Создание здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры
Автор: Гришин Олег Николаевич Должность: преподаватель физической культуры Учебное заведение: ГАПОУ ЧАО "ЧМК" Населённый пункт: г. Анадырь Наименование материала: статья Тема: Создание здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры Раздел: полное образование
Создание здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры
Гришин О.Н., преподаватель
физической культуры
ГАПОУ ЧАО «ЧМК»,
г. Анадырь
Одной из самых актуальных проблем современной школы, по-прежнему,
является здоровье обучающихся. Несмотря на то, что на здоровье детей оказывает
влияние
целый
ряд
различных
факторов
–
социально-экономических,
гигиенических, экологических, бытовых и многих других, однако специалисты
считают,
что
ведущими
и
самыми
негативными
среди
них
являются
условия
воспитания и обучения детей. Действительно, достаточно большую часть времени
в
течение
многих
лет
ребёнок
проводит
в
школе,
где
его
пребывание
сопровождается целым рядом существенных обстоятельств, негативно влияющих
на здоровье, связанных с организацией учебного процесса на основе несообразных
природе развития подростка принципов обучения, а именно:
– малая подвижность обучающихся во время уроков,
– монотонность учебного процесса,
– перегруженность учебных программ,
– необходимость заучивания больших объёмов учебного материала,
–
систематическое
пользование
закрепощённо-обездвиженным
взором
в
одномерном ограниченном пространстве букв, цифр, схем,
– постоянное воздействие на зрительный анализатор и кору головного мозга
однообразного чёрно-белого книжного фона,
– эффект закрытых помещений и ограниченных пространств,
– несоответствующие санитарно-гигиенические условия,
– неправильное и несвоевременное питание обучающихся.
По мнению врачей, 75% всех болезней человека закладывается в детские
годы. При этом данные Всемирной организации здравоохранения неутешительны,
так как за последнее время всё больше отмечается тенденция
к ухудшению
здоровья подрастающего поколения. А значит, школе необходимо так организовать
образовательный процесс, чтобы ребёнок мог получить качественное обучение,
развитие
и
воспитание,
но
при
этом
обучение
для
него
не
сопровождалось
нанесением ущерба здоровью. Поэтому, по-прежнему, актуальной остаётся тема
здровьесберегающих
технологий.
Систематическое
и
целенаправленное
использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет
обучающимся сохранить здоровье, успешно адаптироваться в образовательном и
социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
Главным звеном в цепочке компонентов здоровьесберегающей среды любого
образовательного учреждения можно считать урок физической культуры. Именно
на
уроках
физкультуры,
во-первых,
удаётся
компенсировать
недостаток
1
двигательной
активности
ребят,
возникающий
при
классно-урочной
системе
обучения
и
усугубляющийся
в
условиях
современной
жизни
(в
частности
длительное времяпровождение за компьютером, у телевизора и т.д.), во-вторых,
совершенствовать, развивать
возможности растущего организма, повышая тем
самым его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям.
Одним
из
основных
принципов
здоровьесберегающей
системы
является
принцип оздоровительной направленности. Этот принцип обязывает нас педагогов
так
организовывать
физическое
воспитание,
использовать
совокупность
таких
приёмов,
методов,
методик,
средств
обучения
и
подходов
к
образовательному
процессу,
чтобы
они
выполняли
одновременно
и
профилактическую,
и
развивающую функции.
Для
реализации
этого
принципа
должны
выполняться
следующие
требования, которые тесно связаны друг с другом:
1.
Учёт
индивидуальных
особенностей
обучающихся.
Использование
индивидуально-дифференцированного подхода при обучении физической культуре
осуществляется через:
– учет диагноза здоровья в физкультурно-оздоровительной работе,
– проявление типологических особенностей нервной системы в мышечной
деятельности,
– взаимосвязь типа нервной системы и уровня двигательной активности
ребенка,
– гендерный подход в физическом воспитании,
–
взаимосвязь
индивидуальных
и
возрастных
особенностей
развития
двигательных качеств.
Принцип
индивидуализации
осуществляется
на
основе
общих
закономерностей
обучения
и
воспитания.
При
построении
образовательного
процесса
я
планирую
и
прогнозирую
всестороннее
развитие
каждого
ребенка,
опираясь на его индивидуальные особенности. С учетом уровня индивидуальной
подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья
намечаю пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного
режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя
природные данные ребенка, направляю и стабилизирую его всестороннее развитие.
Кроме того назначение принципа индивидуализации и доступности видится
мне в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся
вследствие чрезмерных требований и заданий.
2.
Для реализации качественной физкультурно-оздоровительной работы
образовательный процесс необходимо строить только на диагностической основе.
Именно поэтому важно каждому преподавателю физической культуры начинать
учебный год с диагностических обследований уровней физического развития детей,
используя для этого различные современные методики.
Но использование результатов данных диагностик без учёта мониторинга
здоровья детей, которые проводятся ежегодно медицинскими работниками, не даст
2
должного результата, а в отдельных случаях может направить преподавателя на
ложный
путь
при
организации
образовательного
процесса,
что
приведёт
к
негативному
воздействию
на
здоровье
конкретного
ребёнка.
Врачебное
обследование дает возможность своевременно выявить отклонения в состоянии
здоровья обучающихся, а также планировать физические тренировочные нагрузки
таким образом, чтобы не нанести вред их здоровью.
Первичное обследование детей предусматривается перед началом
занятий физическим воспитанием в школе (обязательный медицинский осмотр с
прохождением обследования у узких специалистов проводится перед поступлением
в первый класс). Главная задача такого медосмотра - определение группы здоровья
ребёнка.
Повторные обследования проводятся один раз в год. Учащиеся,
отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, должны
проходить повторный медицинский осмотр в соответствии с предписаниями врача.
Дополнительные врачебные обследования являются для меня, как
преподавателя
физической
культуры,
важной
информацией,
позволяющей
исключить
участие
в
спортивных
мероприятиях
подростков,
соревновательная
нагрузка для которых может оказать отрицательное воздействие на их здоровье;
установить наиболее эффективный режим нагрузок и отдыха; а также определить
состояние здоровья и функциональной подготовленности
подростка на данный
момент.
Для полного изучения состояния здоровья детей и влияния на их организм
физических нагрузок наиболее эффективным считаю использование результатов
медицинских
осмотров
за
2-3
года.
Поэтому
очень
важным
для
меня
при
построении
образовательного
процесса
является
целенаправленное
и
систематическое
сотрудничество
с
медицинским
работником
образовательного
учреждения.
3.
Следующее немаловажное требование - недопустимость чрезмерной
изнуряющей
физической,
эмоциональной,
нагрузки
при
освоении
учебного
материала. Нарушение этого требования ведёт, как правило, к отрицательному
воздействию
на
здоровье
обучающегося.
Достаточно
большое
количество
обучающихся в наши дни не занимаются спортом. Поэтому именно на уроках
физкультуры они должны получить необходимую дозу развивающих нагрузок. И
здесь
опять
уместно
вернуться
к
использованию
и н д и в и д уа л ь н о -
дифференцированного
подхода,
который
в
данном
случае
является
важным
условием правильного регулирования нагрузки.
При подготовке и ведение урока я несколько раз видоизменяю и уточняю
одно и то же задание в зависимости от способностей и особенностей учеников,
варьирую скорость и продолжительность выполнения упражнений для мальчиков и
девочек, учитываю уровень подготовленности учеников, изменяю объём и характер
упражнений.
Физические нагрузки должны быть строго дозированы и планироваться в
соответствии с возможностями детей. При этом необходимо использовать методики
3
чередования
интенсивности
и
релаксации
в
обучении;
использовать
принцип
наглядности,
постепенности,
доступности
нагрузки
с
учётом
возрастных
особенностей
обучающихся.
Необходимо
также
учитывать
физическую
подготовленность
детей
и,
исходя
из
этого,
планировать
развитие
физических
качеств. Построение каждого урока я провожу с учётом динамичности учащихся,
их работоспособности на уроке:
– 1 фаза: врабатывание 8-10 минут;
– 2 фаза: оптимальной работоспособности 15-20 минут;
– 3 фаза: преодолеваемого утомления.
В
ходе
урока
нагрузку
необходимо
постоянно
регулировать
изменением
числа повторений отдельных упражнений или их элементов, изменением темпа
движений,
величины
отягощений,
а
также
продолжительности
выполнения
заданий, связанных с интенсивными упражнениями.
4.
Благоприятный морально-психологический климат на уроке – вот ещё
одно
требование
для
реализации
принципа
оздоровительной
направленности.
"Самые здоровые и красивые люди - это те, которых ничего не раздражает", -
говорил Г. Лихтенберг. Это отнести можно не только к нам взрослым, но и к детям.
Учитель
физической
культуры
должен
осуществлять
такой
подход
к
образовательному
процессу,
который
гарантировал
бы
поддержание
только
благоприятного
морально-психологического
климата
на
уроке,
в
коллективе.
Комфортное
начало
и
окончание
урока
обеспечивает
положительный
эмоциональный настрой учащихся, порождает в них желание не просто выполнять
указания
учителя,
а
заниматься
систематически,
достигать
более
высоких
результатов.
Как и на других уроках на уроке физкультуры не у всех всё получается с
первого раза. Кто-то такие «неудачи» воспринимает болезненно, кто-то отнесёт
физкультуру в разряд «нелюбимых» предметов и постарается как можно реже
ходить на занятия. И здесь очень важна деликатная, умелая корректировка действий
ученика учителем. Для этого существует достаточно много эффективных способов,
позволяющих помочь ученику и создать ситуацию успеха на уроке.
Прежде всего, очень важно, чтобы при таких «неудачах»
учащегося не
сравнивали с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивали с
самим собой: «Ты сегодня сделал лучше, чем вчера, а завтра постарайся сделать
лучше,
чем
сегодня.
И
у
тебя
это
обязательно
получится».
«Авансирование
успешного результата» – помогает учителю выразить свою твердую убежденность
в том, что ребёнок обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою
очередь, внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях. Однако для
этого
задачи,
поставленные
перед
ребёнком,
должны
быть
реальными
и
стимулировать его к активной работе.
Ещё один эффективный приём помогает ученику преодолеть неуверенность в
собственных
силах,
робость,
боязнь
неправильного
выполнения
задания
и
негативной оценки окружающих – это «скрытое инструктирование» ребенка в
способах и формах совершения деятельности. Оно помогает ученику избежать
поражения, достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать
с…..». «Выполняя задание, не забудьте о…..».
Помимо этого, если у обучающегося не получается выполнить задание в
целом, очень важна положительная оценка отдельной его детали – это помогает
эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной
4
составляющей. «Тебе особенно удалось выполнение этого элемента». «Больше
всего мне в твоей работе понравилось…».
Необходимо
отметить,
что,
несмотря
на
то,
что
при
создании
в
образовательном
учреждении
здоровьесберегающей
среды
основная
роль
отводится физическому воспитанию, достичь желаемых результатов по сохранению
здоровья обучающихся, по их развитию можно лишь совместными усилиями за
счёт
систематического,
целенаправленного
выполнения
данных
требований
каждым учителем, на каждом уроке, учитывая специфику каждого предмета.
5