Автор: Маришина Ирина Александровна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2 Населённый пункт: г. Агрыз, Республика Татарстан Наименование материала: Статья Тема: Главное в обучении – заинтересовать детей Раздел: среднее образование
И.А. Маришина, учитель технологии МБОУ СОШ №2, г. Агрыз
«Дети любят труд, в процессе которого
создается что – то красивое, необычное.
Ум ребенка – на кончике его пальцев,
и чем выше мастерство,
которым овладела и овладевает рука,
тем умнее ребенок, подросток, юноша»
В.А. Сухомлинский.
Моя задача как учителя – не только обучить школьников основным трудовым навыкам, но и
способствовать
их
комплексному
развитию,
практической
реализации
ими
знаний,
осознанному
формированию
профессионального
выбора.
На
уроках
технологии,
чтобы
больше
заинтересовать
ребят,
я
использую
проблемные
ситуации,
ввожу
элементы
занимательности:
решение
кроссвордов,
задач
на
конструкторско
–
технологическую
смекалку, конкурсы в конце каждого раздела.
Готовясь к занятиям, планирую не только свои действия, но и содержание работы учащихся,
стараюсь предусмотреть возможные трудности и пути их преодоления, а также учитываю
индивидуальные особенности учеников.
В образовательной области «Технология» контроль и оценивание знаний и умений занимают
важное место. С проверкой и оцениванием связаны не только выявление достижений и
недостатков
подготовки
учащихся
на
каждом
этапе
и
корректировка
методов
и
форм
обучения. Одновременно и формирование положительного отношения учащихся к предмету
«Технология»,
пробуждения
интереса
к
различным
видам
творческих
работ,
а
также
выявление их успешности в конкретном виде труда, формирование таких важных качеств
личности, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие. От того, как осуществляется
контрольно-оценочная деятельность учителя, во многом зависит дисциплина на уроке. В
качестве контроля предлагаю использовать нетрадиционный метод – проведение конкурса
«Твори и пробуй». По окончании изучения разделов « Кулинария», «Технология обработки
ткани» вместо традиционной контрольной работы провожу этот конкурс среди 5-х классов.
Особенность
практической
работы,
связанной
с
проектированием,
-
в
более
глубоком
творческом контакте учителя и учеников, в совместном поиске и выборе перспективных
объектов труда, сборе и анализе необходимой информации , обсуждении конструкторско –
технологического обеспечения выполняемых изделий. Проектной деятельности отвожу всю
четвертую четверть. Но тему учащиеся выбирают уже в сентябре. Большинство детей сами
выбирают тему проекта. Иногда приходится предлагать темы, если ребенок в затруднении.
Причем при выборе проектов стараюсь максимально учесть мнение и пожелания учащихся.
Это повышает у них уверенность в своих силах, развивает мышление и фантазию, учит
соизмерят ь
свои
цели
и
возмож но ст и,
ст имулирует
волю
к
о бу ч е н и ю .
Каждый ребенок индивидуально делает проект и разрабатывает свою тему, коллективных
проектов не предусматриваю. Считаю, что каждому учащемуся нужно научиться работать
самостоятельно, чтобы понять алгоритм выполнения проекта. Ученик сам ищет материал,
готовит инструкционную карту по технологии изготовления выбранного изделия, оформляет
п о я с н и т е л ь н у ю
з а п и с к у .
П р о е к т н у ю
д е я т е л ь н о с т ь
о с у щ е с т в л я ю
п о
р а з н ы м
н а п р а в л е н и я м .
Поначалу дети не хотят работать, писать пояснительную записку – устают к концу года. Но
когда втягиваются, их уже не остановить. Самые активные сразу после защиты проекта
обговаривают
тему,
которую
будут
разрабатывать
в
следующем
учебном
году.
Выбор
темы
часто
определяется
увлечениями
детей.
В
последнее
время
все
чаще
встречаются ученики, которые, включаясь в проектную деятельность, находят новые темы,
например
разработка
выполнения
изделий
с
применением
оригинальных
видов
художественной обработки материалов. Это вышивка лентами, декупаж, панно в лоскутной
технике, преобразование бутылок в декоративные вазы, пошив одежды для школьного театра
и для себя и др. Отдельно можно выделить тему «Вторая жизнь старых вещей», дающую
почти
неограниченные
возможности
для
проявления
и
развития
фантазии,
ведь
можно
сделать все из всего. Например, восьмиклассница Ибрагимова Аделя для старой куклы
«Барби» из гофрированной бумаги изготовила бальное платье, шляпку и украсила их розами
и з
э т о й
ж е
б у м а г и .
Часто мотивом результативной работы над проектом становится то, что дети могут
похвалиться своими умениями и даже научить друзей, одноклассников, а иногда и учителя
н о в о м у
и
и н т е р е с н о м у .
Конечно, многое идет из семьи. Если творческие родители, то чаще всего и ребенок от них
не
отстает.
Как
правило,
ребенок
качественно
выполняет
изделие,
но
оформление
пояснительной записки вызывают у него трудности. Я иду навстречу и позволяю написать
краткую пояснительную записку. Кроме того, дети, если их вовремя похвалить, готовы делать
больше
работ за все время проектной деятельности, что радует меня как учителя. Это
лишний
раз
показывает,
что
ребенку
на
уроках
технологии
и н т е р е с н о .
Большое значение придаю процедуре защиты проекта. Рассматриваю это как своего рода
экзамен.
Дети
выполняют
электронную
презентацию
проекта.
Конечно,
ребята
перед
защитой волнуются, поэтому важно создать доброжелательную обстановку и быть не очень
критичной к ним.
Многие говорят, что не хватает времени на изготовление проектных работ, в помощь
приходит
кружковая
работа.
В
кружке
«Наши
руки
не
знают
скуки»
школьницы
с
удовольствием выполняют свои проектные творческие работы.