Напоминание

Граница между добром и злом


Автор: Гордеева Юлия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 р.п. Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Населённый пункт: р.п.Хор, район имени Лазо, Хабаровский край
Наименование материала: Методическая разработка урока по ОРКиСЭ
Тема: Граница между добром и злом
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края Методическую разработку выполнила Гордеева Юлия Владимировна, учитель начальных классов. УМК «Школа 2100», тема урока основы духовно – нравственной культуры народов России. Светской этики (4 класс): «Граница между добром и злом».

Содержание методической разработки
Данный урок лежит в системе уроков основы духовно – нравственной культуры народов России. Светской этики (4 класс) УМК Школа 2100. Для создания методической разработки использовалась следующая литература: - Учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс под редакцией Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва, 2010, ООО « Баласс», 2010.
Цель урока:
создание условий для понимания значения понятий добра и зла в жизни человека.
Задачи урока:
в области ценностей: ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства; в области опыта: ученики приобретут опыт коммуникативной деятельности, совершенствуют умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности; в области знаний: ученики смогут дать определение добра и зла ; какие качества необходимы добродетельному человеку, как приобрести эти качества; в области умений и навыков: ученики научатся коллективно определять качества добродетельного человека, смогут сформулировать правила мудрости, т.е. правила, как стать добродетельным человеком; индивидуально найти и назвать особенности добродетельных поступков.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны уметь:
 оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:  объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;  самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
Познавательные УУД

1.
Извлекать информацию из текста.
2.
Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).
3.
Строить речевое высказывание в устной форме.
4.
Объяснять понятия: добро, зло.
Регулятивные УУД

1.
Принимать и сохранять учебную задачу.
2.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД

1.
Слушать и понимать других.
2.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.
Оформлять свои мысли в устной форме.
4.
Договариваться о правилах общения и поведения.
5.
Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД

1.
Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
2.
Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
Основные термины и понятия:
добро и зло как основные этические понятия, на основе которых рождается мораль, нравственность, этика.
Оборудование
: проектор, мультимедийная доска, цветные маркеры, листы в формате А4, А6, маленькие сердечки на весь класс, большое сердце класса.
Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

1.

Организационный

момент.
Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь по удобнее, Начнём скорей урок! - Учащиеся настраиваются на урок.
2.

Формулирование темы

урока

* просмотр

видеоролика «Песенка

кота Леопольда»
- Ребята я хочу вам предложить, посмотреть видеоролик «Песенка кота Леопольда» и выделить из неё самые важные слова. - А как вы понимаете слова: « А когда наоборот - - Просмотрев видеоролик, учащие ся выделяют строки из песни: «Если добрый ты – это хорошо, а когда наоборот - плохо». - Приходят к выводу, что злым быть плохо.
плохо»? - Как вы думаете, о чём у нас сегодня на уроке пойдёт речь? - Правильно, мы сегодня поговорим о добре и зле. - А тема нашего урока звучит так: «Границы добра и зла». - А что такое добро, зло и граница мы попробуем с вами выяснить на протяжении нашего урока. - О добре и зле.
3.

Определение проблемы

урока

исследовательская

работа в группах

Физминутка

творческая работа в

группах
У вас на столах лежат толковые словари С. Ожегова. Сейчас вы будете работать самостоятельно. Каждая группа будет выполнять своё задание на листе формата А4.
1 группа
найдёт и запишет значение слова
добро.

2 группа
найдёт и запишет значение слова
зло.

3группа
узнает из словаря и запишет значение слова
граница.
-Учащимся предлагается «Весёлая зарядка» - А сейчас вы снова поработаете самостоятельно. Работа будет творческой и выполняться будет цветными маркерами на листах А6.
1 группа
составит кластер к слову
добро.

2 группа
составит кластер к слову
зло.

3

группа
нарисует
добро

и

зло
в прямом смысле Находки учащихся записываются цветными маркерами на листах формата А4 и после озвучивания прикрепляются на доску. Затем учащиеся делают вывод о том, что
Добро
– это всё светлое и положительное,
Зло
– это всё тёмное и отрицательное, а
Граница
– это то, что отличает эти два понятия друг от друга. мама ласка солнце тепло темнота воскресенье грубость радость Добро Зло

работа с учебником
понимания этих понятий. – Давайте обратимся к тексту на с. 16.
Работа с текстом на с. 16 после чтения:
– Что удивляет Игоря и что непонятно Оле? – Оля была удивлена, что Игорь не поздоровался с ней? – Вот почему мы говорим о границе. Чтобы знать, что правильно, а что неправильно, надо знать, как определить правила, общие для всех. – Что нельзя переступать границу, т.е. Принятые среди людей правила, нормы поведения. – Как определить, какой поступок хороший, добрый, а какой – злой? – Сравните мнения Оли и Игоря о правилах поведения грусть лень холод Данные работы групп вывешиваются на доску. Учащиеся выясняют, что Добро и Зло противоположные понятия и будут всегда сопутствовать друг другу. - Он не понимал, почему надо выполнять какие-то правила. - Зависит это от ситуации, нужно прислушаться к мнению значимых для тебя людей, знать, какие нормы поведения существуют.
людей. – Какие вопросы возникают в этой ситуации? – Сравните свой вопрос с авторским на с. 75. - учащиеся зачитывают из учебника ответы на вопрос. (
Мнение Оли:
«Люди живут по определённым правилам и приучают к ним детей с раннего возраста».
Мнение Игоря:
«Откуда взрослые знают эти правила? Может быть, их исполнение совсем необязательно». - По каким правилам живут люди? Кто их придумал? Обязательно ли всем их соблюдать? - «На чём основаны правила поведения людей? Откуда они берутся?»
8

Актуализация знаний

* работа со словарём

учебника

Игра «Угадай – кА!»»
-А какие нам нужно вспомнить понятия, чтобы ответить на все заданные вопросы?
-
Какого человека можно назвать добрым? А какого злым? (выслушиваются ответы детей) – Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. – Большое количество сказок о доброте создала русская народная мудрость. - А сейчас мы немного поиграем. - Ценности, идеалы, духовность, вежливость, культура. (учащиеся раскрывают понятия при помощи словаря, расположенного в конце учебника).
- Давайте проверим, как вы знаете сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом. 1.С грядки старушка цветок сорвала Девочке Жанне его отдала. В цветке, лепестках есть волшебная сила Их девочка Женя о чём-то просила Что надо сказать лепестки обрывая? Как называется сказка такая? («Цветик – семицветик» В.Катаев.) Лети, лети лепесток, Через запад на восток, Через север через юг, Возвращайся, сделав круг Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели. 2.Колотил да колотил По тарелке носом – Ничего не проглотил
И остался с носом. (Сказка «Лиса и журавль») 3.Снег валил, клубились тучи Гнулись сосны до земли Злые люди в лес дремучий Сиротинку отвели. Замолчать заставили Замерзать оставили. (Сказка «Морозко») 4.Сейчас потолкуем о книге другой: Тут синее море, тут берег морской. Старик вышел к морю Он невод забросил. Кого-то поймает и Что-то попросит. (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») 5.Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед. Старушоночка сказала, Поклонилась и пропала. (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»)
9

Решение проблемы

урока, открытие новых

знаний

работа с учебником
А вот в чём заключается мудрость сказки, вы узнаете из статьи учебника на с. 17.
Работа с текстом «В чём заключается мудрость

сказок?» после чтения.
– Зачем в детстве читать сказки? – В чём заключается мудрость сказок? – Кто же определяет запреты на неправильные поступки? – На основе чего? – В середине урока мы говорили о вежливости. Учащиеся читают текст самостоятельно. Ребята зачитывают цитаты из текста для ответов на вопросы. - Чтобы объяснить ребёнку, что хорошо, а что плохо. - «Сказки учат, как правильно себя вести, помогают разобраться в себе и в отношениях с другими людьми». - Общее мнение всех людей. - На основе культуры. Она началась с представлений понятий о добре и зле. - На том, что помогает людям в жизни. Пожелание добра приносит радость, поднимает настроение.

работа в группах
– А на чём же основаны правила приветствия? – Вернёмся к Оле и Игорю. Почему Оля ждала от Игоря доброго приветствия? – А может быть, Оле надо было сказать Игорю именно эти слова: «Смотри, ты ведь не рад, и я расстроилась. Давай вернём всё назад, как в сказке, и пожелаем друг другу доброго утра»?
Работа с текстом «Названия для правил поведения»

до чтения.
– Просмотрите текст и найдите в нём слова, выделенные жирным шрифтом. Почему авторы их выделили? Зачем? – Можете ли вы до чтения текста объяснить своими словами, что они означают? - Сейчас вам предлагается поработать в группах. – Прочитайте.
1

группа
выделит в 1 абзаце правила поведения, которые определяет мораль; - Выслушиваются ответы детей без обсуждений. Ответы учащихся выслушиваются устно, на экран проектора выносятся ключевые понятия: - Правила, которые помогают объяснять добрые и злые поступки, называются моралью. -Добрые поступки важнее, чем красота и богатство. - Каждое правило морали превращается во

2 группа
выделит во втором абзаце правила, которые определяет нравственность;
3

группа
выделит в 3 абзаце правила поведения предполагаемые этикой. внутреннее качество самого человека. Эти добрые качества и есть нравственность. - Мораль и нравственность складывались в общении людей друг с другом. А их правила образовали целую науку о правилах поведения людей – этику.
10 Итог урока

* работа с учебником и с

экраном проектора.
- Давайте сравним вывод, который у нас с вами получился, с авторским. Учащиеся соглашаются с выводом автора и подтверждают схожесть своего вывода с авторским.
11 Рефлексия.
- А чтобы нам закончить наш урок на позитивной нотке, я предлагаю вам заполнить вот такое большое сердце нашего класса добрыми словами и пожеланиями друг другу, чтобы в нас долго теплился тот огонёк тепла, который дарит каждое ваше сердечко. На столе у учащихся лежат вырезанные из бумаги маленькие сердечки, на которых они напишут добрые слова и пожелания своим одноклассникам и прикрепят их на большое сердце класса.
12 Домашнее задание
1. Создать проект по теме «Границы Добра и Зла». 2. Составить мини – спектакль, который начинается со слов «Жили – были добрая сказка и злая Учащиеся выбирают одно из заданий и готовят его к следующему уроку.
сказка» 3. Составить сообщение – презентацию «Происхождение слов «мораль», «нравственность», «этика».


В раздел образования