Напоминание

Развитие вокальной одаренности у детей дошкольного возраста методом моделирования резонансного голосообразования


Автор: Рахманкина Ирина Аленсандровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС "Мальвина"
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Развитие вокальной одаренности у детей дошкольного возраста методом моделирования резонансного голосообразования
Раздел: дошкольное образование





Назад





РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА МЕТОДОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ РЕЗОНАНСНОГО

ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ

Рахманкина Ирина Александровна

Муниципальное автономное

образовательное учреждение

Детский сад «Мальвина»

г. Новый Уренгой
Я представляю опыт работы по развитию вокальной одарённости у детей дошкольного возраста 4-7лет методом моделирования резонансного голосообразования. «Все мы гении, пока нам не исполнилось 10 лет», – эти слова Г. Честерстона наиболее точно характеризуют значимость детского возраста, которому присущи богатое воображение, неожиданное восприятие мира, а главное, потребность в творчестве. Используя такие характеристики дошкольного возраста, можно сконструировать систему работы с детьми, у которых одаренность в вокальной деятельности уже видна – это наличие природного слуха, окраски голоса, силы голоса, задатки артистизма. Моя задача как педагога состоит в умелом использовании этих природных качеств в дальнейшей работе по развитию их вокальной одаренности. Следует отметить, что проблема постановки певческого голоса – одна из наиболее сложных проблем музыкальной педагогики и психологии. Ее сложность определяется, с одной стороны, комплексным характером, с другой – сложностью строения и функционирования самого певческого аппарата ребенка. Несмотря на большой интерес к проблеме певческого развития ребенка и ее практическую значимость, методика формирования певческого голоса дошкольника остается самой трудной и неразработанной. В традиционной системе музыкального воспитания рекомендуется, и на практике реализуется, работа лишь над чистотой интонацией, в лучшем случае – над дикцией и выразительностью исполнения, но не над такой организацией певческого аппарата, при которой певческий звук становится позиционно высоким, приобретая звонкость, а значит полётность. Таким образом, противоречие, возникшее между традиционными содержанием и методиками музыкального развития и необходимостью организации работы с вокально-одаренными детьми на принципиально иных подходах к развитию певческих способностей таких детей, обозначили проблему создания эффективной модели развития музыкальной, в данном случае, вокальной, одаренности детей в условиях дошкольного учреждения. Поиск путей решения выше обозначенной проблемы привел меня к осознанию необходимости внесения изменений в систему музыкального образования одаренных детей, сделав акцент на постановку их речевого и певческого голоса. 1
Новизна представленного опыта заключается в применении в музыкальной деятельности не специфических, для дошкольного образования, средств развития вокальной одаренности ребенка, какими являются резонансная теория пения и метод моделирования резонансного голосообразования. Эти средства отличаются от распространенных представлений и теорий о природе певческого голоса. Сущность резонансной теории пения заключается в том, что источник силы и красоты детского голоса переносится из области гортани в область певческих голосовых резонаторов, особым образом организованных и настроенных. «Звук, лишенный резонанса, это звук мертворожденный и распространяться не может», так говорил о резонаторах выдающийся итальянский певец Лаури-Вольпи, тем самым подчеркивая значимость резонаторов, как единственных возможностей в голосе человека. Метод моделирования позволяет ребенку ощутить звук с помощью движений тела, ног, рук, кистей рук. Эти ощущения называются «образы-модели». Образы-модели позволяют очень точно настраивать собственные ощущения голосообразования на резонансное звучание голоса, формировать компоненты механизмов вокальной техники на резонансе. Цель работы – овладение ребенком профессиональной вокальной техникой через речевую, формирование музыкальных и исполнительских (актёрских) способностей. Основными задачами, которые я решаю в работе с вокально-одаренными детьми, являются: формирование фокусирования звука в точке «маски» – ведущего звена резонансной техники пения; выстраивание на резонансной основе певческого голоса в пределах октавы, соответствующей природному речевому диапазону ребенка; формирование певческих навыков; Для достижения поставленных задач я отобрала наиболее эффективные средства, которые стимулируют мыслительную, речевую и двигательную активность детей, создают атмосферу сотворчества и радости – это речевые упражнения-драматизации и речевые игры, вокальные игры-драматизации, дидактические сказки, распевание, вокальная гимнастика, сюжетные игры. Главный принцип образовательной работы – природосообразность. У человека одинаковое строение, но нет одинакового голосового аппарата. Поэтому этот принцип реализуется в процессе специально-организованной деятельности с ребенком по развитию его индивидуальной, природной одаренности. Моя задача здесь научить ребенка мыслить и управлять возможностями собственного голоса. Работа по развитию детской вокальной одаренности проходит в 2-режимах: речевом и вокальном. Основная задача речевого режима состоит в формировании мышечной системы голосового аппарата и ощущений резонансной техники пения. Для реализации этой задачи я использую возможности пластики руки. Движения рукой позволяют ребенку почувствовать не только работу внутриполосных мышц гортани, но и управлять ими. Ярко представлен один из элементов классики - связь движений руки и голосового аппарата. Известно, что голосовой аппарат представлен в коре головного мозга равноценно всему остальному телу, а кисти рук также 2
занимают около трети двигательной коры. Движения голосового аппарата в союзе с движением рук представляют «моторный стержень эмоций в пении и речи» [1: 72]. Движение руки моделирует положение верхней челюсти. Благодаря этому у ребенка формируется правильное положение артикуляционного аппарата, необходимое для пения. При этом решается задача резонансного звучания всех звуков, в едином месте, с единым звукоупором с помощью инструментария – вокальные бусинки. Главная задача вокального режима заключается в формировании резонансной вокальной техники, т.е. пение в высокой певческой позиции на грудном регистре. Когда ребёнок постигает содержание двух режимов, он свободно переходит собственно к пению: поёт профессионально правильно, осознаёт собственное звукоизвлечение, управляет им. Примером может служить двигательно-речевая работа над песней «Ехали» музыка А.Филипенко, слова Г.Волгиной с детьми 6-7лет. Задачи, которые я ставлю в работе над песней это формирование чёткой дикции, точное интонирование мелодии, профессиональное звучание голоса, выразительное вокальное исполнение в целом. Занятие начинаю с исполнения песни «Ехали», беседую с детьми о музыкально-художественном содержании песни: «Муха очень рада своему пробуждению от зимней спячки, наступающему дню рождения. Это самый счастливый ее день, к которому она трепетно готовится. Ждёт подарков от своих многочисленных гостей и очень старается всем угодить. Муха печет пряники с разными припеками, для зайчиков, лисичек, барсуков. Чай у мухи густой, необыкновенно ароматный, ведь он включает самые разные травы. Муха с удовольствием готовит и пластично двигается. Она красиво одета и радостна в предвкушении праздника» Объясняю смысл непонятных слов, связывая его с выразительными средствами музыки, т.е. мелодии, ритмики, нюансировкой. Настраиваю детей на ощущение места речевого произнесения гласного. Проигрываю с детьми текст, «технически» с применением вокальных бусин. Вначале, текст читается в медленном темпе, по слогам, с утрированным проговариванием согласных звуков в каждом слоге. Место произнесения согласного звука анализируется, запоминается и сохраняется на последующем гласном. Вначале движение верхней губы имеет большую амплитуду при произнесении каждого слога. Верхняя губа опускается резко вниз, захватывая воображаемую бусину, по величине, равную той, с которой работают пальцы правой руки. Движения губы и пальцев совпадают по величине и степени напряжения. Расслабление происходит перед каждым новым сигналом, когда пальцы опускают бусину, а мышцы верхней губы расслабляются. Движения и ощущения этих двух артикуляционных аппаратов должны быть точно скоординированы. Затем текст читается в более быстром темпе, бусина крепко сжимается пальцами и удерживается на целой фразе. То же движение повторяет верхняя губа, она напряжена, ее середина опущена на протяжении целой фразы. При этом верхняя челюсть и запястье правой руки выдвигается вперед. Я предлагаю детям упражнение «Микрофончик» - третий палец ставится в выемку над верхней губой и в него утрированно, четко и звонко проговаривается текст в быстром 3
темпе. После технической работы, предлагаю песню ощутить двигательно. Первая фраза: «Ехали по реке козлики в челноке». С детьми образно и двигательно проигрывается данная ситуация. Движения рук плавные, синхронные, медленные. Характер движений переносится на вокальное исполнение фразы: плавное, мягкое, тянущееся плотное legato. Первая фраза: «По берегу зайки в красной таратайке». Характер движения совсем другой: таратайка – жесткая тележка, колеса у неё могут быть деревянными. Дети прекрасно представляют себе, как она будет перемещаться по каменистому, неровному берегу, и сами выбирают имитирующие движения рук и исполнительский прием, теперь non legato. Вторая фраза: «Ехали барсуки важные старики». Солидные, седые барсуки во фраках и цилиндрах, на шее бабочки, в руках трости; холеные и медлительные. Дети прекрасно воспроизводят этот образ, и сами находят выразительные исполнительские штрихи и приемы. Обычно они используют здесь плотный звук, компактное legato. Четвертая фаза: «Ехали в бричках рыжие лисички». Лисички – томные и в то же время хитрые кокетки, изысканно одетые. Брички небольшие изящные кареты на высоких мягких рессорах. Детям близок и хорошо знаком образ лисички. Они выбирают сочетание плавных и отрывистых движений рук, а в пении – сочетание legato и non legato. Пятая фаза: «Ехали по горам, ехали по долам к мухе-горюхе, к мухе-цокотухе». Дети представляют себе просторы, по которым гости едут к мухе на день рождения. Фраза исполняется непрерывно льющимся звуком legatissimo. Шестая фаза: «Муха гостей ждала, пряничков напекла, чай заварила, всех гостей поила». Выразительное исполнение этой фразы может подготовить беседа о ситуации, в которой муха готовится к встрече гостей. В своём вокальном исполнении дети начинают сочетать legato, non legato sforzando и другие приемы. Отслеживание результатов образовательной работы по развитию вокальной одаренности я организую 2 раза в год, применяя педагогическую диагностику и метод наблюдения. Использую два вида педагогической диагностики: 1) плановая, которая проводится два раза в год; 2) экспресс- диагностика, которая проводится в соответствии с образовательной ситуацией. Диагностические занятия провожу как индивидуально, так и подгруппой. Важно выявить индивидуальные показатели, имеющие принципиальное значение для последующей работы по постановке голоса. Диагностика проводится по показателям: особенности общей пластики (свобода или зажатость естественных движений, их координация); вокальные данные: тип голоса по характеру тембра в речевом примарном диапазоне; манера пения; примарный речевой тон; примарный речевой и певческий диапазон; музыкальные способности – звуковысотный слух, чувство музыкального ритма; актёрские способности – чувство образа, воображение, способность к импровизации. Критериями оценки выступает уровень развития или формирования определенных навыков, качеств, способностей (высокий, средний, низкий) Подводя итоги вышесказанному, хочу отметить продуктивность данного опыта, которая заключается в формировании общей пластики ребенка, фокусирования 4
звука в «точке маски» – ведущего звена в резонансной техники пения; у ребенка выстраивается голос в пределах октавы, соответственно природному речевому диапазону; формируются певческие навыки; развивается вся система общих музыкальных способностей; развиваются актерские способности. Но самое главное, тренировка резонансного звучания голоса, мышц тела способствует тренировке сосудистой, нервной и других систем организма ребенка. В дальнейшем это будет служить ему надежным, важным методом максимального восстановления духовных, физических и умственных сил организма в условиях стресса, вредной экологии и т.п. Мои воспитанники – успешно выступают на городских сценических площадках (городские фестивали «Семицветик», «Полярная звездочка») Хотелось бы так же подчеркнуть, что мой опыт работы может быть использован не только музыкальными руководителями детских садов, но учителями пения общеобразовательных школ и школ дополнительного образования, а опыт организации деятельности детей в речевом режиме, могут использовать учителя-логопеды и воспитатели логопедических групп. Литература 1. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. // ИП РАН, МГК им. П.И.Чайковского, Центр «Искусство и наука». Москва 2002, 496с. 2. Огороднов Д.Е. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания. Воспитание вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры // Москва, 1994г. 3. Демченко А.Д. Вокальные игры с детьми // Москва, 2000г. 4. Демченко А.Д. Первые шаги в вокале. Секреты вокальной техники. // Москва, 2005г. 5. Демченко А.Д. Первые шаги в вокале. Управление голосом. // Москва, 2006г. 5


В раздел образования