Напоминание

"Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Кравченко Татьяна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад №26 ОАО"РЖД"
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Формирование представлений о здоровом образе жизни

у детей старшего дошкольного возраста»


Кравченко Татьяна Евгеньевна, воспитатель ЧДОУ «Детский сад №26 ОАО «РЖД» Быть здоровым - естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Так или иначе, но наиболее значимым фактором, определяющим здоровье человека, является его образ жизни, т.е. режим труда и отдыха, физическая и умственная активность, питание, закаливание, культура отношений в общении, вредные привычки. Образ жизни закладывается с детства, может способствовать сохранению и развитию здоровья ребенка, а может не только провоцировать снижение потенциала здоровья человека, но и быть причиной сокращения генетически предопределенной продолжительности его жизни. Задача раннего формирования навыков и привычек здорового образа жизни является актуальной и значимой в современных условиях, ведь педагоги сталкиваются с проблемой: ослабленное здоровье детей, низкий уровень их физического развития и т.д. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст.51), "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. По данному направлению определила ряд задач: - формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья; - воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть больше овощей, фруктов, мыть руки после каждого загрязнения, не злиться и не волноваться, быть доброжелательным, больше бывать на свежем воздухе соблюдать режим; - помочь овладеть устойчивыми навыками поведения; - развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
- вырабатывать навыки правильной осанки; - обогащать знания детей о физкультурном движении в целом; - развивать художественный интерес. Физкультурно-оздоровительная деятельность в ДОУ включает в себя создание системы двигательной активности: утренняя гимнастика (ежедневно); физкультурные занятия; музыкально - ритмические занятия; прогулки с включением подвижных игр; оздоровительный бег; пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов) зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях) оздоровительная гимнастика после дневного сна; физкультминутки и паузы; эмоциональные разрядки, релаксация; ходьба по массажным коврикам; спортивные досуги, развлечения, праздники. Для знакомства детей с основными принципами здоровьесбережения и формирования представление о своем теле, о необходимости заботы о своём здоровье разработала серию игровых занятий «Здоровячки», составила тематическое планирование по данной теме. В своей работе использую модели общеразвивающих упражнений, алгоритмы подвижных игр, мнемотаблицы и коллажи валеологического содержания, фильмы и слайды о спорте, активном отдыхе, пособия для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, правилам ухода за своим телом, культурой и безопасностью приёма пищи. Обучение организовываю не только на непосредственно образовательной деятельности по физической культуре, но и во всех режимных моментах, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме. Формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных задач при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. С этой целью провожу цикл занятий « В гостях у Мойдодыра», где подвожу детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела и опрятность важна не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих. Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям. С этой целью
провожу беседы с детьми о рациональном питании, о соблюдении правил питании, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Одним из основных направлений в работе детского сада является работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение. Проблемы охраны здоровья и воспитания могут успешно решаться при совместных действиях, взаимном доверии и понимании между родителями и персоналом детского сада. Вместе с родителями провожусовместные праздники и развлечения, родительские собрания провожу в нетрадиционной форме, (КВН, семинары-практикумы, в форме семейных встреч).На каждом собрании использую презентации или видеофильмы из жизни нашей группы, д/с. На днях открытых дверей родители могут познакомиться с организацией питания, дневного сна, прогулок, закаливания, присутствовать на любом образовательном моменте. В уголках для родителей помещаю информацию практической направленности, привожу интересные факты, даю рекомендации специалистов по вопросам оздоровления детей: «Профилактика плоскостопия», «Режим и его значение в жизни ребенка», «Растим вместе здорового ребенка» и т.д. В ходе реализации воспитательно-образовательного процесса, у детей сформированы необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, используют полученные знания в повседневной жизни.
Литература:
1. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада – Москва, 2004. 2. Шарыгина Т.А. Беседы о здоровье. Методическое пособие.- Москва, 2007. 3. Нищева Н.В. О здоровье дошкольников родителям и педагогам. – Санкт- Петербург, 2006.


В раздел образования