Баба - Яга учится читать»,
игры по обучению грамоте. Повторить закон чтения и письма, выучить пальчиковую
гимнастику «Баба Яга», беседа о том, как оценить свою работу.
Демонстрационный
материал :
телевизор,
ноутбук,
ворота,
магнитная
доска,
презентация к занятию.
Раздаточный материал: пеналы с фишками для звукового анализа, простой карандаш
на каждого ребёнка, карточки с табличкой для «печатания» букв и слогов, оценки, пеналы
для составления схемы предложения.
Словарная работа : депо, лайнер, напёрсток, весло, седло.
I.
Организационный момент.
Дети под музыку входят в группу.
Приветствие «Доброе утро».
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро - солнцу и птицам,
Доброе утро - приветливым лицам!»
Логопед. Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети. Радостное, веселое и т.д.
Логопед. Улыбнитесь друг другу и мне.
Поделитесь своим хорошим настроением с
товарищами.
II. Повторение пройденного материала. Постановка цели занятия.
Л.: О каких звуках мы говорили на этой неделе?
Д.: Мы говорили о звуках [л] и [л’].
Л.: Какие это звуки?
Д.: Согласные.
Л.: Характеристика звуков [л] и [л’].
Д.: Звук [л] – согласный, звонкий, твёрдый.
Звук [л’] – согласный, звонкий, мягкий.
Л.: Какой буквой записываются звуки [л] и [л’]?
Д.: Буквой «Л».
Л.: Чем звук отличается от буквы?
Д.: Звуки мы произносим и слышим, а буквы – видим, читаем и пишем.
Л.: Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?
Дети. Мы будем играть со звуками [л] и [л’] и буквой «Л».
Л.: Буква «Л» приглашает
вас в гости
в город Буквоград.
А полетим мы в город
Буквоград на самолёте.
Приглашаю всех детей
В путь отправиться скорей!
Ждут вас испытания,
Сложные задания.
Л.: Приготовились к полёту.
[р-р-р] заводим мы моторы, (Дети произносят звук [р].)
[л-л-л] быстро мчимся через горы, (Дети произносят звук [л].)
Вправо, влево завернём,
На посадку мы пойдём.
Л.: Вот мы и прилетели.
II. Основная часть.
Л.: Что же случилось? Ворота в город закрыты на замок.
(Появляется Баба-Яга.)
Б.Я.: Ха-ха-ха. Не попадёте вы в город, пока не подберёте кодовое слово к схеме на
замке.
(Дети подбирают слова к схеме - вилка, белка, чёлка, леска,
метла, ветка, тесто, ведро, седло, весло)
Б.Я.: Молодцы, слово подобрали, но буквы не смогут с вами поиграть. Ягули-
нарагули от бабушки Ягули. Я спрятала 7 букв и верну их, если вы правильно выполните
все мои задания. А я пойду пока отдохну. Буду наблюдать за вами по моему волшебному
зеркалу.
(Баба-Яга уходит.)
Л.: Что-же делать?
Вот беда!
Как без букв читать слова?
Вы готовы помочь буквам? Что мы должны для этого сделать?
Дети. Выполнить все задания Б.Я..
(Дети проходят и садятся за столы.)
Л.: Посмотрите на экран. Какие буквы украла Баба-Яга? (Дети называют.)
Л.: Отгадайте загадку Б.Я.
Слышал даже иностранец,
Всех в лесу хитрее … (лиса).
Дети. Лиса.
Л.: Лексическое значение слова лиса.
Дети. Лиса это дикое животное.
Л.: Лиса-это любимое животное Б.Я..
Б.Я. просит вас провести звуко-буквенный анализ слова - лиса.
(Дети самостоятельно проводят звуко-буквенный анализ слова лиса.)
-Назовите гласные звуки в слове лиса.
Дети. Звуки [и, а].
-Сколько слогов в слове лиса?
Дети. Два.
Л.: Почему два?
Дети. Потому что в этом слове два гласных звука.
Л.: Назовите первый (второй) слог.
Дети. [ли], [са].
Л.: Переходим к характеристике звуков.
Дети.
-Первый звук [л’]- согласный, звонкий, мягкий. Обозначаем его зелёной фишкой.
-Второй звук [и]- гласный. Обозначаем его красной фишкой.
-Третий звук [с] –согласный, глухой, твёрдый. Обозначаем его синей фишкой.
-Четвёртый звук [а] – гласный. Обозначаем его красной фишкой.
Л.: Назовите ударный гласный звук.
- Это – лис [а-а-а]?
Дети. Да, это лис [а-а-а].
Ударный гласный [а].
Л.: Вы
правильно выполнили задание.
Баба-Яга возвращает букву «Л».
Л.: Чтобы ваши пальчики красиво и правильно писали выполним пальчиковую
гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Баба Яга».
В тёмной чаще (Сжимают и разжимают пальцы в замке)
есть избушка, (Складывают руки домиком)
Стоит задом наперёд. (Поворачивают кисти рук тыльной стороной)
В этой маленькой избушке (Складывают руки домиком)
Бабушка- Яга живёт. (Делают окошечко из рук, качают головой)
Нос такой кривой, (Дразнятся)
Глаз такой косой, (Выполняют перекрещивающиеся движения пальцами)
Костяная нога - (Постукивают кулаком о кулак)
Где ты, Бабушка- Яга! (Разводят руки в стороны)
И. Бодраченко
Л.: Запишите букву «Л» в 3-ю клеточку.
Л.: Следующее задание.
Баба-Яга просит вас прочитать всё, что вы видите
на экране. Но прежде чем прочитать вспомните
закон чтения.
Л.: Что вы прочитали?
Дети. Слоги.
Л.: Чем слова отличаются от слогов?
Дети. Слова имеют лексическое значение, а слоги нет.
Л.: Составьте из предложенных слогов слова.
- Молодцы, получите букву «Д». Запишите её в 5-ю клеточку.
Логопед. Следующее задание от Бабы-Яги.
Расставьте буквы в порядке возрастания и прочитайте слово.
1
2
3
Л
4
5
6
7
1
2
3
Л
4
5
Д
6
7
1
2
О
3
Л
4
О
5
Д
6
7
- Баба-Яга возвращает букву «О», запишите её во 2-ю и 4-ю клеточки.
Логопед. А вот и следующее задание от Бабы-Яги.
- Прочитайте слова по пол-буковке, запомните и назовите лишнее.
Дети. Лишнее слово самолёт, потому что самолёт – это воздушный вид транспорта, а все
остальные водный.
Л.: Баба-Яга возвращает букву «Ы».
Запишите её в 7-ю клеточку.
Музыкальная физкультминутка.
Логопед. Следующее задание. Прочитайте «рассыпавшиеся» слова, запомните их и
назовите лишнее.
Дети. Лишнее слово – слон, потому что слон – это животное жарких стран, а все
остальные – дикие животные наших лесов.
А ещё лишнее слово – лось, потому что в этом слове звук [л] слышится в начале слова, а
во всех остальных в середине слова.
Л.: Баба-Яга возвращает букву «Ц», запишите её в 6-ю клеточку.
Зрительная гимнастика.
Логопед предлагает выполнить следующее задание Бабы-Яги.
- Выделите первые слоги слов-названий картинок и запишите их в клеточки рядом с
каждой картинкой.
1
2
О
3
Л
4
О
5
Д
6
7
Ы
1
2
О
3
Л
4
О
5
Д
6
Ц
7
Ы
(Дети называют слово, делят его на слоги и называют первый, записывают слоги в
клеточки на индивидуальных листочках .)
Логопед. Выделите средние слоги слов-названий картинок и запишите
их в клеточки
рядом с каждой картинкой.
Логопед. Выделите последние слоги слов-названий картинок и запишите их в клеточки.
Логопед. Прочитайте, что у вас получилось?
Дети. Предложение.
Логопед. Вспомните правила записи предложения
и найдите ошибки.
Дети исправляют ошибки.
Логопед. Составьте схему предложения.
Сколько слов в этом предложении?
Дети. Три.
Л.: Назовите первое (второе, третье) слово.
Баба-Яга возвращает букву «М».
- Запишите её в 1-ю клеточку.
- Прочитайте, какое слово у вас получилось?
Логопед. Баба-Яга желает, чтобы вы выполнили ещё одно задание.
- Какие предлоги вы знаете? (Дети называют предлоги - в, на, за, под, над,
из-за, из-под.)
- Используя известные вам предлоги, разгадайте ребусы.
1
М
2
О
3
Л
4
О
5
Д
6
Ц
7
Ы
III. Итог занятия.
Логопед. Молодцы, вы выполнили все задания Бабы-Яги и спасли все буквы.
- Какое задание для вас было самым трудным?
- А какие задания вам показались лёгкими и интересными?
- А сейчас подумайте и постарайтесь справедливо оценить свою работу.
(Дети выбирают оценку и объясняют свой выбор.)
(Появляется Баба-Яга).
Б.Я.: Да, вы действительно очень сообразительные, смелые и дружные ребята.
Мне понравилось, как вы легко справились со всеми моими заданиями. За это я
Вам вручаю грамоту и приглашаю к себе в гости.
Научите и меня читать и писать, а ещё вашу
весёлую гимнастику выполнять. Может быть
я помолодею и стану красивой, умной и доброй.
А сейчас вам пора возвращаться в детский сад.
Глазки дружно закрывайте
И до 10 считайте.
И вернётесь вы назад.
В ваш любимый детский сад.
До встречи.
(Дети закрывают глаза, Баба-Яга уходит.)
Л.: Вот мы и в группе.
Каждый просто молодец!
Путешествию конец.
Литература.
1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя /Сост. В.В. Волина.-М.:
Просвещение. 1991. – 368 с.
2. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам: комплекс игр и упражнений для детей 5-7 лет:
Пособие для педагогов и родителей / Л.М. Козырева. – М.: Издательство «ГНОМ и Д»,
2006. -32с.