"Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Кравченко Татьяна Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад №26 ОАО"РЖД" Населённый пункт: г. Мурманск Наименование материала: статья Тема: "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
«Формирование представлений о здоровом образе жизни
у детей старшего дошкольного возраста»
Кравченко Татьяна Евгеньевна,
воспитатель
ЧДОУ «Детский сад №26 ОАО «РЖД»
Быть здоровым - естественное стремление человека. Здоровье означает не
просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное
благополучие.
Так или иначе, но наиболее значимым фактором, определяющим
здоровье человека, является его образ жизни, т.е. режим труда и отдыха,
физическая и умственная активность, питание, закаливание, культура
отношений в общении, вредные привычки.
Образ жизни закладывается с детства, может способствовать сохранению
и развитию здоровья ребенка, а может не только провоцировать снижение
потенциала здоровья человека, но и быть причиной сокращения генетически
предопределенной продолжительности его жизни.
Задача раннего формирования навыков и привычек здорового образа
жизни является актуальной и значимой в современных условиях, ведь
педагоги сталкиваются с проблемой: ослабленное здоровье детей, низкий
уровень их физического развития и т.д.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных
стратегических задач развития страны. Она регламентируется и
обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ
"Об образовании" (ст.51), "О санитарно - эпидемиологическом благополучии
населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по
обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении
основных направлений государственной социальной политики по улучшению
положения детей в Российской Федерации" и др.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском
саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из
главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
По данному направлению определила ряд задач:
- формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть -
плохо; о некоторых признаках здоровья;
- воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть больше
овощей, фруктов, мыть руки после каждого загрязнения, не злиться и не
волноваться, быть доброжелательным, больше бывать на свежем воздухе
соблюдать режим;
- помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
- развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
- вырабатывать навыки правильной осанки;
- обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
- развивать художественный интерес.
Физкультурно-оздоровительная деятельность в ДОУ включает в себя
создание системы двигательной активности:
утренняя гимнастика (ежедневно);
физкультурные занятия;
музыкально - ритмические занятия;
прогулки с включением подвижных игр;
оздоровительный бег;
пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих
занятиях)
оздоровительная гимнастика после дневного сна;
физкультминутки и паузы;
эмоциональные разрядки, релаксация;
ходьба по массажным коврикам;
спортивные досуги, развлечения, праздники.
Для знакомства детей с основными принципами здоровьесбережения и
формирования представление о своем теле, о необходимости заботы о своём
здоровье разработала серию игровых занятий «Здоровячки», составила
тематическое планирование по данной теме.
В своей работе использую модели общеразвивающих упражнений,
алгоритмы подвижных игр, мнемотаблицы и коллажи валеологического
содержания, фильмы и слайды о спорте, активном отдыхе, пособия для
формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, правилам
ухода за своим телом, культурой и безопасностью приёма пищи.
Обучение организовываю не только на непосредственно
образовательной деятельности по физической культуре, но и во всех
режимных моментах, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на
принятие решения по этой проблеме.
Формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного
возраста является одной из самых актуальных задач при воспитании детей
этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и
организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья,
физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры
поведения. С этой целью провожу цикл занятий « В гостях у Мойдодыра»,
где подвожу детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела и
опрятность важна не только для охраны личного здоровья, но и здоровья
окружающих.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного
питания. Питание, как известно, является одним из факторов,
обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий
уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям. С этой целью
провожу беседы с детьми о рациональном питании, о соблюдении правил
питании, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
Одним из основных направлений в работе детского сада является
работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение. Проблемы
охраны здоровья и воспитания могут успешно решаться при совместных
действиях, взаимном доверии и понимании между родителями и персоналом
детского сада. Вместе с родителями провожусовместные праздники и
развлечения, родительские собрания провожу в нетрадиционной форме,
(КВН, семинары-практикумы, в форме семейных встреч).На каждом
собрании использую презентации или видеофильмы из жизни нашей группы,
д/с. На днях открытых дверей родители могут познакомиться с организацией
питания, дневного сна, прогулок, закаливания, присутствовать на любом
образовательном моменте.
В уголках для родителей помещаю информацию практической
направленности, привожу интересные факты, даю рекомендации
специалистов по вопросам оздоровления детей: «Профилактика
плоскостопия», «Режим и его значение в жизни ребенка», «Растим вместе
здорового ребенка» и т.д.
В ходе реализации воспитательно-образовательного процесса, у детей
сформированы необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу
жизни, используют полученные знания в повседневной жизни.
Литература:
1. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и
познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада –
Москва, 2004.
2. Шарыгина Т.А. Беседы о здоровье. Методическое пособие.- Москва, 2007.
3. Нищева Н.В. О здоровье дошкольников родителям и педагогам. – Санкт-
Петербург, 2006.