Технологическая карта урока истории в 6 классе "Русь между Западом и Востоком. Александр Невский.""
Автор: Дурасова Наташа Александровна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 123 г. Челябинска" Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область Наименование материала: конспект Тема: Технологическая карта урока истории в 6 классе "Русь между Западом и Востоком. Александр Невский."" Раздел: среднее образование
Тема доклада на методическом объединении (ноябрь):
«Компьютерная игра как средство активизации речевой деятельности
учащихся на уроках английского языка в средних и старших классах с
профильным техническим обучением в условиях ФГОС»
Подготовила: к.ф.н., учитель английского языка
Михайлова Тамара Владимировна
Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к
английскому
языку.
Он
признан
языком
профессионального
общения
в
разных
сферах
деятельности.
Самой
главной
задачей
учителя
является
повышение мотивации к изучению английского языка.
В наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на
умы, волю, эмоции учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и
традиций
страны
изучаемого
языка.
Пересматриваются
пути
и
способы
формирования
всех
видов
речевой
деятельности:
чтения,
говорения,
аудирования,
письма.
Активизации
учебного
процесса,
стимуляции
познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения,
наряду с традиционными занятиями, игровых технологий.
Причина столь повышенного в настоящее время интереса к
различного рода играм - это, в первую очередь, отход от традиционных форм
и методов обучения. Следует также отметить, что при сохранении достаточно
высокой
мотивации
возникает
снижение
познавательного
интереса
к
изучению иностранного языка. Данное явление происходит в связи с тем, что
учащиеся
сталкиваются
с
некоторыми
трудностями,
которые
кажутся
им
непреодолимыми.
Игровая
же
деятельность,
являясь
одним
из
методов,
стимулирующих
учебно-познавательную
деятельность,
позволяет
использовать
все
уровни
усвоения
знаний.
Следовательно,
не
случаен
интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий.
Особенность иностранного языка как предмета заключается в
том,
что
учебная
деятельность
подразумевает
иноязычную
речевую
деятельность,
то
есть
деятельность
общения,
в
процессе
которой
формируются, помимо знаний, иноязычные речевые умения.
Привлечение игры как приема обучения есть действенный
инструмент
управления
учебной
деятельностью
(деятельностью
по
овладению
иноязычным
общением),
активизирующий
мыслительную
деятельность
обучающихся,
позволяющий
сделать
учебный
процесс
захватывающим и интересным.
Игра
формирует
устойчивый
интерес
к
дальнейшему
изучению
английского
языка,
а
также
уверенность
в
успешном
овладении
им.
Но
хочется отметить, что игра имеет не только мотивационные функции.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие цели:
1.
Обучающая
функция
заключается
в
развитии
памяти,
внимания,
восприятии информации, развитии внеучебных умений и навыков.
2. Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества
как
внимательное,
гуманное
отношение
к
партнеру
по
игре;
Учащимся
вводятся
фразы-
клише
речевого
этикета
для
импровизации
речевого
общения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию
такого качества, как вежливость.
3.
Развлекательная
функция
состоит
в
создании
благоприятной
атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие,
увлекательное приключение, а пророй и в сказочный мир.
4.
Коммуникативная
функция
заключается
в
создании
атмосферы
иноязычного
общения,
объединении
коллектива
учащихся,
установление
новых
эмоционально-коммуникативных
отношений,
основанных
на
взаимодействии на иностранном языке.
5.
Релаксационная
функция-
снятие
эмоционального
напряжения,
вызванного
нагрузкой
на
нервную
систему
при
интенсивном
обучении
иностранному языку.
6.
Психологическая
функция
-
состоит
в
формировании
навыков
подготовки
своего
физиологического
состояния
для
более
эффективной
деятельности.
7.
Развивающая
функция
направлена
на
гармоничное
развитие
личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
Огромное значение при организации игры в любой учебной
аудитории имеет позиция самого преподавателя. Важно быть уверенным в ее
полезности, необходимо продумать все необходимые детали ее подготовки, а
также уверенно управлять ею. Простота и сложность
организации и проведения игры зависит от типа игры, и от аудитории, и от
характера взаимоотношений учащихся между собой и учителем. При этом
очевидно,
что
игры
на
уроке
способны
смоделировать
реальное
речевое
общение, что так важно для коммуникативной методики.
Игры
на
уроке
иностранного
языка
должны
учитывать
целый
ряд
требований:
· Быть экономными по времени и направленными на решение
определенных учебных задач;
· Быть «управляемыми»; не сбивать заданный ритм учебной
работы
на
уроке
и
не
допускать
ситуации,
когда
игра
выходит
из-под
контроля и срывает все занятие;
· Снимать напряжение урока и стимулировать активность
учащихся;
· Оставлять учебный эффект на втором, часто неосознанном
плане, а на первом, видимом месте всегда реализовывать игровой момент;
· Не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным;
Языковые
компьютерные
игры
помогают
сделать
процесс
обучения
иностранному
языку
интересным
и
творческим.
Они
дают
возможность
создать атмосферу увлечённости и снимают усталость у детей.
Языковые
компьютерные
игры
предназначены
для
формирования
произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировки
у п о т р е б л е н и я
я з ы к о в ы х
я в л е н и й
н а
п о д г о т о в и т е л ь н о м ,
предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком.
Роль компьютера в современной коммуникативной технологии
преподавания иностранных языков
В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии
мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет
влияет
на
систему
образования,
вызывая
значительные
изменения
в
содержании и методах обучения иностранным языкам. Перед современным
учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В
своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных
условиях,
учитывая
большую
и
серьезную
заинтересованность
учащихся
информационными технологиями, можно использовать эту возможность в
качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского
языка.
Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью
учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
Роль
преподавателя
здесь
не
менее
важна.
Он
подбирает
компьютерные
программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания,
помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знание и развитие.
Применение
компьютерной
техники
делает
и
позволяет
осуществить
обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.
Применение компьютера как инструмента для работы с информацией
очень
разнообразно
и
многообразно.
Он
может
за
несколько
секунд
просмотреть электронную библиотеку и найти требуемую информацию.
Специфика
предмета
иностранного
языка
обуславливает
активное
и
уместное
применение
компьютера
на
уроках.
Ведущим
компонентом
содержания
обучения
иностранного
языка
является
обучение
различным
видам
речевой
деятельности:
говорению,
аудированию,
чтению,
письму.
Обучающая
компьютерная
программа
является
тренажером,
который
организует
самостоятельную
работу
обучаемого,
управляет
ею
и
создает
условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что
и особо ценно, ибо знания, полученные в готовом виде, очень часто мимо их
сознания и не остаются в памяти. Использование компьютерных игр на
уроках английского языка - потребность времени.
Использование компьютерных игр на уроках английского языка.
Работа с компьютерными играми не только способствует повышению
интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных
задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того,
компьютер
позволяет
полностью
устранить
одну
из
важнейших
причин
отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием
материала или проблема в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен
авторами многих компьютерных обучающих программ.
В практике применения компьютерных игр в учебном процессе особо
подчеркивается
их
обучающая
функция,
а
также,
компьютер
является
инструментом , который организует самостоятельную работу обучаемых и
управляет
ею,
особенно
в
процессе
тренировочной
работы
с
языком
и
речевым материалом.
Сфера
применения
компьютера
в
обучении
иностранным
языкам
необычно
широка.
Компьютер
может
быть
эффективно
использован
для
ознакомления
с
новым
языковым
материалом,
новыми
образцами
высказываний, а также с деятельностью общения на иностранном языке. На
этапе тренировки и на этапе применения сформированных знаний, навыков,
умений
компьютер
может
быть
использован
в
самых
разнообразных
коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей
обучаемых.
Важной
особенностью
компьютерных
игр
в
учебно-воспитательном
процессе
по
иностранному
языку
является
то,
что
они
могут
быть
“собеседником” обучаемого, т. е. работать в коммуникативно-направленном
диалоговом
режиме
и
определенным
образом,
например,
с
графических
средств,
анализатора
и
синтезатора
речи
восполнять
отсутствие
естественного коммуниканта, моделируя и имитируя его неречевое и речевое
поведение.
Компьютер
позволяет
предъявлять
на
экране
дисплея
элементы
страноведческого характера, особенности окружения и обстановки, которые
могут
использоваться
как
фон
формирования
у
обучаемых
речевой
деятельности
на
иностранном
языке.
Компьютер
обладает
большими
возможностями
для
построения
цветных
изображений,
поддающихся
необходимым преобразованиям в заданных пределах.
Большую помощь при обучении фонетике, формированию артикуляции,
ритмико-интонационных
произносительных
навыков,
для
повышения
мотивации
учащихся
к
изучению
английского
языка
оказывает
игровая
программа
“Профессор
Хиггинс.
Английский
без
акцента”
и
также
ряд
других
мультимедийных
учебников.
Звуки,
слова,
словосочетания
и
предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся
имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными
движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. При этом в
силу достаточно высоких имитативных способностей учащихся, в их памяти
запечатлеваются правильные образцы.
Большую помощь при обучении фонетики, формированию артикуляции,
для
повышения
мотивации
учащихся
к
изучению
английского
языка
оказывают программы “Профессор Хииггис. Английский без акцента”, “
Английский язык от А до Z”, “Английский язык. Я и моя семья”
Для
подготовки
к
ЕГЭ
использую
“Английский
язык.
Экспресс-
подготовка к экзамену” и другие обучающие программы. Очень интересная
обучающая программа по английскому языку “Учись учиться”(национально –
региональный компонент о Республике Саха ( Якутия)
На
основе
тестовых
и
игровых
компьютерных
программ
с
использованием
визуальной
наглядности
можно
достичь
расширения
пассивного
и
потенциального
словарей
обучаемых;
оказание
справочно-
информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора
синонимов и антонимов). Упражнения для овладения лексикой, грамматикой
и синтаксисом. Возможны такие виды работы, как:
упражнения на заполнение пропусков. В случае неверного ответа
возможны следующие варианты развития событий:
запрет
обучаемому
переходить
к
следующему
заданию
или
п
р
е
д
л
о
ж
е
н
и
ю
;
2)
переход
обучаемого
к
следующему
заданию
или
предложению
с
последующей
их
корректировкой,
а
именно
выделение
другим
цветом
правильного
ответа
или
проставление
знака
“крестик”,
означающего
неверный ответ;
упражнения
в
виде
кроссвордов,
где
при
написании
слова
неправильная буква высвечивается серым, а не чёрным цветом;
упражнения в виде игры на составление предложений, во время
которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое после
этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним
перемещённым словом.
упражнения в виде игры “ Охотник “, которая может быть в таких
вариантах:
выстрел
производится
после
аудирования
слова
по
нужной
дефиниции (картинке);
выстрел производится после написания слова.
учащемуся предлагается соотнести два списка иностранных слов и
установить пары синонимов или антонимов;
учащемуся
предлагается
список
иностранных
слов
и
перечень
дефиниций этих слов. От учащегося
требуется соединить каждое слово с
соответствующей ему дефиницией (картинкой);
упражнения “Найди ошибку“, в котором предлагается исправить то
или иное слово в соответствии с данной ситуацией.
Формирование фонетических навыков говорения; организация общения
в
парах
и
небольших
группах
с
использованием
ролевых
игр
на
базе
симулятивно-моделирующих
программ.
Умение
сообщить,
объяснить,
одобрить, убедить, поздравить, дать описание и т.д. Учащимся предлагаются
сайты по определённой тематике, связанной с изучаемой в УМК темой.
Например, при изучении темы «Лондон» учащиеся совершают виртуальное
путешествие
по
городу
и
рассказывают
о
том,
что
они
видят.
Может
осуществляться парная работа, при которой учащиеся разыгрывают диалог
между жителем Лондона или гидом и приезжим.
В заключении хотелось бы еще раз отметить, что компьютерные игры на
уроках английского языка (и во внеурочной деятельности при подготовке к
урокам и самообразовании) – отличный помощник учителя, который нельзя
недооценивать,
но
не
следует
применять
их
только
ради
новизны.
Неправильное использование этого средства может привести к демотивации
как учителя, так и его учеников.
Очевидно, что одна из важных проблем, существующих в методике
обучения
иностранным
языкам
-
это
проблема
организации
обучения
с
использованием
игровой
методики.
Использование
игры
на
уроках
иностранного языка имеет значение для приобретения новых представлений
или формирования новых умений и навыков. Игра имеет большое значение
для
развития
мотивационно-потребностной
сферы
учащегося.
Таким
образом,
педагогический
потенциал
любой
игры
состоит
в
том,
чтобы
вызвать у школьников интерес, стимулировать их умственную и речевую
активность,
направленную
на
закрепление
новых
лексических
единиц,
создавать атмосферу соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того
или иного упражнения. Использование различных игровых приемов на уроке
также способствует формированию дружного коллектива в классе, так как
каждый
ученик
в
игре
имеет
возможность
взглянуть
на
себя
и
своих
товарищей со стороны.
Для учителя же главное помнить, что игра – лишь элемент урока, и она
должна служить достижению дидактических целей урока.
Литература
1.
Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева - М.: Просвещение
2.
Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-
41.
3.
Выгодский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
4.
Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам.
Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез - М.: Издательский центр «
Академия», 2005.
5.
Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007.
6.
Жукова, И. В. Дидактические игры на уроках английского языка / И. В. Жукова //
Первое сентября. Английский язык, 2006.
7.
Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. (в
вопросах и ответах). СПБ., 2001.
8.
Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка. ИЯШ,
№4, 2002. с. 73-78.
9.
Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1985.
10. Нелунова Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении
иностранному языку в школе. Якутск, 2006.
11. Нелунова Е.Д. К проблеме компьютеризации обучения иностранным языкам.
Якутск, 2004.
12. Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога М., 2005, с. 152-159.
13. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка
-потребность времени.ИЯШ,№5, 2005
14. Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий. ИЯШ, №6, 1997., с 2-7.
15. Потапова Р.К. Новые информационные технологии и филология. СПБ., 2004.
16. Протасеня Е. П. Компьютерное обучение: за и против. ИЯШ, №3, 1997
17. Самылина Т. И. , Фомина Н. А. Обучение дошкольников иностранному языку с
помощью компьютера. ИЯШ, №4, 2003. с. 52-56.
18. Соловова, Е. В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е.
В. Соловова - М.: Просвещение, 2005.
19. Степанова, Е. Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / Е. Л.
Степанова // ИЯШ. - 2004.
20. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин - М.:
Просвещение, 1984.
21. Телицина Т. Н. Использование компьютерных программ на уроках английского
языка. ИЯШ, №2. 2002.
22. Ушакова С. В. Компьютер на уроках английского языка. ИЯШ, №5, 1997г с. 40-41.
23. Хайдаров, Ж. С., Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии / В.
М. Филатов, П. И. Пидкасистый - М., 1996..
24. Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексики в начальной
школе. ИЯШ, №2, 2002. с. 43-47.
25. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение
Интернет – ресурсы по английскому языку:
sch130.nsc~eva/lesson/London/index.htm
nationalgallery
english-to-go
timesonline.co.uk/
eviews
carolinebrownlisteninglessonsfamily/menu.php
songsforteaching
anglik/songlyricsindex.htm mp3lyrics/
indianchildMusic/download_english_songs_music.htm
earthcam
September11News
thebritishmuseum.ac.uk/compass/
english-hilfen.de
English-test
english.language
sch130.nsc~eva/proverbs/index.htm
sch130.nsc~eva/abc
sch130.nsc~eva/akademgorodok