"Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"
Автор: Захарова Ирина Раисовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Буратино" Населённый пункт: г.Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ Наименование материала: статья Тема: "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста" Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и
необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так
важна? Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев
гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. На
кистях
рук
расположено
множество
рефлекторных
точек,
от
которых
идут
импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно
воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так,
массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный
палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца
положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе
сердца.
Но
не
только
восточные
мудрецы,
но
и
отечественные
физиологи
подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах
доказал,
что
простые
движения
рук
помогают
снять
умственную
усталость,
улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный
педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике
пальцев”.
И
наши
предки
наверняка
о
чем-то
таком
догадывались.
Ведь
хорошо
знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что
иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только
задумайтесь:
такие
простые
манипуляции
с
пальчиками,
а
сколько
пользы!
Положительное
воздействие
на
внутренние
органы,
тонизирующий,
иммуностимулирующий эффект — это раз. Стимуляция мыслительных функций и
речи — это два. Веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций —
это три. Думаю, этого вполне достаточно, что бы игры и упражнения с пальчиками
и ладошками уверенно обосновались в арсенале ваших с малышом забав.
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в
настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев
рук и формированием речи ребенка. Ученые доказали, что с анатомической точки
зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга
занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.
Именно
величина
проекции
кисти
руки
и
ее
близость
к
моторной
зоне
дают
основание
рассматривать
кисть
руки
как
«орган
речи»,
такой
же,
как
артикуляционный
аппарат.
В
связи
с
этим,
было
выдвинуто
предположение
о
существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие
речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо
не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения
пальцев рук, или мелкую моторику.
Мелкая
моторика
рук
взаимодействует
с
такими
высшими
свойствами
сознания,
как
внимание,
мышление,
оптико-пространственное
восприятие
(координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память,
речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая
жизнь
ребенка
потребует
использования
точных,
координированных
движений
кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а
также
выполнять
множество
разнообразных
бытовых
и
учебных
действий.
Развивать ручки малыша можно с самого рождения. Пока малыш не может сам
вырезать и нанизывать, но у него есть хватательный рефлекс: в его ручки можно
вкладывать разные предметы, кусочки разнофактурных тканей, мешочки с разной
крупой.
Пусть
они
будут
разными
по фактуре,
ворсистые
и гладкие,
тонкие
и толстые и т. д. Это и массаж и способ познания окружающей действительности
одновременно. Когда ребенок научится контролировать движения своих ручек,
начните учить его: загибайте пальчики, разгибайте пальчики, делайте круговые
движения, лучше всего подойдет традиционная «Сорока-белобока». Не ленитесь,
ведь теперь вы знаете, что это не просто развлечение, хотя, наверняка, это станет
для
ребенка
по-настоящему
увлекательной
игрой.
Очень
важно,
что
вы разговариваете с малышом и вместе веселитесь.
Кроме описывания круга
по ладошке своим пальцем, делайте такой же круг, но с помощью пощипывания
или покалывания (пальцем): «Птичка-птичка, вот тебе водичка, вот тебе и крошки
прямо на ладошке».
Подрастающего
крошку
учим
делать
«Ладушки»,
когда
вы отдыхаете
и держите малыша на коленях спиной к себе, очень удобно гладить его ручки одну
об другую (вначале они будут сжаты в кулачки). Вы как бы раскрываете кулачки.
«Ручку ручкою погладим, пальчик пальчиком потрем, отдохнем совсем немножко,
а потом опять начнем», стукаем ручкой об ручку, стараясь их раскрыть. Научите
малыша «гладить собачку (мягкую игрушку), показывать, как «капает дождик» —
постукивать пальчиками по твердой поверхности, делать из ладошек «чашечку»
и угощать
кого-то,
«открывать
ключиком»
замочек,
складывать
руки
в замок
и в щепотку.
Научите ребенка сжимать-разжимать пальцы, можно резиновые
игрушки-пищалки:
«Ты утенок
не пищи!
Лучше
маму
поищи».
Обязательно
научите махать ручкой «пока-пока». Но самое, наверное, интересное и полезное,
и для
вас,
и для
крохи —
это
мини-инсценировки
(или
пантомима)
стишков.
Вы можете показывать маленькие сказки (обычно после года ребенок начинает
повторять за вами наиболее простые движения), но показывать лучше начинать
заранее. Сказку или стишок нужно рассказывать громко и выразительно, изображая
при этом то, что вы рассказываете. В конечном счете, ваша задача сводится к тому,
чтобы
ребенок
начал
повторять
движения
за вами:
вы рассказываете,
а он изображает. В дальнейшем Вам нужно вводить в процесс игры различные
вспомогательные материалы, игрушки, пособия.
Сегодня
у большинства
современных
детей
отмечается
общее
моторное
отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские
сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя
труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе
с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать
белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие
слабого
развития
общей
моторики,
и в частности —
руки,
общая
неготовность
большинства
современных
детей
к письму
или
проблем
с речевым
развитием.
Однако даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо
управляется
со своими
руками.
Если
в возрасте
4-5 лет
завязывание
шнурков
вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего
не лепится,
если
в 6 лет
пришивание
настоящей
пуговицы —
невыполнимая
и опасная
задача —
значит,
и ваш
ребенок
не исключение.
К сожалению,
о проблемах
с координацией
движений
и мелкой
моторикой
большинство
родителей
узнают
только
перед
школой.
Это
оборачивается
форсированной
нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться
удерживать в непослушных пальцах карандаш.
К развивающим играм с ребенком не стоит относиться как к коррекционной
деятельности,
исправлению
чего-то,
это —
интересное
и приятное
занятие,
отвечающее основным потребностям ребенка. Игра дарит малышу первые победы,
которые запомнятся на всю жизнь. Поэтому, если в вашей коллекции игрушек еще
нет
шнуровки,
то настоятельно
рекомендуем
ее приобрести!
Игра-шнуровка
поможет
развить
мелкую
моторику,
глазомер,
усидчивость.
Игра
способствует
улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений
вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Как любое
упражнение на развитие мелкой моторики, игрушка активизирует развитие речи.
Руки —
инструмент
тонкий,
и «настраиваются»
они
в течение
долгого
времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много. «Всему
свое время» — это означает, что развивающая игрушка должна появиться в детской
комнате в положенный срок.
СОРОКА
Сорока, сорока, сорока-белобока
Кашку варила, детишек кормила.
(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала.
(по очереди загибают пальцы, начиная с большого)
Этому не дала: ты воды не носил,
Дров не рубил, каши не варил -
Ничего тебе нет!
(мизинец не загибается)
ЛАДУШКИ
- Ладушки, ладушки! Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашку поели, бражку попили.
(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)
Шу-у-у…полетели!
На головку сели, петушком запели.
Ку-ка-ре-ку!
(поднимают руки вверх и опускают на голову)