Квиллинг- универсальное образовательное средство развития творческой культуры детей старшего дошкольного возраста
Автор: Долгова Светлана Анатольенвна Должность: воспитатель первой категории Учебное заведение: МБОУ СОШ № 170 дошкольное отделение " Изумрудный город" Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область Наименование материала: статья Тема: Квиллинг- универсальное образовательное средство развития творческой культуры детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка,
в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов
проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для
себя и других.
Интеллектуальный потенциал общества во многих определяется выявлением
творческих
детей
и
работой
с
ними.
Способная
творческая
личность
является гарантом процветания общества, так как творческое развитие при
благополучных
условиях
трансформируется
в
конкретную
деятельность.
Ранее
выявление,
обучение
и
воспитание
детей
составляет
одно
из
перспективных направлений развития системы образования, одновременно
являясь
одним
из
ведущих
факторов
социализации
и
творческой
самореализации личности. Известно, что каждый ребенок талантлив.
Как говорил великий В.А.Сухомлинский
«
Истоки
творческих
способностей
и
дарований
детей
на
кончиках
их
пальцев.
От
пальцев,
образно
говоря,
идут
тончайшие
ручейки,
которые
питают
источник
творческой
мысли.
Другими
словами:
чем
больше
мастерства
в
детской
ладошке,
тем
умнее
ребенок».
Чем
разнообразнее
детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка.
Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном
условии- деятельность, которой занимается ребенок, должен быть связана с
положительными
эмоциями,
иначе
говоря,
приносить
радо сть,
удовлетворение.
Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за
работой детей. Я заметила, что некоторые дети, выполняя задание, делают это
как-
то
по-особенному,
не
по
шаблону,
а
проявляя
свой
творческий
потенциал.
Мною
была
поставлена
цель-
обучить
техническим
изобразительным
навыкам,
поднять
уровень
развития
творчества
детей.
Основные направления работы:
1. Диагностика - выявление творческого развития детей.
2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала
детей.
3. Развитие творческих способностей детей.
4. Поощрение- стимулирование дальнейшего творческой деятельности.
Для решения задач творческого развития детей, я использовала комплексный
подход
в
развитии
умственных
и
творческих
способностей
детей
дошкольного возраста. В итоге дети постепенно овладевали навыками работы
с
различными
инструментами,
изобразительными
материалами,
освоили
технику квилинга.
Квиллинг — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в
спиральки(которые
называются роллами),
видоизменять
их
форму
и
составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Данную технику использую как на занятиях кружка, так и вне занятий в
рамках подготовки к конкурсам и выставкам. Для начала предлагала детям
создать основной элемент –ролл, а потом из этого ролла создавали деталь к
поделке.
Во
время
работы
столкнулась
с
проблемой
–
дети
сильно
сдавливали ролл,
в
итоге
он
получ а лся
неровный,
и
с п и р а л ь
внутри ролла ложилась
некрасиво.
Или
дети
использовали
большое
количество клея, это приводило к тому, что спираль внутри рола склеивалась.
Некоторые дети затруднялись в создании образов, композиций из деталей.
Поэтому предлагала детям рассматривать картины, выделять существенные
признаки делать схемы изображений предметов, наблюдать за явлениями в
природе. Работа по данной технике в течении 3-х лет с детьми старшего
возраста,
показала,
что
квиллинг
действительно
является
эффективным
развивающим средством, увлекает детей, подталкивает к творчеству. Польза
квиллинга, как и многих других видов творчества, неоспорима.
1. Во-первых, квиллинг развивает мелкую моторику у детей.
Мелкая моторика развивается, начиная с младенческого возраста. Сначала
ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания
из руки в руку, к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать
кисточку и ложку.
В
дошкольном
и
раннем
школьном
возрасте
навыки
становятся
более
разнообразными
и
сложными.
Увеличивается
круг
действий,
которые
требуют согласованных действий обеих рук. А квиллинг является отличным
инструментом чтобы закрепить и усилить эти навыки.
Попробуйте сами взять тоненькую полосочку бумаги и акккуратно скрутить
ее в замысловатую фигуру. Трудно? А каково Вашему малышу? Сколько
миллионов нервных окончаний он задействует пока создаст фигурку.
Все это стимулирует у детей усидчивости, внимания, зрительной памяти,
образного мышления и речи.
2. Связь пальцевой моторики и речевой функции.
Учёные
доказали,
что
около
трети
всей
площади
коры
головного
мозга
занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.
Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой
моторики.
Занятия квиллингом с использованием логопедических приемов ненавязчиво,
эффективно помогают избавиться от дефектов речи и пополнить словарный
запас ребенка.
Квиллинг способствует развитию творческой активности, учит детей
преодолевать неуверенность и страх перед незнакомым делом. Кроме того
занятия квиллингом развивают у ребенка чувство вкуса, что немаловажно
для его дальнейшего эмоционального и эстетического развития.
Коррекция поведения ребенка с помощью творчества.
В каждом ребенке самой природой заложена потребность мастерить. Но, к
сожалению, очень часто страх перед неудачей мешает раскрыться. Поэтому
первый шаг - незаметно заинтересовать увлечь их самим процессом, не
подчеркивая результат. (Творчество ради творчества). И убедить, что то, что
получается и есть лучший результат.
Помочь
ребенку
поверить
в
свои
силы
и
проявить
себя
—
долгая
и
кропотливая работа. Чтобы добиться результата недостаточно показать и
объяснить,
как
это
сделать.
Нужно
делать
вместе,
активно
участвуя
в
процессе, подсказывая и помогая. Очень важно создать атмосферу, в которой
ребенок поймет, как важно доверительное общение, участие и помощь.
В итоге — тревожные дети становятся более спокойными, замкнутые —
учатся
доверять,
а
неусидчивые
—
направлять
свою
энергию
в
русло
творчества.
Важным моментом формирования детского творчества является создание
востребованности детских работ. " Жизнь " поделки не заканчивается после
занятия.
Все
работы
используются
для
сюжетных
игр,
для
украшения
группы. к тематическим праздникам организовываются выставки детских
работ, коллажи. Многие детские работы принимают участие в различных
творческих конкурсах.
Вывод:
Без
развития
творческих
способностей
через
продуктивную
деятельность невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны
между
собой
и
активизируют
деятельность
друг
друга.
Поэтому
можно
сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.